Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Признаки и характеристика кризиса, его распознание и разрешение





 

1. Организация имеет общее и непосредственное внешнее окружение, на ее деятельность влияют внешние и внутренние факторы.

Кризис – это крайнее обострение противоречий внутри системы, разрегулирование, то есть несогласованная работа ее отдельных элементов и звеньев.

Кризис наступает в переломный момент процесса изменения организации.

 

Рисунок 1 - Виды изменений

 

Рисунок 2 - Изменения кризисов

В первую очередь такой кризис связан с внутренними факторами. Этот переломный момент можно назвать критической точкой изменений, когда организация приобрела новое, ранее не известное ей качество. Практический вопрос заключается в том, как определить, что этот переломный момент наступил. Об этом будут свидетельствовать нарастание напряженности между людьми и сопротивление персонала происходящим изменениям, увеличение количества и глубины конфликтов, вовлечение в конфликты новых сфер деятельности организации.

Кризис также наступает в случае длительного либо кратковременного, но существенного несоответствия структуры и деятельности организации ее внешнему окружению или внутренним ожиданиям персонала.

5. Экономическая деятельность подвержена неопределенности, то есть риску. Риск связан с поведением других людей, их ожиданиями, решениями и действиями.

Риски минимизируются с помощью: 1) создания собственных гарантийных (для кого-то) или резервных (для себя) фондов; 2) страхования; 3) получения гарантий и материальных видов обеспечения.

Комплекс причин, из-за которых организация попадает в кризис:

 
 

 

 


Рисунок 3 - Причины кризиса

Внешние причины.

Экономическая политика. Нехватка государственных средств для решения общегосударственных задач. Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической ситуации регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента. Кризисные факторы – ужесточение налогообложения: отмена налоговых льгот, отмена намеченных реструктуризацией налоговых платежей; рост отдельных ставок налогов или увеличение уровня налогообложения в целом; удорожание кредита, прекращение государственного льготного кредитования. Последствия для организации – рост издержек и цен на продукцию, снижение продаж, оборота, выручки.

Политика государства. Государство вводит дополнительные запреты или ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности; нестабильность в правительстве, связанная с частой ротацией министров и ключевых чиновников, а также частая смена правительственного курса или неопределенность в экономической сфере. Последствия – ухудшение инвестиционного климата (опасение вкладывать средства в развитие производства из-за высокого риска утраты этих средств), развитие у бизнесменов синдрома «временщиков», прекращение ими работы на перспективу; вывоз капитала из страны.

Социальные причины – традиции, жизненные ценности и установки, приверженность к административно-плановой экономике, низкий уровень производственной культуры, отсутствие навыков управления в рыночных условиях. Последствия – некачественный менеджмент, отвлечение средств в непроизводственную сферу, тяга к расточительству, преступность, коррупция.

Технологические причины – низкий общий технический уровень, недостаточное финансирование государством науки и новых технических разработок при открытости рынка для зарубежных производителей. Последствия – технологическая отсталость; низкий уровень производительности труда; низкое качество и высокая себестоимость продукции; неконкурентоспособность.

Правовые причины. Проявления – недостаточное антимонопольное регулирование, которое проявляется в высокой степени монополизации и массовом применении в деловом обороте методов и способов недобросовестной конкуренции; низкий уровень правопорядка (тотальное несоблюдение законодательных актов «сверху до низу»). Последствия – произвольное повышение организациями-монополистами цен на продукцию за счет остальных субъектов, нестабильность деятельности, отсутствие желания производить вложения в производственную собственность ввиду высокого риска ее утраты из-за неправомерных действий конкурентов и иных лиц и ввиду неэффективной правоохранительной и судебной системы, которая не позволяет быстро и в полном объеме восстанавливать нарушенные права.

Маркетинговые причины. Вынужденная (технологическая) зависимость от потребителей и поставщиков. Проявление – затоваривание, задержки поставок сырья или продукции. Последствия – нарушение ритмичности работы, снижение объема производства и качества продукции, невыполнение обязательств перед контрагентами, отсутствие роста выручки или существенное замедление роста выручки, рост неплатежей.

Внутренние причины.

Управленческие – высокий уровень коммерческого риска, недостаточное знание конъюнктуры рынка, неэффективный финансовый менеджмент, недостаточно качественная система материального и финансового учета и контроля, плохое управление издержками производства, отсутствие гибкости (адаптивности) управления, слабый контроль за реализацией принятых управленческих решений, плохая организация системы контроля качества продукции.

Производственные – необеспеченность единства деятельности организации как единого имущественного комплекса, устаревшие и изношенные основные фонды, низкая производительность труда, высокие энергозатраты, перегруженность объектами социальной сферы.

Рыночные – низкая конкурентоспособность продукции, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей, непродуманная система продвижения товаров на рынок, ошибочная ценовая политика.

Проявление – выпуск продукции невостребованной рынком (низкие потребительские свойства или качество товара); длительная оборачиваемость материальных и денежных ресурсов; высокие административные и непроизводственные расходы; неоправданно высокая себестоимость.

До сих пор в российской деловой и политической среде нет единого понимания цели и задачи антикризисного управления предприятием.

Часть специалистов сводит антикризисное управление в основном к чисто финансовому процессу, связанному с ликвидацией задолженности предприятия. Другие фактически сводят антикризисное управление к деятельности менеджеров предприятия в условиях банкротства.

Более правильно рассматривать антикризисное управление как комплексный, многоплановый процесс, включая специальные финансовые процедуры, особый маркетинговый план, чрезвычайные меры по мобилизации персонала.

1.Можно рассматривать банкротство как некоторую оздоровительную процедуру и тогда можно считать банкротство единственным средством спасения предприятия от экономического краха.

2. Можно видеть в банкротстве последний шанс для кредиторов и акционеров сместить некомпетентное, а может быть и коррумпированное, руководство фирмы.

3. Банкротство может привести к взаимовыгодному мировому соглашению, достигнуть которого без применения процедуры или угрозы реального банкротства было бы сложно или вовсе невозможно.

4.Начало открытой процедуры банкротства дает предприятию передышку от постоянного давления некоторых кредиторов, и это может стать решающим фактором его оздоровления

В любом из перечисленных случаев проблематика банкротства связана с кризисом на предприятии, и в какой бы фазе кризисное состояния предприятия ни разворачивалась процедура банкротства, решающую роль должны играть антикризисные меры.

Антикризисное управление как система мер из-за особенностей своего осуществления обладает многими специфическими чертами и призвано обеспечить эффективное функционирование предприятий.

Несмотря на имеющиеся трудности, в России уже накоплен определенный опыт применения банкротства с использованием судебных процедур и досудебной санации. Совершенствуется законодательная база, процедуры банкротства проводятся более профессионально.

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ от 26.10.2002 года в редакции от 12.03.2014 года, вступившего с 01.07.2014 года.

2. Последствия кризиса социально-экономических систем приводит к неплатежеспособности банкротству и ликвидации предприятий.

Более подробно все причины можно раскрыть в следующей схеме:

 

Рисунок 4 - Типы корпоративных системных кризисов

Итак, кризис организации – крайнее обострение противоречий внутри прежнего способа ее деятельности, повышающих опасность разрушения, распада. Выражается в резких, значительных изменениях.

Кризис организации может быть обусловлен:

1) внутренними причинами – нехваткой ресурсов, собственного капитала, растущими долговыми обязательствами, некомпетентностью руководства организации;

2) внешними причинами – природными катаклизмами; технологическими авариями; неблагоприятной финансово-экономической ситуацией в стране; состоянием внутреннего рынка; острой, недобросовестной конкуренцией.

Наиболее часто возникновение кризиса организации связано с внутренними причинами, в первую очередь, с риском деловых управленческих решений.

 

Рисунок 5 - Опасность кризиса и жизнеспособность организации

 

В общем и целом неплатежеспособность предприятия как тенденция прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорциональна величине среднедневной выручке.

Абсолютно платежеспособным является предприятие, капитал которого полностью является собственным, а обязательства отсутствуют. Так как обязательства возникают всегда (например по налогам), это означает, что данное предприятие с опережением (авансом) исполняет свои обязательства. Оно никому не должно, и вопрос о его неплатежеспособности просто не возникает. В тоже время предприятие может абсолютно не иметь собственного капитала, работать целиком на заемных средствах и оставаться платежеспособным. Все будет зависеть от выручки.

Пример 1

Предприятие не имея ни единицы собственного капитала, работает целиком на заемных средствах в объеме 1000 условных единиц. Но если его среднедневная выручка равна 100 единицам, то оно успевает рассчитаться с кредиторами за 10-дневный цикл и никаких проблем с его платежеспособностью у кредиторов не возникает. Однако это справедливо, если кредиторов устраивает 10-дневный цикл, т.е. они склонны реализовать свои средства и товары в ссуду на 10 дней.

Из вышеприведенного примера следует, что неплатежеспособность прежде всего обратно пропорциональна выручке. Чем меньше выручка, тем выше платежеспособность (при наличии обязательств).

Если за определенный период темпы роста обязательств были выше темпов прироста выручки, то предприятие продвинулось в направлении роста неплатежеспособности.

Причинами неплатежеспособности предприятий являются факторы, влияющие:

· на снижение или недостаточный рост выручки;

· на опережающий прирост обязательств.

Замедление темпов роста выручки либо её абсолютное снижение наблюдается:

· при затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за её неудовлетворительного качества, высокой цены или уменьшения в ней потребности;

· при растущем возврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадежным покупателем или не свободно в выборе покупателя;

· при сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда:

- предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения, которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки (Московский нефтепера-батывающий завод за счет роста задолженности бюджету и кредиторам задолжал сумму в порядке 1 млрд. руб. выстроил и ввел установку по производству газопропелена. С вводом установки выручка возросла более чем на 1 млрд. руб. в день);

- предприятие загружает производство избыточными запасами, которые не увеличиваю объем производства и выручки;

- предприятия увеличивают средства в расчетах, растет задолженность за полученные материальные ценности поставщика, которые практически не имеют отношения к выручке;

- предприятие несёт убытки.

Такая ситуация возможна, когда на предприятии отсутствует планирование и управление денежными потоками. Рассмотрев все возможные причины неудовлетворительной работы предприятий можно придти к следующему заключению:

1. Отставание от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, качеству, цене и т.д.) В этом случае можно говорить о болезни бизнеса.

2. Неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда избыточно отягощается обязательствами. В данном случае можно говорить о болезни финансового управления или менеджмента.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.