Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8. Организация финансов в РСФСР





 

8.1. Состояние финансов накануне Октябрьской революции

8.2. Необходимость и основные направления коренной перестройки финансовых отношений

8.3. Характеристика финансов периода военного коммунизма

 

8.1. Состояние финансов накануне Октябрьской революции

 

Государственный долг, составлявший до войны 8,8 млрд. руб., к осе­ни 1917г. достиг 55 млрд. руб. Вместо планировавшегося Терещенко предельного выпуска в обращение 8,4 млрд. руб. общий объем эмиссии составил 16,5 млрд. руб. Деньги катастрофически обесценивались, си­туация в обществе накалялась до предела, в этой обстановке резко увеличился объем вывода частных ценностей за границу. Чтобы прио­становить этот отток, 12 октября 1917г. министр финансов Бернацкий вошел во Временное правительство с представлением о полном запре­щении вывоза русских ценностей за границу. Что и было сделано, од­нако стабилизировать обстановку не удалось. В октябре было факти­чески приостановлено действие налоговых законов.

Продолжавшаяся война поглощала все больше средств. Дефицит госбюджета в 1917г. достиг 22,6 млрд. руб. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогообложения, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За период с марта по но­ябрь 1917г. Временному правительству за счет налогов удалось по­лучить 1,16 млрд. руб. Средства «Займа Свободы» пошли на выполне­ние обычных расходных статей госбюджета. Военные расходы, составившие в 1917г. 22,6 млрд. руб., что соответствовало объему бюджетного дефицита, были покрыты на 3/4 за счет эмиссии бумаж­ных денег.

В результате за восемь месяцев нахождения у власти Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за предшествовавших два с половиной года войны. Эмиссия кредитных билетов за этот период составила 6,4 млрд. руб., разменных марок — 95,8 млн. руб. и размен­ных казначейских знаков — 38,9 млн. руб. Такой значительный выпуск сказался на ускорении обесценения денег, что вынудило правительство прибегнуть к эмиссии кредитных билетов крупного достоин­ства — 250 и 1000 руб. С августа начался выпуск казначейских знаков достоинством в 20 и 40 руб.

Несмотря на крупную эмиссию, денег в обращении все время не хватало. Рост цен и увеличение денежного выражения товарной массы, изъятие и накопление крупных купюр состоятельными слоями населения (особенно в деревнях) вызывали недостаток денег в обра­щении и диспропорции в покупюрном составе денежной массы.

В августе и сентябре денежный голод приобрел характер кризиса в связи с сезонным расширением товарооборота. С целью ликвидации этого кризиса Временное правительство допустило в обращение в ка­честве законного платежного средства ряд ценных бумаг и начало вы­пуск денежных знаков упрощенного типа — марок-денег. Недостаток в обращении денежных знаков, особенно мелких и средних купюр, привел к тому, что кроме общегосударственных денежных знаков в не­которых городах и губерниях появились свои средства обращения. Подобные эмиссии означали, что при Временном правительстве на­чался процесс распада единой денежной системы страны, усиливав­ший общую дезорганизацию и способствовавший дальнейшему уси­лению инфляции.

За время нахождения у власти Временного правительства в обра­щение было выпущено бумажных денег на 9,5 млрд. руб. В результате общая сумма бумажных денег, находящихся в обращении на 1 ноября 1917г., составила 19,6 млрд. руб. Причем особенно большая эмиссия — 1,1 млрд. руб. — была осуществлена Временным правительством в мар­те 1917г., сразу же после прихода к власти. В итоге сумма непокрытых золотом кредитных билетов возросла с 6,5 млрд. руб. до 16,5 млрд. руб. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, оказались покрыты золотом только на 5,5%.

Рост денежной массы в обращении сопровождался быстрым уве­личением товарных цен: при Временном правительстве они выросли в 4 раза. К 1 ноября 1917г. покупательная стоимость довоенного рубля равнялась 6—7 коп.

На 23 октября 1917г. задолженность Казначейства Государственно­му банку по учету краткосрочных обязательств составила 15,5 млрд. руб. против 7,9 млрд. руб. на 1 марта 1917г. Значительные средства Го­сударственный банк предоставлял казне на закупки хлеба, сахара, мяса и угля. На 23 октября 1917г. сумма кредитов на эти цели состави­ла 1,3 млрд. руб. против 301 млн. руб. на 1 августа 1917г., когда Государ­ственным банком кредит на эти цели был выдан в первый раз.

Кредиты Государственного банка под государственные ценные бу­маги составили на 23 октября 1917г. 1,3 млрд. руб. По совокупности кредиты, связанные с войной, занимали накануне Октябрьской рево­люции свыше 90% баланса Государственного банка, который состав­лял на 23 октября 1917г. 24,2 млрд. руб.

 

8.2. Необходимость и основные направления коренной перестройки финансовых отношений

 

Финансовая политика, с которой большевики пришли к власти в октябре 1917г., была сформулирована Лениным еще в Апрельских тезисах и принята решением VI съезда партии. Она предполагала, что в целях борьбы с финансовым крахом необходимы следующие меры: прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты государствен­ных долгов, как внешних, так и внутренних, с соблюдением, однако, интересов мелких подписчиков. Планировалось: преобразование всей налоговой системы путем введения поимущественного налога, налога на прирост имуществ и высоких косвенных налогов на предметы ро­скоши, реформа подоходного налога и постановка оценки доходов от имуществ под действенный контроль как в центре, так и на местах.

Выход из критической ситуации в экономике включал в себя:

■ национализацию банков и ряда синдицированных предприятий
(нефть, металлургия, уголь, сахар, транспорт);

■ рабочий контроль над производством и распределением;

■ правильный обмен между городом и деревней (кооперативы
плюс продкомитеты);

■ правильное распределение рабочей силы на производстве;

■ отмену коммерческой тайны;

■ борьбу с локаутами.

Утвержденный II Всероссийским съездом рабочих и солдатских де­путатов в качестве наркома финансов Иван Иванович Скворцов-Степанов, находившийся в то время в Москве, по целому ряду причин не мог прибыть в Петроград для выполнения своих обязанностей. В связи с этим 20 января 1918г. Совет Народных Комиссаров (СНК) в должности наркома финансов утвердил Вячеслава Рудольфовича Менжинского. Весь последующий «период Смольного» Менжинский руководил работой Наркомфина, сосредоточив главное внимание на борьбе с саботажем чиновничества в финансовых органах.

Первым крупнейшим актом в реализации этой политики стала на­ционализация банков (14 декабря 1917г.). Частные банки закрылись 26-27 октября, но самой болезненной акцией протеста оказалась для большевиков забастовка Государственного банка и Государственного казначейства. 30 октября Совнарком приказал всем государственным и частным банковским учреждениям приступить на следующий день к работе. Он предупредил, что отказ учитывать законные чеки и фи­нансовые документы, исходящие от правительственных организаций, повлечет немедленный арест дирекции. Под этой угрозой несколько частных банков вынуждены были открыть двери, однако по-прежнему не хотели признавать чеков Совнаркома.

Отчаянно нуждаясь в деньгах, большевики решили прибегнуть к более жестким мерам. 7 ноября Менжинский появился в Государ­ственном банке с группой вооруженных матросов и солдат. Он потре­бовал 10 млн. руб. Банк отказался выдать деньги. Спустя четыре дня Менжинский вернулся с еще более внушительным отрядом и предъ­явил ультиматум: если в течение 20 минут ему не будут выданы деньги, персонал Государственного банка не только потеряет работу и право на пенсии, но все служащие призывного возраста будут немедленно мобилизованы, однако вновь получил отказ.

Отвергли сотрудники Государственного банка и просьбу Совнар­кома о «краткосрочной ссуде» в 25 млн. руб. Большевики решились прибегнуть к силе. 17 ноября Менжинский вновь появился в Госу­дарственном банке, когда в здании не было никого, кроме сторожей и курьеров. Под конвоем туда доставили руководителей банка. И когда они вновь отказались выдать деньги, красногвардейцы силой оружия принудили их открыть сейф, откуда Менжинский извлек 5 млн. руб. Однако забастовка банковских служащих продолжалась, несмотря на периодические аресты дирекции. Почти все финансовые учрежде­ния оставались закрыты. 7 декабря 1917г. специально для того, чтобы сломить забастовку банковских служащих, была создана Всероссий­ская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). 25 ноября 1917г. были упраздне­ны созданные еще при Бунге государственные земельные банки.

Фактически всей работой Наркомфина в первые месяцы Совет­ской власти руководили помощники Менжинского — Д.П. Боголепов и А.Е. Аксельрод. В ведении Боголепова находились Департамент го­сударственного казначейства, Департамент окладных сборов и Глав­ное управление неокладных сборов, в ведении Аксельрода — Особен­ная канцелярия по кредитной части. По свидетельству Боголепова, Менжинский чувствовал себя только временным заместителем и невмешивался в финансовые дела, уделяя внимание лишь борьбе с сабо­тажем. Присутствуя в заседании СНК, Менжинский редко участвовал в прениях. Все заключения по финансовым вопросам Боголепов брал на себя.

Вторым заметным шагом в финансовой сфере стало аннулирова­ние государственных займов царского и Временного правительств (21 января 1918г.). В феврале под руководством Менжинского и при его непосредственном участии был составлен и утвержден первый бюджет Советского государства на 1918г. Помимо осуществленных мероприятий в декабре 1917г. предполагалось проведение денежной реформы за счет сокращения размеров бумажно-денежного обраще­ния, а также реализация налоговых преобразований. Однако в то вре­мя данные мероприятия осуществлены не были.

В марте 1918г. после переезда Советского правительства в Москву, когда прежний нарком Менжинский остался в Петрограде, встал во­прос об утверждении нового наркома финансов. Он решался в усло­виях начала осуществления плана социалистического строительства, изложенного в развернутом виде в ленинских работах весны 1918г. («Очередные задачи Советской власти», «О „левом" ребячестве и мел­кобуржуазности» и др.). В этой обстановке Ленин отнюдь не случайно остановил свой выбор на кандидатуре Исидора Эммануиловича Гу-ковского, который уже 9 марта был назначен заместителем наркома финансов.

Чрезмерное увлечение национализацией к тому времени прошло, установилось нечто вроде «новой экономической политики». Назна­чение Гуковского было одним из ярких выражений нового курса.

Именно в это время (апрель 1918г.) Ленин сам готовил документ «Основные положения хозяйственной и в особенности банковой по­литики» и тезисы специально по этой политике. Была создана финан­совая комиссия ВЦИК для разработки данного вопроса, которому Ле­нин, входивший в состав комиссии, придавал большое значение.

Большой интерес в этом плане представляли тезисы Гуковского, зачитанные им на заседании ВЦИК. Кроме требования строжайшей сметной дисциплины, сокращения расходов, увеличения налогового обложения и построения правильной налоговой системы (при отмене всякого рода контрибуций) в тезисах также указывалось на необходи­мости установить точные и ясные нормы, регулирующие деятельность частного капиталистического производствам торговли. Было подчерк­нуто, что в экстренном порядке должны быть приняты меры к восста­новлению в стране кредитного аппарата, к оздоровлению и укреплению денежного обращения, а также к возвращению в кассы банка денежных знаков. Эти тезисы подверглись горячему обсуждению в Центральном Исполнительном Комитете, причем оппозиция про­тив них была настолько велика, что речь шла о необходимости немед­ленного смещения товарища Гуковского,

В мае 1918г. состоялся Всероссийский съезд представителей фи­нансовых отделов Советов, выступая на котором Ленин призывал не забывать, что всякие радикальные реформы будут обречены на неуда­чу, если не будет успеха в финансовой политике.

 

8.3. Характеристика финансов периода военного коммунизма

 

С 16 августа 1918г. должность наркома финансов РСФСР занимал Николай Николаевич Крестинский, фактически по октябрь 1921г., формально числился руководителем Наркомата финансов до конца 1922г.

Крестинский входил в состав коллегии Минфина еще с февраля 1918г., его назначение наркомом финансов означало начало новой полосы в работе Наркомата финансов, связанной с политикой воен­ного коммунизма. Руководство Крестинским наркоматом финансов пришлось на один из самых драматических этапов в истории стра­ны — Гражданскую войну. Период военного коммунизма характеризо­вался практически полным игнорированием экономических законов развития общества и роли денег, обесцененных в результате инфляции в миллионы раз.

В своем рассказе «Голубые города» Алексей Толстой описывает ха­рактерную сценку той поры:

«Седой человек в старом офицерском пальто с костяными пугови­цами остановился, посмотрел и спросил уныло:

—Почем веники?

—Два миллиарда, — сердито ответила баба».

Именно в то время рождаются своеобразные денежные термины — «кусок» (тысяча рублей), «лимон» (миллион рублей), «лимонард» (миллиард рублей).

В создавшихся условиях набор финансовых инструментов, кото­рые могло использовать правительство, на практике сократился до минимума. Общий развал хозяйства, необходимость жесткой центра­лизации снабжения, борьба государства против частной торговли неизбежно сопровождались натурализацией отношений распределе­ния. Задача мобилизации ресурсов для снабжения армии и рабочего класса диктовала большевикам необходимость направления финансо­вых рычагов на подавление враждебных классов, для перераспределе­ния ресурсов из частного сектора в целях укрепления материальной базы государства. Характерной чертой финансовой политики военно­го коммунизма являлись «чрезвычайные налоги» на эксплуататорские классы.

Декрет СНК от 18 октября 1918г. предоставил право местным орга­нам советской власти устанавливать единовременные чрезвычайные революционные налоги для лиц, принадлежащих к буржуазным клас­сам. Одновременно декретом от 30 октября 1918г. был установлен единовременный десятимиллиардный чрезвычайный революцион­ный налог на буржуазию. Собрать этот налог оказалось исключитель­но трудным делом. Некоторые губернии собрали всего 50%, другие — 25% от сумм, которыми они были обложены, а. общий сбор в мае 1919г. составил менее 10% обложения, т.е. не достиг и миллиарда рублей.

Другие налоги, такие как подоходный и промысловый, также не дали каких-либо существенных результатов. Акцизная форма об­ложения при глубоко идущей централизации и натурализации хозяй­ственных связей в общественном хозяйстве теряла свое значение и де­кретом от 17 января 1920г. была отменена. Декретом от 19 января 1920г. был ликвидирован Народный банк с превращением его в Цен­тральное бюджетно-расценочное управление. В течение двух после­дующих лет кредита и банков в России не существовало.

Наиболее важным материальным источником в тот период служи­ла продразверстка. Но денежные налоги и натуральные методы изъ­ятия путем продразверстки не могли извлечь и перераспределить сред­ства, необходимые для финансирования всех государственных задач в нужных объемах. На полулегальных и легальных рынках обращались значительные товарные массы, и государство, ведя беспощадную вой­ну с частным рынком, одновременно стремилось использовать имею­щиеся в его распоряжении финансовые рычаги для извлечения этих ресурсов в своих целях. Наиболее эффективным инструментом для этого оказалась эмиссия. Главное ее назначение заключалось в ис­пользовании как метода экспроприации буржуазии. Вся сумма изъ­ятий путем эмиссии составила, по расчетам некоторых экономистов, 1163 млн. довоенных рублей, в то время как изъятия путем продразвер­стки выразились в сумме 931 млн. довоенных рублей. Однако роль эмиссии и продразверстки изменялась в противоположных направлениях. Если в 1918-1919 гг. эмиссия дала почти в 4,5 раза больше, чем продразверстка, то в 1920-1921 гг., наоборот, получения по продраз­верстке в 2,3 раза превысили поступления от эмиссии. В это время Советское правительство твердо держалось позиции о скором уничто­жении денег и замене их в качестве мерила ценности в государствен­ном хозяйстве особой трудовой единицей. Однако осуществиться это­му было не суждено.

Таким образом, эмиссия, продразверстка и в известной степени де­нежные налоги — вот рычаги, обеспечившие материальными ресурса­ми государственные преобразования в период Гражданской войны. Централизованная система управления хозяйством позволила сосре­доточить в бюджете всю совокупность доходов и расходов, которые должны были отражать передвижение ценностей в государстве.

В создавшихся условиях государственный бюджет периода военно­го коммунизма был не чем иным, как пустой формальностью. Напри­мер, на вторую половину 1918г. разрабатывался такой же бюджет, как и на его первую половину, и формально утверждался к концу перио­да. Бюджет на первую половину 1919г. был утвержден Совнаркомом 30 апреля 1919г. После этого никакие наметки бюджета не представ­лялись Наркомфином вплоть до введения НЭПа в 1921г., когда они были формально утверждены за прошедшие годы. Растущая девальва­ция бумажных денег и отказ от них на протяжении 1919 и 1920 гг. дела­ли бессмысленным любой бюджет.

Несмотря на крайнюю непопулярность среди подавляющей части населения, политика военного коммунизма позволила коммунистам победить в Гражданской войне и удержаться у власти. Однако к началу 1921г. военный коммунизм полностью исчерпал себя, поэтому 3 фев­раля 1921г. были отменены все денежные налоги, прекращена эмис­сия, а продразверстка заменена продналогом. Реализация этих меро­приятий положила начало коренным преобразованиям в экономике государства и восстановлению финансовых институтов и механизмов.








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.