Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Канд. юридич. наук И.В. Тряков.





Научный руководитель серии «Профсоюзы и право», ректор ОУП «Академия труда и социальных отношений» д-р экон. наук, проф. А.А. Шулус.

На основе практики Конституционного Суда РФ исследуются вопросы защиты социально-трудовых прав граждан, определяется роль профессиональных союзов в этом процессе как субъектов обращения в Конституционный Суд. В соответствии с этим анализируются система социально-трудовых прав и способы их конституционно-судебного гарантирования; рассматриваются порядок обращения в Конституционный Суд РФ, критерии допустимости жалоб, включая подведомственность и круг подлежащих проверке нормативных правовых актов по делам защиты социально-трудовых прав; выявляется юридическая сила решений Конституционного Суда РФ как источников трудового права.

В качестве относительно самостоятельного вопроса проанализированы ключевые направления деятельности Конституционного Суда РФ по защите социально-трудовых прав и на этой основе представлены выработанные Судом подходы к обеспечению конституционной свободы труда, права на трудовые споры, в том числе путем проведения забастовок, а также представлена практика Конституционного Суда в области социальной защиты работников и членов их семей.

Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся проблемами обеспечения социально-трудовых прав граждан. Оно также может служить практическим пособием по обращению профессиональных союзов в Конституционный Суд РФ в защиту прав и законных интересов своих членов.

 

©Академия труда и социальных отношений, 2008

©Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян, 2008

 

Вступительное слово

 

Предлагаемая вниманию читателей монография подготовлена в рамках программы исследований Академии труда и социальных отношений и Федерации независимых профсоюзов России, имеющей важнейшим направлением своей научной деятельности проведение исследований в общественных сферах реализации и защиты прав трудящихся.

Авторы настоящего исследования – судья Конституционного Суда Российской Федерации Н.С. Бондарь, доктор юридических наук, профессор, автор публикаций, посвященных вопросам конституционного правосудия, развития российской государственности и реализации принципов социального правового государства, и советник судьи Конституционного Суда Российской Федерации А.А. Джагарян, кандидат юридических наук, автор публикаций по вопросам социально-политической природы избирательных прав граждан. Ими «изнутри» изучена деятельность Конституционного Суда РФ по осуществлению конституционного судопроизводства, в том числе при рассмотрении Судом дел о конституционности законов по жалобам профессиональных союзов на нарушения социально-трудовых прав своих членов. Вытекающая отсюда информационно-прикладная насыщенность данной работы Н.С. Бондаря и А.А. Джагаряна (см., в частности, в приложениях к монографии перечень решений Конституционного Суда РФ по вопросам защиты социально-трудовых прав и образцы процессуальных документов) сочетается с высоким уровнем теоретической проработки исследуемых проблем.

В соответствии с задачами исследования авторами раскрыты вопросы: о месте социально-трудовых прав в системе конституционного статуса личности в Российской Федерации, о социально-трудовых правах как объекте конституционного контроля, о главенствующем положении граждан в качестве субъектов конституционной жалобы в защиту их социально-трудовых прав, о профсоюзе как участнике конституционного судопроизводства, о защите социально-трудовых прав по запросам судов о проверке конституционности законов, о подведомственности конституционной жалобы, о федеральных и региональных законах как предмете конституционной жалобы, о критерии допустимости конституционной жалобы, о решениях Конституционного Суда РФ как источнике трудового права, о деятельности Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по защите социально-трудовых прав как важном направлении в реализации конституционных принципов социального правового государства.

На наш взгляд авторами книги достигнуто оптимальное сочетание теоретических и практических аспектов при раскрытии темы защиты социально-трудовых прав в порядке конституционного судопроизводства с ориентацией на практические потребности профсоюзных организаций, реально участвующих в процедурах конституционного судопроизводства при защите социально-трудовых прав своих членов. Избранный авторами метод исследования позволяет читателям также более широко взглянуть на деятельность Конституционного Суда РФ и профсоюзов России как функционально связанную общими целями по реализации конституционных принципов социального государства.

Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а Российскую Федерацию - социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституцией РФ признаются и гарантируются социально-трудовые права и свободы, которые наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституционное установление в нашей стране принципа социального государства и социально-трудовых прав, с одной стороны, является выражением преемственности в развитии национальных социально-гуманистических идей, сложившихся в российской политико-правовой культуре представлений о социальных обязательствах государства перед обществом и каждой конкретной личностью. Здесь уместно вспомнить, что именно с Россией связывается начало государственного признания социально-трудовых прав в качестве основных прав человека. С другой стороны, оно представляет собой адекватный историческому моменту и не лишенный прагматизма способ решения важнейших государственных задач по обеспечению поступательного экономического и социального развития страны.

В современных условиях масштабных преобразований экономических систем и производственных процессов на инновационной основе главным ресурсом и важнейшим фактором общественно-экономического развития становится человек, выполняющий соответствующую производственную функцию. Степень его свободы в реализации творческого потенциала за счет преобразования в трудовую деятельность приобретенных знаний и опыта, в конечном счете, определяет качество и объем производительных сил государства, его конкурентоспособность и экономический суверенитет. Следовательно, производство и воспроизводство высококвалифицированных работников, обеспечение профессиональной занятости, создание благоприятных условий трудовой деятельности и эффективной системы социальной защиты людей труда выступают объективной необходимостью политики любого государства, которое претендует на достойное место в современном мире.

Соблюдение и защита социально-трудовых прав являются обязанностью государства. Причем сегодня Российское государство в области соблюдения и защиты социально-трудовых прав несет повышенную ответственность ввиду, во-первых, все еще чрезмерно низких показателей уровня и качества жизни подавляющего большинства населения, колоссального разрыва в доходах между богатыми и бедными; во-вторых, недостаточно высоких темпов экономического роста страны, сдерживаемых невозможностью стабильного развития национальной экономики за счет одной лишь частной инициативы; в-третьих, сосредоточения государством в своем распоряжении материально-финансовых ресурсов, неоправданно не используемых для стимулирования производственных процессов и соответствующего повышения благосостояния граждан.

Исходя из предназначения и прав профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, ФНПР приветствует обращение авторов настоящей монографии к проблемам защиты социально-трудовых прав граждан через призму анализа содержания и форм взаимодействия в этой области Конституционного Суда РФ и профсоюзов. Предлагаемое исследование представляется ценным вкладом в изучение и выработку практических подходов к совершенствованию реальных механизмов обеспечения социально-трудовых прав на основе сочетания государственных и общественных институтов их гарантирования.

 
 


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ФНПР М. В. ШМАКОВ

 

 

 


Введение

 

Последовательная реализация конституционных принципов развития Российской Федерации как суверенного демократического социально-правового государства предопределяет необходимость создания каждому человеку условий для достойной жизни и свободной самореализации. Опираясь на исторические и социокультурные традиции народа, государство призвано обеспечивать каждому гражданину возможности для раскрытия его внутреннего потенциала и достижения посредством собственного труда материального благосостояния себе и своим близким, что предполагает в том числе формирование механизма общественно-государственной защиты гражданина от социальных рисков, его поддержку в трудной жизненной ситуации. Будучи направленной на установление и поддержание в системе социально-правовых отношений сбалансированного взаимодействия принципов (начал) личной производственно-трудовой инициативы, с одной стороны, взаимопомощи и взаимоподдержки, с другой, политика социального государства позволяет объединить индивидуальные и коллективные усилия, сбалансировать частные и публичные интересы. Она мотивирует человека к труду не только личным успехом и прибылью, но и гарантиями стабильности его социального статуса, способствуя тем самым повышению уровня комфортности общества. А это, пожалуй, наиболее важно в условиях современной высокодинамичной экономики. Социальное государство, таким образом, выступает наиболее целесообразным способом соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия народа, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда[1]. В практическом плане это проявляется в солидарной ответственности поколений и социальных групп – богатые платят за бедных, здоровые платят за больных, трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; в формальном равенстве и в то же время – обоснованной дифференциации, вплоть до справедливого неравенства, субъектов социально-правовых отношений в целях выравнивания их реальных возможностей доступа к социальным благам. В конечном счете, социальное государство становится фактором роста потенциальных возможностей народа, что служит укреплению социальных и материально-финансовых основ российской государственности.

Конституционным оформлением соответствующих связей личности, общества и государства на уровне конституционно-правового статуса гражданина являются его социально-трудовые права и свободы. Они выражают объективно сложившуюся в социально-исторической практике и признанную государством меру субъективных притязаний личности на обеспечение ее нормального психофизиологического развития, свободы справедливо вознаграждаемой трудовой деятельности, гарантий достойной жизни в условиях изменяющейся экономической конъюнктуры, а также основанного на принципе социального партнерства справедливого согласования интересов при возникновении социальных, в том числе трудовых, конфликтов, коллизий, противоречий. Обеспечивая гражданину нормальные условия существования (за счет его собственных усилий или, при отсутствии такой возможности, за счет государства), социально-трудовые права открывают доступ к фактическому пользованию всеми иными социальными благами и достижениями современной цивилизации, определяют качественное разнообразие социально-экономических, политических, культурных возможностей индивида и, таким образом, гарантируют реальный объем общей свободы личности в обществе и государстве.

Как и иные основные права и свободы, социально-трудовые права в силу ст. 18 Конституции РФ определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Их эффективное обеспечение – безусловный конституционный императив для всех органов и территориальных уровней публичной власти в Российской Федерации.

Особое место в конституционном механизме гарантирования социально-трудовых прав занимает Конституционный Суд РФ. По своему предназначению он призван не только защищать гражданина от необоснованных посягательств на его права со стороны самого государства, но и развивать, углублять содержание прав и свобод, обеспечивать синхронизацию формально признанного в Конституции РФ объема социально-трудовой свободы с ее реальным уровнем, достигнутым в общественной практике. Анализ практики Конституционного Суда РФ позволяет не только оценить состояние и перспективы усиления судебной защиты социально-трудовых прав человека после учреждения в России института конституционного правосудия, но и предложить с учетом сформированных Конституционным Судом РФ правовых позиций некоторые новые концептуальные подходы к понимаю природы и содержания свободы труда и социальной защиты в современном российском обществе.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ как специфический институт судебной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с принципом инцидентного конституционного контроля, то есть он вправе осуществить проверку того или иного законодательного акта только при наличии соответствующего обращения со стороны заинтересованных субъектов и не имеет возможности возбудить ее по собственной инициативе. В этом плане эффективность реализации институтов конституционно-судебной защиты социально-трудовых прав во многом связана с активностью самих граждан по инициированию конституционного судопроизводства и отстаиванию своих интересов перед государством, а также с деятельностью специально создаваемых для обеспечения прав и законных интересов личности в социально-трудовой сфере объединений граждан. Основными среди них являются профессиональные союзы, функция которых по защите трудовых прав работников, их права на социальное обеспечение, определяется самой Конституцией РФ (ч. 1 ст. 30).

Таким образом, Конституционный Суд РФ и профессиональные союзы функционально связаны общими целями и предназначением в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, что в условиях продолжающейся социальной реформы, нормативную основу которой составил Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (так называемый закон о «монетизации льгот»)[2], существенно актуализирует вопрос об обеспечении их взаимодействия в процессе защиты социально-трудовых прав граждан. Этим и определяется необходимость данного исследования.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.