Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственное противодействие монополизму





В странах с рыночной экономикой государство заинтересова­но в развитии конкуренции в ее форме, приближающейся к совер­шенной, чистой. Такая конкуренция побуждает соревнование между производителями, что ведет к росту качества производи­мых товаров и услуг, снижению издержек производства и обра­щения, стремлению к более полному удовлетворению потребнос­тей населения. Возбуждая качественный и количественный рост производительных сил страны, пересекая границы национальной экономики и распространяясь на мировые рынки, конкуренция способствует укреплению экономического положения государства на мировой арене.

В то же время органы государственной власти обладают огра­ниченными возможностями управления конкуренцией, включая ее стимулирование. В среде товаропроизводителей и продавцов товаров и услуг существует неистребимое стремление к монопо­лизму и недобросовестной конкуренции во имя достижения соб­ственных выгод и устранения соперников с рынка. Государство в лице органов власти препятствует монополизму посредством про­ведения антимонопольной политики, направленной на всемерное ограничение монополистических тенденций посредством запре­тов деятельности монополий, устранения их с рынков, принуди­тельного дробления крупных компаний.
Приходится в то же время отмечать, что некоторые коррумпи­рованные государственные чиновники и даже органы способны поддерживать неявно, а то и явно монополистов в результате под­купа или непосредственного участия в монополистической деятельности и в монополизированных компаниях. Подобная форма внешне скрытого локального монополизма под «крышей» государ­ства особенно свойственна и проявляется в российской экономи­ке периода рыночных трансформаций.
Распространение монополизма в любых его формах приводит к ощутимым потерям для государства и общества, экономики и предпринимательства. Негативные последствия захвата рынков монопольными структурами проявляются в следующем:
1) монополисты способны устанавливать высокие цены пред­ложения на свои товары при явно ограниченной возможности покупателей противостоять монопольному ценовому сговору;
2) производители-монополисты не заинтересованы в развитии производства, повышении качества товаров и услуг, более полном удовлетворении потребностей покупателей, так как им не угро­жают конкуренты, а высокую прибыль можно получать путем уве­личения цен при ограниченном объеме производства;
3) монополизм порождает неэффективное распределение ресур­сов в пользу монополистов вне зависимости от эффективности их производства, отдачи ресурсов;
4) монополисты, увлеченные собственной выгодой, в мини­мальной мере озабочены интересами государства и общества, без­жалостно вытесняют из производства и с рынка своих соперников;
5) монополизм подобно раковой опухоли способен разрастать­ся, включая в свою орбиту новых и новых участников, и по мере обретения силы сращиваться с аппаратом государственной влас­ти, органами государственного управления, чиновниками разных уровней.
В связи с подобными негативными проявлениями монополиз­ма практически все государства вынуждены проводить антимоно­польную деятельность, опирающуюся на обширный арсенал мер. Антимонопольная деятельность государства в зависимости от сте­пени и форм проявления монополизма направлена на предупреж­дение, ограничение, подавление, пресечение действий, препят­ствующих конкуренции или извращающих ее путем превращения в недобросовестную.
Государственное антимонопольное регулирование в виде зап­ретов осуществления монопольного производства и продажи то­варов возникло более полутора тысяч лет тому назад. В качестве основного инструмента противостояния монополистическим тен­денциям стало использоваться антимонопольное законодательство, ограничивающее или запрещающее монополии. Антимонопольные законы стали крайне необходимыми в связи с возникновением исключительно крупных монополистов в виде мощных корпораций. Наибольшее развитие так называемое антитрестовское зако­нодательство получило в США, где в 1890 г. был принят Закон Шермана, запрещавший монополизацию рынка, монополистичес­кий сговор компаний, соглашения между ними, ограничивающие предпринимательство.
Принятый в США в 1914 г. Закон Клейтона шагнул значитель­но дальше в государственном противостоянии монополизму. Этот закон запретил ценовую дискриминацию потребителей, поглоще­ние одной корпорацией других путем приобретения их активов, создание переплетающихся директоратов нескольких компаний, иные способы ослабления конкуренции. В дальнейшем действие Закона Клейтона было усилено и расширено введением поправок. Антимонопольное законодательство вошло в практику государ­ственного регулирования многих стран мира.
В советской экономике проблеме антимонопольного регулиро­вания не уделялось внимания, так как, с одной стороны, суще­ствовала глобальная государственная монополия и отсутствовал свободный конкурентный рынок, а с другой — монополизму пред­приятий препятствовал государственный план. Что же касается конкуренции, то ее стремились заменить так называемым социа­листическим соревнованием между товаропроизводителями за высокие результаты производства.
Проведение рыночных преобразований и становление свобод­ного рынка товаров и услуг в России значительно активизирова­ли государственную антимонопольную деятельность. Уже в 1991 г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках», дополненный и изме­ненный в 1995 г. В соответствии с российским антимонопольным законодательством сделки между субъектами хозяйственной дея­тельности, направленные на ограничение и противодействие конкуренции, признаются недействительными. Не допускается принятие и осуществление органами власти актов, соглашений, препятствующих конкуренции.

С 2004 г. Федеральная антимонопольная служба как главный государственный орган проведения антимонопольной политики подчинена Председателю Правительства Российской Федерации. На государственные антимонопольные органы возложены функции предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законо­дательства, регулирования деятельности естественных монополий в России. С целью контроля за монополиями введен государствен­ный реестр организаций-монополистов, обладающих на российских рынках объемом продаж, превышающим 35% их общего ко­личества.
Одной из серьезных трудностей преодоления монополизма в мире служит выявление и доказательство его наличия, умело скрываемого самими монополистами под маской законности. Исключительно трудно установить однозначно определяемые и четко фиксируемые критерии, в соответствии с которыми деятель­ность организации, компании следует считать монополистичес­кой и относить ее к категории монополистов.
В теории и практике антимонополистического государственно­го регулирования используется понятие «доминирующее положение на рынке», относящееся к субъектам хозяйственной деятельности, представленным на рынке определенного товара. Доминирующим называют исключительное положение одного или нескольких хо­зяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия об­ращения товара на соответствующем рынке или затруднять дос­туп на рынок другим хозяйствующим субъектам. Принято считать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, если доля продаваемого им определенного товара на рынке пре­вышает 65% общего объема продаж.
К злоупотреблению своим доминирующим положением на рынке относят все виды деятельности хозяйствующих субъектов, которые приводят к ограничению конкуренции посредством со­здания искусственного дефицита товаров, нарушения установлен­ного порядка ценообразования, приводящего к повышению цен, препятствий доступу на рынок других участников, навязывания контрагентам своих условий соглашений.
При осуществлении антимонопольного управления государ­ственные органы учитывают возможность сокрытия монополис­тических проявлений посредством создания аффилированных ком­паний, групп, лиц, взаимосвязанных и взаимозависимых в своей деятельности. Наличие умело скрываемых, неявных аффилирован­ных компаний, групп позволяет прикрывать монополистическую деятельность, придавая видимость отсутствия монополизма, мо­нополистических связей и влияний, контролирования со сторо­ны монополистов, объединенных родственными и служебными связями, обширных областей экономической деятельности.
Антимонопольное государственное регулирование призвано препятствовать, не допускать недобросовестную конкуренцию на рынке, к проявлениям которой относят:
— опорочение конкурентов путем распространения ложных сведений о них;
— распространение заведомо искаженной информации о потре­бительских свойствах и качестве товаров;
— незаконное использование прав на интеллектуальную соб­ственность, торговые марки, фирменные знаки;
— разглашение сведений, информации, составляющей коммер­ческую тайну, без согласия владельцев информации., отвечающие за антимонопольную деятельность, обладают значительным арсеналом средств борьбы с монополистами и монополизмом, но далеко не всегда эффек­тивно используют свое оружие. В числе основных инструментов, способов государственного противомонопольного воздействия выделим следующие:
1) обязательные для исполнения, директивные предписания хозяйствующим субъектам о соблюдении антимонопольного зако­нодательства и устранении последствий его нарушения;
2) принудительное разделение монопольных структур, выделе­ние из их состава самостоятельных, независимых организаций, подразделений;
3) расторжение или изменение договоров, соглашений, проти­воречащих антимонопольному законодательству;
4) наложение штрафов, принятие санкций, мер административ­ной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотрен­ных антимонопольными законодательными и другими норматив­ными актами;
5) принудительный роспуск организаций-монополистов.
Несмотря на наличие столь обширных видов государственно­го антимонопольного воздействия, их практическая реализация затруднена ярым противодействием со стороны монополистов. Антимонопольная деятельность государства должна носить непре­рывный характер, так как монополистические структуры находят новые пути и способы возрождения подавленных монополисти­ческих проявлений.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.