Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учет строительства и приобретения основных средств.





Основное место в составе вложений в долгосрочные активы занимают затраты на строительство и приобретение основных средств.

В практике хозяйственной деятельности организаций при­меняются два способа осуществления вложений в долгосрочные активы — подрядный и хозяйственный.

Подрядный способ в наиболее развитой форме — это про­ектирование и сдача объектов «под ключ», когда подрядная ор­ганизация занимается подбором оборудования, заказывает и монтирует его, приглашает субподрядчиков для выполнения всех необходимых строительных работ.

Хозяйственный способ вложения в долгосрочные активы отличается тем, что предприятие-заказчик организует самостоятельное строительно-монтажное производство, объединяя в одном юри­дическом лице заказчика и подрядчика.

В практике капитального строительства Республики Бела­русь наблюдается сочетание подрядного и хозяйственного спо­собов. Подрядчик строит, монтирует, но заказчик предоставля­ет проектную документацию, заказывает, покупает и доставля­ет на стройплощадку оборудование, различные строительные материалы и конструкции.

Различие в способах осуществления вложений во внеоборотные активы обусловливает особенности в организации бухгалтерского учета затрат по строительству основных средств.

При подрядном способе ведения строительно-монтажных работ у заказчика отпадает надобность вести учет затрат в раз­резе статей (материалы, основная заработная плата рабочих, затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов), так как такой учет ведет подрядная организация на счете 20 «Основное производство». Взаимоотношения между заказ­чиком и подрядчиком регулируются договором подряда на ка­питальное строительство. При этом способе строительства за­казчик в учете отражает сметную стоимость выполненных и принятых к оплате строительно-монтажных работ, а также зат­раты, возмещаемые подрядчикам сверх сметной стоимости.

В договоре может быть предусмотрена оплата работ по мере их выполнения на основании справок, где отражается стоимость работ за месяц и с начала строительства. Оплата подрядчику может быть произведена по мере возведения отдельных конструктивных элементов. Подрядчику также может выдаваться аванс до начала строительства, а окончательный расчет производится по мере окончания работ и предоставления акта Государственной приемочной комиссией.

При хозяйственном способе строительства объекты основ­ных средств сооружаются организацией-застройщиком, явля­ющейся распорядителем средств, выделенных на капитальные вложения. К ведению строительно-монтажных работ привлека­ются рабочие данной организации, создается собственная про­изводственная база, приобретаются строительные материалы, машины и механизмы. Для осуществления работ и контроля за их ходом в организациях формируются специальные службы или назначается ответственное должностное лицо. Они осуще­ствляют технический надзор за строительством объектов, вклю­чая приемку выполненных строительно-монтажных работ и подписание соответствующих документов.

Счет 08 «Вложения в долгосрочные активы» предназначен для отражения информации о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, иных долгосрочных активов, в том числе о затратах по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы живой, зверей пушных, кроликов, пчелосемей, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются как запасы). К счету 08 «Вложения в долгосрочные активы» могут быть открыты субсчета:

08-1 «Приобретение и создание основных средств»;

08-2 «Приобретение и создание инвестиционной недвижимости»;

08-3 «Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга)»;

08-4 «Приобретение и создание нематериальных активов»;

08-5 «Приобретение и создание иных долгосрочных активов».

На субсчете 08-1 «Приобретение и создание основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования к установке и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и созданием основных средств.

На субсчете 08-2 «Приобретение и создание инвестиционной недвижимости» учитываются затраты на приобретение и создание инвестиционной недвижимости.

На субсчете 08-3 «Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга)» учитываются затраты на приобретение предметов финансовой аренды (лизинга).

На субсчете 08-4 «Приобретение и создание нематериальных активов» учитываются затраты на приобретение и создание нематериальных активов.

На субсчете 08-5 «Приобретение и создание иных долгосрочных активов» учитываются затраты на приобретение и создание иных долгосрочных активов, в том числе создаваемых на условиях долевого строительства.

Аналитический учет по счету 08 «Вложения в долгосрочные активы» ведется:

по затратам, связанным с приобретением и созданием основных средств, инвестиционной недвижимости, нематериальных активов, - по каждому приобретаемому или создаваемому объекту основных средств, инвестиционной недвижимости, нематериальных активов;

по затратам, связанным с приобретением предметов финансовой аренды (лизинга), - по каждому приобретаемому предмету финансовой аренды (лизинга);

по затратам, связанным с формированием основного стада, - по видам животных.

 

Корреспонденции счетов при подрядном способе ведения строительно-монтажных работ:

Д 60 аван выдан – К 51 – на сумму выданного аванса под строительство

Д 08-1 – К 60 – на сметную стоимость выполненных и принятых к оплате строительно-монтажных работ

Д 60 – К 60 аванс выдан – взаимозачет аванса

Д 60 – К 51 – окончательный расчет

Д 18 – К 60 – отражение входного НДС

Д 01 – К 08-1 – перевод в состав ОС

Расчеты с подрядной организацией производятся в Ж-О– 6-АПК.

 

При хозяйственном способе строительства, в отличие от подрядного, организация относит на счет 08 «Вложения в долгосрочные активы» расходы, которые она сама несет в про­цессе осуществления капитальных работ. По дебету этого сче­та отражают не общую сумму расходов, а конкретные затраты по статьям, из которых затем складывается общая стоимость объекта.

Затраты по строительству и реконструкции учитывают на субсчете 08-1 в разрезе конкретных объектов, в соответствии с внутрипостроечными титульными списками нарастающим итогом с начала строительства или реконструкции до их заверше­ния. На этом же субсчете отражаются затраты на проектно-изыскательные работы, которые учитывают сначала обособлен­но в суммах, выплачиваемых соответствующим проектным ор­ганизациям. Если данные работы относятся одновременно к нескольким объектам, то затраты распределяют пропорцио­нально сметной стоимости каждого из них.

При хозяйственном способе строительства на аналитиче­ских счетах ведется учет по следующим статьям затрат:

• «Материалы» — отражают израсходованные на производ­ство работ материалы, конструкции, детали, топливо, электро­энергию, воду и другие виды материальных ресурсов по факти­ческой себестоимости их изготовления. В фактическую себе­стоимость материалов включают: стоимость материальных ценностей по действующим договорным ценам промышленнос­ти; наценки снабженческих организаций; стоимость тары и реквизита (стойки, стяжки и т.д.); затраты по доставке матери­алов со склада и погрузочно-разгрузочные работы; заготовительно-складские расходы;

• «Основная заработная плата рабочих» — относят начис­ленные суммы основной оплаты труда рабочим, непосредствен­но занятым выполнением строительных и монтажных работ, а также доставкой строительных материалов от приобъектного склада до места использования (укладки);

• «Затраты по эксплуатации строительных машин и меха­низмов» – учитывают: основную заработную плату рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов; затраты на электроэнергию, топливо, смазочные и вспомогательные материалы; износ машин и механизмов; за­траты на ремонт и техническое обслуживание строительных машин; прочие затраты, связанные с эксплуатацией строитель­ных машин и механизмов. По объектам строительства эти рас­ходы распределяются пропорционально отработанному на них количеству машино-смен;

• «Накладные расходы» — отражают расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением строительным производством;

• «Прочие расходы» — включают затраты на вознагражде­ния за изобретение и рационализаторские предложения, плату по процентам за краткосрочные кредиты банков и другие рас­ходы, входящие в состав себестоимости строительно-монтаж­ных работ, но не относящихся к ранее перечисленным статьям.

Учет затрат на производство строительно-монтажных работ ведется по объектам. Под объектом строительства понима­ется объект (здание, сооружение, жилой дом и др.), на который имеется утвержденная смета или сметно-финансовый расчет.

Учет затрат по объектам ведется на основании первичных документов. Основным первичным документом для учета объе­ма выполненных работ, затрат человеко-часов по строительству и монтажу оборудования, а также начисленной оплаты труда рабочим строительства является наряд на сдельную работу. Он может применяться в двух вариантах: на бригаду или одного работника.

Наряд выдают группе рабочих или отдельному исполнителю до начала работы. За выданные наряды расписываются про­изводители работ (прораб), а в приемке задания по наряду – исполнитель работы или старший группы.

В конце месяца заполненные наряды производитель работ передает в бухгалтерию хозяйства, где их тщательно проверя­ют. Данные нарядов являются основанием для начисления за­работной платы рабочим.

На расход материалов составляют отчет о расходе основ­ных материалов в строительстве в соответствии с производ­ственными нормами.

Для организации учета использования строительных ма­шин применяются следующие документы: путевой лист строи­тельной машины, журнал учета работы строительных машин, справку о выполненных работах. На работу небольших (мел­ких) строительных машин составляется табель их нахождения на строительных объектах, в котором отражается количество отработанных каждой машиной смен в разрезе объектов.

Проверенные первичные документы являются основанием для заполнения регистров аналитического и синтетического учета затрат на строительство объектов и осуществления запи­сей на бухгалтерских счетах и в производственном отчете по капитальным вложениям.

Учет затрат по строительству при хозяйственном способе ведения работ ведут по дебету субсчета 08-1 «Приобретение и создание основных средств» в корреспонденции с кредитом счетов:

07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы» — на спи­сание стоимости оборудования к установке, строительных и других материалов, израсходованных при строительстве объек­тов хозяйственным способом;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» — на сумму начисленной зарплаты рабочим строительства с начислениями;

02 «Амортизация основных средств» — на сумму начислен­ной амортизации основных средств строительства.

Во время строительства могут возводиться временные сооружения. В строительстве их называют временные нетитульные сооружения (забор, помещение для обогрева рабочих, туалет, настилы). Затраты, связанные с их возведением учитываются на счете 23-9 «Возведение временных (нетитульных) сооружений». После возведения они учитываются на счете 10-10 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». По окончании строительства объекта ОС они подлежат разбору, а полученные ТМЦ приходуются на учет.

Д 23-9 – К 10, 70, 69, 76, 23-2 – затр связ с возведением врем нетит сооруж

Д 10-10 – К 23-9 – оприходование на учет временных (нетитульных) сооруж

Д 08-1 – К 10-10 – спис сооружения на строительство.

Законченные строительные объекты подлежат приемке и зачислению в основные средства. Законченным строитель­ством считается объект, принятый по акту Государственной приемочной комиссией. До этого объект принимается рабочей комиссией, назначаемой заказчиком. Иными словами, рабочая комиссия, назначенная распоряжением руководителя органи­зации, принимает в эксплуатацию здания и сооружения под­собного или обслуживающего назначения (склады, ремонтные цехи и т.д.), все остальные объекты принимает в эксплуатацию – Государственная приемочная комиссия.

Рабочая комиссия, составляя акт приемки в эксплуатацию объекта, подробно характеризует его, указывая следующие данные: полезную площадь, вместимость (ското-места, тонны и др.), материалы, из которых сделаны важнейшие конструктив­ные элементы (фундамент, стены и т.д.), оборудование, стои­мость, сроки строительства и др. В акте дается оценка качества строительства, указываются выявленные в процессе приемки недоделки, устанавливаются порядок и сроки их устранения, дата комплексного опробования объектов.

На основании данного акта после осмотра объекта Государ­ственная приемочная комиссия составляет акт приемки в эк­сплуатацию Государственной приемочной комиссией закончен­ного строительством объекта. Он должен содержать все сведе­ния о принимаемом в эксплуатацию объекте, зафиксированные в акте рабочей комиссии, а также отметку о соответствии вво­димого в эксплуатацию объекта требованиям проекта. В акте приводят полный перечень недоделок, указывают стоимость строительства (по смете и по данным бухгалтерского учета). В своем заключении комиссия выносит решение принять объект в эксплуатацию и дает общую оценку («отлично», «хо­рошо», «удовлетворительно»). К акту прилагают всю необходимую техническую документацию.

При зачислении объектов капитального строительства в основные средства определяют их инвентарную стоимость. Под инвентарной стоимостью законченных строительством объ­ектов понимается совокупность затрат на их возведение, состав­ляющих первоначальную стоимость введенных в действие объектов. Инвентарная стоимость зданий и сооружений складывается из затрат на строительные, монтажные, проектно-изыскательские работы и пр. Все затраты общего характера включают в инвентарную стоимость объектов пропорционально их сметной стоимости.

На основании документации о приемке законченные объекты строительства включаются в состав основных средств. Стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, списывается с кредита счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.