Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ





ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Конституционно-правовые отношения: понятие и виды

Конституционно-правовыми отношениями являются общественные отношения, урегулированные или возникшие на основе норм конституционного права, закрепляющие юридическую связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей.

К особенностям конституционно-правовых отношений относится их двойственный характер. Одновременно они являются правовыми и политическими. Это вытекает из специфических черт норм конституционного права, которые также характеризуются двойственностью. С одной стороны, они регулируют правовые отношения, а с другой - регламентируют определённые этапы политической жизни общества (выборы, роспуск палаты парламента).

Особенность конституционно-правовых отношений также заключается в их субъектном составе. Конституционное право - это единственная отрасль в национальных правовых системах, где субъектом может являться народ (нация). Неповторимость статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена тем, что ему принадлежит вся власть. В ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

В качестве отдельного вида правоотношения можно выделить правовое состояние, которое характеризуется чёткой определённостью субъектов правоотношения. Содержание взаимных прав и обязанностей конкретно не определяется, оно вытекает из установлений законодательства. Примером правого состояния является состояние человека в российском гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в её составе.

По времени действия правоотношения можно разделить на отношения постоянного и временного характера. Срок действия отношения постоянного характера связан с наступлением определённых условий. Например, отношение гражданства прекращается в связи со смертью гражданина, отношение между субъектом федерации и федерацией в целом прекращаются в связи с выходом субъекта из федерации. Временные отношения возникают на основе реализации норм-правил поведения и прекращается после выполнения заложенной в правоотношении правообязанности. Например, временными отношениями являются отношения, возникающие в ходе выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации.

Конституционно-правовые отношения можно разделить на материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, составляющие содержание правоотношений (правоустановительные отношения). В процессуальных отношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовым гарантированием предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, возникают правоустановительные конституционно-правовые отношения. На основе ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, могут возникнуть правоохранительные отношения.

Реализация конституционно-правовой нормы, приводящей к возникновению правоотношения, начинается с появления юридического факта. Именно благодаря ему субъект становится участником конкретного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей. Под юридическим фактом понимается событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Например, действием является решение Президента Российской Федерации об отставке Председателя Правительства Российской Федерации, а достижение возраста активного избирательного права - будет событием.

Объектами конституционных правоотношений выступают высшие социальные ценности, которые получают закрепление в источниках конституционного права. Это основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, народный и государственный суверенитет, самоуправление народа, федерализм, многопартийность, идеологическое и политическое многообразие.

Субъекты конституционно-правовых отношений можно разделить на несколько групп: 1. социальные общности, народ, нации, народности; 2. социальные образования - государство, его части, муниципальные образования; 3. органы государственной власти или выполняющие функции органов государственной власти; 4. органы местного самоуправления; 5. общественные объединения, их органы и должностные лица, территориальные и трудовые коллективы граждан; 6. социальные индивиды - российские граждане, иностранные граждане, лица без гражданства[35].

Кроме того субъекты конституционных отношений делятся на коллективные и индивидуальные. К индивидуальным относятся депутаты, должностные лица, граждане (подданные), иностранные граждане, лица без гражданства, глава государства, глава местного самоуправления и др. К коллективным - избирательные комиссии, избирательные объединения, политические партии, общественные объединения, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления и др.

Все субъекты конституционно-правовых отношений наделены конституционной правосубъектностью, то есть возможностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их. При этом абсолютной правосубъектностью обладает народ. Правосубъектность личности характеризуется регламентацией её статуса во взаимоотношении с государством, наличием прав и свобод в системе управления государством. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления определяется целями и задачами их деятельности.

 

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Законы Российской Федерации

Основы российской правовой системы, которые закрепляет Конституция Российской Федерации, находят развитие в законах. В теории права под законом понимается основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путём народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений. Из данного определения выводятся признаки закона:

а) закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Процесс законотворчества является открытым, в нём могут участвовать партии, движения, социальные группы, законопроекты публикуются, обсуждаются в СМИ и пр.;

б) закон издаётся только органом законодательной власти или принимается путём референдума;

в) закон регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономической, политической и социальной сфер;

г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов. Верховенство закона означает его нормативную ориентацию и обязательность для иных актов, а также возможность их отмены, изменения, признания недействительными;

д) закон обладает наибольшей нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам права широкого выбора вариантов поведения на неопределённо множественное число случаев применения;

е) закон принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур. Регламент парламента отличается тщательностью урегулирования правил его деятельности, подготовки, рассмотрения и принятия закона;

и) закон характеризуется наибольшей стабильностью своих норм и длительностью их существования и действия[83].

Законы, принимаемые в Российской Федерации на федеральном уровне, делятся на три группы: законы о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Эти нормативные правовые акты принимаются по вопросам, отнесённым к ведению Федерации и по вопросам совместного ведения Федерации и её субъектов.

Законы о поправках к Конституции Российской Федерации занимают особое место в системе источников конституционного права России. Эти акты, природа и процедура принятия которых будет рассмотрена в следующей главе настоящего учебного пособия, вносят изменения в главы 3-8 Конституции Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы обладают рядом общих признаков:

а) их принимает только Федеральное Собрание как законодательный и представительный орган Российской Федерации;

б) основанием для принятия служат предметы ведения Федерации согласно ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации;

в) Федеральные конституционные законы и Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории страны;

г) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;

д) порядок их подготовки, рассмотрения и принятия установлен в ст. 104-107 Конституции Российской Федерации и регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы обладают рядом отличительных признаков: а) принимаются по вопросам, чётко определённым в Конституции Российской Федерации. В ряде статей Конституции прописываются вопросы, по которым должны быть приняты данные акты: порядок введения чрезвычайного положения (ст. 88), изменение правового статуса субъекта (ст. 66), принятие новых субъектов в состав Федерации (ст. 65), порядок проведения референдума (ст. 84), описание и определение порядка использования Государственного флага, герба и гимна (ст. 70), режим военного положения (ст. 87), судебная система России (ст. 118), полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов (ст. 128), порядок созыва Конституционного Собрания Российской Федерации (ст. 135), порядок деятельности Уполномоченного по правам человека (ст. 103);

б) принимаются квалифицированным числом голосов депутатов Государственной Думы (2/3) и членов Совета Федерации (3/4);

в) Президент Российской Федерации не имеет права воспользоваться правом вето в отношении Федерального конституционного закона, и закон в течение 14 дней должен быть подписан.

Федеральные законы принимаются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации простым большинством голосов от установленного общего числа парламентариев, и Президент имеет право использовать в отношении их право вето.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального Собрания»[84]. В соответствии с ним датой принятия федерального закона считается день, когда он одобрен Государственной думой в окончательной редакции; датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Эти акты подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации и вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если иной срок не установлен в этом законе. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

 

ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИИ

 

Понятие конституции

Термин «конституция» происходит от латинского «constitution», что означает «устанавливаю», «учреждаю». Появление первых конституций в ХVIII в. явилось следствием ликвидации монархического абсолютизма. Наряду с термином "Конституция во многих странах используется понятие «основной закон». Идею считать конституцию основным законом выдвинул немецкий политический деятель Ф. Лассаль в своей работе «О сущности конституции». По его мнению, это является главным свойством конституции, которое одновременно, с одной стороны, сближает ее с любым обычным законом, а с другой - отличает от него, так как в каждом государстве существует лишь один основной закон, тогда как обычных законов - множество: «И конституция и закон, по видимому по существу однородны. Конституция должна иметь силу закона, следовательно, она должна быть также законом, но она не должна быть только законом, она должна быть боле нежели закон»[94].

Идея Ф. Лассаля имела не только теоретическое, но и практическое значение. В Конституции РСФСР 1918 г. рядом с названием этого политического и правового документа в скобках стояли слова: «основной закон». Наибольшее распространение данный подход получил в конституциях социалистических стран, название и одна из статей которых посвящались соотнесению понятий «Конституция» и «Основной закон». В настоящее время в ныне действующей Конституции Китая 1982 г. в преамбуле отмечается, что этот документ является Основным законом КНР. В Конституции Вьетнама 1992 г. устанавливается, что она является Основным законом государства и обладает высшей юридической силой. В Монголии главный акт конституционного значения 1992 г. именуется «Основной закон», при этом далее в скобках поставлено слово «Конституция». Основополагающий акт конституционного значения в Германии, принятый 23 мая 1949 г., называется Основной закон.

В действующей российской Конституции данный подход отражения не нашел, и по этой причине формально она не является Основным законом. Это подтверждает и ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Если бы Конституция являлась Основным законом, то согласно положению данной статьи она обладала бы меньшей юридической силой, чем международный договор. Но в научной литературе термины Конституция и основной закон употребляются как синонимы. Причиной этого является общепринятая в отечественной правовой науке точка зрения, основанная на признании конституции основным законом. Также использование термина «основной закон» как синонима конституции делает научный текст более красивым, позволяет избежать частого повтора одного и того же слова. Также необходимо принимать во внимание положение ч. 1 ст. 15, в соответствии с которым Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

В соответствии с теорией государства и права конституцией является единый нормативно-правовой акт или совокупность нормативно-правовых актов, конституционных обычаев, судебных прецедентов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные отношения в государстве и обществе.

Начиная со времени буржуазно-демократических революций сложилось два подхода к понятию конституция: формальный подход (юридическая конституция) и фактический (материальная конституция). Под юридической конституцией понимается нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы экономической, политической и общественной системы в государстве. В соответствии с данным подходом конституция должна закреплять форму правления, политический режим, форму территориально-политического устройства, методы взаимоотношения человека и государства. Материальной конституцией является реально существующая в обществе система общественных отношений, определяющих фактический порядок реализации полномочий органов государственной власти и правовой статус человека и гражданина.

Материальная конституция может совпадать с юридической, а может отличаться от неё. В демократическом государстве юридическая и фактическая конституции обычно совпадают. В странах с авторитарным и тоталитарным политическими режимами существуют расхождения между ними. Вследствие этого конституции носят номинальный характер. Расхождения между этими конституциями могут иметь и иные основания, не связанные с политическим режимом. Так, это может происходить вследствие неразвитости конституционного законодательства, отсутствия механизма реализации конституционных норм. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Но федеральный закон, регулирующий порядок прохождения альтернативной гражданской службы, был принят только в 2002 г.[95] То есть с 1993 г. по 2002 г. данное право у российских граждан существовало, но механизмы его реализации российским законодательством не предусматривались.

 

С понятием «материальная конституция» тесно связана категория «живая конституция», использование которой чаще всего было связано при характеристике конституционного законодательства США. Краткость американской Конституции определила во многом её фрагментарный характер и, как следствие, пробелы в сфере конституционного правого регулирования. Данные проблемы восполняются актами конгресса и президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами. В результате этого, как отмечают американские ученые, буквальное толкование Конституции давно утратило смысл, оно попросту невозможно без учета судебных решений по конституционным вопросам. Не имея права ни принимать, ни отменять конституционные нормы, именно суды играют решающую роль в определении содержания действующей Конституции США. По выражению Г.А. Хьюза, возглавлявшего Верховный суд США с 1930 по 1941 годы, «Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи». Толкование Конституции судьями позволяет приспособить её положения к изменяющимся историческим условиям, сообщает ей гибкость и эластичность[96]. Живая конституция сложилась и продолжает развиваться как результат юридического приспособления конституционной системы США к современным социально-политическим и международным условиям. Концепция «живой конституции» отражает стремление к преодолению разрыва, образовавшегося «между формальными принципами и нормами конституционного права и реально сложившейся политической практикой», и она оправдывает приспособление конституционного права (в его позитивистском понимании) к политической реальности с помощью новелл социологического содержания[97].

 

Необходимо отметить, что в научной литературе в настоящее время отмечается тенденция усиления во многих демократических странах исполнительной власти. Данный процесс, вызванный усложнением административной функции и разнообразием управленческих процессов, не находит отражения в национальных конституциях. И несмотря на то, что объем реальных полномочий исполнительной власти увеличивается в рамках конституционных норм, разрыв между конституцией юридической и материальной все более увеличивается[98].

 

Классификация конституций

По форме закрепления конституционных норм конституции можно разделить на писанные, неписанные и смешанные. Писанными конституциями являются основные законы, имеющие конкретную юридическую форму. Они, в свою очередь, делятся на кодифицированные и не кодифицированные. Кодифицированными конституциями являются единые нормативно-правовые акты, имеющие четкую структуру. К кодифицированным писанным конституциям относятся основные законы ФРГ, Италии, Российской Федерации. Не кодифицированные конституции состоят из нескольких нормативных актов. Например, Конституция Израиля, состоящая из свода отдельных законов. Начиная с 1958 года в Израиле было принято четырнадцать таких актов, одиннадцать из которых действуют и в настоящее время. Среди них закон о Кнессете (1958), о правительстве (2001), об армии (1976), о столице Израиля Иерусалиме (1980), о свободе и достоинстве человека (1992) и др.[99]

Смешанной конституцией является совокупность нормативно-правовых актов и конституционных обычаев, регулирующих наиболее важные отношения в государстве. Смешанные конституции существуют в Великобритании, Новой Зеландии.

Под неписанной конституцией принято понимать определенный набор конституционных обычаев, регулирующих наиболее важные общественные отношения в государстве и обществе. Авторами теории неписанной конституции являются британские государствоведы, которые ввели этот термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции[100]. Они и в настоящее время считают свою конституцию неписанной[101].

В российской правовой науке к неписанным конституциям относят только совокупность неписанных конституционных источников. Также к неписанным конституциям некоторые правоведы относят Конституцию Израиля. Но данный вопрос является спорным, так как в Израиле конституционные обычаи не признаны источниками конституционного права. Как было сказано Конституция Израиля относится к не кодифицированным писанным.

По сроку действия конституции делятся на постоянные и временные. Обычной политической практикой является принятие постоянных конституций, срок действия которых не ограничен. Более того, исходя из конституционных норм основные законы могут приниматься навечно. Например, Политическая Конституция Мексики 1917 г. провозглашает, что она является вечной и не теряет своей силы, даже если не соблюдалась вследствие восстания. Временные конституции ограничивают свой срок действия определенным периодом или наступлением некоторого события в государственной жизни страны[102].

По способу внесения поправок конституции делятся на гибкие и жёсткие. К жестким относятся писанные конституции, в которых предусматривается усложнённая процедура внесения в них поправок. Поправки принимаются квалифицированным большинством голосов членов парламента. Также может быть предусмотрена ратификация поправок в субъектах федерации. Так, ст. V Конституции США предусматривает ратификацию поправок к Конституции тремя четвертыми штатов. Поправки к гибким конституциям принимаются как обычные законы. Обычно такие конституции бывают смешанными или неписанными. Например, Конституция Великобритании.

В зависимости от времени появления конституции можно разделить на старые, новые, новейшие и сверхновейшие[103]. К старым относятся конституции, принятые в конце ХVIII-начале ХХ вв. Конституция США 1787 г. положила начало официальному признанию доктрины конституционализма (неофициально она начала разрабатываться в сочинениях мыслителей ХVII-ХVIII в.в.) и реальному осуществлению этой доктрины. Вскоре после принятия Конституции США в 1791 г. были приняты конституции Франции и Польши, но ни та, ни другая не действовали. Тем не менее уже в первой половине ХIХ в. конституционное правотворчество охватило почти всю Европу[104]. Но при этом рамки конституционного процесса в рассматриваемый период были довольно ограниченными, и переход к конституционной государственности был осуществлен преимущественно в странах Европы и Америки. Только к концу периода появляются первые конституции в Латинской Америке (например, Конституция Венесуэлы 1811 г.), в странах Азии (Япония – 1889 г., Китай – 1912 г., Иран – 1906 г.).

В основе моделей этих основных законов лежит либеральная концепция конституции как законодательного акта, призванного максимально ограничить вмешательство государства в жизнь гражданского общества и отдельного индивида[105]. Эти конституции являлись юридическим оформлением перехода стран, в которых они были приняты, к индустриально-рыночному обществу. В старых конституциях были закреплены система организации органов государственной власти на основе разделения властей, личные и экономические права и свободы человека.

В новых конституциях, принятых в 1917-1945 гг. (конституции Чехословакии 1920 г., Югославии 1921 г., Мексики 1917 г., Испании 1931 г.), происходит расширение предмета конституционно-правового регулирования за счет отношений, связанных с гарантированием социально-экономических прав личности. Это произошло под влиянием мирового социалистического движения и как реакция на победу большевиков в России. В конституциях признается экономическая и социальная роль государства и увеличиваются конституционно устанавливаемые пределы его вмешательства в жизнь общества и индивидов. Получили закрепление всеобщее избирательное право и современная версия свободы совести - полная секуляризация, запрет государственной религии.

Совершенствуется правовая техника написания конституций. Усиливается процесс унификации, заимствования зарубежного теоретического материала и практического опыта. Старые конституции были достаточно краткими, в них устанавливались лишь системы органов государственной власти и территориально-политического устройства государства. Объём новых конституций увеличился, так как за счет регламентации финансовых отношений, правового статуса личности расширился предмет правового регулирования конституционного права. Наиболее выдающимся образцом конституционного творчества стала Веймарская конституция, разработанная профессором Гуго Пройсом и принятая в Германии в 1919 г.[106]

После второй мировой войны появляются новейшие конституции. Время их появления можно разделить на два периода. К первому периоду относятся Конституция Франции 1946 г., Конституция Японии 1947 г., Основной закон ФРГ 1949 г., конституции стран, выбравших социалистический путь развития. К их особенностям относится закрепление антивоенного характера (запрет на участие в войнах, вооруженных конфликтах), социалистической или рыночной экономики, широкого объём социальных прав (право на труд, право рабочих на управление производством).

К новейшим конституциям второго периода относятся основные законы стран, освободившихся от колониальной зависимости. Конституции этих государств разрабатывались при прямом участии органов власти бывших метрополий. Активное участие в подготовке проектов приняли представители различных международных организаций. Многие конституции освободившихся стран оказались недолговечными в силу политической нестабильности в освободившихся странах. Уже к середине 1960-х гг. они были отменены или существенно изменены, в частности, ликвидированы институты, являвшиеся результатом компромисса с метрополией, произошел отказ от реципированных конституционных моделей бывших метрополий или осуществлено их кардинальное изменение.

Сверхновейшими конституциями являются основные законы, принятые в конце ХХ-начале ХХI в.в. Их можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся конституции стран, в которых произошло падение тоталитарного режима (режим «черных полковников» в Греции - Конституция Греции 1975 г., режим диктатуры в Португалии - Конституция Португалии 1976 г., режим диктатуры Франко в Испании - Конституция Испании 1978 г.). Вторую группу сверхновейших конституций составляют основные законы бывших социалистических стран (бывшие республики СССР, в том числе и Российской Федерации, Болгария, Венгрия, Словакия). Только за период 1989-1995 гг. в этих странах (а также в государствах, образовавшихся в связи с распадом советской, югославской и чехословацкой федераций), было принято около ста новых конституций[107].

Одним из критериев классификации конституций является соответствие, содержащихся в них положений реалиям политической и национально-экономической практики. Исходя из этого критерия конституции можно разделить на реальные (нефиктивные) и фиктивные. Например, в нацистской Германии формально действовала достаточно демократическая Веймарская Конституция, но в реальной жизни её положения не действовали. Конституция Франции 1958 г., отразившая авторитарные тенденции, носит реальный характер, за исключением отдельных её положений. Необходимо иметь в виду, что стопроцентно фиктивных или стопроцентно реальных конституций, как правило, не бывает. Обычно в целом фиктивная конституция может содержать отдельные реальные положения, а реальный основной закон – отдельные фиктивные положения[108].

С конца 1980-х гг. до 1998 г. было принято более ста новых конституций, которые отразили, по мнению В.Е. Чиркина, не только изменение ситуации в мире, но и конституционные приоритеты, ориентацию на социальные ценности. Эти конституции отражают также возрастающее значение общечеловеческих ценностей, разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учёте собственного опыта. Особенно отчётливо это проявилось на примере конституций постсоциалистических государств[109].

 

3.3. Структура и содержание

Конституционное развитие

В 1930-первая пол. 1980-х гг.

 

Реформа государственного управления, начавшаяся с отходом от нэпа, к середине 1930-х гг. подошла к своему завершению. Создание планово-распорядительной экономики и переход к административно-командным методам управления социально-экономическими процессами, а также реформа политической системы требовали своего теоретического обоснования и конституционного оформления.

Процесс теоретического осмысления новых тенденций государственного развития проходил в условиях острой идеологической борьбы в высших эшелонах власти. В соответствии с марксистской доктриной диктатура пролетариата считалась необходимой лишь для окончательного построения социализма, после чего должен начаться процесс отмирания диктатуры пролетариата и социалистического государства. Данный тезис рассматривался как один из основополагающих в марксистском государствоведении.

После объявления на проходящем в январе-феврале 1934 г. ХVII съезде ВКП (б) победы социализма[164] юристы-теоретики стали говорить о начале отмирания государства, которое мыслилось как длительный и сложный процесс. Его проявлением должны были стать расцвет советской демократии и начало развития общественного самоуправления, постепенная передача ряда государственных функций общественным организациям. Тенденция роста политической роли общественных организаций в жизни государства была подвергнута И. В. Сталиным резкой критике. В противовес идее отмирания государства выдвигался тезис о сохранении и усилении диктатуры пролетариата вплоть до полного построения коммунизма. Детально этот тезис получит дальнейшее развитие в докладе И.В. Сталина на ХVIII партийном съезде. Процесс отмирания государства, по утверждению И.В. Сталина, должен был происходить через его усиление. Усиление государства в социалистическом обществе представлялось как увеличение принудительной, репрессивной стороны диктатуры пролетариата. Это оправдывалось сопротивлением классового врага. Данная точка зрения должна была получить конституционное закрепление.

30 января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП (б), рассмотрев вопрос о Конституции Союза ССР и Пленуме ЦК, постановило созвать Пленум ЦК, на котором следовало принять решение о необходимых изменениях в Конституции СССР[165]. Созванный в феврале Пленум высказался «о необходимости некоторых изменений в Конституции Союза ССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов – равными, многоступенчатых – прямыми, открытых – закрытыми, б) уточнения социально-экономической основы Конституции в соответствии с нынешним соотношением классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы советского общества и т.п.)»[166].

6 февраля 1935 г. VII Всесоюзный съезд Советов, заслушав доклад В.М. Молотова «Об изменениях в Советской Конституции»[167], принял Постановление «О внесении некоторых изменений в Конституцию Союза ССР», в котором признал их своевременными и правильными[168]. Съезд предложил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию для пересмотра действующего Основного закона. Ближайшие выборы органов Советской власти было решено провести на основе новой избирательной системы.

Комиссия, возглавляемая И.В. Сталиным, на своем первом заседании 7 мая 1935 г. образовала 12 подкомиссий[169]. В их состав было включено около ста видных партийных, государственных, профсоюзных, военных функционеров из различных советских республик. Процесс разработки законопроекта проходил горячих обсуждениях и спорах. При этом явственно выявились две тенденции. Первая выражалась стремлением И.В. Сталина и его окружения закрепить в конституционном порядке сложившиеся в стране административно-командные методы управления. Но наряду с этим, по мнению В.М. Курицына, ряд партийных и государственных деятелей выражали стремление включить в Конституцию статьи, направленные на сдерживание напора «чрезвычайщины» времен насильственной коллективизации.

Наиболее активное участие в обсуждении законопроекта принял Н.И. Бухарин, который в глазах всех, кто был настроен против сталинского курса на развертывание массовых репрессий и установление режима личной власти, стал фактически символом скрытого сопротивления сталинизму. Так, в разработанных Н.И. Бухариным предложениях к проекту Конституции была сделана попытка закрепить плюрализм форм собственности. При этом общественная собственность не отождествлялась с государственной. Автор предусмотрел для собственности кооперативов и общественных организаций конституционные гарантии от государственного вмешательства[170].

В проекте Конституции СССР, по мнению ряда российских ученых, впервые в советском конституционном законодательстве получила некоторое отражение идея разделения властей, несмотря на то что марксистское государствоведение в то время отрицало эту идею, считая ее присущей буржуазной демократии: в этом нормативно-правовом акте сталинское руководство отошло от соединения законодательной и исполнительной властей, и государственный строй приблизился к системе парламентского типа, хотя правительство не довело эту идею до конца[171]. По мнению Денниса Ллойда, это являлось последствием того, что «произвольная система права уступила место, хотя и не без борьбы, более упорядоченной систематизации права, напоминающей во многих отношениях «презренный» образец буржуазного западного права»[172]. Но в процессе подготовки законопроекта высказывались возражения против элементов системы разделения властей. Нарком юстиции Н.В. Крыленко предлагал последовательно провести в Основном Законе традиционную марксистскую идею соединения властей, подчеркнуть полновластие Советов, что и нашло отражение в основном законе. Наиболее существенному обновлению подверглись конституционные отношения, касающиеся прав и свобод граждан. Именно новеллы данного института конституционного права придали демократический характер сталинскому Основному закону. Споры, связанные с созданием законопроекта, важность решаемого вопроса и необходимость для советского и партийного руководства легитимировать Основной закон через народное одобрение сделали необходимым подвергнуть его «всенародному обсуждению»[173]. Данное понятие появилось в советском законодательстве впервые.

Массовая идеологическая кампания обсуждения проекта Конституции 1936 г., совпавшая с очередным этапом репрессий в СССР, не имела прецедентов в мировой истории. И.Б. Берхин констатирует, что на 21 ноября 1936 г. проект Конституции бы







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.