Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация маршей и совершение их в боевой обстановке.





Марш в боевых условиях нормально является только частью известного маневра, контр-маневра или перегруппировки, предпринимаемых либо для нанесения удара, либо для отражения такового, либо, наконец, для уклонения от боя с целью занять более выгодное положение для последующих действий. В зависимости от цели, с которою предпринимается движение, устав различает: марши наступательные (к противнику) и отступательные (от противника).

Одновременно, в зависимости от направления марша относительно противника, устав делит таковые на фронтальные и фланговые. Таким образом, при строгой классификации приходится различать марши: фронтально-наступательный, фронтально-отступательный, флангово-наступательный, флангово-отступательный и, наконец, просто фланговый. На практике столь точной классификации не делается и обычно различаются только марши: наступательный, отступательный и фланговый.

Наступательный марш имеет целью движение к противнику либо для нанесения ему удара, либо для занятия выгодного рубежа и перехода к обороне. Цель отступательного и флангового марша уклониться от боя для перегруппировки или занятия выгодного положения. С какою бы целью, однако, ни предпринимался марш, задача его всегда остается одна и та же: привести определенное количество войск в определенное место, к определенному сроку, сохранив необходимую степень их боеспособности, внезапно для противника и в порядке построения, удобном для последующих действий, т. е. либо для перехода в боевой порядок и действия оружием, либо для продолжения марша, либо для расположения на месте.

Естественно, что выполнение задачи марша будет зависеть от обстановки, в которой первое место всегда занимал и занимает противник. С этой точки зрения все марши можно разделить на 3 категории: {179}

1. Марши вне возможности столкновения с какими-либо земными частями противника, т. е. совершаемые либо в большом расстоянии от последнего, либо надежно прикрытые своими войсками, прочно занимающими известный фронт.

2. Марши в сфере возможного столкновения с конницей противника, поддержанной артиллерией, бронесилами и пехотой на автомобилях и подводах.

3. Марши в районе возможного столкновения с крупными силами противника, наступающими, обороняющимися, отходящими или совершающими перегруппировку.

Совершение марша в каждом из этих случаев отличается известными особенностями.

В первом случае отсутствие возможности боевого столкновения выдвигает на первое место требование достигнуть определенных пунктов в определенное время при возможном сбережении сил. Марши эти могут быть и очень тяжелы для войск, но в них приходится считаться только: с воздушным врагом, применяющим в числе других и химические средства нападения, шпионажем, наблюдением противника и иногда с обстрелом дальнобойной артиллерией, не считая, конечно, условий местности, времени года, суток, состояния погоды. Возможность столкновения, хотя бы только с разведывательными частями противника, заставляет уже, кроме того, иметь в виду: возможность порчи дорог и заблаговременного химического заражения местности, бои с передовыми частями противника, обстрел дальнобойной артиллерией и борьбу с разными видами разведки противника; в этом случае трудно уже рассчитывать на точность прибытия войск к известному месту.

Наконец, движение в сфере возможного столкновения с крупными силами противника требует, кроме всего прочего, готовности принять упорный бой, развернув все силы, для чего надо быть в состоянии быстро построить боевой порядок, приноровленный к выполнению поставленной задачи и к данной обстановке; здесь менее всего можно рассчитывать на выполнение марша в известный срок.

Марши в значительном удалении от противника, а также марши в условиях возможности боя только с разведывательными частями представляют крайне редкое явление, имеющее место только или в начале войны, или при установлении новых фронтов. Вообще же после первых столкновений быстро устанавливается фронт, в известной мере насыщенный войсками, передвигающийся в ту или другую сторону со скоростью 5—10, 15—20 км в сутки или остающийся на месте, а за этим фронтом совершаются передвижения других войск.

Конечно, в каждом данном случае цель марша, вид маневра, для которого этот марш применяется и, наконец, обстановка определяют боевые требования, предъявляемые организации походного движения. Однако, в общем, при всех перечисленных маршах эти требования сводятся к разрешению следующих вопросов:

1. Каково должно быть направление и фронт марша, дабы обеспечить себе наибольшие выгоды маневра и удобство передвижения, иначе говоря, практически, как избрать дороги для марша?

2. Как по избранным дорогам распределить войска для движения, дабы с наибольшею выгодою выполнить данный маневр или перегруппировку: совершать ли марш несколькими колоннами или одной, какого {180} состава и численности должна быть каждая колонна, какую принять форму построения нескольких колонн: уступную, шахматную, линейную, дабы более обеспечить успех маневра, в какой последовательности вести части войск при марше в одной колонне, какие иметь дистанции в колоннах и интервалы между колоннами?

3. Как рассчитать и организовать самое движение, чтобы выполнить марш к сроку, требуемому маневром или перегруппировкой, возможно сохраняя при этом силы людей и животных, сберегая материальную часть?

4. Как обеспечить марш разведкой, охранением и проч.?

5. Как организовать управление и связь на марше? Разбираясь в каждом из данных вопросов, приходится постоянно

сопоставлять боевые требования, предъявляемые войскам задуманным маневром или перегруппировкой, с той работой, которую могут дать фактически данные войска. Приэтом неизбежен иногда отказ от выгодного, но непосильного маневра, иногда наоборот требование от войск самой напряженной работы.

Установив вопросы, подлежащие разрешению при организации марша, необходимо остановиться на особенностях их разрешения при различных видах маршей и в различных условиях боевой обстановки.

выбор напра- вления марша, ширины фрон- та и дорог.

Направление марша и ширина его фронта нормально указывается свыше на основании задуманного оперативного маневра армии, причем тем соединениям, которые могут двигаться несколькими колоннами, — корпусам и дивизиям,— указывается лишь полоса марша разграничительными линиями, а отдельным колоннам — определенная дорога; впрочем и в последнем случае необходимо давать полосу для разведки и охранения, а также для выбора колонных путей на случай необходимости расчленить колонну. Однако, нельзя при совершении марша ограничиваться свыше только указанием полосы или дороги; изменчивость боевой обстановки требует подчас резкого изменения направления и ширины фронта марша даже по инициативе частных начальников, а эта инициатива будет уместна только в том случае, когда подчиненный ясно представляет себе цель маневра начальника. Зная, например, что целью движения является обход фланга противника и видя в пути, что противник удлинил этот фланг, начальник колонны может, если он знает цель маневра, изменить направление и добиться все-таки обхода, не зная этой цели, конечно, только механически упрется в занятый противником фронт.

Выбор дорог в указанной для марша полосе производится каждым начальником в пределах своих разграничительных линий самостоятельно, с учетом, однако, цели и обстановки марша.

В тех случаях, когда целью марша является совершение его как можно скорее, избегая столкновения с противником, необходимо использовать возможно большее число дорог, не стесняясь, что таковые удалены одна от другой и разделены труднодоступными препятствиями, затрудняющими взаимную поддержку колонн.

Так нормально выбираются дороги при перегруппировках за линией фронта, а также при отступлении и даже при наступлении, если не предвидится встречи с серьезными силами противника.

Наоборот, когда возможна встреча и упорный бой с противником, когда придется его атаковать или через него пробиваться, первым {181} условием должна быть поставлена возможность взаимной поддержки и связи войск, а отсюда дороги колонн не могут быть значительно удалены одна от другой или разделены труднопроходимыми препятствиями.

При совершении маршей, основной целью которых является внезапность, придется часто отказываться от хороших дорог, двигаться узкими лесными тропами и даже без дорог по т. наз. колонным путям, т. е. просто целиною, разведав предварительно проходимость данного направления и произведя необходимые исправления, в виде простейших мостиков и переходов через ручьи, канавы, топкие места.

При совершении фланговых маршей нормально считается нужным иметь три параллельных дороги: для охраняющей части, для колонны главных сил и для обозов, причем эти дороги могут быть разделены труднопроходимыми препятствиями.

Распределе- ние войск по колоннам и по- рядок совер- шения марша.

В былое время, когда бой решался ударом плотной массы и требовалось сосредоточение в одном месте большого числа огневых средств, вследствие их малой дальности, естественным было стремление водить войска в одной большой колонне, возможно уменьшая ее глубину и имея благодаря этому войска в руках.

Ныне с ростом фронтов боевых столкновений и увеличением значения маневра самых мелких частей, наоборот, выгодно производить движение небольшими колоннами на широком фронте: сила современного оружия дает каждой колонне достаточную устойчивость, а большое их число значительно облегчает маневрирование, развертывание, маскировку, наконец, чем меньше колонна, тем легче в ней движение, работа тыла и принятие мер охранения порядка и дисциплины.

Облегчение маневрирований достигается тем, что большое количество мелких колонн захватывает широкий фронт и тем самым даст возможность автоматически охватывать фланги противника или предупреждать охват своих флангов; при параллельном столкновении большое количество мелких колонн облегчает нащупывание слабых мест фронта противника, удобных для удара по ним с целью прорыва.

Маскировка марша облегчается тем, что мелкие колонны труднее найти и обнаружить, а также тем, что, заняв широкий фронт, эти колонны нигде не пропустят земной разведки противника.

Наконец, большое число колонн, уменьшая глубину каждой из них, значительно ускоряет развертывание. Так, при движении одной колонной уставная глубина дивизии будет около 10 километров, а с растяжкой в зависимости от дороги дойдет и до 12—15 километров (без охраняющих частей); отсюда, при возможном фронте боевого порядка дивизии в 4—10 километров, развертывание ее займет 4—5—6 часов, столько же времени возьмет и вытягивание для марша. Та же дивизия, двигаясь на фронте 4—5 километров тремя колоннами, будет иметь глубину каждой колонны всего 4—5 километров и вытянется для марша или развернется в течение всего 11/2—2 часов.

Однако, вместе с тем, расчленение на 2—3 колонны сильно затрудняет управление колонной, а при большой насыщенности фронта войсками далеко не всегда удается предоставить дивизии даже две, не говоря уже о трех дорогах. {182}

Отсюда при изучении маршей необходимо остановиться на особенностях марша как одной, так и несколькими колоннами, учитывая, что полк почти всегда будет двигаться одной, а корпус несколькими колоннами.

 

Черт. 18. Схема наступательного марша дивизии двумя колоннами.

 

а) Марши в нескольких колоннах. Выбрав несколько дорог для движения, конечно, не следует равномерно распределять войска между ними. Принцип экономии сил и здесь должен соблюдаться. Так, при отсутствии вероятности столкновения с противником, войска приходится {183} распределять между дорогами сообразно качеству последних и удобств маскировки. В случае возможного столкновения на марше распределение должно соответствовать будущему боевому порядку, причем недостаточно только делать одни колонны сильнее, намечая их в ударную группу, а другие — слабее, предназначая в сковывающую группу, надо еще правильно решить, в каком порядке — линейном, уступном, шахматном— вести колонны.

При марше колоннами, головы которых идут на одной высоте, достигается одновременный удар в сторону фронта всеми силами или одновременный уход от опасности.

Зато в этом случае трудна перемена направления и не будут обеспечены фланги.

Осаживая одни колонны и выдвигая другие, начальник получает больший простор маневру, возможность комбинировать свои удары и совершать нужные перегруппировки. Зато этим затрудняется согласованная работа начальников отдельных колонн, от которых потребуется широкая инициатива и понимание цели маневра и обстановки.

Трудно такое движение и для войск, если они не особенно уверены во взаимной выручке и передние опасаются, что идущие сзади на уступе несвоевременно или вовсе не придут на помощь. В результате, передние инстинктивно замедляют движение, и уступов или вовсе не получается или они имеют нежизненный характер. Так, в октябре и ноябре 1914 г. при наступлении в Восточную Пруссию все стремления командования X армии провести движение корпусов уступами разбились о тяготение войск стать локоть к локтю: части, которые должны были находиться на 3—4 км впереди фланга соседа, часто на деле оказывались уступом сзади на той же дистанции; враг был слишком ловок, проворен, энергичен, чтобы можно было надеяться на обеспечение своего фланга соседом, идущим сзади в нескольких километрах и склонным к остановкам при первых же выстрелах, вместо энергичного движения вперед на выручку, за которое немцы уже не раз наказывали того, кто к нему стремился. Еще труднее добиться уступного положения при отступательном марше, когда в каждом так сильно желание уйти от грозящей опасности. Поэтому, как ни выгодно по маневренным соображениям движение уступами и в шахматном порядке, но на практике оно по плечу лишь хорошо настроенным и подготовленным войскам, иначе задние никогда не поспеют на выручку передних, а вся вина неудачи будет сваливаться на эти «проклятые уступы».

Решение, двигаться ли в линию или уступами, тесно связано также с вопросом, какие иметь интервалы между колоннами и дистанции в колоннах. Интервалы естественно определяются соображениями взаимной поддержки и наличием дорог. Нормальные дистанции между войсковыми частями на марше указываются боевым уставом, однако, желание добиться лучшей маскировки марша от наблюдения сверху заставляет эти дистанции увеличивать.

При распределении по колоннам различных родов войск следует иметь в виду следующее: если только столкновение с противником по обстановке невозможно, то желательно каждую отдельную колонну или хотя бы ее эшелоны составлять из одного рода войск, облегчая этим движение. Особенно важно всегда вести отдельно конницу от {184} пехоты, автомобильные, броневые и химические войска отдельно от прочих. Тем не менее, каждая колонна, из кого бы она ни состояла, должна быть обеспечена зенитными и химическими средствами защиты, необходимым обозом, а также инженерными силами и средствами на случай порчи пути как от собственного прохождения, так и от разрушения неприятельскими самолетами.

При вероятности столкновения с противником отдельными колоннами и эшелонами могут двигаться лишь те роды войск, в которых не сразу может явиться надобность в бою.

Так, Полевой устав указывает, что артиллерия, не входящая в состав стрелковых дивизий, броневые, инженерные1 и технические части должны следовать отдельными эшелонами, в нужных случаях с прикрытием, и лишь некоторые из этих частей могут входить в состав войсковых походных колонн.

В остальном при распределении войск по колоннам в условиях возможности столкновения необходимо держаться следующего. Конница с конной артиллерией и в этом случае следует отдельно от пехоты, но в каждой пехотной колонне должны быть небольшие конные части для обслуживания последней.

Инженерные части, как обеспечивающие непрерывность марша исправлением дороги, следует придавать каждой колонне и эшелону, особенно усиливая ими головные и охраняющие части.

Зенитные, химические и санитарные средства необходимы в каждой колонне, передвигающейся даже в глубоком тылу.

Химические части — газометные, газобаллонные и огнеметные — всегда следуют особыми колоннами и эшелонами во избежание опасности для собственных войск.

Автомобильные части и бронемашины при малейшей возможности должны следовать особыми дорогами, обычно шоссе, по особому расписанию, указываемому свыше и составленному так, чтобы не произошло их столкновения с войсками.

Если автомобили регулярно работают на каком-нибудь шоссе, то использование такового войскам воспрещается, и пересекать шоссе последние могут лишь с особого разрешения в известных местах, в определенные часы.

В тех случаях, как, например, перед боем, когда автомобильные отряды и взводы бронемашин могут придаваться колонне, таковые следует вести: бронемашины в составе смешанных развед. отрядов или между охраняющей частью и главными силами; автомобильные отряды или будут выдвигаться вперед с пехотою, предназначенной в состав развед. отрядов, или следуют перекатами в хвосте общей колонны; танки всегда перевозится по железной дороге и лишь последний переход перед вводом в бой делают самостоятельно, для чего необходима предварительная тщательная разведка направления их движения, дабы, с одной стороны, они сами не застряли в вязком грунте, а с другой — своим движением не испортили дорог, которыми пользуются прочие войска.

Авиационные части всегда передвигаются отдельно от войск, совершая передвижение после двух-трех войсковых переходов. {185}

Приэтом самое передвижение может совершаться ими только после выбора нового аэродрома и его подготовки. Согласно уставу, самолеты переходят лётом не более 100—150 км, дабы не терять связи с базою, передвигающейся по земле, и техническим персоналом; персонал и база — по земле, используя жел. дороги и автомобили, причем это движение не может производиться в любое время по своему усмотрению, а должно быть заблаговременно согласовано с движением войск, иначе можно рисковать, что автомобили упрутся где либо в сплошную стену обозов, а на железных дорогах не окажется в нужную минуту необходимого состава, и в результате на новый аэродром прибудут одни самолеты, неспособные к работе без своей базы.

б) Движение одной колонной представляет значительные выгоды для управления и удобно для перемены направления. Зато крайне невыгодно при движении сил больше полка, именно: замедляется развертывание, облегчается наблюдение со стороны воздушного противника и нападение с воздуха, затрудняется самое движение, вытягивание колонны, одним войскам приходится выступать слишком рано, другим приходить на ночлег очень поздно; в колонне много частей с различной скоростью движения, значит, много задержек и трений, увеличивается утомление.

Отсюда, если необходимость и заставляет вести в одной колонне более полка с артиллерией, то желательно такую колонну делить в движении на самостоятельные, независимые друг от друга эшелоны, передвигая последние днем на дистанции нескольких километров один за другим, или один днем, а другой ночью, или оба по ночам.

При отсутствии возможности встречи с противником выгодно первый эшелон делать пехотным, а второй, передвигаемый ночью, артиллерийским, ибо движение последней особенно трудно укрыть и уберечь от самолетов.

Возможность встречи с противником заставляет, как раз наоборот, в первый эшелон выдвигать главную массу артиллерии, лишь прикрывая ее спереди пехотой и конницей, дабы тем при завязке боя дать возможность сразу получить перевес в огне. Приэтом, помня беззащитность артиллерии на походе и учитывая возможность проникновения мелких партий и партизан между колоннами, необходимо озаботиться и прикрытием длинных артиллерийских колони; так, при глубине колонны артиллерии свыше 1 000 м к ней может назначаться отдельное прикрытие.

Таким образом, при движении нескольких родов войск в одной колонне, они распределяются следующим образом: конница, часть пехоты с частью артиллерии и бронемашинами составляют развед. и охран, части, как указано ниже. В главных силах, тотчас за следующим в голове их батальоном пехоты, обычно следует большая часть артиллерии, среди которой может быть вкраплено пехотное прикрытие. За войсковой колонной следуют по той же дороге ее обозы. Средства зенитной и химической защиты распределяются между разведкой, охраняющими частями, гл. силами и обозами так, чтобы по возможности обеспечить всю колонну на всем ее протяжении от воздушных налетов и химической опасности. Инженерные силы и средства большею частью выдвигаются в голову движения в охраняющую часть, дабы скорее можно было приступить к работе по исправлению дороги. Однако, {186} часть их необходимо иметь и в хвосте для исправления тех повреждений, которые могут причинить сами войска и обозы, обращающие иногда отличные шоссе в труднопроходимую дорогу. Так, в сентябре 1914 г. после прохождения II кавказского корпуса прекрасное шоссе Гродно—Сувалки сплошь покрылось выбоинами и рытвинами, глубиною до 1 метра, сильно затруднявшими работу тыла.

в) Распределение и движение обозов. Обозы дивизии, вытянутые по одной дороге, представляют колонну глубиной, согласно уставу 10 км, фактически с растяжкою до 15 км. Приэтом работа обозов при наступательном и фланговом марше сильно затрудняется необходимостью делать свой переход и кроме того подавать снабжение войскам. Мало того, обозы являются самым уязвимым местом войск на походе, ибо их труднее всего укрыть от поражения сверху и на них больнее всего отражается качество пути. Дабы регулировать движение, и подвоз, весь обоз на походе прежде всего должным образом эшелонируется: с войсками следует только обоз 1-го разряда, и то он может находиться при своей части, следуя за ней в 25 шагах только, когда столкновения с противником не предвидится. В остальных же случаях приходится разделять и этот обоз, имея ротные, патронные и санитарные двуколки при ротах, телефонные со взводом связи, а все прочие или в хвосте всей колонны, или, как практиковалось во время мировой и гражданской войны, даже отдельно, в 2—3 км за хвостом колонны, дабы не подвергать опасности обстрела такую драгоценность как походные кухни. Имея в виду дать на большом привале обед, надо походные кухни или вести при ротах, или за батальонами, дабы не потерять лишнего времени па их выдвижение и не задерживаться на большом привале больше чем следует. Обоз второго разряда при вероятности столкновения следует в 8—12 км за хвостом войсковой колонны, если не передвигается независимо от нее ночью. Дивизионные обозы распределяются обычно следующим образом: головные взводы парков, перевязочный, банно-прачечный отряд и инженерный парк, при вероятности боя, следуют чаще всего впереди обозов 2-го разряда; прочие взводы парков, санитарные учреждения, продовольственный транспорт, гурт скота в расстоянии около перехода от обозов 2-го разряда. При отсутствии вероятности столкновения парки, конечно, не разделяются.

При отступлении, естественно, все следует в обратном порядке, при фланговом марше для обозов 2-го разряда должны быть особые дороги.

Для обеспечения бесперебойного движения и снабжения необходимо при обозах иметь достаточное количество инженерных средств, а для защиты от возможных нападений партизан особое прикрытие.

Для обеспечения от воздушной и химической опасности обозы должны быть снабжены зенитными средствами, иметь наблюдение за небом и организовать химическую защиту.

1) целях маскировки желательно, если только обстановка позволяет, передвижение обозов назначать ночью, а днем совершать таковые лишь небольшими группами, увеличивая дистанции между повозками и маскируя эти группы и отдельные повозки под крестьянские возы. Если только дивизия располагает двумя дорогами для марша, то и обозы при движении должны использовать обе дороги, чем будет значительно облегчено их движение и маскировка.

  {187}  






Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.