Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Данные для расчета эффекта производственного левериджа





Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определим точку безубыточной продажи. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 4,18 единицы (84 381,5: 20 165,3). Это означает, что при снижении объема продаж организации на 1% прибыль сократится на 4,18%, а при снижении объема продаж на 23,9% достигнет порога рентабельности, т. е. прибыль станет нулевой. Предположим, что объем продаж сократится на 10% и составит 391 335,3 тыс. руб. (434 817 - 434 817 ´ 10: 100). В этих условиях прибыль организации сократится на 41,8% и составит 11 736,2 тыс. руб. (20 165,3 - 20 165,3 ´ 41,8: 100).

Производственный леверидж является показателем, оказывающим помощь менеджерам в выборе оптимальной стратегии организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

¾ цены и объема продаж;

¾ переменных и постоянных затрат;

¾ комбинации любых перечисленных факторов.

Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера (табл. 18.6-18.8)

Таблица 18.6

Анализ влияния цены продажи на эффект
производственного левериджа

Увеличение цены продажи на 10% (до 14,87 (тыс. руб.) за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 478 298,7 (тыс. руб.), маржинального дохода ¾ до 127 863,2 (тыс. руб.) и прибыли до 63 647,04 (тыс. руб.). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу товара с 2,62 (тыс. руб.) до 3,98 (тыс. руб.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 16 149 шт., а маржинальный запас прочности организации увеличится 108,3%. Как следствие, организация может получить дополнительную прибыль в сумме 43 481,7 (тыс. руб.). При этом эффект производственного левериджа снизится с 4,18 до 2,01 единицы.

Таблица 18.7

Анализ влияния переменных затрат на эффект
производственного левериджа

Снижение переменных затрат на 10% (с 350 435,5 до 315 392) (тыс. руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 119 425 (тыс. руб.) (434 817 - 315 392) и прибыли до 55 209 (тыс. руб.) (119 425 - 64 216). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 257 186 (тыс. руб.), что в натуральном выражении составит 17 290 шт. (233 805,43: 13,52). Как следствие, маржинальный запас прочности организации составит 46,23%. В этих условиях эффект производственного левериджа в организации снизится до 2,16 ед., что составит 51,75% к фактическому уровню.

По данным табл. 18.8, при снижении постоянных затрат на 10% (с 64 216,16 до 57 794,54 (тыс. руб.) прибыль организации увеличится до 26 586,96 тыс. руб. (434 817 - 350 435,50 - 57 794,54) или на 31,85%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 297 814 (тыс. руб.), а в натуральном выражении ¾ 22 024 шт. При этом маржинальный запас прочности организации будет соответствовать 31,51%. Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левериджа составит 3,17 ед. и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на -1,01 ед. и составит 75,93% к фактическому уровню.

Таблица 18.8

Анализ влияния постоянных затрат на эффект
производственного левериджа

Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат организации. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной в организациях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Так, например, чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Так, положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как организация преодолела точку безубыточной своей деятельности. Для того чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, организация в начале должна получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что организация обязана возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях она достигнет точки безубыточности своей деятельности. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к приросту суммы прибыли.

Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность ¾ при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли организации. Между производственным левериджем и прибылью организации существует обратная зависимость. Так, например, чем выше прибыль организации, тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты организации остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, организации необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность.

Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадий жизненного цикла организации. При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла организации, когда еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат организации. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды организация может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных средств.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому организации, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, у каждой организации имеется достаточно возможностей снижения, при необходимости, суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести:

¾ существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка;

¾ продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений;

¾ широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;

¾ сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и др.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления организацией точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрей преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли организации. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:

¾ снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда;

¾ сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;

¾ обеспечение выгодных для организации условий поставки сырья и материалов и др.

Использование механизма производственного левериджа (операционного рычага), целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли организации.

Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Он связан с уровнем предпринимательского риска: чем выше операционный рычаг, тем выше риск; чем выше риск, тем больше возможное вознаграждение (также как и возможные потери).

Для продукта с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности сопряжено с большими убытками; достижение уровня безубыточности вознаграждается прибылью, быстро растущей с увеличением продаж. Ситуация с низким операционным рычагом сопряжена с меньшим риском, но наряду с этим и с меньшим вознаграждением в форме прибыли ¾ тем выше, чем ближе к точке безубыточности «расположен» объем продаж, но при этом возможен высокий риск. При одинаковых суммарных затратах операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных затрат или чем больше доля постоянных затрат в общей сумме издержек.

Операционный рычаг зависит от отрасли, где находится организация. Высокий уровень рычага соответствует фондоемким отраслям ¾ машиностроению, судостроению, низкий ¾ пищевой и легкой промышленности, торговле. Если рентабельность позиции отрицательная (общая себестоимость больше объема продаж), то в знаменателе появляется минус, что делает бессмысленным показатель операционного рычага (в таком случае он удаляется из расчета).

 

Контрольные вопросы

1. Назовите особенности анализа «затраты - объем - прибыль».

2. Что характеризует порог рентабельностии среднюю величину маржинального дохода?

3. Опишите последовательность графического метода исчисления точки безубыточности.

4. В чем суть метода уравнений для определения точки безубыточности?

5. Каким образом определяется маржинальный запас прочности?

6. Какое условие является необходимым для применения механизма производственного левериджа и почему?

7. Какие факторы влияют на величину эффекта производственного левериджа и каким образом можно оценить величину их влияния?

8. Какие группы источников информации являются базой для анализа затрат?

9. Для каких целей осуществляется классификация затрат?

10. Какие затраты относятся к переменным и почему?

11. В чем различие прямых и косвенных затрат?







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.