Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Развитие отечественных финансов в XI–XV в.





 

2.1. Организация финансов до XIв.

2.2. Развитие финансовых отношений в XI–XV вв.

 

2.1. Организация финансов до XIв.

 

Прогрессивные изменения в земледелии, превращение родовой общины в соседскую, возникновение частной собственности и связанная с этим самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей приводили к имущественному неравенству, появлению сильной в экономическом отношении племенной знати.

Судя по древним летописям, первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно отдельные группы населения стали различаться богатством и социальным положением. Наиболее высокий статус среди них занимали земские бояре, т.е. представители местной племенной аристо­кратии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки».

Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные дружинники и князья, среди которых было немало представителей скандинавов и финнов. Они поступали на службу к князьям, постепенно ассимилируясь со славянами. В течение IX— XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии. Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами.

Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель — все это приводило к росту сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», т.е. на свободные земли, поднимали стихийные бунты, уби­вали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание разработке правовых норм внутригосударственной жизни. От этой эпохи до нас дошло множество документов.

Среди них была «Русская Правда» — важнейший свод норм древнерусского законодательства. Первый вариант этого правового кодекса Киев­ской Руси («Древнейшая Правда») появился в 1016 году, но историки обычно свя­зывают этот документ с именем Ярослава Мудрого, при котором в 1030-х годах был основательно переработан и дополнен его текст. Позже, в конце XI века, наследники Ярослава Мудрого выпустили вторую часть «Русской Правды» – «Правду Ярославичей».

В этих документах ограничивалась, а позже отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, нападение на представителей власти.

Первоначально великие киевские князья собирали дань (со всего населения) — полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников — «посадников», старших «мужей» -дружинников.

Полюдье являлось выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства. Для сбора этой дани князь с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал огромные подвластные им территории или посылал туда своих наместников. Собиралось продовольствие, меха мед, воск и др.

Размеры дани, место и время сбора заранее не определялись. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызывали протест населения.

Кроме полюдья существовал повоз: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.

Такая форма сбора дани возникла еще в VI—VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения в 945 году в древлянской земле произошло восстание против князя Игоря, он был убит. Его жена, княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, а также «погосты» – время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало») Реже единицей обложения считался человек.

По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты (выплачиваемую феодалу) — оброка.

Что касается становления и развития денежно-кредитных отношений в Древней Руси, то исследователи полагают, что до середины Х в. Были в ходу следующие деньги: гривна серебром весила порядка 68,2г, 1 куна — 2,72г, 1 резана — 1,3г. Но во второй половине Х в. и в ХI в., с разделением древнерусской денежно-весовой системы на южную (киевскую) и северную (новгородскую), первая стала базироваться на гривне, эквивалентной византийской литре (163-164г), а вторая — на более тяжелой гривне, весом около 200г.

Считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Когда в начале XII века ростовщики стали взимать до 50% годовых, население Киева в 1113 году выступило против таких грабительских условий, и великий князь Владимир Мономах был вынужден вмешаться. Он ввел «Устав о резах» (процентах), в котором было указано снизить долговые проценты до 20%. Было запрещено обращать в рабство людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Этим же Уставом запрещалось заниматься паразитическим ростовщичеством. Устав Владимира Мономаха законодательно завершил создание феодальной системы Древнерусского государства.

За долги раба (холопа) нес ответственность его господин. Он был обязан удовлетворить претензии кредитора, не осведомленного о кабальном положении должника, обманом выдававшего себя за вольного человека. В случае, если заимодавец знал о рабском состоянии клиента, претензии не принимались.В случае, если должник, не погасив ссуду, бежал за пределы Руси, он объявлялся преступником, навсегда лишенным доверия соотечественников.

После проведения кредитной реформы и включения своего «Устава» в текст «Русской Правды», 60-летний Владимир Мономах железной рукой удерживал порядок на Руси еще 12 лет, до самой кончины. Его старший сын Мстислав (1125-1132), унаследовав великокняжеский стол и отцовский характер, стал последним Великим государем единой империи Рюриковичей — Киевской Руси. С его уходом в вечность страна погрузилась в пучину непрерывных гражданских междоусобных войн, полыхавших целый век и прекратившихся только под игом монгольского хана Батыя.

Итак, в начале XII века Киевская Русь достигла наивысшего развития. Именно законодательное оформление раннефеодальной империи стало началом ее раздробленности. По имеющимся законам местные князья и бояре получили большую самостоятельность во всех делах, что привело их к борьбе с великим киевским князем и между собой. Начиная с 1130-х годов Киевская Русь распалась на несколько самостоятельных государств.

 

2.2. Развитие финансовых отношений в XI–XV вв.

 

Основной формой экономической зависимости крестьян от землевладельцев был натуральный оброк (рента продуктами). Сюда входила сельскохозяйственная продукция и изделия домашних промыслов. Величина оброка определялась обычаями (стариной) и заранее оговаривалась сторонами, поэтому крестьяне могли увеличивать площадь посевов, чтобы добиться лучших результатов и после расчетов больше продукции оставить на свои нужды и для обмена.

Кроме того, крестьяне выполняли ряд повинностей, т.е. существовала барщина (отработочная рента), но она еще не играла заметной роли нигде, кроме монастырских хозяйств. Денежная рента оставалась совсем незначительной долей в общем числе повинностей, поскольку рыночные связи и денежное обращение были еще слаборазвиты.

Но созданию внутреннего общероссийского рынка мешала феодальная раздробленность, поскольку в каждом княжестве, во всех крупных городах устанавливалось большое количество проездных и торговых пошлин и поборов. Такой всеобщей таможенной пошлиной за провоз грузов через княжеские границы и городские заставы была тамга, в процентах к стоимости ввозимого продукта с каждого воза или лодки с товаром. С приехавших на торг брали «явку» — плату за предъявление товара представителям властей (чиновникам). При переезде через реки брали налог «мостовщину», или «перевоз». В зависимости от тяжести товара нужно было платить «весчее», «пудовое», «подъемное». За клеймение скота брали «пятно», за каждую голову скота на рынке полагалось «роговое», или «привязное». С каждого человека, сопровождавшего товар, платили «костки». За складирование товара в торговых помещениях вносили «гостиное» и т.д.

Подобная практика торговли усугублялась постоянными междоусобными столкновениями и феодальными войнами. И, само собой разумеется, что при заключении военных союзов и договоров о дружбе князья особо оговаривали условия об отмене или снижении действующих взаимных пошлин, т.е. выражаясь современным языком, о создании друг для друга режима наибольшего благоприятствования.

Развитие внутренней торговли неизбежно приводило к более активному денежному обращению. Но из-за отсутствия на Руси добычи благородных металлов долгое время во внутреннем обращении пользовались привозным серебром и медью в слитках, а также иностранными монетами, в частности немецкими или рижскими. Также использовались и монгольские монеты диргема или денга («звенящие»). Отсюда появился термин «деньги» в русском языке. Это были небольшие серебряные монеты с арабскими надписями. После Куликовской битвы в 1380 году московский князь Дмитрий Донской стал перечеканивать монгольские монеты, изображая на оборотной стороне свои знаки — воина с секирой или петуха — и делая надпись: «Эта денга московская».

Постепенно денга превратилась в мелкую разменную монету, распространенную во многих княжествах Руси. Ее делали из рублевой гривенки. Слиток серебра весом в 200 г вытягивали в проволоку, рубили на мелкие кусочки, каждый из них расплющивали и чеканили монетки неправильной формы. Из рубля получалось в Москве 200 денежек-московок, в Новгороде Великом — 216 новгородок, и так делали фактически в каждом княжестве, что, конечно же, не способствовало объединению русских земель.

Историки денег и лингвисты связывают происхождение слова «рубль» с обычаем разрубать серебряные слитки на определенные доли.

Период древнерусской экономической истории между ХII и ХIV вв. получил название «безмонетного». Историки долго спорили о том, почему приток европейской монеты на Русь ХII века неуклонно сокращался и в конце концов практически иссяк. По-видимому, это предопределили, во-первых, европейские экономико-политические проблемы, провоцировавшие денежный дефицит (борьба городов с феодальными сеньорами за право монетной чеканки и периодическое принудительное изъятие масс монетного серебра из обращения для переделки с целью «обновления», сворачивание монетного экспорта в связи с крестовыми походами на Восток). А во-вторых, местные русские проблемы, возникшие с вторжением немецких рыцарей-крестоносцев в Прибалтику, после чего мирные торговые связи Руси с западными соседями значительно затруднились.

Развитая торговля способствовала процветанию кредитных отношений в форме ростовщичества. Именно здесь в ХII в. впервые на Руси появляются письменно оформленные долговые обязательства, идея которых, вероятно, заимствована из опыта европейской торговли. Расписки того времени считаются зародышами будущих векселей. Записки же должников с указанием имен кредиторов — договорами о займах.

В конце XIII — начале XIV века вновь оживились внешнеэкономические связи. Особое место среди русских городов в этом процессе занимал Новгород Великий, поскольку территориальная близость к Западной Европе способствовала его относительно независимому развитию, особенно в период существования Новгородской республики. Так, в это время Новгород Великий проводил активную колонизацию Печорской и Югорской земель, Заонежья, Северного Поморья.

Следует отметить, что на рубеже XIII—XIV веков начиналось возвышение Москвы, первое упоминание о которой в летописи относится к 1147 году, когда Москва была небольшим укрепленным поселением на окраине Владимиро-Суздальского княжества. В конце XIII века Москва досталась по наследству князю Даниилу, сыну Новгородского и Владимиро-Суздальского князя Александра Невского. От Даниила началось правление московских Рюриковичей-Мономаховичей. При нем сформировалось самостоятельное Московское княжество, и, начиная с его сына Ивана I Калиты, Москва стала играть заметную роль в процессе объединения русских земель в централизованное государство.

В условиях монголо-татарского владычества экономическая зависимость Руси выражалась в том, что все население покоренных русских земель было переписано и обложено тяжелой ежегодной данью — ясаком в виде серебра и различного имущества. Сбор дани поручался монгольским сборщикам податей — баскакам или отдавался на откуп «бесерменским» (басурманским) купцам, которые, уплатив в пользу Орды с определенной территории известную сумму, потом взыскивали ее с населения в гораздо большем размере. Кроме уплаты ясака, русское население должно было выполнять целый ряд повинностей: ратную, ямскую, подводную, по которым следовало поставлять русских воинов в Орду, лошадей и подводы для баскаков, платить большие торговые пошлины.

Позже, в первой половине XIV века, золотоордынские ханы отдали процесс сбора дани на Руси из рук своих чиновников в руки русских князей, которые тем не менее при поездке в Орду были обязаны везти ханам дорогие подарки, что ложилось тяжелым бременем на население.

В то же время русские княжества не были полностью закабалены, на их территориях не действовали золотоордынские законы. Монголы, как правило, не устраняли русских князей, которые продолжали управлять в своих княжествах, пользуясь своими правовыми нормами. На захваченных русских территориях не была установлена монголо-татарская династия (как в завоеванной Персии), в русских княжествах не было монгольских наместников.

Монголы достаточно терпимо относились к христианской религии, а русская православная церковь пользовалась различными льготами: она была освобождена от уплаты дани и выполнения различных повинностей. Русское духовенство получало особые грамоты — ярлыки, которые обеспечивали им большие права и привилегии, а также неприкосновенность церковного имущества. Благодаря этому русское православие оказалось в числе тех сил, которые сохраняли не только религиозное, но и национальное единство русского государства, а также выступало могучим стержнем в деле национально-освободительного движения против монголо-татарского ига.

 








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.