|
Прогнозирование инноваций. Типология инновационных стратегийТрадиционный бизнес направлен на сохранение и расширение существующего производства, технологий, процессов, рынков и каналов сбыта. Разработка и реализация инноваций предполагает существенные изменения стратегических возможностей организации. Именно поэтому многие исследователи рассматривают инновационную деятельность как ведущее направление стратегического менеджмента организации. Инновационная стратегия – согласованная совокупность управленческих решений в сфере инновационной деятельности организации, оказывающих определяющее воздействие на её конкурентоспособность и уровень прибыльности в долгосрочной перспективе. Инновационная стратегия отражает общее направление поиска, обоснования и развития инноваций, способы использование имеющихся инновационных возможностей организации. Специфической чертой инновационной стратегии является опора не только на данные ситуационного анализа, но и на прогноз внешних и внутренних условий. Под прогнозом инновационной деятельности организации понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях организации и её среды в будущем, ставших результатом разработки и внедрение того или иного новшества. Прогнозирование инноваций осуществляется на макро- и микроуровнях. При прогнозировании макроэкономических показателей развития отраслей экономики и социальной сферы осуществляется сравнение с мировым уровнем, определяются опережающие секторы, секторы уровня, равного с мировым, и секторы отставания. Формирование инновационной стратегии и разработка проектов и программ на микроуровне предполагает также учёт цикличности в развитии науки и техники, проявляющейся на макроуровне. Относительно длинные периоды модернизации технических средств и технологий сменяются относительно короткими периодами резких качественных (революционных) изменений – технико-технологических скачков. В составе каждого цикла выделяются качественно разные формы развития: - смена моделей в рамках одного поколения техники и технологий (модификация, модернизация); - смена поколений техники и технологий в границах одного направления развития; - возникновение принципиально новых направлений на основе научных открытий и изобретений. С учётом стадии этого цикла на макроуровне обосновывается состав целей и расчёт показателей прогноза, даётся оценка наиболее вероятных результатов внедрения научно-технических достижений в экономику и социальную сферу. Для этого используются корреляционный и регрессивный анализ, математическое программирование, теория игр, методы экстраполяции, экспертных оценок и др. Научно-технические прогнозы отличаются высокой степенью многовариантности. Кроме этого, натуральное проявление форм научно-технического прогресса отличается большим многообразием, что делает невозможным их выражение в одном интегральном показателе. Так, в составе показателей измерения интенсивности научно-технических процессов на макроуровне используется система следующих показателей: - средний возраст основных производственных фондов, скорость их обновления и технологическая структура (соотношение активных и пассивных фондов); - уровень фондовооруженности (энерговооруженности, электровооруженности и т.д.); - показатели механизации, автоматизации, электронизации производства; - показатели качества производимой продукции, услуг и др. Прогнозирование инноваций на микроуровне представляет собой последовательный переход от общемировых и национальных прогнозных показателей к оценке эффективности прогнозируемой инновации для организации (рис. 5.1). На этой основе формируются и исследуются возможные альтернативы, осуществляется выбор и реализация стратегии. После оценки результатов реализации стратегического инновационного плана возможна корректировка миссии и целей деятельности предприятия (рис. 5.2). По типу конкурентного поведения предприятия инновационные стратегии можно разделить на два класса: оборонительные и наступательные. Оборонительные инновационные стратегии разрабатываютсяна основе освоенной номенклатуры продукции или услуг и характеризуются следующими особенностями: - они базируются на модернизационных инновациях, т.е. связаны с совершенствованием внедренных технологических процессов или качественных характеристик продуктов; - сводятся к поиску новых возможностей улучшения технологии производства и снижения его издержек, либо к поиску новых областей применения или каналов сбыта уже разработанных новинок. Рис. 5.1. Схема взаимодействи основных составляющих в процессе прогнозирования инновации
Рис. 5.2. Выбор инновационной стратегии в системе инновационного менеджмента предприятия Внутри класса оборонительных инновационных стратегий выделяют собственно оборонительные (или защитные), имитационные, выжидательные и стратегии непосредственного реагирования. Как правило, инновационные стратегии оборонительного типа – реакции на действия конкурентов. И лишь косвенно, опосредуясь целями конкурентной борьбы, они отвечают на потребности и запросы потребителей. Наступательные инновационные стратегии предполагают разработку новых продуктов и процессов в освоенных или новых для организации сферах бизнеса. Внутри этого класса выделяют стратегии активных НИОКР, а также стратегии ориентации на маркетинг слияний и приобретений (других фирм). Все наступательные инновационные стратегии ориентируются, прежде всего, на интересы потребителей. Большинство из них требуют крупных инвестиций в НИОКР, высококвалифицированного управленческого и научно-технического персонала и, как правило, доступны ведущим монополистическим объединениям с сильным финансовым положением. Также применяется классификация стратегий по отношению к внешней и внутренней среде организации (табл. 5.2 и 5.3). Таблица 5.2 – Классификация инновационных стратегий по отношению к внешней среде
Таблица 5.3 – Классификация инновационных стратегий по отношению к внутренней среде
В случае ориентации на рост организации выбор инновационной стратегии определяется мотивацией роста (табл. 5.4) и его предпочтительными формами (табл. 5.5).
Таблица 5.4. Предпосылки и факторы выбора организацией стратегии роста
Так как конкретная задача обеспечения экономического роста организации определяется её потенциалом и позицией на рынке, то формы роста выбираются на основе ситуационного анализа и прогнозирования изменений внешней среды. Таблица 5.5 Формы роста и соответствующие им стратегии
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|