Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Посеешь привычку - пожнешь характер,





посеешь ха­рактер - пожнешь судьбу,

Посеешь судьбу - пожнешь жизнь».

Форми­рование привычек лежит в основе практически всех процессов обу­чения и воспитания. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как ребенка, так и взрослого человека), при по­явлении новых обязанностей или условий жизни необходимо фор­мировать новые или изменять старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т. е. способствуют социальной адапта­ции, личностному росту, то индивид относительно легко достигает поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям для ин­дивида.

Если хорошо сформирована привычка учиться, отпадает необходи­мость в дополнительной мотивировке познавательных процессов.

Ø Этикетэто установленный порядок поведения, форм об­хождения или совокупность правил поведения, касающихся внеш­него проявления отношения к людям.

Особой формой социального контроля является этикет. Данной формы контроля стараются придержи­ваться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение этикетных правил, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы.

На основе анализа вышеназванных форм социального контроля можно сделать несколько выводов:

1. Во-первых, любой член об­щества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни.

2. Во-вторых, соци­альный контроль не всегда осознается индивидом.

3. В-третьих, социальный контроль - это очень сложный и противоречивый процесс, который имеет собствен­ную динамику и зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера.

Если человек живет в обществе, он не может игнорировать со­циальный контроль. Лишь в исключительных случаях или особых ситуациях социализированный индивид может позволить себе го­ворить и действовать, не обращая внимания на социальную регу­ляцию поведения.

Например,

- общеизвестно право шута говорить то, что он хочет;

- право ребенка действовать вне зависимости от социаль­ного контроля;

- Юродивый в трагедии А.С. Пушкина «Борис Го­дунов» имеет право ребенка: говорить истину;

- Шекспировскому герою Гамлету необходимо было притвориться сумасшедшим, чтобы открыто говорить то, что он думает, и поступать так, как он хочет, не вызывая жестких социальных санкций.

- В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главному герою - Чацкому достаточно было нарушить правила этикета, чтобы о нем заговорили как о ненормальном.

Многие сюжеты художественных произведе­ний связаны с идеей освобождения личности от социального дав­ления, и лишь в немногих из них мы можем обнаружить финал, в котором человек выходит из-под влияния социального контроля без трагической развязки.

 

Вопросы для самоконтроля

 

Ø Что такое социальный контроль?

Ø Может ли общество существовать без социального контроля? Обоснуйте ответ.

Ø Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?

Ø Перечислите и охарактеризуйте признаки социальных норм.

Ø Что обозначает понятие социальная санкция?

Ø Назовите виды социальных санкций. Приведите примеры социальных санкций в медицинском колледже.

Ø Назовите главное условие эффективности санкций.

Ø Перечислите основные формы социального контроля. Охарактеризуйте их.

Ø Опишите характеристику социального контроля в студенческой группе.

 

 

ТЕМА 3. Личность и общество

 

Содержание: Социализация личности. Стадии социализации. Институты социализации. Развитие Я-концепции. Социальная установка личности. Роль воспитания в социализации. Семья как социально-психологический феномен. Типы семейного воспитания.

Социализация личности

 

Социальная психология, выясняет в каких конкретных группах личность с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с дру­гой - каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совмес­тной деятельности).

Основными проблемами изучения личности в социальной пси­хологии является:

- социализация,

- проблема соци­альных установок,

- и анализ социально-психологических качеств лич­ности.

· Социализация - процесс становления личности человека, кото­рый продолжается в течение всей жизни.

Социализация начинается с первых минут жизни человека. Человек усваивает уста­новки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойствен­ные определенной культуре или социальной группе.

Вы­деляют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации:

- деятельность,

- общение,

- самосознание.

1 сфера Деятельность:

В процессе социализации человек осваивает новые виды деятельности (пользоваться ложкой, ходить, читать, ду­мать, учиться, играть на пианино, помогать, делать инъекции и др.)

и выявляет наиболее значимые для себя аспекты деятельности (выбирает для себя «главную деятельность» и соподчиняет с ней все остальные).

В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ре­бенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, мани­пулятор и др.) и осмысливает их.

2 сфера Общение:

Общение в контексте социализации рассматривается в смыс­ле его расширения и углубления.

Расширение общения можно по­нимать как умножение контактов с другими людьми.

Углубление общения - как переход от монологического общения к диалоги­ческому.

У человека формируется способность, ­умение принять другую точку зрения.

3 сфера Самосознание:

В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе.

 

Стадии процесса социализации

Можно выделить 3 основные стадии социализации:

- до трудовую,

- трудовую,

- после трудовую.

1. До трудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности (от рождения до поступления в школу, а также период обучения).

2. Трудовая стадия охватывает период зрелости, это время трудо­вой деятельности.

3. После трудовая стадия достаточно нова для социальной психологии и не только для нее. С одной стороны, само понятие социализации бессмысленно для пожилого и стар­ческого возраста, в котором все социальные функции свертывают­ся. С другой стороны, люди пожилого возраста проявляют социальную активность и вносят существенный вклад в воспроизводство социаль­ного опыта. Ставится лишь вопрос об изменении типа активности личности в этот период.

 

Институты социализации

Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.

На до трудовой стадии это в первую очередь семья и детские до­школьные учреждения.

В семье дети приобретают:

- первые навыки взаимодействия,

- осваивают первые социальные роли, в том числе половые,

- осмысливают первые нормы и ценности.

В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии яв­ляется трудовой коллектив.

Развитие Я-концепции

 

В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции.

Я-концепция - это сово­купность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Описательную составляющую Я-концепции часто называ­ют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отно­шением к себе или к отдельным своим качествам, называют само­оценкой или принятием себя. Я-концепция, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

На формирование Я-концепции влияют:

- восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);

- самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков);

- внешние данные, ощущение силы и здоровья;

- социальные ценности, ожидания, идеалы;

- опыт социального поведения.

Функции Я-концепции

1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности.

Рассмотрим эту функцию на примере из практики, который приводит Р. Бернс: «Мне дове­лось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизован­ного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выясни­лось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом».Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько меся­цев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель ин­теллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в соб­ственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следователь­но, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нару­шено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощу­щения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя ин­теллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возмож­ностью - не изменила своего представления о себе».

2. Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному.

Например, Санитарка Марья Ивановна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсес­тра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; Медсестра Люда увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; Медсестра Полина решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; Медсестра Галина не заметила бы никакой санитар­ки вообще и т.д.

3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она опре­деляет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти.

Многие исследователи считают эту функцию централь­ной.

Например: Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят:

«Я знаю, что никогда не смогу делать внутривен­ные...» или

«Я знаю, что плохо сдам экзамен».

Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом.

Например: Дети, испытав­шие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие вза­имодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности. Они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмо­циональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты.

В основе таких от­ношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, ле­жит механизм «самореализующегося пророчества». Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпо­сылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.