Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этнообъединительные процессы





 

47) Этнообъединительные процессы - слияние различной этнических групп в более крупные этнические общности (конвергенция, фузия, консолидация, ассимиляция, этнорасовая миксация и межэтническая интеграция).

Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).

48) Этническая конвергенция (лат. convergentia – "схождение, сближение") – интенсивное взаимодействие двух очень близких друг другу по языку и культуре этносов (может перерастать в этническую фузию).

49) Этническая фузия (лат. fusio – "сплавление") – слияние несколькихродственных по языку и культуре народов в единый новый более крупный этнос (как продолжение этнической конвергенции).

Чем ближе родство, выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее быстрее идет процесс. Сложность этнической структуры населения (слишком большое число мелких этносов), может, напротив, несколько замедлить его.

Пример:

· слияние восточнославянских племен (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский этнос.

· хакасы - слившиеся в единый этнос племена "минусинских татар" (качинцы, кызыльцы, сагайцы и др.).

 

50) Этническая консолидация (лат. con – "вместе"; + solidare – "уплотнять, укреплять, сращивать") – внутреннее сплочение этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами (как продолжение этнической фузии).

Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей.

Консолидация протекает в виде внутреннего сплочения уже сформировавшихся в основных чертах этносов путем сглаживания имевшихся диалектных и культурно-бытовых различий между этническими группами, упрочения общеэтнического самосознания.

Пример:

· после того, как русские сложились в единый народ, в течение длительного времени шло сближение локальных групп в их составе (население Московской, Тверской, Новгородской и других земель);

· сейчас процесс этнической консолидации наиболее распространен в странах "черной" Африки (южнее Сахары), где развернулось формирование из племенных групп новых народностей: ганской, эфиопской, конголезской и др.

 

Этническая фузия и этническая консолидация - два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию.

Уточним, что фузия - процесс трансформационный (он приводит к смене этнического самосознания), а консолидация - процесс эволюционный (к смене сознания он не ведет).

51) Этническая ассимиляция (лат. assimilatio – "уподобление")– растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа.

На практике ассимиляция означает, что этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в тесном контакте с другим народом (более многочисленным или более развитым в хозяйственном и культурном отношении) воспринимают его язык и культуру, постепенно сливаются с ним, самоидентифицируются и причисляются окружающими к этому народу.

Для ассимилируемой стороны – процесс этнотрансформационый, для ассимилирующего народа – этноэволюционный.

Примеры ассимиляции:

· англичанами - уэльсцев (группы этнических меньшинств внутри страны),

· французами – бретонцев,

· коренным населением - иммигрантов, осевших на постоянное место жительства (в США - американцами).

 

52) Этапы этнической ассимиляции: аккультурация, билингвизм, натурализация.

 

53) Б илингвизм (лат. – "двуязычие") – овладение другим языком, который в последующих поколениях становится "родным" (языковая ассимиляция).

54) Н атурализация (лат. naturalis – "подлинный, законный") - принятие иммигрантами гражданства страны переселения.

 

55) Скорость ассимиляции зависит от сочетания таких факторов, как

· численность ассимилируемой группы,

· характер (плотность) ее расселения,

· время пребывания в ассимилирующей среде,

· род занятий и хозяйственные связи с основным населением территории,

· социально-правовое положение ассимилируемых,

· частота вступления в смешанные браки,

· близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе,

· уровень развития этнического самосознания и др.

 

Для анализа этнической ассимиляции на территории Красноярского края важно учитывать роль такого фактора, как семейное положение ассимилируемых.

По этому признаку всех иммигрантов (мужчин, т.к. они преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории:

· холостых;

· женатых, приехавших с семьями;

· женатых, приехавших без семей.

Быстрее всех ассимилируются холостяки, многие из них вступают в браки с местными девушками.

Лица, приехавшие на новое местожительство со своими семьями, ассимилируются сравнительно медленно, так как в семьях сохраняется (а иногда и воспроизводится) старая этническая общность.

Еще более затруднена ассимиляция иммигрантов, оставивших свои семьи на родине. Как правило, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть. Вынужденные адаптироваться к местным условиям, они вместе с тем не желают раствориться в новой среде.

 

56) Типы ассимиляции: по характеру - естественная или принудительная; по результатам - полная или частичная.

57) Естественная ассимиляция возникает при непосредственных повседневных контактах этнически разнородных групп.

Особо важное значение при этом имеет распространение этнически смешанных браков, дети от которых обычно выбирают этническую принадлежность одного из родителей.

58) Насильственная ассимиляция - подавление языка и культуры национальных меньшинств (для искусственного ускорения процесса ассимиляции).

Характерна для стран с неравноправным статусом национальностей.

59) Полная ассимиляция заключается в том, что какая-либо этническая группа, пребывающая в иноэтнической среде, в силу различных исторических обстоятельств и причин полностью отказывается от своей культуры и стремится усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры в целом.

Этот процесс протекает более эффективно при наличии "доброй воли" обеих контактирующих сторон.

60) Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этническая группа жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды лишь частично, отказываясь при этом от какой-то одной из сфер своей жизнедеятельности.

Например, на работе представители соответствующей этнической группы руководствуются нормами и ценностями чужеродной среды, а в семье, на досуге - нормами своей традиционной культуры. По такому типу чаще всего ассимилируются эмигранты, разделяя свою жизнь на две половины.

61) Межэтническая интеграция (лат. integratio – "восстановление, восполнение"; integer – "целый") – процесс, при котором существенно различающиеся между собой по языку и культуре этносы в процессе межкультурного и социального взаимодействия образуют одно общество при сохранении присущих им культурных индивидуальностей.

В результате процесса интеграции складываются не этносы, а особые, обладающие элементами общего самосознания межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ.

Прежние самосознание и самоназвание при этом не трансформируются, а существуют наряду с новыми.

Поэтому межэтническая интеграция занимает промежуточное положение между эволюционными и трансформационными процессами.

Примеры:

· межэтническая интеграция в СССР и постсоветской России,

· германо-швейцарцы, франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и ретророманцы в Швейцарии,

· канадские французы и англичане,

· в настоящее время набирает силу экономическая, политическая и культурная интеграция стран Европы.

62) Этногенетическая миксация (англ. mix – "смешивать") – образование нового этноса путем полного слияния народов, не связанных родством ( редко встречающийся тип этнообъединительного процесса).

Примеры:

· башкирский этнос, который образовался как из тюркских, так и финно-угорских групп, включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы;

· современные австралийцы, генетически связанные не только с англичанами, но и с представителями других европейских этносов;

· североамериканская нация, сложившаяся путем смешения аборигенного населения и пререселенцев из Европы, Азии, Африки;

· сейчас процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке.

63) 7. Современный этап этногенеза:

· многообразие форм этнических общностей;

· этническая глобализация.

 

Современное население планеты представляет собой исключительно сложную социально-этническую систему, включающую в себя несколько тысяч взаимодействующих социально-этнических общностей и групп, находящихся на различных ступенях развития человечества (различающихся между собой численностью, уровнем культурного развития, способами хозяйственной деятельности, типом социально-политических отношений и т.д).

64) 7.1. Формы современных этнических общностей:

· основные типы: нации, народности, племена;

· переходные и этнографические группы;

· метаэтнические и этнополитические общности.

 

Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития разных стран и регионов в настоящее время на нашей планете сосуществуют все три основных типа социально-этнических общностей: наций, народностей, племен.

Племена в чистом виде встречаются сейчас крайне редко. Очень незначительное число этнических групп продолжают сохранять признаки, присущие настоящим племенам. Чаще всего малочисленные или отсталые этносы просто сохраняют некоторые особенности племенной культуры (например, кочевые и полукочевые народы).

Термином " народность " чаще всего обозначаются этнические меньшинства.

 

65) Этнические меньшинства (народности) - отдельные этнические общности, сохраняющие свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, сознающие свои отличия и причисляющие себя к самостоятельной этнической группе.

В качестве этнических меньшинств могут выступать:

· часть титульного этноса, проживающего на территории другого государства (этнические диаспоры);

· этнические группы, сохраняющие свою этническую идентичность, но разбросанные по многим странам и не имеющие своего государства (цыгане, курды);

· народы внутренней колонизации, т.е. коренные народы, которые оказались численно меньше приезжего населения (эвенки, чукчи, якуты);

· этнические группы, обосновавшиеся на постоянное место жительства в результате массовой иммиграции (немцы Поволжья).

66) Признаки этнических меньшинств:

· численный состав (до 100 тыс. чел. );

· недоминирующее положение;

· наличие этнического самосознания, этнокультурной специфики и стремление сохранить их.

В этнических меньшинствах выделяется особая группа – малочисленные народы.

67) Малочисленные народы - особая группа этнических меньшинств, численность которых не превышает 50 тыс. человек.

68) Этнодемографические параметры малочисленных народов:

· численность того или иного этноса;

· его миграционная подвижность;

· наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры.

В настоящее время в мире насчитывается более 800 малочисленных народов, из которых более 60 проживает на территории России (в том числе 26 малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, совокупная численность которых - не более 180 тыс. человек).

Небольшая численность таких этносов обусловливает некоторые особые черты их образа жизни. Одни из них живут довольно рассеяно на огромном пространстве (северные народы), другие, наоборот, компактно, занимая небольшую территорию (некоторые народы Кавказа).

Многие малочисленные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. В целом малочисленные народы отличаются своими традиционными промыслами, самобытной культурой, часто отсутствием письменности, слаборазвитым этническим самосознанием, неразвитостью этнических контактов, низкой миграционной подвижностью. В силу этих причин малочисленные народы нуждаются в особой социальной, правовой и экономической поддержке и защите.

 

69) Переходные этнические группы

· этнические группы иммигрантов первого, второго или более поздних поколений (не оторвавшиеся окончательно от народа своей родной страны и не ассимилировавшие в полной мере в этнос принявшей их страны);

· этнические группы, формирующиеся в зоне этнических границ (где контактируют два и более народа). Характерная черта таких групп - двойное этническое самосознание.

70) Этнографические группы - территориально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобразие (особые говоры, или диалекты языка, религиозная принадлежность и т.п.).

Этнографические группы обычно образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы. У любых народов, даже самых сплоченных и консолидированных, имеются группы, сохраняющие отличия от основного этнического массива.

71) Этнографические группы - территориально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобразие (особые говоры, или диалекты языка, религиозная принадлежность и т.п.). В истории: славянские, романские, монгольские и другие народы.

На современном этапе все более отчетливо обозначаются контуры новых метаобщностей: западноевропейской, российско-евразийской, арабской, североамериканской и других.

72) Этнополитические общности - метаэтнические общности, которые складывались (и продолжают складываться) в рамках многонациональных государств (Россия, США и др.).

73) Этническая структура населения страныделение населения на этнические группы (основной (титульный) этнос, субэтосы, этнические меньшинства, малочисленные народы).

Один и тот же человек может входить одновременно в несколько этнических общностей разного уровня. Например, можно считать себя русским (основной этнос), донским казаком (субэтнос) и славянином (метаэтническая общность).

 

74) 7.2. Этническая глобализация:

· возникновение транснациональныхкорпораций;

· разрушение однородности и культурной целостности наций;

· формирование метаэтносов;

· взаимосвязь процессов этнической интеграции и этнической дифференциации.

 

75) Транснациональный (лат. trans – "сквозь, через") – выходящий за пределы одной нации, межнациональный.

76) Корпорация (лат.) – объединение, сообщество.

 

В настоящее время процесс этногенеза продолжает развиваться под воздействием глобализации. Этническая картина современного мира меняется. Возникновение транснациональных корпораций, движений и институтов разрушает однородность и культурную целостность наций. В сознании людей причудливым образом сочетаются пласты разных этнических культур.

Мир в межнациональном и культурном отношениях становится все более тесным.

 

Процессы этнической интеграции идут параллельно с процессами этнической дифференциации.

Современный этап этногенеза показал, что две эти "разнонаправленные" тенденции - этническая интеграция и этническая дифференциация - являются двумя сторонами единого процесса глобализации (в его актуальной форме ).

Этот процесс, с одной стороны, активизирует взаимодействие этносов, а с другой стороны, усиливает стремление народов к сохранению своей культурной самобытности, стимулируя интерес к вопросам своей этнической истории, психологии и т.д.

Контрольные вопросы:

1. В чем различие понятий "демос" и "этнос"?

2. Как соотносятся понятия "племена" и "малочисленные народы"?

3. Какими факторами обусловлена активизация интереса к этнической истории?

4. В западной науке преобладает точка зрения, согласно которой нация - это совокупность граждан одного государства, т.е. территориально-политическая общность. В отечественной этнологии принято считать нацию высшей формой социально-этнической общности. Проанализируйте содержание понятия "русская нация". В чем заключается основа ее общности? Каково соотношение собственно социальных и этнических факторов этой общности?

5. Какую роль играет этнический фактор в современных процессах глобализации населения мира? Значение этнического фактора в современных условиях уменьшается или увеличивается?

6. Возможно ли в реальной перспективе формирование глобальной социальной общности?

7. Чем объясняется хронологическое несоответствие этапов этногенеза у разных этносов?







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.