Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие ценностей и их социальная природа





 

Философским учением о ценностях и их природе является аксиология (axios – ценность, logos – учение).

Ценность - понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности. Ценностью является свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, интересы, желания, как отдельного индивида, так и общества в целом.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона основными вопросами теории ценностей были: что есть благо, что есть справедливость. Они же являлись и главными критериями истинного бытия. (Платон в учении об идеальном государстве положил в его основу принцип справедливости).

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. По мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, а с точки зрения софистов все ценности индивидуальны и относительны (это вытекало из основного тезиса софистов «Человек есть мера всех вещей»). Аристотель попытался осуществить дифференцированный подход к ценностям. С одной стороны он признаёт «самоценности» (человек, счастье, справедливость и т. д.). Но вместе с этим утверждает и относительный характер большинства ценностей, так как разные вещи кажутся ценными детям и взрослым, добрым и мудрым людям и т. д. (Мудрость Аристотель видел в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных»).

В средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретая религиозный характер. В эпоху Возрождения на первый план выдвигаются ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

После выделения аксиологии как самостоятельной области философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей:

Натуралистический психологизм Дж. Дьюи (1859-1952). Ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы. Их источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека. Ценностью является любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей.

Аксиологический трансцендентализм (В.Виндельбанд, Г. Риккерт).

Ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие; рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, красота, истина, которые имеют самодостаточное значение и являются целями сами по себе и не служат средством для иных целей. Ценность в данном случае не реальность, а идеал, носителем которого является трансцендентальный (потусторонний) субъект.

Персоналистический онтологизм (М.Шелер) Ценности имеют объективный характер, образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирическим значением. (например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (доброе, приятное) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются). Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле менее долговечны ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Высшей ценностью является идея Бога, а любовь к Богу – высшая форма любви. Поэтому все ценности имеют свою основу в ценности божественной личности.

Социологическая концепция ценностей

Основатель – М.Вебер. С его точки зрения, ценность – это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта. В связи с этим М.Вебер подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

В настоящее время существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей, их понятий. Ценность рассматривается как предмет, имеющий пользу и способный удовлетворить какую-либо потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего – либо для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей.

Понятие ценности неотделимо от понятия культуры. Культурная жизнь без ценностей не возможна. Через систему ценностей осуществляется регуляция человеческой деятельности.

Всё многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, справедливого и несправедливого. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты, выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру. Ценности носят социальный характер и формируются в процессе социализации личности.

1.Классификация ценностей и их содержание

Многообразие ценностей объективно определяется многообразием деятельности человека, через которую он осваивает мир. Процесс классификации осуществляется по определенным основаниям:

1.Материальные и духовные ценности (предметные и идеальные, по сферам деятельности);

2.Нормативные ценности (по социальной деятельности: нравственные, правовые);

3. Ценности – знания (по духовной деятельности);

4. В зависимости от носителя ценности подразделяются на индивидуальные, групповые, общечеловеческие;

5. По значимости ценности делят на истинные и ложные, учитывая модальность – на положительные и отрицательные;

6. По сферам деятельности человека: политические, правовые, экономические, эстетические, религиозные, социальные и т.д.

7. По глубине и времени действия: ситуативные и непреходящие

Рассматривая нормативные ценности, следует отметить, что они включают в себя следующие элементы:

1. Политические ценности;

2. Правовые ценности;

3. Нравственные ценности;

4. Эстетические ценности;

5. Религиозные ценности.

Эти ценности долговременны и носят общечеловеческий характер. К нормативным ценностям относятся ситуативные (т.е. правила поведения человека в конкретных ситуациях: уличное движение; охрана общественного порядка; инструкции, связанные с определёнными формами деятельности и т.д.)

Остановимся более подробно на нравственных, религиозных и эстетических ценностях.

Нравственные ценности

Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой. Этика – учение о морали. Мораль – это сфера должного, нравственность сфера действительности. Нравственность – исторически сложившаяся система неписанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

Под нравственной ценностью понимаются:

1) нравственное значение личности (группы лиц) и её поступков;

2) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания (нормы, принципы, идеалы, понятия добра, счастья, справедливости).

Нравственный человек наделен чуткой совестью. Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Нормы нравственности, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, являются и мерой требований общества к людям, и мерой воздаяния по заслугам. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что дает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы торможения и разрушения именуются злом.

Не менее важна и такая категория как нравственный долг – то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. Важное место принадлежит в системе нравственных категорий достоинству личности, т.е. осознанию личностью своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.

Коренной вопрос этики – смысл человеческой жизни. От его реализации зависит человеческое счастье. Счастье – наивысшая форма нравственного удовлетворения проистекающая от сознания правильности, благородства основной жизненной линии поведения. В настоящее время существует проблема «экзистенциального вакуума», которая связана с проблемой смысла жизни. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни оказывает отрицательное влияние на качество социализации личности.

Религиозные ценности

Религия – важный феномен духовной жизни верующего человека и общества, основа на фатальной вере в Бога и не требует никакого доказательства. Религия воссоединяет жизнь двух миров: земного и трансцендентного. В религии исключительное значение имеет отношение индивидуальной души к трансцендентному – с этим связано личное душеспасение. Религиозные ценностиявляются ориентиром в жизниверующих, обуславливают нормы и мотивы их поведения и поступков. Одно из основных и неотъемлемых прав человека – свобода религиозных убеждений, поэтому следует толерантно относится к людям различных религиозных взглядов.

Эстетические ценности

Термин «эстетическая ценность» служит для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Различие между концепциями эстетической ценности заключается в том, как понимается её источник, сущность, основа. Это или Бог (Ф.Аквинский), идея (Платон, Гегель), чувства человека (Дьюи), или же общественные отношения, формирующиеся в процессе общественно-исторической практики. Освоение эстетической ценности осуществляется в процессе оценки, включенной в эстетическое переживание, вкус, идеал. Эстетические ценности могут создаваться в различных видах человеческой деятельности, так как в них проявляется творчество «также и по законам красоты» (К.Маркс). Особым типом эстетической ценности является художественная ценность. Художественная ценность – произведение искусства в его отнесенности к высшим человеческим потребностям и интересам, осознанное в его содержательно-артистических достоинствах и функциях, благодаря которым оно оказывает положительное воздействие на чувства, разум, волю людей, способствуя их духовному развитию.

В эстетической ценности большую роль играет форма. Важность формы обусловлена особенностями её содержания. Эстетическая ценность воплощает множество значений: психофизиологическое значение для органов чувств человека; значения для познания, воспитания, для ценностной ориентации, для наслаждения. Все эти значения объединены в единый комплекс, своеобразный у конкретного явления. Эстетическая ценность имеет различные формы проявления, которые фиксируются эстетическими категориями. Основная эстетическая ценность – прекрасное. Разновидность эстетической ценности – возвышенное. Антиподами их являются безобразное и низменное. Эстетическая ценность через искусство и вне его играет особую роль в формировании качеств личности.

Отношение людей к миру всегда носит оценочный характер. Оценка – отношение человека к чему-либо. (Она может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной и т.д.). На её основе формируется ценностная ориентация человека - выбор направленности деятельности, поведения (Выбор носит в себе многовариантность, т.к. мир многообразен). Формирование ценностных ориентаций осуществляется в процессе воспитания личности.

Тема 7. Проблема сознания в философии







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.