Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Финансовые отношения в период становления СССР





 

9.1. Финансовые преобразования в период НЭПа

9.2. Денежная реформа 1922-1924 гг.

9.3. Централизация финансовых отношений после 1930г.

9.4. Организация финансов в годы Великой Отечественной войны

 

9.1. Финансовые преобразования в период НЭПа

 

К началу 1920-х гг. Россия оказалась в состоянии глубочайшего по­литического, экономического, финансового кризиса, для преодоле­ния которого на вооружение была взята новая экономическая полити­ка — НЭП. В результате ее реализации началась реанимация рынка, стали интенсивно развиваться товарно-денежные отношения. Была поставлена задача воссоздания системы кредитных учреждений, поя­вились ссудосберегательные товарищества. Осенью 1921г. учрежден Государственный банк, вскоре была проведена денежная реформа, стабилизировавшая финансовую систему страны и обеспечившая сба­лансированное существование единой денежной системы.

Министерство финансов СССР с 23 ноября 1922г. возглавил Гри­горий Яковлевич Сокольников. Еще в ноябре 1921г. он был назначен членом коллегии Наркомата финансов и, будучи заместителем нарко­ма, фактически полностью руководил работой ведомства, так как нар­ком — Крестинский — в это время находился в Германии в качестве полпреда РСФСР.

Под руководством Сокольникова заново создавались финансовые органы в центре и на местах, подбирались квалифицированные работ­ники. Главной его заслугой является проведенная в 1922—1924 гг. де­нежная реформа, результатом которой стало изъятие из обращения 886,5 квадриллиона старых рублей и создание твердой национальной валюты — золотого червонца. Сокольников был одним из немногих, кто с самого начала принял предложенную в 1921г. Лениным про­грамму НЭПа. Весной 1922г. в газете «Правда» вышла серия статей, посвященных финансовым вопросам, где Сокольников доказывал, что ни социализм, ни хозрасчет, ни кооперация невозможны без твер­дой валюты, так как все опять сведется к эмиссии. Именно ему принадлежит крылатое высказывание: «Эмиссия — опиум для народного хозяйства».

Введение в СССР твердой валюты явилось главным условием и на­дежным фундаментом последующих преобразований в финансовом механизме государства: введения разветвленной системы налогов, займов и кредитных операций. Данные преобразования в свою оче­редь явились важнейшими инструментами государственного регули­рования экономики. В результате уже в 1924г., после страшного голо­да 1921г., благодаря НЭПу страна не только накормила свое население, но и без всякого ущерба для себя продала за границу 180 млн. пудов зерна. Финансовые реформы значительно облегчили СССР прорыв экономической блокады, выход на международные рынки и получе­ние дипломатического признания.

С проведением НЭПа сложились благоприятные условия для воз­рождения страхования, начало организации которого было положе­но декретом СНК «О государственном имущественном страховании» от 6 октября 1921г.

Одним из первых актов на пути осуществления НЭПа был декрет об учреждении Государственного банка Российской республики, ко­торый начал осуществлять свои операции с 16 ноября 1921г. Для об­разования его основного капитала из средств казны переводилось 2000 млрд. руб. Президиуму ВЦИК поручалось в недельный срок утвердить положение о Государственном банке. С учреждением Госу­дарственного банка был заложен фундамент денежного хозяйства Со­ветской России. Национализированная промышленность, состояв­шая до перехода к НЭПу на бюджетном обеспечении государства, стала перестраиваться на новые хозрасчетные начала. Началось кре­дитование предприятий промышленности и торговли на коммерче­ской основе. До тех пор пока не произошла стабилизация рубля, Госу­дарственный банк выдавал ссуды под весьма высокие проценты: от 8 до 12% в месяц, но постепенно процентная ставка снижалась.

23 апреля 1922 г. по инициативе бывших банковских работников возник Юго-Восточный коммерческий банк в Ростове-на-Дону. Это был первый в Советской России коммерческий банк. Он был создан как на частные, так и на государственные средства, 50% его капитала внес Госбанк. В конце 1922г. возникает еще ряд банков, среди акцио­неров которых были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица, а также иностранные предприниматели: Торгово-промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электро­банк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924г. — Внешторгбанк) для финансирования внешней тор­говли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк) и др. Эти банки осуществляли кратко­срочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назнача­ли ссудный, учетный процент и процент по вкладам. Для кредито­вания предприятий потребительской кооперации открывались кооперативные банки, для сельскохозяйственного кредита — сельско­хозяйственные банки, для кредитования частной промышленности и торговли — общества взаимного кредита, для мобилизации денеж­ных накоплений населения учреждались сберегательные кассы. 26 де­кабря 1922г. вышло постановление СНК об учреждении государст­венных сберегательных касс, которые вскоре стали официально именоваться трудовыми. Одновременно было утверждено Положение

0 государственных трудовых сберегательных кассах. В результате сбе­регательное дело стало одним из приоритетных направлений финан­совой политики Советского правительства. В 1923г. в стране суще­ствовало 17 самостоятельных банков, в 1926г. их число возросло до 61. Доля Госбанка в общих кредитных вложениях банковской системы снизилась за это время с 66 до 48%.

Летом 1922г. предпринят еще один шаг к стабилизации финансо­вой системы: была открыта подписка на первый государственный хлебный заем на общую сумму в 10 млн. пудов зерна ржи. Государство выпустило беспроцентные облигации достоинством в 100 пудов, ко­торые подлежало оплатить в период с 1 декабря 1922г. по 31 января 1923г. натурой или наличными деньгами по полной рыночной цене ржи в день оплаты. Вслед за этим был выпущен 6%-ный заем на 100 млн. золотых рублей. Все это проводилось с целью подготовки условий для денежной реформы, поскольку облигации служили в ка­честве внутреннего кредита, а также средством выкупа обесцененных бумажных денег.

Постановлением СНК от 20 октября 1922г. для совершения опера­ций с ценными бумагами были организованы фондовые биржи. На

1 октября 1926г. в стране функционировало 114 бирж. Их членами
были 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц, 67%
их капиталов приходилось на государственные и кооперативные орга­низации, 33% — на частных предпринимателей.

Одним из любопытных явлений в Москве того времени была «чер­ная биржа», или «американка». Она была неофициально признана властью, на ее существование смотрели сквозь пальцы. На «американ­ке» преобладали частники. Они активно работали с ценностями, не допущенными к обращению в фондовых отделах бирж. Обменные валютные операции происходили в одном из помещений ГУМа. Как писала в то время пресса, под «черной биржей» в 1923г. разумелись те места, где собирались для своих махинаций частные дельцы. Узнавая друг от друга коммерческие новости, они заключали соглашения и продавали какую угодно валюту, золото, платину, ценные меха, дра­гоценные камни и т.д. Там же происходила и скупка аннулированных ценных бумаг (акций, облигаций) дореволюционного времени. В ре­зультате акции и облигации, которые в 1919-1920 гг. встречались даже на базаре как обертка, исчезли и оказались за границей. Биржа, буду­чи организмом рыночной экономики, в эти годы с большим трудом пыталась подстроиться под плановое ведение хозяйства.

Одновременно с денежной реформой была проведена и налоговая реформа. Логическим следствием возврата к рыночной экономике стал переход от натурального налогообложения крестьянских хозяйств к денежному. В период между августом 1921г. и февралем 1922г. были установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды и другие товары. К последнему кварталу 1922г. Со­кольников заявил, что треть всех поступлений бюджета получена за счет денежного налогообложения, меньше трети — за счет выпуска банкнот, а остальная часть — за счет натурального налога. Уже в конце 1923г. основным источником доходов государственного бюджета ста­ли отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Главным результатом налоговой реформы стало преодоление с 1924г. бюджетного дефицита.

Сокольников неоднократно предлагал ликвидировать партмакси­мум (200—360 руб.), повысить зарплату работникам партаппарата до уровня квалифицированных специалистов, связать результаты партработы с экономической отдачей всего хозяйства.

 

9.2. Денежная реформа 1922-1924 гг.

 

Первая мировая война, две революции и Гражданская война корен­ным образом разрушили денежное обращение в стране. Уже в 1915г. десятирублевые золотые монеты продавались за 16-17 бумажных руб­лей. К началу 1917г. количество денег в обращении увеличилось в 6 раз, в результате чего 1 рубль приравнивался к 27 довоенным ко­пейкам. После Октябрьской революции, исходя из идеи скорейшей отмены денег, правительство начало проводить сознательную полити­ку по их обесценению путем неограниченного выпуска. За пять лет бу мажная денежная масса увеличилась в 54 370 раз. На IV конгрессе Коминтерна Ленин отметил, что русский рубль можно считать знаме­нитым хотя бы потому, что количество рублей превысило квадрильон. Результатами такой политики стали гиперинфляция, полное разруше­ние финансовой и кредитно-банковской систем и переход к натураль­ному обмену, а ее итогом — экономический кризис. Выходом из дан­ного кризиса было введение НЭПа, одним из основных направлений которой стала денежная реформа 1922—1924 гг., проводившаяся в не­сколько этапов.

Для подготовки денежной реформы был приглашен опытный фи­нансист Н.Н. Кутлер, который участвовал в проведении знаменитой реформы Витте в 1895—1897 гг. В течение всего 1922г. шла острая дис­куссия о том, как проводить денежную реформу, что взять за мерило ценности при переходе на новые деньги. Предлагался так называемый товарный рубль, который был бы связан лишь со средним курсом то­варов или с товарным индексом. Сокольников настаивал на золотом стандарте, и к концу 1922г. было решено проводить реформу на осно­ве золотого стандарта.

Для стабилизации рубля провели деноминацию денег, т.е. измене­ние их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых знаков к новым знакам. В 1922г. старые деньги обменивались на совзнаки в отношении 10 000:1, а в 1923-м — 1 млн. прежних денег или 100 руб. совзнаков образца 1922г. на 1 руб. совзнаков 1923г. Эмис­сия совзнаков помогала правительству бороться с бюджетным дефи­цитом и регулировать уровень потребления. Одновременно с совзнаками в ноябре 1922г. в обращение была выпущена новая твердая валюта — червонец, приравненная к 7,74 234г чистого золота, или к дореволюционной десятирублевой монете. Они выпускались в виде банкнот номиналом 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев, а также золотой монеты достоинством в 1 червонец, и предназначались прежде всего для обеспечения крупных финансовых операций и оптовой торговли.

Выпуск червонцев означал перелом в развитии финансовой систе­мы России, они на 25% были обеспечены золотом, а на 75% легкореа­лизуемыми товарами, их выпуск позволил восстановить золотой стан­дарт. Было строго запрещено использовать червонцы для покрытия бюджетного дефицита. На 1 января 1923г. доля червонцев в денежной массе составляла всего 3% и сосредоточивалась главным образом в кассах Госбанка, но уже во втором полугодии они почти полностью вытеснили совзнаки из крупного хозяйственного оборота. Осенью крестьяне соглашались продавать зерно только за червонцы, порой даже снижая цены, лишь бы получить «золотые банкноты», которые к концу 1923г. составляли 4/5 всей бумажно-денежной массы. Устой­чивость червонца подтверждалась тем, что Госбанк обменивал все предъявляемые банкноты на иностранную валюту по твердому курсу.

Осенью 1922г. были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, облигаций государственных займов по свободному курсу. Если курс червонца поднимался выше официально­го паритета, Госбанк скупал золото и иностранную валюту на бирже, выпуская дополнительное количество червонцев, и наоборот. В резуль­тате этого в течение 1923г. курс червонца повышался по отношению к иностранным валютам. Так, если на 2 января 1924г. курс доллара на московской бирже составлял 2 руб. 20 коп., то к 1 апреля того же года он достиг 1 руб. 95,5 коп. и на этом уровне остановился. То же са­мое происходило с фунтом стерлингов, франком, маркой и другими валютами. Уже в 1925г. червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира.

Заключительным этапом реформы стал выкуп совзнаков в марте 1924г. в соотношении 50 тыс. руб. совзнаков образца 1923г. на 1 рубль казначейскими билетами, выпускаемыми в обращение номиналом в 1, 3 и 5 руб. Новые бумажные деньги выпускались не Госбанком, а Наркоматом финансов СССР под государственные гарантии и не обеспечивались золотом. Выкуп совзнаков завершился к 1 июня 1924г. Одновременно появились 10, 15, 20 и 50-копеечные монеты, 1 руб. из серебра и медная разменная монета достоинством 1, 2, 3, 5 коп. в счет выпуска казначейских билетов. В 1925г. выпустили медную «полу­шку», просуществовавшую до 1928г. В 1931г. серебряные монеты за­менили никелевыми, в 1935г. никелевые монеты получили другое оформление (рисунок), и в таком виде они находились в обращении до 1961г.

На месте полностью разрушенного гиперинфляцией за годы двух войн и революции денежного обращения появился золотой червонец, который на мировых валютных рынках ценился выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США. Это был (и поныне остается) единственный подобный случай в истории нашей страны. Принято считать, что данная денежная реформа является са­мой эффективной из всех проводившихся в нашей стране на протяже­нии XX в.

Однако стабильная ситуация в денежном обращении просущество­вала недолго. Уже в «Контрольных цифрах народного хозяйства на 1925-1926 хозяйственный год», разработанных Госпланом, откры­то утверждалась идея о подчинении денежного обращения возрастаю­щей эмиссии. Под нажимом Госплана и Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) с июля по декабрь 1925г. денежная масса увеличи­лась по сравнению с 1924г. на 400 млн. руб., или в 1,5 раза, что привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и находив­шейся в обращении денежной массой. Возникла реальная угроза ин­фляции, признаком чего стал уже в сентябре 1925г. рост товарных цен и все более ощущавшийся дефицит промышленных товаров первой необходимости. Крестьянство очень быстро отреагировало соот­ветствующим образом на эту ситуацию, что привело к срыву плана хлебозаготовок. Это в свою очередь повлекло за собой невыполнение экспортно-импортной программы и сокращение доходов от продажи хлеба за границей.

Для поддержания устойчивого курса червонца на внутреннем рын­ке Госбанк был вынужден постоянно вводить в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки. Но эти меры приво­дили не к сокращению эмиссии, а к истощению валютных резервов. Так, собственно, был ликвидирован единый паритетный курс червон­ца, поддерживаемый Госбанком как на внешнем, так и на внутреннем рынке, в результате чего произошло раздвоение валютных курсов. Продажа инвалюты была разрешена только для тех, кто выезжал из страны, вследствие чего возросло количество операций по вывозу чер­вонцев за границу, чтобы обменять их по официальному курсу. Для предотвращения этого процесса с июля 1926г. было запрещено выво­зить червонцы, а вскоре прекратилась и их скупка на внешнем рынке, что означало полный отказ от котировки советских рублей за рубежом. Червонец, являвшийся одной из мировых валют, превратился в сугубо внутреннюю валюту СССР.

 

9.3. Централизация финансовых отношений после 1930г.

 

После отставки Сокольникова пост наркома финансов СССР за­нимал Николай Павлович Брюханов (16 января 1926г. — 18 октября 1930г.). Следующим руководителем Наркомфина СССР стал Григо­рий Федорович Гринько (18 октября 1930г. — 16 августа 1937г.).

В 1926—1927 гг. наблюдался дальнейший рост денежной массы, объем которой составлял 1,3—1,4 млрд. руб., а к 1933г. он возрос до 8,4 млрд. руб. В результате цены свободного рынка в 1932г. по сравне­нию с 1927г. выросли почти в 8 раз, в том числе в 5 раз — на промыш­ленные товары и в 13 — на продукцию сельского хозяйства. Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на прежнем уровне, но это привело лишь к острому товарному дефи­циту, вследствие чего в 1928г. была введена карточная система распре­деления. Первоначально карточки вводятся в некоторых, а потом во всех городах страны; сначала на хлеб, потом — на основные продо­вольственные товары, а далее и на промышленные товары широкого потребления.

К 1927г. официальными властями признавалось, что в истории развития послереволюционной биржевой сети имели место элементы стихийности, случайности и даже ложно понятого национального са­молюбия (создание бирж в некоторых национальных центрах). Все это наводило на мысль о том, что биржевая система не выдержала ис­пытания временем, не подходила новой экономической системе и возможно ее сокращение, а может, и ликвидация.

В постановлении ЦИК СССР от 21 января 1927г. указывалось, что чрезмерное развитие биржевой сети в стране делает контроль за ее де­ятельностью со стороны государственных органов затруднительным. Вывод следовал сам собой — биржи должны быть уничтожены. Уже к марту 1927г. в стране работало лишь 14 бирж: в Москве, Петрограде, Харькове, Ростове-на-Дону, Киеве, Баку, Екатеринбурге, Нижнем Нов­городе, Новосибирске, Одессе, Саратове, Тифлисе, Ташкенте и Вла­дивостоке. Это были крупнейшие биржи, на долю которых приходи­лось 74% общего объема торговли. К сентябрю 1929г. были закрыты все фондовые отделы, за исключением Москвы и Владивостока. Фев­раль 1930г. стал этапным для советских бирж — их ликвидация завер­шилась. Колесо социалистической экономики закрутилось по плану. Биржевой институт отпал за ненадобностью.

2 сентября 1930г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление об изменении налоговой системы. С 1 октября 1930г. были введены в дей­ствие положения о налоге с оборота предприятий, об отчислении при­былей госпредприятий, о подоходном налоге с предприятий, о единой госпошлине, о промысловом налоге с частных предприятий, о подо­ходном налоге с частных лиц. Эти положения свели воедино 56 ранее существовавших государственных и местных налогов и сборов.

В 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа. Реформа ока­залась довольно растянутой, официально к ее проведению готовились с марта по сентябрь 1929г. Необходимость проведения реформы была вызвана следующими причинами:

1) индустриализация и коллективизация страны требовали допол­нительных кредитов из государственных банков;

2)ранее существовавшие формы кредитных и международных рас­
четов, а также организация банковской системы в целом препятство­вали планомерному распределению и использованию денежных ресурсов;

3)взаимное коммерческое кредитование предприятий тормозило
плановую организацию их оборотных средств, давало возможность
прибегать к внеплановым источникам финансирования. Так, в конце
1920-х гг. коммерческое кредитование составляло примерно 20% всех
оборотных средств в государственной промышленности и около 60%
всех средств в обороте потребительской кооперации. Использование
коммерческого и косвенного банковского кредитования затрудняло
использование кредита в качестве орудия внедрения хозрасчета. Сдер­живалось использование кредита как орудия экономического контроля за работой предприятия. Не было возможности для развития кредитного планирования. Наличие коммерческого и косвенного банковского кредитования тормозило переход к прямому планирова­нию денежного обращения;

4)многозвенность банковской системы затрудняла планомерное
кредитование и расчетно-кассовое обслуживание народного хо­зяйства.

Реформа проводилась в связи с реорганизацией управления про­мышленностью, с перестройкой системы товарооборота, с прове­дением налоговой реформы 1930-х гг. Ее целью было приведение кредитных отношений в стране в соответствие с изменившейся эко­номической ситуацией — переходом от рыночной экономики к цент­рализованной административно-командной. Для ее реализации соз­даны соответствующие предпосылки:

■ практически полное вытеснение частного капитала из промыш­ленности и торговли;

■ быстрый рост социалистического (государственного) сектора,
в том числе в сельском хозяйстве;

■ расширение масштабов и повышение уровня хозяйственного
планирования на макроуровне;

■ усиление роли финансово-кредитной системы, и в первую оче­редь госбюджета и Госбанка;

■ расширение прямого целевого кредитования Госбанка (в 1929г.
на него приходилось 42% всех кредитных вложений) и как следствие — резкое сужение сферы применения коммерческого кре­дита и его постепенное вытеснение из хозяйственного оборота;

■ развитие безналичных расчетов через банки.

Впервые в мировой банковской практике вводились новые формы и методы банковского дела, что предполагало применение дополни­тельных мер (в организации, укреплении хозрасчета и т.д.).

Значение реформы заключалось в следующем.

1.Она завершила начатый в 1917г. с национализации банков процесс создания жестко централизованной административной социали­стической банковской системы. Так, на L января 1933г. 98% всех кре­дитных вложений приходилось на Госбанк, а число учреждений Госбанка возросло с 582 в 1928г. до 2199 в 1933г.

2.Реформа способствовала развитию хозрасчета в стране, подъему
кредитного и кассового планирования.

3.Было усилено внимание к «контролю рублем», в том числе и со
стороны банковский учреждений.

На посту министра финансов Г.Ф. Гринько сменил Влас Яковлевич Чубарь, занимавший должность наркома с 16 августа 1937г. по 19 ян­варя 1938г. За время его непродолжительного руководства финансо­вым ведомством в 1937г. в целях повышения эффективности международных расчетов Советский Союз присоединился к «Единообразному вексельному закону», принятому в 1930г. в Женеве. 15 января 1938г. состоялось выделение из состава Наркомата финансов в самостоя­тельный орган Государственного банка СССР.

Преемником Чубаря стал Арсений Григорьевич Зверев, с сентября 1937г. — заместитель наркома финансов СССР, а с 19 января 1938г. — нарком финансов. Эту должность он с небольшим перерывом занимал до 16 мая 1960г. Главной его заслугой на министерском посту является руководство финансами в годы Великой Отечественной войны.

 

9.4. Организация финансов в годы Великой Отечественной войны

 

Уже с 1938г. происходило последовательное увеличение бюджет­ных расходов на оборону страны. Если в 1938г. они составили 23,2 млрд. руб., то в 1939г. — 39,2 млрд. руб., а в 1940г. — 56,8 млрд. руб. Одновременно укреплялась доходная база государственного бюджета.

Однако мер по усилению обороноспособности, осуществленных в условиях предвоенного времени, оказалось недостаточно. Начавшаяся Великая Отечественная война обусловила коренную перестройку народного хозяйства, внесение существенных изменений в деятель­ность всей финансово-кредитной системы. Серьезные изменения в экономике страны, вызванные войной, потребовали от финансовой системы большой гибкости, быстрого приспособления к новым усло­виям. Особое значение приобретало четкое и оперативное планирова­ние народного хозяйства и финансов в новых условиях.

Уже через неделю после начала войны был принят «Мобилизаци­онный народно-хозяйственный план» на III квартал 1941г., утвержде­ны основные показатели бюджета на III, а затем на IV квартал 1941г.

В первые месяцы войны экономика страны и бюджетная система оказались в чрезвычайно тяжелых условиях. К ноябрю 1941г. было ок­купировано большинство западных районов страны, на которые при­ходилось 63% добычи угля, 58% производства стали, 71% — чугуна, 60% — алюминия. В этих районах располагались не только крупные промышленные предприятия, но и производилась значительная часть сельскохозяйственной продукции. В результате были потеряны круп­ные источники доходов бюджета. А из-за военных разрушений, эва­куации предприятий с запада на восток страны объем валовой продук­ции промышленности СССР с июня по ноябрь 1941г. уменьшился в 2,1 раза.

В бюджете на IV квартал 1941г. и на 1942г. предусматривались за­мена выбывающих в ходе войны источников дохода другими, мобили­зация новых ресурсов, жесточайшая экономия всех расходов и при­способление расходной части бюджета к потребностям военного времени.

За годы войны существенно изменились направления распределе­ния и использования валового внутреннего продукта. Если в довоен­ном 1940г. на накопление шло 19% ВВП, на потребление — 70%, а на военные расходы — 11%, то в наиболее тяжелом 1943г. — соответ­ственно 7, 49 и 44%; таким образом, доля военных расходов возросла в 4 раза.

Деятельность финансовой системы страны была коренным обра­зом перестроена. Приоритетным ее направлением стало обеспечение военных нужд на фронте и в тылу. Бесперебойно выделялись деньги на приобретение вооружения, боеприпасов, снаряжения, содержание личного состава Вооруженных сил. В общих расходах государственно­го бюджета доля военных ассигнований в 1943г. достигла почти 60%, в 1944г. она несколько уменьшилась, а в 1945-м сократилась и абсо­лютная сумма затрат.

Система финансового планирования и финансирования войск пол­ностью определялась условиями военного времени. За четыре с поло­виной года — с 1 июля 1941г. по 1 января 1946г. — прямые военные расходы, связанные только с финансированием Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота, составили 551 млрд. руб.

Значительная часть этих средств была направлена на медико-санитарное обслуживание, оплату горюче-смазочных материалов, за­купку военного имущества, осуществление военных перевозок и дру­гие нужды армии. В связи с ростом численности Вооруженных сил с 5,4 млн. человек в начале войны до 11,4 млн. в мае 1945г. были увели­чены ассигнования на выплату денежного довольствия. В 1945г. по­требовались крупные суммы на выплату единовременного вознаграж­дения демобилизованным из армии.

За годы войны в государственный бюджет было мобилизовано 1117,1 млрд. руб., из них по налогу с оборота и отчислениям от прибы­лей поступило 545,8 млрд. руб., т.е. почти половина.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР внес ряд из­менений в налоговое законодательство. Уже 3 июля 1941г. была уста­новлена на военное время надбавка к сельскохозяйственному налогу. Поступления от сельскохозяйственного налога увеличились с 2,1 млрд. руб. в 1942 г. до 5,5 млрд. руб. в 1945г. В 1942г. был введен военный налог. За 1942-1945 гг. по военному налогу в госбюджет поступило 72,1 млрд. руб. Кроме того, был введен налог на холостяков, одиноких, бездетных и малосемейных граждан. Помимо дополнительной моби­лизации средств на военные нужды он был предназначен для финан­сирования расходов на содержание детей, лишившихся родителей, для оказания помощи многодетным матерям. За 1941-1945 гг. этот на­лог дал дополнительно в бюджет около 8,1 млрд. руб. Государственные пособия многодетным и одиноким матерям в военное время состави­ли 5,7 млрд. руб.

В годы войны была осуществлена реорганизация системы местных налогов и сборов. В 1944г. поступления по ним в 3 раза превысили аналогичные поступления за 1940г. и составили около 20% всех дохо­дов местных бюджетов.

Для финансирования военных расходов были использованы остат­ки вкладов в сберкассах. Кроме того, средства специальных вкладов поступили в государственный бюджет СССР в качестве особого госу­дарственного займа.

За 1941—1945 гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчисления от прибылей 7,2 млрд. руб.

В период войны население страны передало в распоряжение госу­дарства значительную часть своих текущих доходов и сбережений. В фонды обороны и армии поступило деньгами свыше 17 млрд. руб. и 15 млн. руб. в иностранной валюте, более 4,5 млрд. руб. облигаций го­сударственных займов, более 0,5 млрд. руб. вкладов в сберегательных кассах. Население передало государству 13кг платины, 131кг золота, 9519кг серебра, на 1,7 млрд. руб. других драгоценностей. В годы войны обязательные и добровольные взносы населения достигли 270 млрд. руб., что составило более 26% всех доходов государственного бюджета.

Во время войны государственные цены на товары первой необхо­димости, распределяемые по карточкам, оставались без изменений. Вместе с тем были повышены цены на водку, табак, парфюмерию и ряд других товаров, что также способствовало увеличению доходов бюджета. В 1944-1945 гг. была организована государственная торговля по коммерческим ценам «товаров Наркомфина» (белые булочки и бублики), доходы от которой составили 16 млрд. руб. От местных руководителей требовалось обеспечить их продажу в декларируемых объемах.

Все дополнительные средства направлялись на развитие производ­ства вооружений, техники и другие военные нужды. В самом начале войны правительство по предложению Наркомата финансов приняло решение о сокращении всех расходов бюджета, не связанных непо­средственно с обеспечением военных действий, в частности на содер­жание административно-управленческого персонала предприятий и организаций, на строительство ряда хозяйственных предприятий, на подготовку кадров, социальное страхование и др.

Рост расходов бюджета на нужды фронта, естественно, обусловил снижение затрат на народное хозяйство, которые уже во втором по­лугодии 1941г. были сокращены на 21,6 млрд. руб. В 1942г. народ­но-хозяйственные расходы составили 31,6 млрд. руб., а в 1943-м — 33,1 млрд. руб. Строительство новых предприятий на востоке страны, развитие сельского хозяйства, восстановление районов, освобожден­ных от оккупации, потребовали значительного увеличения бюджет­ных ассигнований. В 1944г. эти ассигнования достигли 53,7 млрд. руб., а в 1945-м — 74,4 млрд. руб. Всего за четыре с половиной военных года на финансирование народного хозяйства было израсходовано 216,3 млрд. руб., или более 20% всех ресурсов государственного бюджета.

Финансовые органы в центре и на местах сосредоточили свою ра­боту на проведении жесткой экономии расходов, укреплении дисциплины в использовании средств, на поиске новых источников доходов. Одним из таких источников стали государственные займы. Было вы­пущено четыре военных займа на общую сумму 89,7 млрд. руб., а также четыре денежно-вещевые лотереи, общая сумма реализованных биле­тов которой составила 13,0 млрд. руб.

На втором этапе войны бюджетные расходы на народное хозяйство начали резко возрастать. Эти средства в первую очередь направлялись на капитальные вложения, связанные с созданием промышленной базы на востоке страны на основе предприятий, эвакуированных из западных районов. В результате Урал и Сибирь стали надежной инду­стриальной базой военной экономики, обеспечивающей производ­ство всех видов вооружения и военной техники.

Всего за время войны в промышленности было построено и вве­дено в действие 3500 новых и восстановлено 7500 крупных пред­приятий.

За период войны ассигнования в тяжелую промышленность, ма­шиностроение и промышленное строительство составили 125,0 млрд. руб. При этом лишь 26,8 млрд. руб. было направлено в легкую и пище­вую промышленность.

По-прежнему в государственном бюджете предусматривались крупные статьи расходов на народное образование, медицинское об­служивание населения, выплату пособий и пенсий, в том числе посо­бий многодетным матерям и семьям военнослужащих, пенсий инва­лидам войны. Значительные ассигнования выделялись на подготовку рабочих кадров из числа молодежи и женщин для замены ушедших на войну мужчин.








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.