|
Методы учета заготовления материаловВ соответствии с ПБУ 5/01 материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Этот документ конкретизирует перечень расходов предприятия, которые должны быть учтены при формировании фактической себестоимости материалов. Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами: - фактическая себестоимость материалов формируется непосредственно на счете 10 «Материалы»; - фактическая себестоимость материалов формируется с использованием дополнительных счетов: 15 «Заготовление и приобретение Материалов» и 16 «Отклонение в материалов>. Формирование фактической себестоимости материалов на счете 10 При этом способе все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении Материалов, собираются по дебету счета 10. При этом в учете делаются проводки: Дебет 10 Кредит 60 — отражена покупная стоимость материалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика; Дебет 10 Кредит 60 — отражены транспортные расходы по приобретению материалов; Дебет 10 Кредит 76 — отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов; Дебет 19 Кредит 60 (76) — учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации); Аналитический учет по счету 10 организуется по отдельным на именованиям материалов и местам их нахождении Рассмотренный способ формирования фактической себестоимости заготовления материалов целесообразно использовать лишь предприятиям, у которых: - небольшая номенклатура используемых материалов; - небольшое количество поставок материалов за период; - все данные для формирования фактической себестоимости материалов, как правило, поступают в бухгалтерию одно временно. Формирование фактической себестоимости материалов С применением счетов 15 и 16 Суть этого способа состоит в том, что информация о фактической себестоимости материалов выявляется путем суммирования данных, отраженных по дебету счета 10 «Материалы» и дебету счета 16 «Отклонение в стоимости материалов». При этом по дебету счета 10 материалы учитываются по учетным ценам, а на счете 16 показывается разница между учетной ценой и фактической себестоимостью заготовления материалов В качестве вспомогательного счета используется счет 15 «Заготовление и приобретение материалов». Предприятиям предоставлено право самостоятельно устанавливать принципы формирования учетной цены. За учетную цену (по выбору предприятия) может быть принята, например, любая из следующих: - цена поставщика; - фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца; - фиксированная цена, утверждаемая на определенный период времени. Любой выбранный метод должен быть закреплен в учетной политике предприятия. При поступлении материалов на склад они приходуются по учетной цене проводкой: Дебет 10 Кредит 15 — оприходованы материалы по учетным ценам. Именно эта цена будет использоваться в дальнейшем для расчета себестоимости списания материала в производство по методу ФИФО или средней себестоимости. Все данные о фактических расходах при заготовлении материалов собираются по дебету счета 15. При этом в учете делаются проводки: Дебет 15 Кредит 60 — отражена покупная стоимость материалов на основании счета-фактуры поставщика; Дебет 15 Кредит 76 — отражены транспортные расходы по при обретению материалов (на основании счета- фактуры транспорт ной организации); Дебет 15 Кредит 76 — отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов (на основании счета-фактуры посредника); Дебет 19 Кредит 60 (76) — учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации); Для оперативного учета важно, чтобы каждый вид расходов мог быть четко отнесен к конкретному виду и партии материалов. Поэтому аналитический учет по счету 15 ведется по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения. Таким образом, по Дебету счета 15 формируется информация о фактической себестоимости материалов, а по Кредиту — информация об их учетной цене. В конце отчетного месяца остаток по счету 15 списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов», при этом в учете делается проводка: Дебет 16 (15) Кредит 15 (16) — отражено отклонение учетной цены от фактической себестоимости материалов. Сумма отклонений, отраженная на счете 16, списывается в конце отчетного месяца пропорционально стоимости материалов, отпущенных в производство, в учете делаются проводки: Дебет 20 Кредит 10 — списаны материалы в производство; Дебет 20 Кредит 16 — списана сумма отклонений в стоимости материалов на затраты по производству продукции (работ, услуг). Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок В случае если расчетные документы поступили, оплата произведена, но материалы до конца месяца не получены, то сумма оплаты проводится в конце месяца: Дебет счета 10, Кредит счета 60, но на склад материалы не приходуются а в начале следующего месяца указанная сумма сторнируется и числится как дебиторская задолженность на счете 60. Прибывшие от поставщиков материалы, по которым не поступили платежно-расчетные документы (неотфактурованные поставки), принимаются на склад с составлением приемного акта, а их стоимость по ценам, указанным в договоре относится: Дебет 10 Кредит 60. При перечислении денежных средств делается запись: Дебет 60 Кредит 50, 51. При поступлении расчетных документов могут возникнуть следующие ситуации: 1. Суммы, указанные в расчетных документах, соответствуют договорным, то дополнительных проводок нет; 2. Суммы, указанные в договоре меньше сумм, указанных в расчетных документах — это может быть в двух случаях: а) если количество поступивших материалов больше, чем было определено договором, то есть имеет место излишек, который дол жен быть выявлен при поступлении на склад. При этом покупатель должен сообщить поставщику о факте излишка, все материалы оприходовать по договорным ценам и далее поступать в зависимости от того, в силу каких причин этот излишек образуется; б) если при договорном количестве материалов цены на них больше договорных, в этом случае суммы превышающие договорную стоимость должны быть допроведены по учету проводкой: Дебет 10 Кредит 60. Если до конца месяца расчетный документ не поступит, указанные поставки остаются в приемной оценке. В следующем месяце при поступлении расчетного документа стоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируется и составляется новая запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков. Стоимость акцептованных и оплаченных мате риалов, не поступивших в течение отчетного периода (материалы в пути), по окончании месяца отражается по дебету счета «Материалы и кредиту счета «Расчеты с поставщиками и подрядчика ми» (без оприходования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а на поступление ценностей составляется обычная бухгалтерская запись. 3. В случае, когда суммы, фигурирующие в договоре, больше сумм, указанных в расчетных документах: а) если данная ситуация стала возможной вследствие недопоставки материалов по количеству, то делают проводку: Дебет 61 Кредит 60 на сумму разницы между оплаченной и фактически по лученной продукцией, при условии, что в отчетном периоде операций с этим поставщиком не будет, иначе — за поставщиком числится задолженность; б) если поставщик снизил цены на свою продукцию, то стоимость полученных и оприходованных материалов следует уменьшить проводкой: дебет 10 Кредит 60 (сторнируется). ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|