Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 11. Становление финансов Российской Федерации





 

11.1. Причины перехода к новому типу финансовой системы

11.2. Характеристика преобразований в сфере финансов в 1992-1998 гг.

11.3. Этапы финансового кризиса и формы его проявления

11.4. Изменение экономической ситуации в обществе

 

11.1. Причины перехода к новому типу финансовой системы

 

Экономические реформы в России начались на фоне глубокого кризиса советской плановой экономики, резко обострившегося в кон­це 1980-х гг. Низкая эффективность производства, отсутствие дей­ственных стимулов хозяйственной активности, крупные структурные диспропорции, исчерпание ресурсов экстенсивного роста, бывшие в течение десятилетий опорой планово-распределительной системы, завели страну в тупик, обусловили ее нарастающее отставание от раз­витых индустриальных стран. Дальнейшее сохранение распредели­тельной системы лишало Россию исторической перспективы.

Попытки частичной либерализации планово-распределительной системы при сохранении ее основ, предпринятые в 1987-1991 гг., лишь усугубили кризис. Вследствие запаздывания жизненно необхо­димых реформ возможности эволюционных преобразований во мно­гом были упущены. Подрыв финансовой системы и национальной валюты, нарастание масштабов товарного дефицита стали одними из основных факторов распада СССР и к концу 1991г. поставили эконо­мику на край катастрофы. Требовались решительные действия, чтобы не допустить сползания страны в экономический хаос, восстановить управляемость хозяйственных процессов, а в перспективе создать условия для возобновления экономического роста.

Предпринятые в 1992г. меры были призваны способствовать реше­нию этих задач, их реализация послужила началом радикальных эко­номических реформ в России, значительной составляющей которых стала реформа в финансово-кредитной сфере. Основной целью ре­формы ставилось: обеспечить переход от планово-распределительной к рыночной экономике, вывести страну из тупика и создать основу для ее устойчивого развития в будущем.

Фальстартом этой кампании стало заявление, сделанное Прези­дентом России Б.Н. Ельциным 28 октября 1991г., о том, что со 2 янва­ря 1992г. в России начнется радикальная экономическая реформа. В результате и без того скудные прилавки магазинов моментально опустели.

Одна из задач, которую необходимо было решить в первую оче­редь — это проблема так называемого инфляционного навеса — не­равновесия между денежной массой в экономике, в первую очередь средствами на руках у населения, и объемом товарного предложения при фиксированных ценах. К концу 1980-х гг. это неравновесие стало более заметным, а к концу 1991г. приобрело угрожающие масштабы, поскольку начавшийся производственный кризис физически сокра­щал товарное предложение, а политический — привел к утрате кон­троля за ростом денежной массы. Последняя превышала товарное предложение при условии сохранения фиксированных цен, по оцен­кам специалистов, примерно в 3 раза, и проблема требовала срочного решения.

Правительство реформаторов решило эту проблему предельно про­сто, отпустив цены в условиях неравновесия и запустив спираль гипер­инфляции, которая в течение 1992г. составила 2600%. Это привело к тому, что покупательная способность и фиксированные доходы офи­циально уменьшились в несколько раз, одновременно ликвидировав сбережения советского периода, произведя их конфискацию у 90% населения. Официальное объяснение причин подобных действий было простым — другого способа ликвидировать этот навес не было. Подобное объяснение можно было бы расценивать как некомпетент­ность реформаторов, если бы не их последующие действия, показав­шие, что это был элементарный обман.

Избежать всеобщей конфискации сбережений можно было путем увеличения объема благ, противостоящих денежной массе, за счет включения в него тех категорий, которые в условиях плановой эконо­мики не подлежали обмену на деньги — средств производства, земли, жилищного фонда и т.д. При этом был бы нарушен принцип равен­ства прав собственности граждан на общественное достояние. Но по сравнению с тем обманом, который произошел в результате аннули­рования трудовых сбережений, а затем его логическим продолжением в виде ваучерной приватизации, это нарушение было бы несравненно меньшим злом и имело бы меньшие негативные социальные послед­ствия, чем те, что фактически наступили. Фактор доверия населения к власти и ее политике — это важнейший экономический фактор, а ощущение несправедливости, творимой по отношению к населению властью (государством), наносит экономике колоссальный ущерб. Размер подобного ущерба несоизмерим с тем фискальным выигры­шем, который правительство получает в результате отказа от собствен­ных долговых обязательств, каковыми являются в том числе и эмити­рованные от его имени деньги.

Из всех возможных вариантов рыночных преобразований россий­ские горе-реформаторы выбрали один из худших. Начав свою деятель­ность с обмана, рассчитывать на получение положительных результатов в будущем было бы, по крайней мере, наивно, что и подтвердили после­довавшие за этим события как в экономике, так и в финансовой сфере.

 

11.2. Характеристика преобразований в сфере финансов в 1992-1998 гг.

 

Основополагающая проблема, от которой зависит эффектив­ность рыночных преобразований и в отношении которой в России не было найдено адекватного решения, — последовательность дей­ствий при осуществлении либерализации. Формирование эффек­тивной рыночной экономики на месте плановой предполагает чет­кую последовательность в реализации мероприятий переходного периода, а именно:

1)приватизацию на основе трансформации большей части государственной собственности в частную. При этом преследуется цель — усиление хозяйственной мотивации, повышение материальной заин­тересованности и ответственности, необходимых для эффективного функционирования рыночных механизмов;

2)макроэкономическую стабилизацию, создание конкурентной
среды, сдерживающей рост инфляции, установление для всех эконо­мических субъектов, включая государство, жестких финансовых ограничений;

3)либерализацию экономики (цен, хозяйственных связей, внеш­неэкономических отношений).

Реализация данного комплекса мероприятий получала название «шоковая терапия», однако их практическое воплощение в России было осуществлено в обратном порядке, что не только не способство­вало решению проблем, но и породило массу негативных явлений, среди которых особенно ощутимы были следующие:

1) гиперинфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни и широкие слои населения. Индекс потребительских цен вырос в 1992г. более чем в 26 раз, в 1993г. — в 9,4 раза, в 1994г. — в 3,2 раза;

2)обесценение вкладов, снижение накоплений и инвестиционной
активности, которые теряют смысл при высокой инфляции. В отдель­ные годы сокращение капитальных вложений составляло более 25% (1994г.);

3)ослабление возможностей государства по регулированию хо­зяйственных процессов, криминализация значительной части эко­номики;

4)дифференциация доходов и материальной обеспеченности, социальное расслоение, которые усиливаются отчасти вследствие лик­видации уравнительного распределения, а в основном под воздей­ствием инфляции, всегда ведущей к перераспределению доходов в ущерб менее состоятельным слоям населения. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к 10% наименее обеспеченно­ го к концу 1994г. достигло 15 раз по сравнению с 4,5 в 1991г.

Для преодоления указанных недостатков в рамках реформирова­ния финансовой сферы в это время осуществлялся ряд мер, предусмот­ренных программой макроэкономической стабилизации: началось создание неинфляционных механизмов покрытия бюджетного дефи­цита, стал осуществляться переход к принципам бюджетного федера­лизма. Одновременно наметились существенные изменения в струк­туре производства валового внутреннего продукта. В ней значительно вырос удельный вес банковского сектора, финансовых институтов, жизненно необходимых для нормального функционирования рыноч­ной экономики. Заработали, хотя и недостаточно устойчиво, валют­ный и фондовый рынки.

Однако реализация данных мероприятий не носила системного ха­рактера, а скорее напоминала политику «латания дыр». В результате спустя три года с момента начала реформ российская экономика про­должала оставаться в весьма трудном и противоречивом положении. Продолжался спад производства, к 1994г. ВВП по сравнению с 1991г. снизился на 39%. Усилилась сырьевая направленность экономики. Поставки на рынок продуктов питания все в большей мере обеспечи­вались за счет импорта.

Усугубляющаяся финансовая нестабильность приводила к посто­янной смене руководителей финансового ведомства, которых за 1992— 1998 гг. сменилось семь человек, что само по себе мало способствовало стабилизации. Одним из наиболее эффективных министров той поры следует признать Бориса Григорьевича Федорова, который повторно занимал этот пост с 25 марта 1993г. по 26 января 1994г. Впервые он руководил финансовым ведомством еще в 1990г., когда Россия входи­ла в состав СССР; многим тогда запомнился своей независимой по­литикой, а также тем, что добровольно ушел в отставку в знак несо­гласия с решением Верховного Совета РСФСР о повышении расходов на социальные нужды, создавшим предпосылки для роста инфляции, а также отказом правительства от реализации программы «500 дней».

Будучи министром финансов повторно, он инициировал прекра­щение выдачи безвозвратных гигантских кредитов странам бывшего СССР. Только за счет отказа от дотаций, в том числе по импорту, эко­номия составила более 5 млрд. дол. США. В августе 1993г. Федоров от­казался от очередного транша кредита Международного валютного фонда (МВФ). В период его работы были либерализованы цены на хлеб и зерно, отменено субсидирование кредитов, произошло по­следовательное снижение инфляции и эмиссии денег. Все бюджетные поступления при Федорове состояли из «живых» денег, не было воров­ских зачетов и денежных суррогатов. Он добился повышения про­центных ставок по вкладам населения в Сбербанке и их положитель­ного уровня по сравнению с инфляцией. В августе 1993г. Центральный банк проводил обмен старых советских банкнот на новые российские. Федоров резко осудил данный процесс, который, по его мнению, но­сил конфискационный характер, что и стало основной причиной его отставки.

11 января 1995г. был принят Федеральный закон № 4-ФЗ «О Счет­ной палате Российской Федерации». Счетная палата создавалась как принципиально новый орган государственного финансового контро­ля, независимый от исполнительной власти и осуществляющий внеш­ний контроль над управлением государственными финансовыми средствами. Первое заседание Коллегии Счетной палаты РФ состоя­лось 18 апреля 1995г.

В начале 1996г. сложилась крайне сложная ситуация с исполнени­ем федерального бюджета. Ввиду отмены с 1 января 1996г. специаль­ного налога и налога на превышение нормативного уровня зарплаты, а также снижения налоговой дисциплины за счет применения налич­ных расчетов и других способов ухода от налогообложения государ­ство оказалось неспособным выполнять свои текущие обязательства, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсий, другим социальным выплатам населению. Задолжен­ность составляла несколько месяцев, в результате в связи с приближа­ющимися президентскими выборами и опасением властей потерять значительную часть избирателей пришлось в срочном порядке использовать авральные методы для решения этой проблемы. Наряду с кредитами Центрального банка резко была увеличена активность на рынке государственных ценных бумаг, в результате в отдельные моменты средства, получаемые от реализации государственных обли­гаций, превышали размер налоговых поступлений. Помимо этого, предлагалось ввести налог с «челноков», однако эта идея не была реа­лизована. Проблема неплатежей на период проведения избирательной кампании была решена, но уже к середине лета собираемость налогов вновь упала до 60% от плановых показателей. Была предпринята по­пытка исправить ситуацию путем выделения специального счета для каждого предприятия, через который должны были осуществляться платежи в бюджет, однако после реализации этого новшества налогов собрали еще меньше. Столь же нестабильной оставалась ситуация в финансовой сфере и на протяжении последующих двух лет.

 

11.3. Этапы финансового кризиса и формы его проявления

 

Непродуманность и непоследовательность в осуществлении ре­форм, экономическая нестабильность, частая смена руководителей финансового ведомства — эти и другие факторы стали причиной того, что на протяжении с 1992 по 1998г. развитие отечественных финансов носило ярко выраженный кризисный характер. Это нашло отражение во всех основных сферах финансовой деятельности: налогообложении, кредитовании, страховании и др.

Во времена планово-административной экономики страхование имущества предприятий проводилось в обязательном порядке, а рас­ходы по его осуществлению в полном объеме относились на себестои­мость продукции. В ходе рыночных преобразований затраты органи­заций по страхованию имущества стали осуществляться за счет остающейся в их распоряжении прибыли, а поскольку прибыль имели далеко не все предприятия, то и форма страхования вместо обязатель­ной стала добровольной. Главной целью подобных преобразований с позиции государства было увеличение доходов бюджетной системы за счет снижения отдельных расходов, ранее относимых на себестои­мость, в частности на имущественное страхование, и увеличения, та­ким образом, размера налогооблагаемой прибыли. Трудно определить, какие дополнительные доходы за время существования данной систе­мы, вплоть до 2002г., получили бюджеты различных уровней, но большую часть этого времени они оставались стабильно дефицитными. Ущерб от такой ситуации вполне очевиден. Он проявляется в том, что, во-первых, у предприятий исчез источник возмещения имущества, потерянного в результате воздействия неблагоприятных событий. А во-вторых, данный шаг негативно отразился на развитии россий­ского страхового рынка, находящегося на тот момент на этапе своего становления и недополучившего значительный объем средств ввиду отсутствия у многих предприятий прибыли — источника средств для страхования ими своего имущества.

Многие решения, принятые на начальном этапе «реформирова­ния», имели настолько недоработанный характер, что во многом про­тиворечили друг другу. Например, в качестве источника для начисле­ний в государственные внебюджетные социальные фонды был выбран совокупный фонд оплаты труда. Следовательно, в его увеличении, по­мимо работников, были заинтересованы как государство, получавшее от этого дополнительные средства для решения социальных программ, так и наименее защищенные в социальном плане слои населения, ко­торым эти средства перераспределялись. Однако параллельно с этим принимается другой документ о том, что превышение нормативного уровня заработной платы на предприятии облагается налогом и, таким образом, становится экономически нецелесообразным. Данный налог просуществовал вплоть до 1996г. и был отменен лишь после того, как стало очевидным, что вместо двойного «навара» государство в итоге в данной ситуации дважды оказалось в проигрыше. Предприятия, не желавшие платить «двойной» налог, стали искусственно занижать размер официальной зарплаты, применяя различные схемы, позво­лявшие уходить от налогообложения.

Более того, заработная плата, как объект налогообложения, одно­временно использовалась при расчете еще двух налогов (транспортно­го, отмененного с 15 ноября 1997г., и сбора на нужды образовательных учреждений). И это далеко не единственный случай нарушения одного из ключевых принципов налогообложения — однократности обложе­ния. Следствием несоблюдения этого и других принципов налого­обложения стало нарушение их функций, когда из всех возможных на практике использовалась только одна — фискальная. Назвать дан­ную ситуацию либеральной весьма проблематично, да и в концепцию рыночной экономики она не укладывается. Об этом наглядно свиде­тельствуют результаты, когда из года в год совокупные доходы бюджет­ной системы снижались, если рассматривать их не в абсолютном раз­мере, а в сопоставимых показателях, без учета инфляционного роста.

Парадоксально, но вплоть до 2000г., несмотря на неоднократные де­кларативные заявления на самом высоком уровне о необходимости пе­ресмотра основ налогообложения, дальше слов дело не продвигалось.

Не меньше недостатков можно обнаружить и в сфере кредитова­ния. С момента официального закрепления в России двухуровневой банковской системы (декабрь 1990г.) и вплоть до 2000г. коммерческие банки в целях извлечения прибыли занимались чем угодно, кроме своего главного предназначения — кредитования экономики. Вначале они специализировались на валютообменных операциях, затем на предоставлении межбанковских кредитов, далее на операциях с го­сударственными ценными бумагами. В итоге каждый из вышеназван­ных этапов имел свое логическое завершение в виде тех или иных по­трясений отечественной финансово-кредитной системы. В первом случае это был «черный вторник» 11 октября 1994г., когда в течение одного биржевого дня курс рубля по отношению к доллару на Москов­ской межбанковской валютной бирже (ММВБ) упал более чем на 25% (с 3081 до 3926). Второй этап закончился межбанковским кри­зисом 1995г., после чего в России наметилась четкая тенденция к сни­жению количества банковских учреждений (с 2570 на 1 октября 1995г. до 1058 на 1 января 2010г.). Третий этап завершился августовским фи­нансовым кризисом 1998 г., затронувшим все сегменты финансового рынка (валютный, банковский, фондовый, страховой и пр.).

Непосредственной причиной кризиса стало отсутствие у Прави­тельства РФ средств, необходимых для исполнения своих долговых обязательств по государственным краткосрочным облигациям — об­лигациям федерального займа (ГКО-ОФЗ), а также резкое ухудшение условий привлечения для этого новых займов. Реализовывавшийся с 1994г. механизм наращивания государственных краткосрочных обя­зательств по принципу финансовой пирамиды привел к тому, что все большая часть государственных облигаций выпускалась для того, что­бы покрыть долг по предыдущим облигациям, а поступления в госу­дарственный бюджет соответственно падали. По итогам исполнения федерального бюджета в первом полугодии 1998г. доля расходов на об­служивание государственного долга составила 35,6%, в том числе на обслуживание внутреннего долга — 27,2%. Вследствие перерасхода бюджетных средств на обслуживание государственного долга испол­нение федерального бюджета по прочим расходам составило по ито­гам первого полугодия 29,9% от установленных законом расходов. В 1998 г. рынок ГКО-ОФЗ практически перестал быть источником финансирования бюджетного дефицита. Текущий объем государ ственных обязательств увеличился с января на 51 млрд. руб., составив к началу июля 436 млрд. руб. Доходность краткосрочных государ­ственных облигаций в России за весь период существования ГКО-ОФЗ колебалась от 30 до 200%.

В проведении политики «пирамидального» наращивания ГКО-ОФЗ немаловажную и негативную роль сыграл и МВФ, политику и реко­мендации которого на протяжении всего предкризисного периода с упорством, достойным лучшего применения, использовало россий­ское правительство.

Кризис имел серьезные последствия.

1. Утрата доверия инвесторов к платежеспособности и конкурентоспособности экономической системы России, следствием чего стало резкое снижение кредитного рейтинга России и всех российских
организаций.

2.Серьезные нарушения в работе банковской системы, осущест­влении платежно-расчетных отношений. Общая величина потерь рос­сийской банковской системы оценивается в 100-150 млрд руб. В ре­зультате многие, в том числе структурообразующие, банки стали неплатежеспособными. Значительная часть коммерческих банков разорилась.

3.Сокращение объема ВВП и инвестиций, по оценкам, на сумму
свыше 300 млрд. руб.

4.Существенное сокращение доходов федерального и региональ­ных бюджетов. Общий недобор доходов федерального бюджета за 1998 г. составил 35,9 млрд. руб., в совокупности с потерями бюджетов субъектов Российской Федерации — не менее 50 млрд. руб.

5.Усложнение возможности решения проблемы государственного
долга Российской Федерации.

6.Глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резкое повышение темпов инфляции. Произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 г.) по продовольственным товарам цены повысились на 63%, по непродовольственным — на 85%. В 1997 г. рост цен составлял всего 11%.

7. Сокращение реальных доходов и сбережений широких слоев на­
селения России и увеличение численности населения с денежными до­
ходами ниже прожиточного минимума, рост безработицы. Реальные
доходы населения уменьшились только в сентябре 1998 г. по сравне­нию с августом того же года на 31,1%. Всего же в результате кризиса
зарплата уменьшилась примерно в 3 раза, в результате основной удар
кризиса пришелся по населению страны. Общая численность безработных достигла 8,4 млн. человек (или 11,5% от экономически актив­ного населения).

8. Разрушение инфраструктуры и декапитализация рынка ценных бумаг, обострилась угроза его перехода под контроль зарубежных структур. С учетом девальвации рубля общая капитализированная стоимость российского фондового рынка в реальном выражении со­кратилась в десятки раз.

Таким образом, августовский кризис 1998г. нанес огромный эко­номический ущерб гражданам, предприятиям, банковскому сектору и стране в целом, совокупная величина которого составила сотни мил­лиардов рублей, вызвал крупномасштабную дестабилизацию эконо­мики, подорвал экономическую безопасность России, резко ухудшил международное положение страны.

 

11.4. Изменение экономической ситуации в обществе

 

Среди последствий кризиса 1998г. наряду с очевидными негатив­ными можно выделить и позитивные его стороны, впоследствии ока­завшие оздоравливающее воздействие на экономику.

1. Отсутствие спекулятивных источников дохода на рынке ГКО,
сжатие рынка госбумаг заставило банки обратиться к реальной сфере
и начать кредитовать промышленность. Одновременно стала очевид­на необходимость реструктуризации отечественной банковской системы.

2. Торгово-коммерческий сектор был вынужден сократить свои
расходы, что лишило его чрезмерного превосходства по доходам
в сравнении с производством.

3. Девальвация рубля вызвала сокращение импорта товаров и тем
самым открыла возможности для роста импортозамещающих отрас­лей. Все отрасли, способные производить конкурентоспособную про­дукцию для внутреннего рынка и на экспорт, не привлекавшие прежде западные кредиты и располагающие внутри страны базой сырья, ма­териалов, компонентов, получили краткосрочные преимущества.

Новое Правительство РФ под руководством Евгения Михайловича Примакова смогло достаточно быстро выправить ситуацию. Ему при­шлось пойти на неизбежную инфляцию, чтобы восстановить систему расчетов. Была осуществлена денежная эмиссия, но в объективно не­обходимых, оправданных размерах. Вследствие девальвации рубля российская продукция смогла заменить западный импорт, прежде всего в области потребительских товаров. Конкурентоспособные россий­ские производители вытеснили западных соперников. Как только у них появились возможности развития, они ими воспользовались, оперативно заполнив образовавшиеся бреши, нарастив производство и экспорт. К тому же потери населения вследствие кризиса снизили издержки и увеличили прибыль предприятий. Таким образом, эти компании поправили свое финансовое положение, смогли лучше пла­тить налоги.

Свободнее задышал бюджет, поскольку временно были прекраще­ны платежи по долгам иностранным кредиторам. Правительству уда­лось частично погасить задолженности по зарплате и пенсиям. Вскоре на мировом рынке произошло некоторое повышение цен на нефть и другие сырьевые ресурсы. Правительство наладило нормальные ра­бочие отношения с Государственной Думой и смогло в короткое время разработать реальный бюджет на 1999 г., который не встретил оппози­ции в парламенте.

Правительство не занималось госрегулированием, за исключением валютного, а также придерживалось политики плавающего курса рубля, на 60—70% обеспеченного валютными резервами. В это время не выпускались новые ценные бумаги и не заключались соглашения с МВФ. Все это способствовало началу экономического роста. Страна стала оживать. Зародилось доверие между российским обществом и российским правительством.

Сам Примаков, не будучи ни монетаристом, ни либералом, тем не менее проводил жесткую финансовую политику, которая позволи­ла удержать экономику страны на грани гиперинфляции, не допустив срыва финансовой стабилизации. Многие люди, потеряв до 30% сво­их реальных доходов, радовались, что уцененные зарплаты и пенсии стали платить вовремя.

В результате уже в 1999г. произошло повышение ВВП на 5,4%, хотя еще весной считалось, что спад продлится до 2000г. Рост промышлен­ного производства наблюдался во всех отраслях и составил 8,1% по сравнению с 1998 г. Сальдо счета текущих операций платежного ба­ланса составило 24,7 млрд. дол. США.

Резкий рост инфляции, отмечавшийся с августа 1998г., ослабел. Со второй половины 1999г. ежемесячный рост цен установился при­мерно на уровне 1,5%. В результате рост инфляции за 1999г. составил 36,5% против 84,4% в 1998г.

Что касается рубля, то, несмотря на скромные резервы Централь­ного банка (10,8 млрд. дол. США в апреле 1999г.), удалось удержать его курс на уровне 27 руб. за 1 дол. США. Однако обменный курс рубля еще не стабилизировался, что объяснялось таким фактором, как на­пряженное положение с задолженностью государства. Внешняя за­долженность к концу 1999г. составляла 175 млрд. дол. США, что прак­тически соответствовало 100% годового ВВП страны.

Однако, несмотря на очевидные заслуги нового правительства, 12 мая 1999г. оно было отправлено в отставку. Одна из главных при­чин — Примаков был решительно настроен против расхитителей го­сударственных средств, пользовавшихся для этого близостью к госу­дарственной власти. Он был первым, кто не на словах, а наделе начал действовать против них. Он открыл «военные» действия против Бере­зовского, обрел в его лице сильного врага, что в итоге и предопредели­ло отставку.

Оценивая развитие российского внутреннего рынка в данный пе­риод, можно охарактеризовать его как «рост, вызванный девальва­цией», поскольку рубль в течение 1998г. потерял ровно 3/4 своего ва­лютного веса. Если же рассматривать этот подъем в контексте имевшего место ранее спада производства, то неизбежен вывод о том, что массированная девальвация национальной валюты в 1998г. оказа­лась самым лучшим событием из того, что могло случиться с реаль­ным сектором российской экономики, Кризис сделал то, на что не могло, да обычно и не может, решиться никакое правительство. Го­ворят, на рынок полагаться нельзя, а на деле полагаться можно только на него. Или, по крайней мере, в большей степени, чем на государ­ственную политику.

Сегодняшнее состояние финансов в России также можно охарак­теризовать как кризисное, хотя и вызванное совершенно другими причинами. Однако на пути преодоления последствий кризиса ряд оздоровительных мероприятий десятилетней давности оказался бы не лишним, равно как и все то лучшее, что было выработано многове­ковой практикой функционирования финансов в России.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.