Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии





Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии

1.1. История возникновения бухгалтерского учета

1.2. Предприятие – хозяйствующий субъект

1.3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета

1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

1.5. Системы и принципы ведения бухгалтерского учета

1.5.1. Документирование

1.5.2. Оценка

1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись

1.5.4. Инвентаризация активов и пассивов предприятия

1.5.5. Бухгалтерский баланс и отчетность

1.6. Организация бухгалтерского учета на предприятии

Тема 2: Учет основных средств

2.1. Понятие основных средств, их классификация и оценка

2.2. Синтетический учет основных средств

2.3. Учет арендованных основных средств

Тема 3: Учет нематериальных активов

3.1. Понятие нематериальных активов

3.2. Синтетический учет нематериальных активов

Тема 4: Учет производственных запасов

4.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка

4.2. Синтетический учет производственных запасов

Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды

5.1. Организация оплаты труда и задачи ее учета

5.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда

5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

6.1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство

6.2. Синтетический учет затрат на производство

6.3. Синтетический учет коммерческих расходов

Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализация

7.1. Понятие готовой продукции и ее оценка

7.2. Синтетический учет готовой продукции

7.3. Учет коммерческих расходов

7.4. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями (заказчиками)

7.5. Особенности учета реализации товаров

Тема 8: Учет денежных средств и финансовых вложений

8.1. Учет кассовых операций

8.2. Учет денежных средств на расчетном счете

8.3. Учет денежных средств на валютных счетах

8.4. Учет операций на специальных счетах

8.5. Учет финансовых вложений

Тема 9: Учет расчетных и кредитных операций

9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

9.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

9.3.Учет расчетов с подотчетными лицами

9.4. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения

9.5. Учет расчетов с бюджетом

9.6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами

9.7. Учет кредитов банков

Тема 10: Учет финансовых результатов

10.1. Состав финансового результата и порядок его формирования

10.1.1. Учет прибыли/убытка от обычной деятельности

10.1.2. Сальдо прочих доходов и расходов

10.2. Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия

10.3. Учет использования прибыли

Тема 11: Учет нераспределенной прибыли, капиталов, фондов и резервов

11.1. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)

11.2. Учет уставного капитала и расчет чистых активов

11.3. Учет добавочного и резервного капитала

11.4. Учет фондов целевого назначения и финансирования

Тема 12: Учет внешнеэкономической деятельности и валютных операций

12.1. Понятие валюты и валютных операций

12.2. Учет денежных средств на валютных счетах

12.3. Учет курсовых разниц

12.4. Учет суммовых разниц

12.5. Оформление и учет зарубежных командировок

Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия

13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года

13.2. Виды и содержание бухгалтерской отчетности

Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации

14. 1. Термины и их определения

14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц

14.3. Обязательный аудит

14.4. Этапы планирования аудита

14.5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок

14.6. Ценообразование в аудите

Тема 15: Международная практика учета и отчетности

15.1. Типы моделей учета

15.2. Особенности систем учета зарубежных стран

15.3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)

15.4. Унификация систем бухгалтерского учета

15.5. Структура и содержание бухгалтерского баланса

Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского, управленческого и налогового учета

16.1. Управленческий учет

16.2. Особенности ведения налогового учета в организации

Классификация бухгалтерских счетов

 

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень - Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как “О бухгалтерском учете”, “Об акционерных обществах” и др., возлагают общее методическое руководство на Правительство РФ, кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), «Учет договоров на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 7/98), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98) и др.

Третий (методологический) - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии

Документирование.

Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов регламентируется положением о документах и документообороте.

Записи о совершенных хозяйственных операциях производятся в регистрах бухгалтерского учета строго на документальной основе.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершения операции, а если это не предоставляется возможным – непосредственно после ее окончания.

Группы первичных документов:

· организационно-распорядительные (приказы, распоряжения, указания, доверенности - эти документы разрешают проведение операции и не отражаются в бухгалтерских регистрах),

· оправдательные (накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т.п. – эти документы отражают факт совершения операции и информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры),

· документы бухгалтерского оформления (различные расчеты, справки - эти документы также отражаются в бухгалтерских регистрах)

Первичные документы принимаются к учету, если они оформляются на бланках унифицированных (типовых) форм.

Документы должны иметь юридическую силу, т.е. содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа, дату, наименование организации, содержание операции, ее количественные и стоимостные измерители, наименование должностных лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления, личные подписи этих лиц и их расшифровки.

В документах не должно быть подчисток и не оговоренных исправлений. Если исправления необходимы, то: 1. зачеркнуть горизонтальной линией, рядом написать правильный вариант, поставить подпись (для первичных документов и регистров); 2. «Красное сторно» (для регистров) – это исправительная проводка. В денежных документах не допускается никаких исправлений.

Все первичные документы, учетные регистры и отчетность должны составляться на русском языке.

Оценка

Методы оценки:

· фактическая (первоначальная) себестоимость - уплаченная или начисленная при приобретении или производстве объектов;

· текущая (восстановительная) стоимость, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости какого-либо объекта.

1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах предприятия.

Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе, а в некоторых случаях – в натуральном и трудовом измерителе.

Графические счета – таблицы определенной формы, в которых делаются учетные записи. Увеличение или уменьшение средств и из источников отражается на счетах раздельно. Счет делится на 2 части: левая часть – дебет, правая часть – кредит.

Дебет (актив) Кредит (пассив)
   

Счета, предназначенные для отражения хозяйственных средств по их видам, называются активными, и открываются на основании статей актива баланса.

Счета, предназначенные для отражения источников хозяйственных средств по их видам, называются пассивными, и открываются на основании статей пассива баланса.

На активных счетах остаток записывается с левой стороны - в дебете. В пассивных счетах остаток отражается в кредите.

В активных счетах по дебету отражается всякое увеличение объекта учета, а в кредите - его уменьшение.

В пассивных счетах записи делаются:

- в кредите отражается увеличение объекта учета,

- в дебете – его уменьшение.

Сумма операций, записанная на бухгалтерских счетах за определенный период, называется оборотом.

Состояние средств или источников на определенную дату называется остаток или сальдо.

Пример: В начале месяца на складе было материалов на сумму 42000 рублей, за месяц поступило материалов на сумму 5000 и 7000 руб., выбыло материалов на сумму 3000 и 15000.

Дебет Материалы Кредит

Сн 42000  
1. 5000 3. 3000
2. 7000 4. 15000
Оборот 12000 Оборот 18000

Ск 36000

В активных счетах конечный остаток определяется путем суммирования начального дебетового остатка с дебетовым оборотом и вычитанием кредитового оборота: Ск = Сн + ОбДт - ОбКт

Пример: Остаток по счету “Расчеты по оплате труда показывает сумму начисленной, но не выплаченной заработной платы и равен 12000 рублей, в течение месяца совершены 3 операции:

1) начислена з/п - 25000

2) выплачена з/п за вторую половину предыдущего месяца - 12000

3) выплачен аванс за текущий месяц - 12500

Дебет Расчеты по оплате труда Кредит

  Сн 12000
2. 12000 1. 25000
3. 12500  
Оборот 24500 Оборот 25000

Ск 12500

В пассивных счетах конечный остаток определяется путем суммирования начального кредитового остатка с кредитовым оборотом и вычитанием дебетового оборота: Ск = Сн + ОбКт – ОбДт.

Активные и пассивные счета – основа счетов бухгалтерского учета. Но существуют счета, имеющие смешанный характер. Это активно-пассивные счета. Они применяются для отражения расчетных операций данного предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, В результате может возникать и дебиторская и кредиторская задолженность. Активно-пассивные счета имеют Кт и Дт сальдо. Дебетовое сальдо – это сумма дебиторской задолженности, кредиторское сальдо – это сумма кредиторской задолженности.

Двойная запись.

В результате хозяйственных операций происходит изменение средств и источников предприятия. Каждая операция затрагивает не менее 2-х статей бухгалтерского баланса. Сумма по операции записывается в двух счетах: в Дт одного счета и Кт другого. Такая запись называется способом двойной записи.

Пример:

Операция 1. Поступили в кассу деньги с расчетного счета

Дт Касса КтДт Расчетный счет Кт

| |

1. 7000 | | 1. 7000

Операция 2. Часть прибыли в сумме 6000 рублей присоединена к уставному капиталу

Дт Прибыли КтДт Уставный капитал Кт

| |

2. 6000 | | 2. 6000

Операция 3. Поступили от поставщиков материалы на сумму 12000 рублей, расчеты за которые не произведены

Дт Материалы КтДт Расчеты с поставщиками Кт

| |

3. 12000 | | 3. 12000

| |

Операция 4.Из кассы выплачена зарплата в сумме 7800 рублей

Дт Касса КтДт Расчеты по оплате труда Кт

| |

| 4. 7800 4. 7800 |

| |

Указание дебетуемого, кредитуемого счетов и суммы отражаемой операции называется бухгалтерской проводкой. Взаимосвязь между счетами в результате двойной записи называется корреспонденцией, а счета, которые в ней участвуют, корреспондирующими.

Бухгалтерские проводки могут быть простыми: один счет по Дт корреспондирует с одним счетом по Кт, и сложными: один счет по Дт корреспондирует с несколькими счетами по Кт или наоборот. Каждая операция затрагивает не менее 2-х статей.

На территории РФ используется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Синтетические счета предназначены для учета информации о составе и движении хозяйственных средств предприятия и их источниках в обобщенном виде и в едином денежном выражении.

Аналитические счета открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе видов, частей, статей учтенных на нем объектов, где это требуется в натуральном выражении. При этом сальдо, дебетовый и кредитовый обороты одного синтетического счета должны быть равны, соответственно, сумме сальдо, сумме дебетовых и сумме кредитовых оборотов всех относящихся к нему аналитических счетов.

Актив

Раздел Группа статей Статьи
Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Финансовые вложения Орграсходы, патенты, товарные знаки. Земельные участки, здания, машины, оборудование, незавершенное строительство. Инвестиции в дочерние и зависимые общества.
Оборотные активы Запасы Начисленный налог на добавленную стоимость на остаток имущества Дебиторская задолженность Финансовые вложения Денежные средства Сырье, материалы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, товары, расходы будущих периодов. - Покупатели и заказчики, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, авансы выданные. Займы другим предприятиям, собственные акции, выкупленные у акционеров, прочие. Расчетный счет, валютный счет, касса, прочие денежные средства

Пассив

Раздел Группа статей Статьи
Капитал и резервы Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль прошлых лет Нераспределенная прибыль отчетного года Резервы, образованные в соответствии с законодательством или учредительными документами
Долгосрочные пассивы Заемные средства Кредиты банков на срок > 12 месяцев Прочие займы на срок > 12 месяцев
Краткосрочные пассивы Заемные средства Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов и платежей Кредиты банков на срок < 12 месяцев Прочие займы на срок < 12 месяцев Поставщики и подрядчики Задолженность по оплате труда, задолженность перед бюджетом и социальными фондами, авансы полученные, прочие.

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия (счет «Прибыли и убытки») за отчетный период и содержит следующие показатели:

· выручка от продажи товаров, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и обязательных платежей (нетто-выручка)

· себестоимость проданных товаров, работ и услуг

валовая прибыль

· коммерческие расходы

· управленческие расходы

прибыль/убыток от продаж

· проценты к получению

· проценты к уплате,

· доходы от участия в других организациях

· прочие операционные доходы

· прочие операционные расходы

· прочие внереализационные доходы

· прочие внереализационные расходы

- прибыль/убыток до налогообложения

· налог на прибыль

чистая прибыль/убыток отчетного периода

Текущая аренда

Расходы на рекламу.

Реклама - это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Согласно пп.28 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых услуг. В п.4 ст.264 НК РФ указаны три группы расходов на рекламу, которые принимаются на расходы в полном объеме, а именно:

· расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

· расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

· расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Остальные расходы учитываются только в пределах 1 % выручки от реализации за отчетный налоговый период.

Пример: рекламные расходы на транспортном средстве (автобус) произведены на сумму 17000 рублей, выручка от реализации – 1500000 руб. Следовательно, 1% = 15000 руб., 17000-15000=2000 руб. к расходам для целей налогообложения не относятся.

Представительские расходы

Согласно п.2 статьи 264 представительские расходы - расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий, расходы на проведение официального приема для указанных лиц и другие аналогичные расходы.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Отгруженной продукции

Показатели По учетным ценам По фактической себестоимости
1. Остаток готовой продукции на начало месяца 2. Поступило готовой продукции за месяц 3. Итого: 4. Процент фактической себестоимости 5. Отгружено готовой продукции 6. Остаток готовой продукции на конец месяца 50 000 102 000 152 000 121000: 152000 х100=79,6% 132 000 20 000 40 000 81 000 121 000 - 121000 – 15 920 =105080 20000х79,6:100=15920

Могут применяться и другие способы определения фактической себестоимости отгруженной продукции.

Одновременно со списанием фактической себестоимости отгруженной продукции (К сч. 43 Д сч. 90) на суммы предъявленных покупателям расчетных документов показывается увеличение задолженности покупателей за продукцию по дебету счета 62 и кредиту счета 90. Одновременно производится начисление налога на добавленную стоимость и акциза (по акцизной продукции) по дебету счета 90 и кредиту счета 68.

Д 90 К 43

Д 62 К 90

Д 90 К 68

Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, использования отгруженной продукцией или готовая продукция передается другим предприятием для реализации на комиссионных началах, то при ее отгрузке или передаче производится списание со счета 43 на счет 45 «Товары отгруженные». Счет 45 активный. На счете 45 отгруженная продукция числится до момента перехода права собственности на нее к покупателю, тогда продукция считается реализованной и делается запись Д 90 К 45.

Учет коммерческих расходов

В процессе реализации продукции предприятие производит расходы по ее сбыту и доведению до потребителей, т.е. коммерческие расходы. Они включают расходы на тару и упаковку, на доставку продукции на станцию отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям, на рекламу и другие.

Учет коммерческих расходов ведут предприятия отраслей материального производства на активном счете 44 «Расходы на продажу».

Варианты отражения в учете момента перехода прав собственности на отгруженную продукцию

Момент перехода права собственности на отгруженную продукцию Корреспонденции счетов
Отгрузка продукции и предъявление расчетных документов покупателю Д 62 К90, Д 90 К43, Д90 К68…..
Другой, обусловленный договором, момент перехода прав собственности Д45 К43

Если договором поставки предусмотрен отличный от вышеуказанного общего порядка момент перехода права владения, пользования. Распоряжения продукцией и риска ее случайной гибели от предприятия к покупателю (заказчику), то в этом случае принятые на учет по счету 45 «Товары отгруженные» списываются в дебет счета 90 с момента перехода продукции в собственность покупателя.

Покупатель оплачивает поставленную продукцию с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и формы расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на активном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Учет кассовых операций

Порядок ведения кассовых операций регламентируется соответствующим положением, утвержденным Центральным банком РФ 04.10.93 г. №18.

Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами и хранения денежных документов должно иметь кассу. Помещение должно быть специально оборудовано для обеспечения сохранности денежных средств. Выполняет кассовые операции кассир, с которым заключается договор о материальной ответственности. В соответствии с правилами все предприятия, независимо от формы собственности, должны хранить свои денежные средства в учреждении банка. Наличные деньги, полученные кассой, расходуются только на те цели, на которые они были получены (выдача заработной платы, командировочные или хозяйственные расходы). Предприятие может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита их остатка, установленного учреждением банка по согласованию с руководителем этого предприятия. Сверх лимита наличные деньги в кассе могут храниться только во время выдачи заработной платы не более трех рабочих дней. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с банком могут расходовать ее на оплату труда, командировочные и хозяйственные расходы. Всю денежную наличность сверх лимита предприятия обязаны сдавать в банк.

Порядок оформления кассовых операций следующий:

· оформление первичных документов по приходу и расходу (приходные и расходные кассовые ордера)

· записи в кассовую книгу (под копирку в двух экземплярах), ежедневное подведение остатка по кассовой книге, сдача в бухгалтерию отчета кассира (2-й экземпляр кассовой книги) с приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге.

Форма кассовой книги

Касса за 19 апреля 200__ года Лист 22

№ документа От кого получено или кому выдано Корреспондирующий счет Приход Расход
  Остаток на начало дня      
  От Орлова И.С. Перову А.А.      
  Итого за день Остаток на конец дня      

Кассир Иванова

Проверил и принял документы вколичестве одного приходного и одного расходного.

Бухгалтер Сидорова

Учет денежных средств в кассе ведется на активном счете 50 «Касса».

Дебет Счет 50 «Касса» Кредит

Поступление денег в кассу Корреспондирующий счет Выдача денег из кассы Корреспондирующий счет
Сальдо – остаток денег на начало периода За реализованные основные средства С расчетного счета За реализованную продукцию Аванс от покупателя, заказчика От подотчетных лиц остаток неиспользованного аванса От учредителей вклад в уставный капитал От дебиторов в погашение задолженности Сальдо – остаток денег на конец периода - - На оплату производственных, хозяйственных расходов На расчетный счет Работникам заработная плата Подотчетным лицам аванс и возмещение перерасхода средств 20,26

Расчеты через кассу между юридическими лицами ограничены суммой 60 тысяч рублей по одному сделке (договору).

Если предприятие осуществляет продажу продукции непосредственно населению, то оно использует контрольно-кассовые машины и ведет учет поступающей выручки в книге кассира-операциониста.

В кассе хранятся также денежные документы:

· марки государственной пошлины

· вексельные марки

· оплаченные авиабилеты

· оплаченные путевки и т.п.

Денежные документы учитываются на синтетическом счете 56 «Денежные документы» по номинальной стоимости. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

Учет финансовых вложений

К финансовым вложениям относятся инвестиции предприятия в уставные капиталы и ценные бумаги других предприятий, государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), предоставленные займы на территории РФ и за ее пределами. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.

Для синтетического учета используется активный счет 58 «Финансовые вложения». К счету 58 "Финансовые вложения" могут быть открыты субсчета:

58-1 "Паи и акции";

58-2 "Долговые ценные бумаги";

58-3 "Предоставленные займы";

58-4 "Вклады по договору простого товарищества" и др.

На субсчете 58-1 "Паи и акции" учитываются наличие и движение инвестиций в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций и т.п.

На субсчете 58-2 "Долговые ценные бумаги" учитываются наличие и движение инвестиций в государственные и частные долговые ценные бумаги (облигации и др.).

Финансовые вложения, осуществленные организацией, отражаются по дебету счета 58 "Финансовые вложения" и кредиту счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений. Например, приобретение организацией ценных бумаг других организаций за плату проводится по дебету счета 58 "Финансовые вложения" и кредиту счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".

При списании суммы превышения покупной стоимости приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг над их номинальной стоимостью делаются записи по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на сумму причитающегося к получению по ценным бумагам дохода) и кредиту счетов 58 "Финансовые вложения" (на часть разницы между покупной и номинальной стоимостью) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на разницу между суммами, отнесенными на счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и 58 "Финансовые вложения").

При доначислении суммы превышения номинальной стоимости приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг над их покупной стоимостью делаются записи по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на сумму причитающегося к получению по ценным бумагам дохода) и кредиту счетов 58 "Финансовые вложения" (на часть разницы между покупной и номинальной стоимостью) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на общую сумму, отнесенную на счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и 58 "Финансовые вложения").

Погашение (выкуп) и продажа ценных бумаг, учитываемых на счете 58 "Финансовые вложения", отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 58 "Финансовые вложения".

На субсчете 58-3 "Предоставленные займы" учитывается движение предоставленных организацией юридическим и физическим (кроме работников организации) лицам денежных и иных займов. Предоставленные организацией юридическим и физическим лицам (кроме работников организации) займы, обеспеченные векселями, учитываются на этом субсчете обособленно.

Предоставленные займы отражаются по дебету счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или другими соответствующими счетами. Возврат займа отражается по дебету счета 51 "Расчетные счета" или других соответствующих счетов и кредиту счета 58 "Финансовые вложения".

На субсчете 58-4 "Вклады по договору простого товарищества" организацией-товарищем учитывается наличие и движение вкладов в общее имущество по договору простого товарищества.

Предоставление вклада отражается по дебету счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" и другими соответствующими счетами по учету выделенного имущества.

При прекращении договора простого товарищества возврат имущества отражается по кредиту счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции со счетами учета имущества.

Аналитический учет по счету 58 "Финансовые вложения" ведется по видам финансовых вложений и объектам, в которые осуществлены эти вложения (организациям-продавцам ценных бумаг; другим организациям, участником которых является организация; организациям-заемщикам и т.п.). Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о краткосрочных и долгосрочных активах. При этом учет финансовых вложений в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 58 "Финансовые вложения" обособленно.

Виды ценных бумаг (ст.143 ГК РФ). Это - государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги, простое и двойное складское свидетельство жилищный сертификат, закладная, инвестиционный пай, опционные свидетельства на акции и облигации.

Пример 1

Организация за счет заемных средств приобретает через посредника на вторичном внебиржевом рынке 100 простых акций 2-й эмиссии эмитента "А".

Договорная стоимость акций составляет 100 000 руб., вознаграждение посредника - 1800 руб., включая НДС - 18%, затраты по перерегистрации акций в реестре акционеров относятся за счет покупателя и составляют 900 руб., включая НДС - 18%.

Заем взят 1 января 200_ года на три месяца, договор купли-продажи заключен и оплачен в январе того же года, тогда же подписан акт приема-передачи услуг посредника (оплачены в апреле) и оплачены услуги специализированного регистратора. Запись в реестре акционеров сделана 3 февраля 200_ года. Проценты по займу в размере 1500 руб. должны уплачиваться ежемесячно в последний день месяца (фактически были оплачены 5 февраля 200_ года).

В бухгалтерском учете операции, связанные с приобретением акций (формирование их стоимости), отразятся следующим образом.

Январь

Дебет 51 Кредит 66 - 100 000 руб. - получены заемные средства;

Дебет 76 (субсчет "Авансы выданные", аналитический признак "Расходы по приобретению ценных бумаг") Кредит 51 - 100 000 руб. -оплачена стоимость акций продавцу;

Дебет 76 (аналитический признак "Расходы по приобретению ценных бумаг") Кредит 76 (аналитический признак "Расчеты с посредником) - 1525 руб. (1800 руб. х 100: 118) - стоимость услуг посредника отнесена на стоимость акций на основании акта приема-передачи;

Дебет 19 (аналитический признак "НДС по услугам, связанным с приобретением ценных бумаг") Кредит 76 (аналитический признак "Расчеты с посредником") - 275 руб. (1800 руб. х 18: 118) - выделен НДС по услугам посредника*(3);

Дебет 76 (аналитический признак "Расходы по приобретению ценных бумаг") Кредит 76 (аналитический признак "Расчеты со специализированным регистратором") - 763 руб. (900 руб. х 100: 118) - стоимость услуг специализированного регистратора отнесена на стоимость акций;

Дебет 19 (аналитический признак "НДС по услугам, связанным с приобретением ценных бумаг") Кредит 76 (аналитический признак "Расчеты со специализированным регистратором") - 137 руб. (900 руб. х 18: 118) - выделен НДС по услугам специализированного регистратора;

Дебет 76 (аналитический признак "Расчеты со специализированным регистратором") Кредит 51 - 900 руб. - оплачены услуги специализированного регистратора;

Дебет 76 (аналитический признак "Расходы по приобретению ценных бумаг") Кредит 66 - 1500 руб. - начислены проценты по заемным средствам в соответствии с условиями договора займа за январь.

Февраль

Дебет 58 Кредит 76 (субсчет "Авансы выданные", аналитический признак "Расходы по приобретению ценных бумаг"),

Кредит 76 (аналитический признак "Расходы по приобретению ценных бумаг"),

Кредит 19 (аналитический признак "НДС по услугам, связанным с приобретением ценных бумаг") - 104 200 руб. (100 000 руб. + 1525 руб. + 763 руб. + 1500 руб. + 300 руб. + 150 руб.) - оприходованы ценные бумаги на основании выписки из реестра акционеров;

Дебет 66 Кредит 51 - 1500 руб. - оплачены проценты по заемным средствам за январь;

Дебет 91 Кредит 66 - 1500 руб. - начислены проценты по заемным средствам в соответствии с условиями договора займа за февраль.

Учет расчетов с бюджетом

Для целей бухгалтерского учета можно различать две группы налогов и организацию учета по ним: простая и сложная.

К простой относятся: налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, налог с физических лиц, налог с продаж, единый налог на вмененный доход, целевой сбор на с







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.