Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий.





Порядок назначения и выплаты пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении детально регулируется в следующих актах:

1) Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб (далее - Правила обращения за пенсией);

2) Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденный постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па (далее - Перечень документов);

3) Правила выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные постановлением Минтруда России и ПФР от 16 февраля 2004 г. № 15п/18 (Правила выплаты пенсии).

Из этих трех актов ясно, что назначают и выплачивают трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению территориальные органы ПФР.

Процедура назначения пенсий включает следующие стадии:

1) подготовка к обращению за пенсией;

2) обращение за пенсией;

3) прием заявления и документов органом ПФР;

4) рассмотрение документов;

5) решение вопроса о назначении пенсии.

Стадия подготовки к обращению за пенсией

Подготовка к обращению за пенсией означает подачу гражданином заявления в различные органы и учреждения. При этом возникает не одно общее процедурное правоотношение, а несколько. Исходя из Перечня документов, процедурные отношения возникают между гражданами, с одной стороны, и различными органами и организациями - с другой, по поводу установления фактов, имеющих юридическое значение для пенсионного обеспечения.

Так, решениями суда гражданин может быть признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим (п. 35 Перечня документов); устанавливаются факты родства, усыновления, брачных отношений, расторжения брака (п. 36 Перечня документов); подтверждается факт рождения ребенка, его воспитания до восьми лет (п. 38 Перечня документов); подтверждается факт нахождения нетрудоспособных членов семьи па иждивении (п. 41 Перечня документов) и др.

Между гражданином и органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС) могут возникнуть процедурные отношения, связанные с установлением брачных отношений, родства, свойства, факта расторжения брака, смерти и др. (п. 28, 29, 34 Перечня документов).

Учреждения медико-социальной экспертизы по просьбам граждан устанавливают инвалидность, время ее наступления, причины, группу и т.д.

Кроме того, на стадии подготовки к обращению за пенсией граждане вступают в процедурные отношения с органами опеки и попечительства, жилищными органами, органами местного самоуправления, работодателями, налоговыми органами, архивными органами и др.

Стадия обращения за пенсие й

Правила обращения за пенсией регулируют подачу заявлений в территориальные органы ПФР. Граждане должны подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР но месту жительства.

Место жительства (поясняет п. 5 Правил обращения за пенсией) - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальный орган ПФР по месту пребывания. Место пребывания (и. 5 Правил обращения за пенсией) -это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление по месту своего фактического проживания (п. 6 Правил обращения за пенсией).

Если же гражданин Российской Федерации выехал на постоянное место жительства за пределы территории РФ и не имеет подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ, то он подаст заявление непосредственно в ПФР.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до наступления права па эту пенсию.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"" внес изменения в Закон о государственном пенсионном обеспечении и в Закон о трудовых пенсиях, касающиеся обращения за пенсиями. Суть этих изменений состоит в том, что обращение за установлением и выплатой пенсии может быть подано в форме электронного документа. Кроме того, документы, необходимые для установления и выплаты пенсии, по выбору физического или юридического лица могут быть представлены на бумажных носителях либо в форме электронных документов.

Граждане, осужденные к лишению свободы (п. 8 Правил обращения за пенсией), за установлением пенсии обращаются в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

Если пенсия должна быть назначена несовершеннолетнему или недееспособному лицу, заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), с которым проживает ребенок (п. 9 Правил обращения за пенсией).Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.

Стадия приема заявления и документов территориальным органом ПФР включает (п. 11 Правил обращения за пенсией):

1) проверку правильности оформления заявления и соответствия изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

2) сличение подлинников представленных документов с их копиями и фиксацию выявленных расхождений;

3) регистрацию заявления граждан и выдачу расписки-уведомления, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их предоставления;

4) истребование от юридических и физических лиц документов, необходимых для назначения и выплаты пенсии;

5) оформление выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Стадия рассмотрения документов (п. 12 Правил обращения за пенсией). При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР:

1) дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

2) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и их соответствия сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

3) принимает меры по фактам предоставления документов, содержащих недостоверные сведения.

Стадия решения вопроса о назначении пенсии включает в себя:

1) принятие решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении;

2) определение размера пенсии;

3) сообщение гражданину о принятом решении;

4) оформление пенсионного дела.

Заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.

В случае если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, территориальный орган 11ФР дает разъяснения, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если гражданин предоставит все недостающие документы не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается день приема заявления.

В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина (п. 23 Правил обращения за пенсией) территориальный орган ПФР не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и одновременно возвращает все документы.

Если гражданин не согласен с решением, то по его заявлению данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение. Вышестоящий орган принимает решение по существу вопроса, и это решение обязательно для исполнения обжалуемым территориальным органом. Кроме того, решение как территориального органа ПФР. так и указанного вышестоящего органа может быть обжаловано гражданином в суде.

Трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней. В отдельных случаях допускается возможность назначения трудовой пенсии ранее дня обращения за ней.

Такие случаи перечислены в п. 4 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях:

1) трудовая пенсия по старости назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за пенсией.

По Закону о государственном пенсионном обеспечении (ст. 23) пенсия независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Названы два исключения из этого правила при назначении:

1) социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет;

2) социальной пенсии по старости гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Перечисленным выше гражданам из числа инвалидов детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет.

Порядок выплаты пенсий, назначенных по Закону о трудовых пенсиях и Закону о государственном пенсионном обеспечении (за исключением пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих), установлен как упомянутыми законами, так и Правилами выплаты пенсии.

Согласно п. 4 ст. 18 Закона о трудовых пенсиях выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно территориальным органом ПФР или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо мной организацией по заявлению пенсионера. Доставка пенсии по месту жительства или месту пребывания пенсионера осуществляется за счет источников, из которых финансируется пенсия, т.е. из средств ПФР, и производится по желанию пенсионера территориальным органом ПФР, организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией.

Все трудовые пенсии и пенсии но государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих) выплачиваются полностью, независимо от места работы пенсионера и получаемого им заработка или дохода. Поэтому выплата этих пенсий не может быть приостановлена из-за поступления пенсионера на работу. Основаниями для приостановления выплаты трудовых пенсий являются другие обстоятельства. Эти обстоятельства изложены в п. 1 ст. 21 Закона о трудовых пенсиях. Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) приостанавливается в следующих случаях: 1) при неполучении установленной трудовой пенсии или се части в течение шести месяцев подряд; 2) при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

При устранении указанных выше обстоятельств выплата трудовой пепсин пли ее част возобновляется в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты.

Процедурные вопросы приостановления выплаты пенсии и ее восстановления регулируются Правилами выплаты пенсии. Согласно п. 20 данных Правил приостановление выплаты пенсии вследствие ее неполучения в течение шести месяцев подряд осуществляется на основании отчетных данных организации, осуществляющей доставку пенсии. Приостановление же выплаты пенсии вследствие неявки инвалида на переосвидетельствование производится по истечении срока действия выписки из акта освидетельствования. Выплата пенсии приостанавливается по распоряжению территориального органа ПФР. Возобновление выплаты пенсии производится на основании заявления пенсионера. Исключение составляют случаи прохождения переосвидетельствования до истечения установленных трех месяцев, а также в случае пропуска срока переосвидетельствования но уважительным причинам. Выплата пенсии также возобновляется по распоряжению территориального органа ПФР.

Весьма важными являются вопросы прекращения и восстановления выплаты пенсии. В Законе о трудовых пенсиях этим вопросам посвящена ст. 22. Согласно данной статье выплата трудовой пенсии или ее части прекращается: 1) в случае смерти пенсионера, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; 2) по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии при ее неполучении в течение шести месяцев подряд; 3) в случае утраты пенсионером права на пенсию (части трудовой пенсии). Обстоятельствами, которые дают основание считать утраченным право на пенсию, могут быть обнаружение фактов или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на пенсию, а также истечение срока признания лица инвалидом, поступление на работу лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца как занятых уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет.

Прекращение выплаты трудовой пенсии производится территориальным органом ПФР безотлагательно. Прекращение выплаты пенсии, произведенное на основании заявления пенсионера, а также документов об обстоятельствах, свидетельствующих об утрате пенсионером права на пенсию, или документов о смерти пенсионера, оформляется мотивированным решением территориальным органом ПФР. В остальных случаях выплата пенсии прекращается по распоряжению территориального органа ПФР.

После прекращения выплаты пенсии пенсионер вправе обратиться за пенсией вновь. Выплата пенсии восстанавливается на основании заявления пенсионера и приложенных к нему документов, подтверждающих требуемые обстоятельства. Это заявление рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 10 дней после его приема. Восстановление выплаты пенсии оформляется решением территориального органа ПФР.

Если пенсионер отказался от получения назначенной ему страховой части трудовой пенсии по старости полностью или в определенной части, оформляется решение о прекращении выплаты этой части пенсии. Восстановление выплаты страховой части трудовой пенсии по старости производится по заявлению пенсионера.

 

Прекращение выплаты трудовой пенсии и приостановление выплаты пенсии имеют и сходство, и различия. Сходятся они в том, что в обоих случаях выплата пенсии не производится. В то же время основания и правовые последствия приостановления и прекращения выплаты пенсии различны. При приостановлении выплаты пенсии право на пенсию сохраняется, а при прекращении - нет. Приостановление, а затем возобновление выплаты пенсии не влечет негативных последствий материального характера для пенсионера, а прекращение и восстановление, как правило, влечет.

В ст. 26 Закона о трудовых пенсиях содержатся основания удержания из пенсии: 1) исполнительные документы (исполнительные листы, судебные приказы и др.); 2) решения ПФР о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных в связи с тем, что пенсионер не сообщил о наступлении обстоятельств, влекущих за собой измене-пне размера трудовой пенсии или прекращения ее выплаты; 3) решения судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Размер удержания по общему правилу не может составлять более 50% от размера установленной пенсии. В установленных законодательством случаях (при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; возмещении вреда, причиненного здоровью; возмещении вреда гражданам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца; возмещении ущерба, причиненного преступлением) удержания могут быть сверх 50%, но не более 70%. По решению органов ПФР размер удержания не может составлять более 20% от трудовой пенсии.

Система государственных социальных пособий и компенсационных выплат отдельным категориям граждан. Планирование и финансирование расходов на социальное обеспечение и на проведение мероприятий по социальной защите отдельных слоев населения.

Действующая в России государственная система социальных пособий и компенсационных выплат достаточно обширна, как и регулирующая ее функционирование нормативная правовая база. Основным законом в данной сфере является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Обобщенно эту систему можно представить в виде двух относительно самостоятельных систем — это система социальных пособий и система социальных компенсационных выплат.

Структурно система социальных пособий может выглядеть следующим образом:

-пособие по временной нетрудоспособности;

-пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения им возраста полутора лет);

- ежемесячное пособие на ребенка;

- пособие на погребение;

- пособие по безработице;

- единовременное пособие при возникновении поствакцинальных осложнений;

-единовременное пособие при заражении вирусом иммунодефицита человека;

-ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную -службу по контракту;

-единовременное пособие вынужденным переселенцам;

-единовременное пособие беженцам;

-пособие гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;

-единовременное денежное пособие гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;

-единовременное пособие гражданам из числа детей-сирот и др.

Система социальных компенсационных выплат связана с решением проблем материнства, отцовства и детства, вынужденного переселения, безработицы и др. Эту систему тоже можно подразделить на части:

- ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

- ежемесячные компенсационные выплаты за период академического отпуска

- ежемесячные компенсационные выплаты женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

- ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным;

- компенсационные выплаты на питание учащимся и др.

Как мы видим, обе системы — социальных пособий и социальных компенсационных выплат — тоже не однородны. Им свойственны те же классифицирующие признаки, которые присущи пенсионной системе. Хотя они не все и не всегда применимы по отношению к некоторым видам пособий и компенсаций.

Рассмотрим наиболее важные классифицирующие признаки. С их помощью некоторые виды пособий могут быть сгруппированы в две относительно самостоятельные системы: система социальных страховых пособий, относящихся к сфере обязательного социального страхования, и система социальных бюджетных пособий, относящихся к пособиям за счет ассигнований из государственного бюджета.

В основу деления на такие две относительно самостоятельные системы заложены следующие условные критерии: источники финансирования социальных выплат и категории лиц, обеспечиваемых социальными пособиями.

Исходя из этих критериев, в систему социальных страховых пособий можно отнести следующие их виды:

-пособие по временной нетрудоспособности;

-пособие по беременности и родам;

-пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

-пособие при рождении ребенка;

-пособие по уходу за ребенком (до достижения им возраста полутора лет);

-пособие на погребение и др.

Большинство перечисленных социальных пособий выплачиваются застрахованным гражданам за счет средств обязательного социального страхования фондами — ПФР, ФСС России. Есть отдельные пособия, которые выдаются и незастрахованным лицам, но за счет средств государственного бюджета. Например, социальное пособие при рождении ребенка выдается неработающим, то есть незастрахованным гражданам, а пособие по безработице по сути является страховой выплатой, так как ею должен возмещаться утраченный заработок бывшему работнику, ставшему безработным.

Любой гражданин, оказавшийся в сложной ситуации, имеет право на социальную защиту, которая реализуется по двум направлениям:

1. социальное обслуживание

2. предоставление мер социальной поддержки

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг на дому или учреждениях социального обслуживания бесплатно или на платной основе. К числу таких услуг относятся:

- уход

- организация питания

- содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и иных видов помощи

Система социального обслуживания включает в себя суть стационарных и полустационарных учреждений дневного и круглосуточного пребывания (дома-интернаты, приюты, реабилитационные центры и т.п.), центры социального обслуживания на дому.

Финансовое обеспечение расходов на социальное обслуживание населения осуществляется за счет:

- бюджетов субъектов РФ

- доходы от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, включая средства граждан пожилого возраста и инвалидов, поступающих в качестве платы за оказываемые социальные услуги

- средств, поступающих от общественных и благотворительных организаций

Наибольший удельный вес составляют средства бюджетов выделяемые городским (муниципальным) учреждениям на основе бюджетных смет или планов финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из решаемых социально-экономических задач, органы власти формируют государственные заказы на предоставление населению услуг по социальному обслуживанию. Они вправе на конкурсной основе размещать такие заказы в учреждениях, имеющих лицензию на оказание такого рода услуг. При этом осуществляется переход от финансирования деятельности учреждения к финансированию бюджетных услуг, оказываемых организацией – победителем конкурса. Стоимость каждой услуги регулируется тарифами, утвержденными нормативными актами субъектов РФ. Качество каждой услуги должно соответствовать определенным стандартам, информация о которых должна быть доступна обслуживающему населению.

Организация - исполнитель социальных услуг получает средства бюджета исходя из расчета, основанного на:

1. утвержденном тарифе

2. количественном объеме предоставляемых услуг

3. численности населения, имеющего право на такие услуги за счет средств бюджета на бесплатной основе

4. численность населения, которому государство предоставляет социальное обслуживание на частично платной основе.

Под мерами социальной поддержки понимается комплексная, адресная социальная помощь, предоставляемая при определенных условиях отдельным категориям населения для повышения их социальной защищенности. Наиболее массовым видом социальной поддержки является предоставлений субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с российским законодательством допускается делегирование (передача) полномочий по социальному обслуживанию и социальной защите населения органам местного самоуправления с предоставлением субсидий из вышестоящих бюджетов на финансовое обеспечение этих полномочий. Объемы субвенций определяются исходя из нормативов расходов, рассчитываемого в соответствии с методикой, утвержденной законом «О наделении органа местного самоуправления полномочиями» и численностью населения, которому предоставляется социальное обслуживание или меры социальной поддержки.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Система социального обеспечения и социального обслуживания населения?

2. Состав расходов бюджетов на социальную политику по бюджетам разных уровней?

3. Государственные внебюджетные фонды и их роль в осуществлении социальной политики?

4. Порядок назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий?

5. Система государственных социальных пособий и компенсационных выплат отдельным категориям граждан?

6. Планирование и финансирование расходов на социальное обеспечение и на проведение мероприятий по социальной защите отдельных слоев населения?







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.