Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление в боевом порядке.





а) Поддержание боеспособности. 2 Бой требует настолько сильного напряжения нервов и сил человека, что в тяжких его испытаниях разваливаются подчас лучшие войска, а потому естественно с переходом в боевой порядок обратить особое внимание на самые подчас, казалось бы, незначительные вещи, если только они хоть на {124} каплю могут поднять настроение войск, так как ведь этой-то каплей иногда выигрываются сражения.

Конечно, поздно начинать работу по поднятию боеспособности с переходом в боевой порядок и наивно думать, будто для настроения войск достаточно бросить несколько громких фраз в приказе, дать заманчивый политический лозунг, сказать слова ободрения, беря пример с великих полководцев, якобы магически перерождавших такими мерами любые войска в героев.

Однако, те же слова, фразы, лозунги могут действительно сыграть роль, когда они не начинают, а завершают давно ведшуюся работу, когда они являются последней каплей, последними штрихами. И, конечно, речи и приказы великих вождей играли свою роль не сами по себе, а как завершение определенной, заранее проведенной работы. И в этом отношении как перед боем, так и в бою нужна особо напряженная работа по поднятию боеспособности.

Прежде всего надо помнить, что перед боем, перед лицом смертельной опасности человек может переживать особенно сильные муки сомнения и тяготиться вопросом, стоит ли рисковать жизнью из-за тех политических лозунгов, во имя которых ведется война.

А поэтому перед боем и в бою уместнее, чем когда-либо, упоминание о целях войны, если не в виде разъяснений, которые должны даваться раньше, то в виде короткого лозунга, лишний раз подчеркивающего важность и необходимость жертвы жизнью.

Далее, не следует забывать, что стойкость человека в бою тем больше, чем вернее победа, чем меньше шансов быть в числе жертв, а для этого необходимо внушать бойцу веру в несомненность и достижимость победы, вспоминая те бои, где победа была полной и легкой. Однако, отнюдь не следует обманывать бойца неверными сообщениями о противнике, ибо это может привести к разочарованию в самом бою. Вместе с тем в бою надо особенно устранять войска от всего, что может угнетать их настроение: не ставить рядом с пунктами подачи медицинской помощи, не располагать свежие части рядом с потерпевшими только-что жестокое поражение, особенно надо наблюдать за распространителями всяких слухов и паники, умело изолируя их так, чтобы одновременно не привлечь к ним внимания, и т. д. Личный пример презрения к смерти и хладнокровия в панике в эти минуты боя играют особо важную роль.

Перед боем и в бою необходимо особое внимание к поддержанию дисциплины всеми мерами вплоть до особых застав для ловли беглецов и дезертиров. Надо иметь в виду, что перед боем многие лица командного состава, стоя перед лицом смерти, делаются более снисходительными и склонны ослабить свои требования, почему дисциплина незаметно, но в то же время быстро может упасть.

Имея в виду значение кадра, не следует его брать целиком в первый же бой, как это имело место в мировой войне, когда роты вывели в строю по три офицера, по 50—60 унтер-офицеров, а потом не знали, кем их пополнить.

В целях сохранения должного морального настроения не следует в бою перемешивать части, давать им новых неизвестных начальников, а главное составлять сборные отряды, в которых ни начальники, ни подчиненные не знают друг друга. {125}

Следует пользоваться и в боевом положении каждой свободной минутой, чтобы учить войска. Так, Суворов прибыл под Измаил 2 декабря, штурмовал его 11, за это время успел построить в стороне укрепления, подобные измаильским, и проделать ряд упражнений по штурму их со всеми войсками. В 1799 г. в Италии он же успевал на походе переучивать австрийские войска.

Конечно, весьма разнообразны меры поднятия боеспособности войск, всегда своеобразны они не только для различных армий и разных эпох истории одной армии, но даже для разных частей одновременно, ибо каждая часть имеет свое слабое место, которое нуждается в особом внимании перед боем; отсюда требуется для успеха работы прежде всего понимание именно данной обстановки.

б) Руководство действиями войск в боевом порядке. Руководство действиями войск в боевом порядке является самым трудным видом управления — тем настоящим испытанием, которое держат и начальники, и войска в отношении умения действовать искусно и согласно, несмотря на все противодействие противника.

Трудность руководства заключается в наличии этого противодействия и в том большом протяжении по фронту и в глубину, которое занимает всякая войсковая часть в боевом порядке и которое затрудняет работу службы связи. Особые трудности руководство представляет в наступательных действиях маневренной войны, когда подвижность обоих противников создает иногда особо тяжелую обстановку для предвидения.

При этом руководстве надо иметь в виду следующее:

1. Предугадать, что будет делать противник в бою, все равно почти невозможно, поэтому надо руководствоваться в своих действиях планом своего начальника, учитывая не то, что делает противник, а что он может сделать для противодействия именно этому плану, и беря при-этом для него самые выгодные, а для себя самые невыгодные данные.

2. Следует помнить, что основою всех действий в бою является та часть маневра, которая заключается в движении и по которой эначит строится все остальное. Для успеха же маневра прежде всего необходимо начальнику дать верное направление, а подчиненным его выдержать.

3. Особое внимание обратить на согласование в маневре огня и движения. Необходимо помнить приэтом, что в современном боевом порядке артиллерия в руках командира полка, а особенно командира дивизии, и пулеметная рота в руках командира батальона являются мощным резервом, при помощи которого эти начальники могут самым серьезным образом влиять на успех действий своих участков, перебрасывая поочередно массированный огонь по своему усмотрению, если только сумеют организовать его должным образом.

4. При ведении боевых действий не может быть равнения на соседа, именно, нельзя допускать оправдания остановки своего наступления или отхода потому, что остановился или отошел противник; свое выдвинутое положение, а также вклинение противника в промежутки должно использовать для удара ему во фланг, а не как предлог для отхода.

5. В боевом порядке невозможно управлять всем, появляясь всюду лично, а необходимо более чем в каком-либо другом действии {126} значительную часть дела переложить на долю инициативы подчиненных, умея так наладить их работу, чтобы, с одной стороны, направить ее к определенной цели, а с другой — не стеснить подчиненных.

6. Серьезное влияние будет иметь на успех управления продуманная организация связи, а в ней умелый выбор наблюдательных и командных пунктов начальников. Не имея возможности окинуть собственным взглядам всего поля боя, ныне начальник должен это сделать при помощи сети наблюдательных пунктов. Каждый из этих пунктов охватывает обычно только часть поля боя, и лишь совокупность всех дает цельную картину.

Отсюда, надо прежде всего уметь выбирать самую сеть наблюдательных пунктов, далее, на каждом иметь толковых наблюдателей, умеющих разбираться в обстановке боя, с соответствующими приборами для наблюдения и записи их наблюдений, обеспечить надежную связь наблюдательных пунктов с собою и их работу во время боя, размещая их вне тех мест, где следует ожидать сильного обстрела, устраивая достаточные укрытия; наконец, не желательно, чтобы наблюдения, передаваемые начальнику с этих пунктов, могли бы слышать войска.

В отличие от наблюдательных пунктов командный должен прежде всего давать удобства руководства действиями войск, работой тыла и связи.

Конечно, желательно, чтобы и командный пункт давал обзор местности хотя бы на важнейшем направлении или участке действий, однако, очень невыгодно, если это пойдет в ущерб связи. Мало проку, что начальник видит, если он не может распорядиться и донести об этом.

Мало того, для таких начальников, как командиры дивизий и выше, наблюдение только за одним участком своего фронта иногда может представить серьезный ущерб общему делу, ибо, особенно интересуясь ходом дел в этом направлении, можно потерять общую картину, а увлечься в бою частностями в ущерб делу так легко.

Поэтому командный пункт надо уметь в бою выбрать так, чтобы его легко можно было найти посыльным, чтобы от него легко было держать телефонную связь с войсками, тылом, начальником, соседями, наконец, чтобы он был предохранен от огня противника и разгрома сверху.

Отсюда лишь в низших соединениях, до полка включительно, командный пункт может обладать одновременно и свойствами хорошего наблюдательного пункта: в высших соединениях это возможно лишь в исключительных случаях. На командном пункте обычно располагается и работает штаб, поэтому здесь должна быть соответствующая обстановка для такой работы. Однако, не следует рекомендовать командиру весь бой просиживать на командном пункте; наоборот, он должен обладать достаточной подвижностью, чтобы успеть лично побывать где следует, помня мудрое правило Наполеона: «полководец должен щадить себя в бою, но не жалеть в рекогносцировках». Отдав себе вперед отчет, где надо появиться по ходу боя, начальник сообразно с этим приказывает вперед наладить связь, и тогда он может не быть привязанным к командному пункту.

Районы и полосы действий в боевом порядке указываются пехотным частям, все прочие роды войск, вне зависимости от того, подчинены {127} они или не подчинены пехотному командиру, становятся на участках пехоты. Конечно, пехотный командир не может вмешиваться в работу неподчиненных ему частей, но он обязан знать, кто находится у него на участке, а для этого необходимо, чтобы любая часть — артиллерийская, кавалерийская, броневая, химическая, становясь на участок, сообщала бы пехотному командиру о своем прибытии, задаче и месте расположения, получая от него сведения об установленном в данном районе порядке подобно тому, как в мирное время часть подчиняется начальнику гарнизона. Несоблюдение этих сноровок и отсутствие соответствующих требований в уставе ведет на войне к ряду недоразумений. Так, саперы, находящиеся в распоряжении дивизионного инженера, начинают рубить лес, демаскируя место резерва, или разбирать избу, занятую штабом батальона, артиллерия и обозы не признают воспрещения проезда около расположения резерва, не считая себя подчиненными командиру участка, и т. д.

Наконец, серьезным вопросом руководства войсками в бою является надлежащее обеспечение боевых действий, рассмотрение вопросов коего как в боевом порядке, так и вообще составит предмет изложения следующей главы.

 

 


  {128}  

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.