Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общественная жизнь в МФИ. Быт и отдых





Политико-воспитательная работа в брежневский период занимала важное место в жизни всей страны, сводилась она в основном к идейно-политической пропаганде и строилась на основе коммунистических идеалов. В МФИ, как и других вузах страны, ей уделялось большое внимание.

Политико-воспитательная работа охватывала не только студентов, но и профессорско-преподавательский состав и сотрудников вуза. Она рассматривалась как необходимое условие обеспечения высокого идейно-теоретического уровня преподавания и осуществления политического воспитания студентов. Формы ее проведения были разнообразны. Это – политучеба, политинформации, лекции, беседы и диспуты на политические темы, встречи с ветеранами партии, войны и труда. Государственные праздники, юбилейные революционные даты отмечались проведением общеинститутских торжественных собраний. Нередкими были митинги по случаю важных общественно-политических событий, таких, как полеты в космос советских космонавтов, День независимости Африки, День солидарности молодежи всех континентов, осуждение американской агрессии во Вьетнаме и другие.

Одним из главных направлений политико-воспитательной работы являлась работа кураторов студенческих групп, в числе которых были квалифицированные преподаватели. Кураторы контролировали учебную и общественно-политическую жизнь студентов, организовывали соревнования, экскурсии, посещения кино, театров; помогали студентам в проведении политинформаций, организации общественно-политической практики, укреплении учебной и трудовой дисциплины, борьбе за повышение успеваемости, налаживании быта; вовлекали студентов в научную работу. Например, в 1968 г. постоянной общественной работой было занято 67% студентов дневного отделения, а на стройках, в колхозах, совхозах страны на каждые 100 студентов было отработано 506 человеко-дней.

Никольский Петр Сергеевич (род. в 1922 г.) – доктор экономических наук, профессор. Участник Великой Отечественной войны. В 1950 г. закончил Казанский финансово-экономический институт по специальности «Финансы». Учился в аспирантуре МФИ, в 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию.
В МФИ – Финакадемии – Финуниверситете с октября 1953 года. Преподавал на кафедре «Финансы». По совместительству в 1957–1960 гг. работал заместителем декана ФЭФ, в 1961–1973 гг. – деканом ФЭФ. Восемь лет возглавлял кафедру «Финансы». В 1983 г. П.С. Никольский защитил докторскую диссертацию, с 1985 г. – профессор.

Область научных интересов П.С. Никольского – местные бюджеты, управление финансами, научные основы методики преподавания. Автор нескольких изданий учебника «Финансы», монографий «Финансы в системе экономических методов управления промышленностью», «Бюджетные комиссии местных советов». С 1998 г. возглавляет Музей истории Финуниверситета. В настоящее время является профессором-консультантом. Принимает активное участие в научной и учебно-мето­дической работе вуза, патриотическом воспитании молодежи.

Работал факультет общественных профессий (ФОП), который включал в себя отделения комсомольской и профсоюзной работы, правовых знаний, культурно-массовой работы, Школу молодого лектора. Наиболее многочисленной и эффективной из них была Школа молодого лектора. Так, в 1974 г. в ее 12 секциях занималось 350 человек. Ими было прочитано на предприятиях и в институтах Москвы около 200 лекций, а в целом ФОП в том году охватывал свыше 700 человек.

Развивалось патриотическое воспитание молодежи на боевых, революционных и трудовых традициях советской истории, проводились торжественные вечера, посвященные Дню Победы, революционным праздникам, встречам со ветеранами труда, Гражданской и Великой Отечественной войн. Организовывались экскурсии по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Однако политико-воспитательная работа отнимала у преподавателей и студентов много сил и энергии. Как правило, она проводилась за счет свободного времени людей, без оплаты проделанной работы, на общественных началах, носила обязательный характер.

Большое значение придавалось наглядной агитации. В аудиториях и коридорах института было много лозунгов, тематически оформленных стендов, выставок. В Финуниверситете хранится стенд, посвященный жизни и подвигу выпускницы МКЭИ, героини-подпольщицы П. Савельевой. Этим же воспитательным целям служили стенгазеты, выпускаемые на всех факультетах, регулярно выходили стенгазеты в студенческом общежитии. Выпускалась и общеинститутская стенгазета «Советский студент».

В институте проводилась большая и разноплановая культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа. Ведь студенческие годы – это не только занятия и экзамены, но еще и возможность узнать много нового и полезного, весело и интересно провести свободное время, наконец, это друзья, быт и многое другое.

Решающую роль в общественной студенческой жизни играл комсомол. С 1974 по 1979 г. комитет комсомола МФИ возглавлял М.А. Эскиндаров, ныне ректор Финуниверситета. В 1980 г. его сменил А. Арсенов. Комсомольская организация МФИ работала под руководством партийного комитета и занимала ведущее место в решении задач коммунистического воспитания студенческой молодежи. Студенты активно участвовали в общественно-политической жизни, ходили на субботники и воскресники, трудились в студенческих строительных отрядах, на осенних сельскохозяйственных работах и т.д.

С приближением лета работа комитета ВЛКСМ и Студсовета аккумулировалась вокруг организации летнего трудового семестра студентов. Ежегодно летом студенческий отряд МФИ работал на стройках Москвы и Сахалина, на полях Астрахани и Крыма. И сегодня выпускники МФИ тех лет вспоминают «картошку» и работу в стройотрядах. Например, в 1969 г. в трудовом семестре участвовало около 800 студентов. В 1974 г. студенческий отряд МФИ трудился не только на стройках и полях страны, но и в сберкассах Москвы. В 1980 г., когда в Москве проводились XXII летние Олимпийские игры, около 700 студентов МФИ участвовали в подготовке столицы к приему гостей игр, обслуживали Олимпиаду-80.

Комсомольские бюро факультетов проводили не только политико-воспитательную работу в студенческих группах, но и были инициаторами интересных общественных начинаний. Совместно со Студсоветом и кураторами решали проблемы студенческой жизни (успеваемость, дисциплина, быт и отдых); организовывали социалистическое соревнование среди факультетов, проводили смотры-конкурсы на лучшую студенческую группу, проводили «круглые столы», диспуты, вечера «вопросов и ответов». Большое внимание уделялось работе в общежитии: решались проблемы расселения студентов, работы столовой, кухни и подсобных помещений, читального зала, организации досуга. Это было тем более важно, что в 1978 г. было построено новое здание студенческого общежития на ул. Б. Галушкина.

Сумароков Валерий Николаевич (род. в 1946) – доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии менеджмента и рынка, член Ученого совета Финуниверситета, член двух диссертационных советов, Заслуженный работник Высшей школы РФ. В 1969 г. окончил МФИ по специальности «Международные экономические отношения», работал в Валютно-экономическом управлении Правления Госбанка СССР. Учился в аспирантуре МФИ. С 1975 г. работает в МФИ – Финакадемии – Финуниверситете. В.Н. Су­мароков был проректором МФИ по вечернему отделению, проректором по научной работе Финакадемии. В настоящее время проректор Финуниверситета, декан Международного экономического факультета Финуниверситета.

Интересной формой трудового воспитания в те годы являлась практика самообслуживания студентов в институте и общежитии – дежурные группы проводили полную уборку коридоров и учебных помещений, участвовали в ремонте общежитий, в подготовке их к новому учебному году. Этот опыт прошлых лет неплохо было бы использовать и сегодня.

Особое место в жизни студентов, да и всего коллектива МФИ, занимала культурно-массовая и спортивно-оздоро­ви­тель­ная работа, в организации которой главная роль принадлежала общественным организациям – парткому, комитету ВЛКСМ и профкому. На них возлагалась ответственность за проведение всех массовых мероприятий, будь то митинги, собрания, или концерты, экскурсии, вечера отдыха. Перед студентами и сотрудниками выступали известные писатели и поэты, спортсмены, артисты, музыканты и певцы. Например, интересно прошли в институте поэтические вечера Э. Асадова и преподавателя нашего института, доцента кафедры финансов А. Аброскина, который писал прекрасные стихи, являлся членом Союза писателей СССР, выпустил сборник стихов «Будем с мёдом».

На вечерах выступали участники институтской художественной самодеятельности и популярные среди студенчества в 1970–1980 гг. агитбригады. В их программе были тематические композиции, художественная самодеятельность, а также доклады по актуальным вопросам текущей политики. Популярностью пользовались вечера на иностранных языках, на которые приглашались студенты из других вузов Москвы. Кроме художественной самодеятельности многие годы в институте функционировали кино- и музыкальный лектории.

В поле зрения руководства и профсоюзной организации была забота о здоровье сотрудников и студентов. С этой целью ежегодно по профсоюзным путевкам отдыхали и лечились в санаториях и домах отдыха десятки преподавателей и студентов. Проводилось регулярное медицинское обследование студентов, причем делалось это в обязательном порядке под контролем деканов.

Большое внимание в институте уделялось спортивно-мас­со­вой работе среди студентов, преподавателей и сотрудников. Функционировали спортивные секции по многим видам спорта. Не имея в те годы собственной спортивной базы, институт арендовал стадионы и бассейны. Кроме спортивных состязаний для сотрудников и студентов организовывались массовые турпоходы. В 1966 г., например, в таких походах участвовало 700 человек. Интересно и содержательно проходили в МФИ спортивные вечера, организованные вузовским спортклубом. На них приглашались выдающиеся спортсмены: В. Брумель, Г. Горохова, А. Кох, И. Тер-Ованесян, В. Семенов и др.

\\\

Подводя итоги, следует отметить, что 1965–1984 гг. были для Московского финансового института временем дальнейшего развития учебно-мето­дической и научной работы, роста и укрепления структуры вуза. В рассмотренное двадцатилетие в институте сложилась целостная концепция учебно-воспи­татель­ного процесса, в которой все формы деятельности: идеологическая, образовательная, методическая, научная, культурно-воспитательная и другие были подчинены цели – формировать высококвалифицированные кадры для работы в финансово-кредитной системе СССР. Сложилась и расширялась работа по подготовке специалистов по важнейшим финансово-экономи­ческим специальностям – государственным финансам, денежному обращению и кредиту, международным финансовым расчетам, бухгалтерскому и механизированному учету.

Студенты тех лет демонстрировали добросовестную учебу, активное участие в общественной жизни вуза. Выйдя из стен института, они проявляли себя хорошими специалистами, укрепляя тем самым авторитет нашего вуза, способствуя становлению МФИ в качестве ведущего финансово-экономического вуза страны.

è Вопросы для повторения

1. Каковы были особенности организации учебного процесса в МФИ в 1965–1984 гг.?

2. Укажите, какие направления научной работы получили дальнейшее развитие в МФИ в рассматриваемый период.

3. Охарактеризуйте основные направления политико-воспи­та­тельной деятельности общественных организаций в 1965–1984 гг.

4. Какое место занимал МФИ в системе советского финансово-экономического образования в 1965–1984 гг.?

5. Как и по каким направлениям развивалось международное сотрудничество МФИ?

6. Охарактеризуйте формы взаимосвязи преподавателей и студентов МФИ с практикой организации финансово-кредитной системы СССР.

7. О деятельности кого из преподавателей МФИ – Финакадемии – Финуниверситета вы узнали из главы?


Глава 5

 

МФИ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ
(1985–1991)

Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере обусловило необходимость серьезных перемен в советской политике. Период с 1985 по 1991 г., когда шли инициированные М.С. Горбачевым реформы, получил название «перестройка».

Это было время поиска новой модели развития советской экономики – от первоначальной концепции «совершенствования хозяйственного механизма» до осознания необходимости перехода к рыночным отношениям. Составной частью перестройки стали изменения в финансово-кредитной сфере.

Курс нового руководства Советского Союза на интеграцию страны в мировую экономику нашел отклик у лидеров западных держав. По инициативе М.С. Горбачева и президента Франции Ф. Миттерана в 1990 г. был учрежден Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для содействия трансформации экономик стран Восточной Европы путем предоставления им валютных кредитов. После ратификации Верховным Советом СССР соглашения об учреждении ЕБРР (март 1991 г.) СССР впервые стал членом крупной международной кредитной организации. В 1989 г. начался переговорный процесс о приеме СССР в Международный валютный фонд (МВФ), успешно завершившийся в 1992 году.

Постановление Совета министров СССР «О перестройке деятельности и организационной структуре банков СССР» в октябре 1987 г. стало первым шагом в создании банковской системы, соответствующей задачам экономической реформы. Важной вехой в процессе демократизации кредитно-расчетных отношений стал Закон «О кооперации в СССР» (26 мая 1988 г.), на основе которого началось создание коммерческих банков. В этих документах фактически был провозглашен отказ от государственной монополии на банковское дело. 1989 год ознаменовался приходом в нашу банковскую систему иностранного капитала: был создан первый совместный Международный Московский банк.

Среди ключевых фигур экономической реформы в СССР было немало выпускников МФИ. Это прежде всего министр финансов СССР В.С. Павлов, руководители реформы банковской системы СССР В.В. Геращенко, В.С. Захаров и др.

Павлов Валентин Сергеевич (1937–2003) – доктор экономических наук, государственный деятель. С 1959 г. работал в Министерстве финансов РСФСР, с 1981 г. – член коллегии Госплана СССР, председатель Государственного комитета СССР по ценам (1986–1989), первый заместитель министра (с января 1986 г.), министр (июль 1989 – декабрь 1990) финансов СССР. С 14 января 1991 г. по 22 августа 1991 г. – премьер-министр СССР (единственный, занимавший должность с таким названием). Принимал участие в создании Пенсионного фонда (1990), налоговой инспекции (1990), в формировании коммерческих банков, привлечении первых инвестиций, в регулировании деятельности первых кооперативов и совместных предприятий. С именем Павлова связана денежная реформа (январь 1991 г.). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета».

В декабре 1990 г. были приняты Законы «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В этих документах принцип самостоятельности в управлении банками и проведении ими банковских операций был дополнен правом банков на создание союзов, ассоциаций для координации деятельности и защиты своих интересов.

Однако еще до этого, в 1989 г., был создан первый банковский союз – Всесоюзная ассоциация коммерческих банков, вице-президентом которой стал основатель и председатель Кредобанка Ю.В. Агапов, также выпускник МФИ. В марте 1991 г. первый банковский союз был реорганизован в Ассоциацию российских банков (АРБ) – негосударственную, некоммерческую организацию, объединяющую коммерческие банки и другие кредитные организации, а также организации, деятельность которых связана с функционированием финансово-кредитной системы страны. Первым из региональных объединений банкиров стал Московский банковский союз (МБС), образованный в 1989 г. и существующий и поныне. Активное участие в его создании принял выпускник МФИ – К.Б. Шор, являющийся с 1988 г. начальником Московского Главного территориального Управления Банка России.

Захаров Вячеслав Сергеевич (1933–2007) – доктор экономических наук, один из основателей современной банковской системы России. С начала 1970-х гг. он занимал ответственные посты в Минфине и Госбанке СССР.
В 1984 г. назначен начальником планово-экономического управления – членом правления Госбанка СССР. В 1988–1991 гг. Захаров в качестве заместителя председателя правления Госбанка СССР осуществлял координацию деятельности специализированных банков, руководил регистрацией первых коммерческих банков и созданием системы банковского надзора. Захаров внес большой вклад в становление и развитие Ассоциации российских банков (АРБ), с 1992 г. занимал пост исполнительного вице-президента этой организации, а с 2002 г. – ректора Института банковского дела АРБ. С 1974 г. Захаров являлся членом редакционной коллегии журнала «Деньги и кредит». Его научное наследие составляют десятки публикаций по проблемам банковского дела, в том числе труды обобщающего характера: «Очерки банковской реформы 1988–1991 годов» (М., 2005), «Очерки банковской системы СССР» (М., 2007).

Вехой в перестройке финансово-кредитной сферы стало создание в марте 1991 г. Аудиторской палаты СССР. Ее учредителями наряду с Государственной финансовой академией (название МФИ в 1991 г.) стали: Министерство финансов СССР, Госбанк СССР, Научно-промышленный союз СССР, Ассоциация бухгалтеров СССР, Государственная финансовая академия, Всесоюзная ассоциация коммерческих банков, общество с ограниченной ответственностью «Мосаудит», акционерное общество «Инаудит», жур­налы «Бухгалтерский учет», «Деньги и кредит», а также ряд других предприятий и научно-исследо­вательских институтов. Аудиторская палата на добровольных началах объединила аудиторские, банковские и страховые организации, специалистов в области аудита и финансов. Целью палаты было содействие развитию аудиторской деятельности в стране.

В конце 1991 г. в России существовало 1360 банков. Финансово-экономическая реформа выявила острый дефицит кадров соответствующей квалификации и уровня. На риторический вопрос директора Института экономики АН СССР Л.И. Абалкина: «А наберется ли у нас в многомиллионной стране хоть с десяток людей, которые разбираются по-настоящему в банковской практике?», вызвавший в 1989 г. широкий резонанс, МФИ был готов ответить делом – массовой подготовкой специалистов-фи­нансистов для рыночной экономики. Перед нашим институтом открылись широкие перспективы развития.

5.1. Перестройка учебного процесса в МФИ:
связь теории с практикой

Перестройка учебного процесса в институте осуществлялась поэтапно, в общем русле с реформой высшего образования в СССР, которая предусматривала: развитие инициативы научно-педагогических коллективов вузов, расширение их прав в осуществлении перестройки учебного процесса, интеграцию образования, науки и производства. В центр учебной и воспитательной работы был поставлен индивидуальный подход к развитию личности и формированию профессиональных качеств будущих специалистов.

В 1985 г. ректором МФИ была назначена А.Г. Грязнова. Важной вехой в развитии нашего вуза явилась утвержденная в 1986 г. Комплексная программа развития и дальнейшего укрепления материально-технической базы института на период до 2000 года. В 1990 г. был принят новый устав МФИ, в соответствии с которым сформированы общеинститутские органы управления – Совет института (Совет трудового коллектива), Ученый совет МФИ, ученые советы факультетов. Приметой времени стало (начиная с 1987 г.) избрание студентов в состав общеинститутского и факультетских ученых советов, а также методических советов по основным специальностям.

Развернулся процесс оптимизации соотношения между общеэкономическими, общеобразовательными и специальными предметами. В учебном процессе был увеличен удельный вес практических занятий. Внедрялись разнообразные формы и методы активного взаимодействия преподавателей и студентов – деловые игры, «круглые столы», диспуты, совершенствовался проблемный подход в преподавании, расширялась тематика курсов по выбору.

Углубление демократизации жизни общества и государства отразилось и в жизни МФИ. Начиная с 1988 г. в практику вошло анкетирование студентов и преподавателей, чье мнение учитывалось при перестройке учебных планов и воспитательной работы, в решении кадровых вопросов. Существенно изменилось преподавание философии и других общественных наук. В 1989 г. прекратилось изучение такой дисциплины, как «Научный коммунизм». Вместо «Истории КПСС» была введена дисциплина «Социально-политическая история ХХ века». Разрабатывались новые гуманитарные курсы – «Политология», «Социология», «Ис­тория и теория мировой и отечественной культуры».

Экономическая реформа и реорганизация финансово-кредитной системы обусловили включение в учебный план МФИ новых специализаций – «Учет и анализ во внешнеторговых организациях», «Учет в бюджетных организациях» (1985), «Ревизия и контроль» (1986), «Налоги и налогообложение», «Сберегательное дело» (1989) и др. В учебном расписании появились новые дисциплины: «Операционная техника и учет в коммерческих банках», «Экономика природопользования», «Менеджмент», «Основы маркетинга», «Экономика совместных предприятий», «Экономика кооперативных предприятий». Развитие получили смежные с финансово-экономическими дисциплины: «Математическое моделирование экономических процессов», «Экономико-математические методы и модели финансов, денежного обращения и кредита», «История финансов и кредита», «История бухгалтерского учета», «Основы научных исследований». Впервые в курсе «Организация и планирование кредита» появились темы, по-новому раскрывающие фундаментальные принципы банковского дела – «Основы банковского хозрасчета», «Банковский контроль за кредитоспособностью клиента», «Ликвидность банков», «Структура коммерческого банка».

Серьезным достижением стал выход в свет учебников и учебных пособий: «Бухгалтерский учет» (ред. проф. П.П. Но­ви­чен­ко), «Математический анализ» (проф. А.С. Солодовников), «Деньги и кредит социалистического общества» (ред. проф. О.И. Лав­рушин), «Операционная техника и учет в банках» (ред. проф. В.С. Геращенко), «Финансы промышленности» (ред. проф. Д.С. Моляков), «Актуальные проблемы финансов СССР» (ред. проф. В.М. Родионова).

Солодовников Александр Самуилович (род. в 1931) – доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. В 1953 г. закончил механико-матема­тичес­кий факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1953–1956 гг. учил­ся в аспирантуре Московского педагогического института им. В.И. Ленина. В 1962 г. защитил докторскую диссертацию и опубликовал монографию «Гиперкомплексные числа». Работал в Мордовском государственном университете, МГУ им. М.В. Ло­моносова, Московском государственном заочном педагогическом институте. С 1986 г. начал преподавательскую деятельность в МФИ, в 1986–2000 гг. возглавлял кафедру математики, ставшую в этот период коллективным членом Американского математического общества. Под его руководством и при непосредственном участии был подготовлен 3-томный учебник «Математика в экономике», разработаны задачники. А.С. Соло­дов­ников внес значительный вклад в развитие научно-мето­дической базы российского экономического образования в системе высшей школы. Длительное время он являлся членом президиума методической комиссии по математике при Министерстве образования и науки РФ (возглавлял секцию экономических специальностей). Под его руководством был разработан государственный стандарт и типовая программа курса «Математика», которая использовалась более чем в трехстах государственных и негосударственных вузах экономического профиля. Многочисленные труды А.С. Солодовникова переведены более чем на 15 иностранных языков.

Развитие нашего вуза в 1985–1990 гг. было неразрывно связано с наращиванием темпов компьютеризации. В ноябре 1985 г. была утверждена Комплексная программа компьютеризации учебного процесса в МФИ, а в 1986 г. создано специальное структурное подразделение – Отдел технических средств обучения (ТСО). В 1987 г. был оборудован первый дисплейный класс на базе ЭВМ СМ-1600. В 1988 г. МФИ располагал уже собственным Информационно-вычислительным центром (ИВЦ). В 1989 г. был образован учебно-научный производственный комплекс (УНПК) «Информатика», включивший в себя кафедры «Автоматизированная обработка экономической информации», «Вычислительная техника», ИВЦ и студенческий клуб «Компьютер» (руководитель УНПК – проф. О.В. Голосов). Комплекс был организован в целях проведения единой политики в области компьютеризации учебного процесса, научных исследований, автоматизации решения задач по управлению вузом, повышения практической отдачи от научной работы студентов в области компьютеризации. Неоднократно на базе МФИ проводились внутриинститутские и межвузовские конференции, студенческие олимпиады по использованию ЭВМ.

В конце 1990 г. информационно-техническая база МФИ претерпела коренное обновление – были приобретены первые 50 ПК. В эти годы началось переоснащение МФИ современными радиотехническими устройствами. В соответствии с новейшими требованиями были оборудованы звукотехническая лаборатория, телевизионно-лингафонная и видеостудия, лингафонные кабинеты, лаборатория аудиовизуальных средств обучения.

Большое значение в подготовке кадров по-прежнему играла производственная практика. Более 100 организаций в 1985–1990 гг. являлись базами для ее проведения. Это – финансовые и страховые органы, отделения Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, промышленные предприятия (АЗЛК, заводы «Красный богатырь» и «Калибр», 1-й и 2-й Московские часовые заводы, МПО «Женская одежда», кондитерская фабрика «Боль­шевик» и др.). По устоявшейся традиции выпускающие кафедры ориентировали студентов на разработку тем, связанных с их будущей трудовой деятельностью. Часть исследований выполнялась по заказам министерств, ведомств, производственных коллективов. Ряд предложений выпускников был использован для совершенствования работы финансово-банковских учреждений и промышленных предприятий.

Новшеством явилось введение государственного экзамена по специальности. В 1990 г. был введен государственный экзамен по политической экономии (вместо экзамена по основам марксизма-ленинизма). Начиная с 1988 г. в состав ГЭК МФИ стали включать сотрудников Минфина РСФСР, промышленных министерств, банков.

Коренная перестройка учебного процесса в МФИ распространилась и на вечернее отделение. Обязательным условием для поступления в МФИ стала работа по профилю вуза. Если прежде на вечернем отделении работали только кредитно-экономический и учетно-экономический факультеты, то в 1989/1990 учебном году желающим была предоставлена возможность получить высшее образование без отрыва от производства еще на двух факультетах – финансово-экономическом и международных экономических отношений. Институт впервые приступил к подготовке специалистов на вечернем отделении по договорам с предприятиями и организациями за плату. Росло число студентов, переведенных на вечернее отделение МФИ из других вузов. Всё это свидетельствовало о повышенном спросе на выпускников МФИ, отличавшихся высоким уровнем подготовки.

Основной формой послевузовского обучения оставалась аспирантура. В 1990 г. подготовка аспирантов в МФИ велась на 12 кафедрах по шести специальностям. В 1988 г. в МФИ открылась докторантура по специальностям: «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности» и «Экономико-математические методы». В 1990 г. в МФИ работали пять специализированных советов: три – по присуждению ученой степени кандидата наук, два – по присуждению ученой степени доктора наук. Только в 1990 г. к защите было подготовлено 20 докторских диссертаций.

В 1989 г. в МФИ начался образовательный эксперимент – создание учебных комплексов для реализации принципа непрерывного образования. Первым опытом стал учебный комплекс (детский сад – школа – базовое предприятие – вуз), в состав которого вошли: детский сад № 518, школа № 1277 с углубленным изучением немецкого языка, базовое предприятие – Всесоюзный научно-исследовательский институт автоматики, вуз – МФИ.

В 1990 г. при МФИ был организован еще один учебный комплекс – «Московский центр по подготовке специалистов для Сбербанка СССР», куда вошли: МФИ, Госкомобразование СССР, Московский финансово-кредитный техникум, ПТУ № 185, меж­школьный Учебно-производственный комбинат № 2 Красногвар­дейского района г. Москвы, межшкольное Учебно-произ­водст­венное объединение Советского района г. Москвы, межшкольный Учебно-производственный комбинат Ленинского района г. Москвы. В 1990 г. был осуществлен первый прием на конкурсной основе 26 студентов по специализации «Сберегательное дело» из числа выпускников учебных заведений, входящих в комплекс.

Высокое качество подготовки специалистов обеспечило МФИ известность за рубежом. В годы перестройки высшее образование в нашем институте получали студенты более чем из 40 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Всего за этот период обучение прошли более 800 человек. В 1991 г. наметились структурные сдвиги в составе иностранных студентов. Резко сократилось количество студентов из стран Восточной Европы и увеличился приток учащихся из развивающихся стран. Нередко выпускники из других стран сохраняли связь с МФИ после получения высшего образования – учились в аспирантуре, приезжали на стажировку. Этому способствовал Совет по работе с иностранными учащимися, возглавляемый В.В. Бобкиным, а также деятельность Ассоциации иностранных выпускников советских вузов.

5.2. МФИ – базовый финансово-
экономический вуз

Учебно-методические наработки предыдущего десятилетия, перестройка системы образования во второй половине 1980-х гг. сформировали предпосылки для принципиального изменения статуса МФИ. В 1985 г. по решению правительства на МФИ были возложены функции базового вуза по учетно-экономи­чес­ким специальностям – «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», «Ревизия и контроль». В 1987 г. на базе МФИ было создано Учебно-методичес­кое объединение (УМО) по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Контроль и анализ хозяйственной деятельности». Деятельность УМО возглавила ректор МФИ профессор А.Г. Грязнова, а заместителем председателя Президиума Совета УМО стал профессор О.В. Голосов. В 1990 г. в УМО входили 129 вузов страны.

Голосов Олег Викторович (род. в 1934) – доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. В 1957 г. закончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. Работал в Красноярском педагогическом институте, заместителем начальника статистического управления Красноярского края.
В 1958–1965 гг. работал на Норильском горно-металлургическом, Сорском молибденовом комбинатах, Красноярском алюминиевом заводе, занимался проблемами математического моделирования производственных процессов. В 1967 г. получил научную степень кандидата технических наук. С 1965 г. работал в Москве в ЦСУ СССР, в 1971–1977 гг. являлся директором Всесоюзного проектно-технологического института по методологии и механизации бухгалтерского учета. Под руководством О.В. Голосова была разработана и внедрена индустриальная система проектирования систем обработки учетной информации, основанной на типизации первичной и отчетной документации и унификации технологических процедур. В 1977–1986 гг. работал в ВНИИ документоведения и архивного дела Главархива СССР. В 1985 г. защитил докторскую диссертацию. С 1986 г. – профессор МФИ, с 1988 г. – проректор, заведующий кафедрой «Автоматизированная обработка экономической информации». Один из создателей и руководителей УМО О.В. Голосов продолжил деятельность научной школы В.С. Рожнова и В.Б. Либермана в области автоматизации обработки учетной информации. Под его руководством создана монография «Общесистемные основы аудита» – первая работа в отечественной и зарубежной литературе по системной теории аудита, основанной на использовании теоретико-множественного категорийного подхода и нечетких логик. В настоящее время О.В. Голосов – Главный ученый секретарь Финуниверситета.

Основным направлением работы УМО в конце 1980-х гг. была подготовка новых учебных планов, предусматривавших впоследствии переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов с высшим образованием (бакалавр – магистр).

МФИ возглавил Всесоюзный координационный методический совет (КМС) по подготовке, распределению и использованию специалистов учетно-аналитического и финансово-кредит­ного профиля. В его составе действовало несколько специальных групп, которые готовили методические рекомендации по определению количественной потребности и необходимого качественного уровня специалистов, по их стажировке и распределению, компьютеризации учебного процесса.

В 1989 г. сотрудниками УМО по поручению Госкомобразования СССР был проведен анализ потребностей некоторых регионов в кадрах по специальностям «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности», а также возможности подготовки этих кадров в ряде вузов. В результате 10 вузов получили заключения о целесообразности открытия в них указанных специальностей. Это – Заочный институт советской торговли, Алма-Атинский институт железнодорожного транспорта, Ужгородский государственный университет, Ташкентский автомобильно-дорожный институт, Карагандинский кооперативный институт и др.

УМО организовало ряд Всесоюзных научно-методических конференций. Одним из первых крупных событий в ходе реформирования высшего финансово-экономического образования в СССР стало Всесоюзное совещание-семинар заведующих кафедрами финансов, денежного обращения и кредита, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, проведенное на базе МФИ (1985). В нем участвовали более 160 заведующих кафедрами из 70 вузов, представители Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Министерства финансов СССР, Госбанка СССР, Стройбанка СССР, Академии общественных наук при ЦК КПСС, НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, издательства «Финансы и статистика», члены редколлегий журналов «Вестник высшей школы», «Финансы СССР», «Деньги и кредит» и «Бухгалтерский учет». Большой вклад в подготовку совещания внесли кафедры МФИ, возглавляемые П.С. Никольским, Д.С. Моляковым, П.П. Новиченко, Б.И. Майданчиком.

Майданчик Борис Ионтелевич (род. в 1930) – доктор экономических наук, профессор. В 1953 г. окончил Московский экономический институт, факультет экономики промышленности. Работал на Рижском дизелестроительном заводе инженером, главным технологом, главным диспетчером. По возвращении в Москву в 1956 г. – старший инженер во Всесоюзном проектно-технологическом заводе, занимался внедрением новых систем подготовки производства, управления и хозрасчета. С 1958 по 1977 г. Б.И. Майданчик работал в Свердловске (ныне Екатеринбург), защитил кандидатскую и докторскую диссертации, посвященные сравнительному экономическому анализу, создал научную школу по сравнительному анализу. Преподавал в Уральском университете, Свердловском институте народного хозяйства. В 1977 г. – профессор МФИ, а с 1981 по 1994 г. руководил кафедрой анализа хозяйственной деятельности. Занимался изучением проблем функционально-стоимостного анализа и его внедрения в практику. В 1980-х гг. издал фундаментальные труды «Функционально-стоимостный анализ в отраслевом управлении эффективностью», «Функционально-стоимостной анализ издержек производства», «Справочник по функционально-стоимостному анализу», а также первое в стране учебное пособие «Основы функционально-стои­мостного анализа». Участвовал в организации всесоюзных и международных совещаний и симпозиумов. В период перестройки включился в работу по адаптации предприятий к хозяйствованию в рыночных условиях, активно участвовал в создании консульт<







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.