Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация новшеств и инноваций





Эффективность инновационной деятельности любого предприятия, помимо других факторов, обусловливается правильным выбором типа инновации и инновационного процесса. Классификация новшеств, инноваций и инновационных процессов предполагает их распределение на конкретные группы по определённым базовым признакам. Возможны разные системы классификации, сформированные в зависимости от выбора критериев и целей. В качестве критериев классификации инноваций могут использоваться такие базовые признаки как область применения, этапы научно-технического процесса, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, их масштабы, результативность и эффективность инноваций.

Пример классификации по наиболее часто используемым критериям (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Классификации новшеств, инноваций, инновационных процессов

Базовые признаки объекта Классификация объектов по базовым признакам
Новшества Научно-технические, технологические, экономические, организационные, управленческие
Степень новизны Абсолютная, относительная, условная, частная
Глубина изменения Радикальные, улучшающие, частичные (модифицирующие)
Инновации Продуктовые (простой, сложный продукт, модификация продукта)
Уровень разработки и степень распространения Международный, государственный, региональный, отраслевой, корпоративный, фирменный
Потенциал инновации Радикальные, комбинированные, модификационные
Сфера разработки и распространения Промышленность, наука, экономика, образование, сфера услуг, право, управление, здравоохранение и др.
Инновационные процессы Цели, время проведения, стоимость, инвестиции, риски
Организационные характеристики процесса Внутрифирменные, межфирменные, проектные, программные, конкурсные
Содержание инновационных процессов Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные

Тем не менее, базовой считается классификация инноваций (новшеств) по предмету изменений – тому или иному виду товара. В соответствии с ней выделяются продуктовые и процессные инновации, а также инновации-услуги:

1. Предметом продуктовых инноваций являются продукты – материально-вещественные блага, удовлетворяющие те или иные потребности покупателя.

2. Процессные (технологические) инновации направлены на создание или модификацию способа удовлетворения той или иной потребности покупателя. Основными формами таких способов выступают технологии и "ноу-хау". Технология – воспроизводимая последовательность действий (операций), позволяющая при сохранении заданных параметров процесса с определённой степенью вероятности воспроизводить заданные параметры продукта. Как отмечалось выше, современный этап научно-технической революции характеризуется "отрывом" значительной части технологий от их материальных носителей, что и превращает их в самостоятельный вид товара. "Ноу-хау" – совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации и других способов формализации навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного производства.

3. Услуги являются нематериальным товаром, удовлетворяющим потребности покупателя в форме действия или опыта (знания). В результате потребления услуги покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект или процесс, овеществленный в материальном носителе. Ещё одной характеристикой услуг является нераздельность их предоставления и потребления (они предоставляются и потребляются в одно и то же время в одном и том же месте). Кроме того, услуги не сохраняемы (не складируемы) и гетерогенны, что означает высокую степень изменчивости их содержания и качества даже по одному и тому же виду. Покупка услуги не означает приобретения покупателем права собственности на неё: клиент лишь получает личный доступ к ней на определённый период времени.

Жизненный цикл инновации

 

Жизненный цикл новой продукции в соотнесении с фазами инновационного процесса схематично представлен на рис.2.1.

Рис. 2.1. Схема жизненного цикла продуктовой инновации

Принято выделять не только жизненный цикл продукции, но и жизненный цикл технологии производства (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Схема жизненного цикла технологии производства

Какую бы форму графического представления жизненного цикла нового продукта или технологии мы не избрали, при использовании циклического подхода, ЖЦИ должен включать семь основных стадий: а) разработку или приобретение новшества; б) внедрение новшества (создание опытного образца и/или пробной партии); в) производственное освоение инновационной продукции или технологии (выход на плановые показатели); г) коммерциализация новшества (устойчивое получение запланированной прибыли); д) снижение прибыли с последующем её повышением за счёт модернизационной деятельности; е) вывод инновационной продукции или технологии с рынка (утилизация – для продуктовых новшеств, рутинизация – для технологий).

Независимо от типа производимого товара – продукции, услуги или технологии, жизненный цикл инновации (ЖЦИ) – период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.