Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦИЯ 6 ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





 

Высшая нервная деятельность человека и животных обнаруживает индивидуальные различия (и подчас довольно резко выраженные). Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности проявляются в различной скорости образования и упрочения условных рефлексов, в различной скорости выработки внутреннего торможения и в различной работоспособности корковых нейронов. Для каждого индивидуума является характерной определенная комбинация основных свойств корковой деятельности, чем и определяется индивидуальная особенность высшей нервной деятельности. Такая определенная совокупность основных свойств корковой деятельности и получила название типа высшей нервной деятельности. Впервые в истории науки данным вопросом заинтересовался древнегреческий ученый, врач, заложивший основы современной медицины, Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.). Он был довольно наблюдательным человеком и замечал, что люди по типу своих реакций на те или иные жизненные ситуации подразделяются на четыре типа. Такую природу индивидуальных особенностей поведения человека он назвал темпераментом (temperamentum – определенное соотношение, соразмерность). По умозрительному представлению Гиппократа темперамент определяется соотношением тех или иных жидкостей («жизненных соков»), которые находятся в организме человека. Гиппократ выделял четыре жидкости: желчь (chole), живая кровь (sangvis), слизь (phlegma) и черная желчь (melan chole). Так если у человека преобладает желчь, то это холерик (холерический тип темперамента). Люди этого типа характеризуются несдержанностью, лѐгкой возбудимостью, вспыльчивостью, некоторой нервозностью. Это – энергичные, увлекающиеся люди, смелые в суждениях, склонные к решительным действиям (часто опрометчивым), не знающие меры в работе, легко идущие на конфликт, бескомпромиссные, часто бывают случаи аффективных и агрессивных реакций. У них хорошая память, но кратковременного типа. Если у человека преобладает живая кровь – это сангвиник (сангвинический тип темперамента). Люди этого типа отличаются сдержанностью характера, большим самообладанием, но в тоже время для них характерна энергичность, активность, настойчивость и решительность. Сангвиники обладают исключительной работоспособностью. Это живые, любознательные люди, всем интересующиеся и довольно разносторонние в своей деятельности, в своих интересах. Отличительная черта сангвиников – высокий уровень адаптации. Они легко приспосабливаются ко всяким изменениям в жизни, не боятся резких перемен, быстро перестраивают свои привычки и образ жизни, обладают хорошей памятью. Если у человека преобладает слизь – это флегматик (флегматический тип темперамента). Люди это типа выделяются своей медлительностью, исключительной уравновешенностью, спокойствием и ровностью в поведении. Они отличаются постоянством привычек (иногда до педантизма), постоянством привязанностей. Обладают высоким уровнем работоспособности, выносливы, настойчивы. Обладают хорошей долговременной памятью. Значительный минус данного темперамента – низкий уровень адаптации к изменяющимся условиям жизни. Они с трудом меняют своѐ отношение к действительности. Довольно сложно и долго адаптируются, например, к новому рабочему или учебному коллективу, к каким-то новым обязанностям и т.п. Если у человека преобладает черная желчь – это меланхолик (меланхолический тип темперамента). Отличительной чертой в поведении людей этого типа является робость, замкнутость, слабая воля, нерешительность, боязливость. Они обладают повышенной чувствительностью. Это «ведомые» люди – их легко уговорить, соблазнить, подбить на преступные действия и т.п. Для них характерен пессимистический взгляд на жизнь. Они быстро утомляются, у них плохая память.Настоящая природа темперамента была раскрыта И.П. Павловым в 1927 г. В своих докладах «Здоровое и больное состояние больших полушарий» и «Тормозный тип нервной системы собак» впервые указывает на силу возбуждения и торможения как на критерий классификации типов высшей нервной деятельности. Многочисленные наблюдения и специальные опыты на лабораторных животных убедительно показали, что разные темпераменты есть не что иное, как проявление индивидуальных различий в свойствах протекания возбудительных и тормозных процессов в высших отделах мозга. Проводя эксперименты на большом количестве лабораторных собак, И.П. Павлов обратил внимание на то, что собаки обладали разной скоростью образования и торможения условного слюноотделительного рефлекса. Это свидетельствовало о различии у животных основных свойств возбуждения и торможения. И.П. Павлов выделил три свойства нервных процессов:

1) сила нервных процессов – это свойство центральной нервной системы адекватно отвечать на сильные и сверхсильные раздражители;

2) подвижность нервных процессов – это свойство нервных клеток коры головного мозга быстро переходить из состояния возбуждения в торможение и наоборот;

3) уравновешенность нервных процессов – это состояние баланса в коре головного мозга процессов возбуждения и торможения.

В 1935 г. И.П. Павлов в статье «Общие типы высшей нервной деятельности человека и животных» представил научно-обоснованную классификацию типов ВНД. Он выделил три сильных и один слабый тип ВНД. Сильные типы отличаются друг от друга по уравновешенности и подвижности:

1) Сильный, подвижный, неуравновешенный (холерик). Резкое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. У людей и животных этого типа быстро вырабатываются условные рефлексы, но с трудом вырабатываются различные виды внутреннего торможения. Наблюдается процесс иррадиации возбуждения в коре головного мозга. Дифференцировки легко растормаживаются.

2) Сильный, подвижный, уравновешенный (сангвиник). Характерна большая подвижность нервных процессов. У людей и животных этого типа быстро вырабатываются и быстро затормаживаются условные рефлексы. Легко вырабатываются все виды внутреннего торможения. Ярко выражены явления положительной и отрицательной индукции, благодаря чему ограничивается чрезмерная иррадиация нервных процессов, быстро сменяясь их концентрацией. Значительная подвижность нервных процессов обуславливает возможность быстрого и легкого перехода корковых нейронов от возбуждения к торможению и обратно. Легко и быстро осуществляется переделка динамического стереотипа, а так же сигнального значения условных раздражителей.

3) Сильный, неподвижный (инертный), уравновешенный (флегматик). Для данного типа характерна малая подвижность корковых процессов. Условные рефлексы вырабатываются очень медленно, но образовавшиеся временные нервные связи являются довольно прочными (низкая скорость торможения условных рефлексов). С большим трудом осуществляется у людей и животных этого типа переделка динамического стереотипа и сигнального значения условных раздражителей.

4) Слабый тип (меланхолик). Характеризуется малой работоспособностью корковых клеток. У людей и животных этого типа условные рефлексы вырабатываются очень долго, и временные нервные связи являются крайне непрочными. Условные рефлексы легко подвергаются внешнему торможению под влиянием посторонних раздражителей. При повторных действиях, даже умеренных по силе условных раздражителей (и тем более при действии сильных раздражителей) легко развивается запредельное торможение. У людей и животных данного типа легко развивается только безусловное торможение корковых клеток (внешнее и запредельное). Внутреннее торможение во всех его видах вырабатывается с трудом. Но стоит учитывать тот факт, что «чистых» типов высшей нервной деятельности не бывает. Каждый человек или животное в той или мере совмещает в себе различные типы высшей нервной деятельности с заметным преобладанием одного из четырех.


 

ЛЕКЦИЯ 7 НАУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ

Научениеэто приспособительное изменение поведения, обусловленное индивидуальным опытом. В данном случае поведение рассматривается здесь как активность организма в целом, находящаяся под контролем центральных систем. Выделяют три группы научений: 1) Простые формы научений: а) привыкание – это ослабление поведенческой реакции при повторных предъявлениях сигнала. Реализуется данный вид научения на уровне рецепторов анализаторов (перестройка мембраны рецепторных клеток). Примерами могут служить привыкание обонятельного и вкусового анализаторов (пресыщение вкусовых рецепторов). б) сенситизация – это усиление рефлекторной реакции под влиянием сильного или сверхсильного стимула. При действии сильного раздражителя возникает общая активация центральной нервной системы по механизму перевозбудимости. Например, при испуге громким звуком возникает бóльшая настороженность и к тихим звукам. 2) Ассоциативные формы научений (данные формы научений основаны на объединении корковых центров сигнала и подкрепления): а) пассивное научение – это классические условные рефлексы, открытые впервые И.П. Павловым (условный слюноотделительный рефлекс на звук или свет т.п.) б) инструментальное научение – это условные рефлексы в процессе реализации которых животное выполняет какую-либо задачу: нажать на педаль, открыть лапой дверцу в клетке и т.п. Впервые инструментальное (оперантное) научение описал в 1898 г. Э. Торндайк и по сути заложил научную основу цирковой дрессировки животных. в) аверсивное (одномоментное) научение («избегание приманки») - это научение избегать приманку или какую-нибудь ситуацию при одномоментном действии сверхсильного стимула. Данный вид научения впервые был описан в 1960-е гг. Гарсией и Кѐллингом. В качестве примера они взяли выработку избегания крысой пищевой приманки при действии сверхсильного болевого стимула. В итоге только одного сочетания определенной пищи и сильной боли крыса в дальнейшем ни разу не выбирала эту пищевую приманку среди других. 3) Сложные формы научений: а) импринтинг (англ. imprinting - запечатление) – процесс, в результате которого у детеныша создается привязанность к одному из родителей. В качестве примера можно привести запечатление образа матери у только что вылупившихся птенцов выводковых птиц. Оно побуждает птенцов следовать за матерью. Импринтинг может реализоваться только в определенный период онтогенеза – сенситивный (чувствительный) период. Впервые описал импринтинг К. Лоренц в 1960-е гг. именно на выводковых птицах. Реакция следования птенца происходит не только за птицей-мамой, но и за любыми движущимися объектами. Если импринтинг не происходит, то нарушается половое и социальное поведение птицы. б) латентное научение – это повторное прохождение лабиринта животным без ошибок. Данный вид научения увеличивает размеры головного мозга, рост числа дендритов, шипиков и синапсов. Это объясняет замечание Ч. Дарвина, что головной мозг диких животных больше, чем у домашних. в) викарное научение – это научение путѐм наблюдения. Если животное наблюдает, как другое животное выполняет какую-либо задачу, то оно в дальнейшем само быстрее научается ее выполнять. Высокая роль викарного обучения у антропоидов и человека (подражание, учеба на чужом опыте, использование конструкций и т.п.). У низших животных викарного научения не обнаружено. С научением тесно связана нервная память. Память необходима для научения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого прошлый опыт накапливается и может становится источником адаптивных изменений поведения. Нервная памятьэто свойство центральной нервной системы фиксировать, хранить и воспроизводить информацию о предметах и явлениях внешнего мира с целью использования данной информации для организации своего адаптивного поведения. Выделяют 3 основных вида памяти – сенсорная, кратковременная и долговременная. Сенсорная память локализуется на уровне рецепторов анализаторов и проявляется в кодировке некой модальности в нервный импульс (например, возбуждение фоторецепторов сетчатки при действии на них света). Кратковременная память характеризуется небольшим временем хранения информации (от нескольких секунд до нескольких суток). С позиции мозговых механизмов кратковременную память называют функциональной, так как происходит обратимое улучшение в работе нейронов (возникновение обратимых физико-химических свойств мембран и динамики медиаторов): обратимо увеличивается скорость проведения нервного импульса, увеличивается выброс медиаторов в синапсах, блокируется обратный захват медиаторов из синаптической щели в терминаль и т.п. Последний механизм хорошо подтверждают случаи употребления психотропных веществ (например, амфитаминов). Так препарат первитин (метедрин) блокирует обратный захват серотонина, что обеспечивает эйфорию и безудержную активность человека. На фоне этих признаков резко улучшаются все параметры кратковременной памяти.

Особого внимания заслуживает теория реверберации (reverberatio – круговое вращение), выдвинутая впервые А. Форбсом (1922) и позднее Р. Лоренте де Но (1934). Суть данной теории в том, что нейроны, ответственные за кратковременную память, образуют нервные ансамбли (сети), в которых имеются круговые связи между нервными клетками. Краткосрочная память реализуется в виде многократной циркуляции потоков нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. При затухании реверберации биотоков происходит постепенное забывание информации. Подобную теорию позднее (1940-е гг.) выдвигали канадский психолог Дональд Хэбб и польский ученый Ежи Конорски. Следует также упомянуть, что данная теория реверберации нервных импульсов легла в основу объяснения механизмов переживания эмоций (Дж. Пейпец, 1937)

В отличие от кратковременной памяти долговременная память хранит следы пережитых событий неопределенно долго. Переход кратковременной памяти в долговременную называется консолидация следов памяти. С точки зрения мозговых механизмов долговременная память, в отличие от кратковременной, называется структурной. То есть, происходят необратимые изменения в функционировании и строении нейронов. Видимо существуют несколько механизмов консолидации памяти: 1) образование новых нервных связей; 2) необратимое облегчение передачи импульсов по существующим синапсам; 3) стойкие физико-химические изменения мембран нейронов (необратимые конформации белков); 4) увеличение числа шипиков на дендритах нейронов; 5) изменение генетического аппарата нервных клеток.

Последний механизм заслуживает особого внимания. Выдвигается предположение, что формирование памятного следа связано с активацией (экспрессией) определенных генов. Это происходит под влиянием ионных сдвигов, отражающих возбуждение нервной клетки при поступлении в нее сигналов. Было показано, что при запоминании происходят изменение структуры молекулы ДНК в нервных клетках. В итоге синтезируются белки, являющиеся субстратом долговременной памяти.

Особое место в исследованиях занимают явления переноса памяти. Начало им положили опыты Мак-Кеннела на плоских червях (белая планария) (1959). Необученных червей (контрольная группа) кормили планариями с предварительно выработанным двигательным защитным рефлексом (опытная группа). В итоге у червей контрольной группы наблюдали ускоренную выработку условного рефлекса. Мак-Кеннел предположил, что «переносчиком» памяти может служить именно РНК.

Опыты проводились и на позвоночных животных, которым вводили экстракт мозга «обученных» животных. В 1965 г. Г. Унгар проводил подобные работы на крысах, причем были получены неоднозначные результаты.

Поиски активного начала мозговых экстрактов привели к выделению из них пептидов, обнаруживающих высокую избирательность своего действия. Так, например, из экстракта мозга крыс, обученных избегать темноту, был выделен пептид, получивший название скотофобин. При введении его необученным крысам они сразу же приобретали этот навык.

Однако концепция переноса памяти не является общепризнанной и требует дальнейших исследований. Что касается вопроса о нейроанатомическом месте локализации кратковременной и долговременной памяти, то многие ученые сходятся на том, что явными «претендентами» на эту роль являются новая кора головного мозга (неокортекс) и гиппокамп. Роль коры головного мозга в процессах памяти очевидна по нескольким причинам. Во-первых, свойство памяти – это высшая (психическая) функция нервной системы, тесно связанная с явлением сознания. Во-вторых, при патологических и травматических процессах в различных областях неокортекса (особенно в лобных и теменных отделах) приводили к резкому ухудшению памяти, вплоть до полной амнезии (черепно-мозговые травмы, старческий склероз, болезнь Альцгеймера и др.). Что касается гиппокампа, относящегося кстарой коре, то имеются ряд исследований, доказывающих его далеко не второстепенную роль в этих процессах. Ещѐ в 1887 г. основатель отечественной психиатрии С.С. Корсаков описал грубые расстройства памяти на текущие события (антероградная амнезия) у больных алкоголизмом. Посмертно у них были обнаружены дегенеративные повреждения гиппокампа. Позднее было показано, что ответы нейронов гиппокампа на афферентные раздражения отличаются большей продолжительностью. Большое значение для интенсивности реакции имеет новизна раздражения. Интересной особенностью синаптического аппарата гиппокампа оказалось способность чрезвычайно длительное время удерживать следы предшествующего раздражения (недели и даже месяцы). В 1973 г. Т.В. Блисс описал феномен потенциации (усиления приходящего возбуждения) в гиппокампе. Он состоял в том, что предварительная стимуляция нейронного пути (пучка аксонов) в гиппокампе облегчала прохождение сигнала по этому пути.

Большой интерес, конечно, вызывает вопрос о механизмах регуляции памяти. В общем случае под регулированием подразумевается процесс поддержания в заданных пределах, каких либо параметров или величин, определяющих работу той или иной системы.

Какие существуют пути регуляции памяти? В отношении долговременной памяти, например, генная инженерия, так как центральный механизм долговременной памяти – изменение ДНК нейронов. Что касается кратковременной памяти, то главный уровень вмешательства – молекулярно-химическое звено. Здесь имеется ввиду фармакологическое вмешательство (биохимические активные вещества, психотропные вещества, аналоги медиаторов мозга и т.п.).

Третьим путем вмешательства в регуляцию памяти является физический уровень – внешнее воздействие в различном диапазоне электромагнитных волн, воздействие слабым постоянным током (поляризация) и влияние магнитных полей.

К системному уровню регуляции памяти относится условно-рефлекторный или поведенческий уровень. При использовании эмоциональных механизмов подкрепления меняется функциональное состояние мозга, обеспечивающее лучшее запоминание информации. Огромную роль играет наличие мотивации к данному процессу.


ЛЕКЦИЯ 8 СОН И СНОВИДЕНИЯ

Вся жизнедеятельность организмов – это ритмические процессы, заключающиеся в колебании физиологической активности систем, составляющих живой организм. Вращение Земли вокруг собственной оси обеспечивает смену дня и ночи и задает цикличность физиологическим процессам (суточные циркадные ритмы) – закономерная смена интенсивности физиологических обменных процессов и поведения в целом. Уровень освещенности – это главный фактор, влияющий на деятельность нервных центров, регулирующих работы различных систем организма.

Сон животных – это адаптация, проявляющаяся в подавлении активности в период наименьшей доступности пищи, угрозы резких колебаний внешних условий (например, температуры окружающей среды) и максимальной опасности со стороны хищников. Сон для человека имеет некое другое значение – восстановление естественной возбудимости корковых нейронов.

Сон характеризуется изменением биоэлектрической активности структур головного мозга, неподвижностью, угнетением тонической иннервации мускулатуры, торможением дыхания, сердечной деятельности и ряда других вегетативных функций. Следует отметить, что сон – это не полное торможение функциональных процессов в нервной системе, а лишь изменение их активности.

Что касается беспозвоночных животных, то их активность испытывает определенные колебания и периодически возникают состояния, похожие на сон. В подобных случаях правильно говорить не о сне как таковом, а о смене периодов активности и покоя.

В эволюции сна позвоночных животных выделяют три этапа в формировании цикла «бодрствование - сон» (И.Г. Карманова, 1977):

1 этап – первичный сон. Этот этап характерен для рыб и амфибий. У них обнаружены формы покоя как первичные адаптации к дневной и ночной освещенности. Дневную и ночную форму покоя у этих животных рассматривают как сноподобные состояния или первичный сон (пассивный отдых). Однако смена покоя и бодрствования не сопровождается у рыб и амфибий характерными изменениями электрической активности мозга, которые проявляются у птиц и млекопитающих.

2 этап – промежуточный сон. Этот этап характерен для рептилий. Суточная периодичность смены бодрствования и покоя становится более четкой. У них появляется стадия медленноволнового сна. При этом в структурах головного мозга появляются медленные колебания потенциалов в диапазоне 3 – 7 Гц, схожие с «сонными потенциалами» высших животных.

3 этап – двустадийный сон. Характерен для птиц и млекопитающих. В структуре сна появляются две стадии – медленноволновая и парадоксальная. По показателям поведения, вегетативных реакций и электрических потенциалов мозга у птиц и млекопитающих появляется истинный сон.

Что касается человека, то взрослый обычно спит 7 – 8 ч в сутки, однако в течении онтогенеза время сна значительно меняется. Новорожденные дети спят почти всѐ время, ребенок 3 – 5 мес – 17 – 18 часов, 2 – 3-х летние дети – примерно 12 часов, в 7 – 8 лет дети спят 9 – 10 часов и начиная с пубертатного периода устанавливается «взрослое» время сна. В пожилом и старческом возрасте время сна уменьшается, в связи с наличием бессонницы.

С возрастом не только уменьшается время сна, но и заметно уменьшается доля парадоксальной фазы сна по отношению к медленноволновой.

Что касается динамики электрической активности мозга в процессе развития и течения сна у человека, то в 1937 г. А. Лумис, Е. Харвей и Хобарт предложили классификацию стадий сна на основе изменения уровня сознания и формы электроэнцефалограммы (ЭЭГ). К описанным стадиям затем добавили стадию «быстрого» сна (А. Азеринский, К. Клейтман, 1953), названую позднее стадией «быстрых движений глаз» (В. Демент, К. Клейтман, 1957). В англоязычной научной литературе она обозначается как REM (от англ. rapid eye movement). В 1967 г. ученый М. Жуве дал этой стадии ещѐ одно название – парадоксальная стадия сна. Изменения ЭЭГ человека при развитии сна

Бодрствование – исходная для засыпания, преобладает альфа-ритм (8 – 12 колебаний в секунду), характерный для состояния спокойного бодрствования.

Фаза 1 – сонливость, преобладают низковольтные колебания разной частоты.

Фаза 2 – поверхностный сон, в ЭЭГ появляются веретенообразные группы колебаний с частотой 12 – 14 колебаний / с и отдельные медленные волны.

Фаза 3 – углубление сна, появляются гигантские (200 – 300 мкВ) медленные волны дельта-ритма с частотой 1 – 3 колебаний / с.

Фаза 4 – глубокий сон, непрерывные ряды медленных волн дельта-ритма.

БДГ-фаза (парадоксальная) – глубокий сон, сопровождаемый вздрагиванием, движениями глазных яблок, сновидениями; в электроэнцефалограмме – десинхронизация, напоминающая реакции внимания при бодрствовании, но более высокой частоты (до 40 колебаний / с)

. Во время сна могут возникать сновидения. Исследования последних лет говорят в пользу того, что сновидения могут быть не только в парадоксальную, но и в медленноволновую стадию сна.

Причины сновидений интересовали человека всегда. В древности сновидениям придавали мистическое объяснение. Суть их заключалась в том, что во время сна душа покидает тело и странствует в потустороннем мире, общается с душами умерших, с богами и т.п. Но уже Гиппократ в IV в до н. э. говорил о том, что сновидения – это продукт деятельности головного мозга.

В современном понимании сновидения – это образы внешнего мира в искаженной форме. Как писал И.М. Сеченов «в сновидениях есть только то, что когда-то прошло через наши органы чувств». Так, например, глухонемые люди видят сновидения «без звука», а у слепых от рождения отсутствуют зрительные сновидения.

Мозговой механизм сновидений по данным современной физиологии сводится к следующему: за время бодрствования впечатления от пережитых событий оставляют в памяти глубокий эмоциональный след. Когда мы засыпаем, кора головного мозга переходит в состояние общего торможения и на фоне этого торможения эмоциональные очаги памяти являются источником локального растормаживания корковых зон и в сознании всплывают яркие картинки и образы. Чем больше эмоциональные очаги в памяти, тем сильнее растормаживание.

Все люди видят сны. Сны возникают примерно 4-6 раз за ночь, но есть один общеизвестный факт: при просыпании человек или очень отчетливо помнит сон или совсем не помнит. Это связано с тем, в какую стадию сна проснулся человек. Если он проснулся в стадию парадоксального сна, то он очень хорошо, с мельчайшими подробностями помнит сон, а если – в стадию медленного сна, то сон, либо вообще не помнит или помнит его очень смутно, «размыто».

На тематику снов влияют многие факторы: возраст, пол, социальный статус человека, круг общения, профессия и др.

Довольно интересный взгляд на сновидения выдвигал австрийский психотерапевт Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.)

По Фрейду сновидения – это галлюцинаторное исполнение неких запретных желаний (главным образом, сексуальных и агрессивных). При построении своей теории он исходил из положения, что «бессознательная» сфера и инстинкты господствуют над сознанием и определяют всѐ многообразие психической жизни. Головной мозг З.Фрейд условно подразделял на две части – «бессовестный» мозг (это стволовые отделы, работающие по механизму безусловного рефлекса) и «совестливый» мозг (новая кора головного мозга, главным аспектом ее работы являются произвольные акты торможения различных форм поведения в состоянии бодрствования). С этой позиции новорожденный ребенок является самым «бессовестным», так как в связи с низким уровнем коркового торможения ему совершенно безразличны моральные устои, нравственные принципы, общественные законы и т.п. Главенствующим механизмом в работе его организма являются безусловные врожденные рефлексы («стимул - реакция»). В процессе постнатального онтогенеза ребенка и при наличии правильного воспитания увеличивается тормозная активность горы головного мозга, и он уже может управлять своим поведением, сдерживать свои реакции, поступки.

Согласно З. Фрейду нереализованные, «сдержанные» акты поведения переходят в сферу бессознательного и в той или иной мере подспудно, в «обход» сознания влияют на поведения человека (странные алогичные поступки, описки, оговорки и др.). Обычно это нереализованные сексуальные и агрессивные желания.

Во время сна снимается тормозное влияние коры головного мозга на низлежащие стволовые отделы и в виде сновидений эти желания реализуются.

Структуры, ответственные за состояние сна и бодрствования. Сон и бодрствование обеспечиваются функционированием сложно организованной системы нервных структур. Эта система объединяет ретикулярную формацию продолговатого и промежуточного мозга, неокортекс, отдельные структуры лимбической системы, включая гипоталамус.

Ретикулярная формация ствола мозга была описана ещѐ в XIX веке русским ученым В.М. Бехтеревым (1898) и испанским ученым С. Рамоном-и-Кахалем (1909) как диффузное скопление нейронов, пронизанное многочисленными нервными волокнами и занимающее срединное положение в мозговом стволе. Итальянец Д. Моруцци и американец Г. Мэгун в 40-х годах ХХ века впервые показали «пробуждающий» эффект электрической стимуляции ретикулярной формации ствола мозга. У ненаркотизированных кошек с интактным мозгом электрическая стимуляция ретикулярной формации во время сна через вживленные электроды вызывала поведенческую картину пробуждения (кошка открывала глаза, принюхивалась, настораживалась и т.п.), сопровождающуюся десинхронизацией ЭЭГ. Клиницистам давно известно, что точечные кровоизлияния (геморрагии) в структуре мозгового ствола неизменно проводят к коме, своеобразному болезненному сну.

Как известно, кора головного мозга имеет множественные диффузные возбуждающие проекции из ретикулярной формации ствола мозга. Возможно, по этим путям происходит «включение» пробуждающей активации ретикулярной формации. Особо необходимо отметить роль ядер шва (n. raphes). Это скопления нейронов ретикулярной формации, расположенные по средней линии продолговатого и среднего мозга. В опытах на животных было показано, что локальное разрушение этих ядер приводит к хронической бессоннице животного. Это связано с нарушением серотонинэргической системы.

Другая важная составляющая пробуждающей и поддерживающей бодрствование системы – это неспецифические ядра таламуса. Активируясь ретикулярной формацией ствола мозга, неспецифическая таламическая система влияет на возбудимость коры больших полушарий.

В поддержании бодрствования наряду с ретикулярной формацией и таламусом участвует и лимбическая система. Что касается роли гипоталамуса, то он входит состав лимбической системы и имеет тесные связи с ретикулярной формацией ствола мозга. Повреждение заднего гипоталамуса вызывает у кошек сонливость. Вклад гипоталамуса в активацию мозга определяется прежде всего тем, что в него поступает значительная часть афферентации из внутренней среды организма. Большую роль в бодрствовании организма играет кора головного мозга. Одна из главных функций коры – это осознание и опознание предметов и явлений внешнего мира и организация произвольных актов поведения. Так, при электрической стимуляции областей коры головного мозга у спящих животных наблюдались эффекты их пробуждения.

Теории сна. Теория гипнотоксинов (Р. Лежандр и А. Пьерон, 1910). По их теории за время бодрствования в корковых нейронах накапливаются вредные продукты обмена веществ. В концу дня они приводят к торможению нейронов и возникает сон. За время сна эти метаболиты разрушаются и к утру восстанавливается естественная возбудимость корковых нейронов.

В 1930-е годы К. Экономо (1930) и В. Гесс (1933) выдвигали теорию центров сна. Они предполагали наличие специальных центров мозгового ствола, отвечающих за сон. Но впоследствии эта теория не подтвердилась.

Теория условного торможения (И.П. Павлов, 1922). При изучении условных рефлексов было обнаружено, что выработка различных видов условного торможения может приводить ко сну. С позиции этой теории сон – это внутреннее торможение условных рефлексов. Образовавшийся, вследствие утомления ЦНС, очаг торможения к коре головного мозга постепенно «разливается» (иррадиирует) и захватывает всѐ бóльшие и бóльшие области головного мозга. В итоге наступает сон. Это хорошо видно на примере постепенного засыпания человека.

Теория деафферентации сенсорных систем. Основанием для этой теории явились факты развития глубокого сна у животных с выключенными основными путями поступления сенсорной информации в большие полушария (путем перерезки ствола головного мозга чуть ниже нижнего двухолмия). В подкрепление этой теории приводят описание больного, у которого функционировали из всех органов чувств только один глаз и одно ухо. При их закрытии этот больной засыпал. В обычной жизни перед сном мы минимизируем влияние раздражителей на органы чувств (тишина, выключенный свет, уютная постель и т.п.). Это позволяет коре головного мозга перейти в состояние общего торможения из-за отсутствия тонической импульсации со стороны ретикулярной формации. Как известно, ретикулярная формация ствола мозга получает энергию для возбуждения коры мозга именно от анализаторов. Особенно на неѐ действуют болевые и зрительные стимулы.

Теория неспецифических регуляторов сна и бодрствования (Д. Моруцци, Г. Мэгун, 1949). Основную роль в регуляции сна и бодрствования Д. Моруцци и Г. Мэгун придавали восходящей активации на кору головного мозга со стороны ретикулярной формации ствола головного мозга.В пользу данной теории говорят факты действия нейролептиков на поведение человека. Уже давно в психиатрии применяют такие препараты как аминазин и галоперидол. Механизм их действия сводится к снижению избыточной возбудимости нейронов ретикулярной формации ствола мозга. При воздействии этих препаратов заметно снижаются параноидальные и бредовые явления при шизофрении. При маниакально-депрессивном психозе аминазин и галоперидол снимают фазу буйства. При передозировке данных препаратов наступает многодневный сон, что объясняется значительным подавлением возбудимости ретикулярной формации.

Сноподобные состояния. К таким состояниям сезонная спячка животных и гипноз. При зимней спячке у животных происходит гораздо более глубокое, чем при обычном сне, торможение процессов высшей нервной деятельности. У животного погруженного в спячку полностью прекращается электрическая активность мозга.

Что касается гипноза, то это искусственно вызванный частичный сон, при котором незаторможенными остаются участки высших отделов мозга, что достаточно для контакта с гипнотизером, но недостаточно для осознания происходящего. Внушение при гипнозе приобретают особую силу потому, что они не контролируются всеми остальными заторможенными механизмами сознания. Гипнозу очень легко поддаются люди с сильной и уравновешенной нервной системой, способные к самоорганизации и аутотренингу, а также с ослабленной нервной системой, в которой возбуждение скорее переходит в торможение.

Нарушения цикла «сон - бодрствование». А.Н. Вейн и К. Хехт (1989) предложили следующую классификацию нарушений сна и бодрствования: бессонница (инсомнии), сонливость (гиперсомнии), парасомнии. Одно из самых ярких проявлений парасомнии является сомнамбулизм (лунатизм). Он проявляется тем, что человек во время сна встает, открывает глаза и автоматически совершает хорошо координированные действия. В это время больные не натыкаются на предметы и даже отвечают на вопросы. Однако при этом может совершать опасные действия (выйти в окно, гулять по крыше и др.). Длительность приступа обычно не превышает 15 минут (иногда до 40 минут). Обычно приступ заканчивается возвращением больного в постель и продолжением сна. При утреннем пробуждении имеет место полная амнезия эпизода. Чаще сомнамбулизм возникает в возрасте 5 – 12 лет, с некоторым преобладанием у мальчиков. В настоящее время сомнамбулизм рассматривают как дисфункцию восходящих активирующих систем мозга. Сомнамбулизм можно определить как «двигательный сон», возникающий при локальном растормаживании моторных зон неокортекса.


ЛЕКЦИЯ 9 ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

Эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, потрясаю, волную) - это субъективное отражение человеком или животным значимых для него предметов и явлений внешнего мира. Они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску.

Эмоции могут быть только либо положительными, либо отрицательными. Нейтральных эмоций не бывает. Оба вида эмоций имеют большое з







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.