|
Посеешь привычку - пожнешь характер,посеешь характер - пожнешь судьбу, Посеешь судьбу - пожнешь жизнь». Формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как ребенка, так и взрослого человека), при появлении новых обязанностей или условий жизни необходимо формировать новые или изменять старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т. е. способствуют социальной адаптации, личностному росту, то индивид относительно легко достигает поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям для индивида. Если хорошо сформирована привычка учиться, отпадает необходимость в дополнительной мотивировке познавательных процессов. Ø Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Особой формой социального контроля является этикет. Данной формы контроля стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение этикетных правил, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы. На основе анализа вышеназванных форм социального контроля можно сделать несколько выводов: 1. Во-первых, любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. 2. Во-вторых, социальный контроль не всегда осознается индивидом. 3. В-третьих, социальный контроль - это очень сложный и противоречивый процесс, который имеет собственную динамику и зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера. Если человек живет в обществе, он не может игнорировать социальный контроль. Лишь в исключительных случаях или особых ситуациях социализированный индивид может позволить себе говорить и действовать, не обращая внимания на социальную регуляцию поведения. Например, - общеизвестно право шута говорить то, что он хочет; - право ребенка действовать вне зависимости от социального контроля; - Юродивый в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» имеет право ребенка: говорить истину; - Шекспировскому герою Гамлету необходимо было притвориться сумасшедшим, чтобы открыто говорить то, что он думает, и поступать так, как он хочет, не вызывая жестких социальных санкций. - В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главному герою - Чацкому достаточно было нарушить правила этикета, чтобы о нем заговорили как о ненормальном. Многие сюжеты художественных произведений связаны с идеей освобождения личности от социального давления, и лишь в немногих из них мы можем обнаружить финал, в котором человек выходит из-под влияния социального контроля без трагической развязки.
Вопросы для самоконтроля
Ø Что такое социальный контроль? Ø Может ли общество существовать без социального контроля? Обоснуйте ответ. Ø Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля? Ø Перечислите и охарактеризуйте признаки социальных норм. Ø Что обозначает понятие социальная санкция? Ø Назовите виды социальных санкций. Приведите примеры социальных санкций в медицинском колледже. Ø Назовите главное условие эффективности санкций. Ø Перечислите основные формы социального контроля. Охарактеризуйте их. Ø Опишите характеристику социального контроля в студенческой группе.
ТЕМА 3. Личность и общество
Содержание: Социализация личности. Стадии социализации. Институты социализации. Развитие Я-концепции. Социальная установка личности. Роль воспитания в социализации. Семья как социально-психологический феномен. Типы семейного воспитания. Социализация личности
Социальная психология, выясняет в каких конкретных группах личность с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с другой - каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). Основными проблемами изучения личности в социальной психологии является: - социализация, - проблема социальных установок, - и анализ социально-психологических качеств личности. · Социализация - процесс становления личности человека, который продолжается в течение всей жизни. Социализация начинается с первых минут жизни человека. Человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе. Выделяют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации: - деятельность, - общение, - самосознание. 1 сфера Деятельность: В процессе социализации человек осваивает новые виды деятельности (пользоваться ложкой, ходить, читать, думать, учиться, играть на пианино, помогать, делать инъекции и др.) и выявляет наиболее значимые для себя аспекты деятельности (выбирает для себя «главную деятельность» и соподчиняет с ней все остальные). В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, манипулятор и др.) и осмысливает их. 2 сфера Общение: Общение в контексте социализации рассматривается в смысле его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов с другими людьми. Углубление общения - как переход от монологического общения к диалогическому. У человека формируется способность, умение принять другую точку зрения. 3 сфера Самосознание: В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе.
Стадии процесса социализации Можно выделить 3 основные стадии социализации: - до трудовую, - трудовую, - после трудовую. 1. До трудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности (от рождения до поступления в школу, а также период обучения). 2. Трудовая стадия охватывает период зрелости, это время трудовой деятельности. 3. После трудовая стадия достаточно нова для социальной психологии и не только для нее. С одной стороны, само понятие социализации бессмысленно для пожилого и старческого возраста, в котором все социальные функции свертываются. С другой стороны, люди пожилого возраста проявляют социальную активность и вносят существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится лишь вопрос об изменении типа активности личности в этот период.
Институты социализации Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей. На до трудовой стадии это в первую очередь семья и детские дошкольные учреждения. В семье дети приобретают: - первые навыки взаимодействия, - осваивают первые социальные роли, в том числе половые, - осмысливают первые нормы и ценности. В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение. Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив. Развитие Я-концепции
В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. На формирование Я-концепции влияют: - восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.); - самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков); - внешние данные, ощущение силы и здоровья; - социальные ценности, ожидания, идеалы; - опыт социального поведения. Функции Я-концепции 1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Рассмотрим эту функцию на примере из практики, который приводит Р. Бернс: «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом».Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нарушено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью - не изменила своего представления о себе». 2. Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Например, Санитарка Марья Ивановна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсестра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; Медсестра Люда увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; Медсестра Полина решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; Медсестра Галина не заметила бы никакой санитарки вообще и т.д. 3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной. Например: Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: «Я знаю, что никогда не смогу делать внутривенные...» или «Я знаю, что плохо сдам экзамен». Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Например: Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие взаимодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности. Они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества». Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|