Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образование и культура в СССР в 1920-1930-е гг.





 

Ликвидация неграмотности населения.

Ленин считал одним из необходимых условий построения социализма ликвидацию неграмотности. В 1919 г. вышел декрет Совнаркома об обучении грамоте населения в возрасте с 8 до 50 лет. В 1923 г. было образовано общество “ Долой неграмотность ” во главе с Калининым. В 1925 г. в школах ликбеза занималось 1,5 млн. человек. По переписи 1926 г. было чуть более 50% грамотных в возрасте старше 9 лет.

В конце 1920-х гг. в связи с форсированным строительством социализма началось новое наступление на неграмотность: создавались новые ликбезы, в них привлекались интеллигенция, студенты, старшие школьникик. Были увеличены ассигнования на аренду помещений, учебные и письменные принадлежности и т.д. Грамотные брали шефство над неграмотными, совершались культпоходы в деревню. К концу 1930-х гг. неграмотность среди взрослого населения в целом была ликвидирована. По переписи 1939 г. более 90% были грамотными, правда, большинство из них едва умели читать и писать.

 

Развитие начального, среднего и высшего образования.

В годы первой пятилетки развернулось школьное строительство. Педагогические институты, техникумы, училища выпустили значительное количество специалистов. Это позволило ввести в 1932 г. обязательное начальное (4-х классное) образование. За годы второй пятилетки проблема вовлечения всех детей в школы в основном была решена. Это позволило поставить в конце второй пятилетки новую задачу: постепенный переход к обязательному неполному среднему (7 классов) образованию, сначала в городе, потом в деревне.

Тогда же была проведена и школьная реформа. Вместо различных общеобразовательных учебных заведений с 4,7,9-летним обучением вводились единые типы школ: начальные (4 класса), неполные средние (7 классов), средние (10 классов). Унифицировались программы, учебники, методические пособия.

Но качество обучения оставалось низким. Учительская профессия была непрестижной из-за низкой зарплаты, большинство учителей не имело высшего образования.

Изменения коснулись и высшей школы. В годы Гражданской войны вузы были доступны широким массам, были отменены вступительные экзамены, принимались все желающие. В 1920-1930-е гг. ситуация изменилась. Ставилась задача воспитания новой советской интеллигенции. Вводился классовый принцип отбора в вузы. Дети представителей прежних имущих классов (дворян, купцов, коммерсантов, духовенства, чиновников) лишались права учиться. Для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к поступлению в вузы были открыты рабфаки (рабочие факультеты). Из вузов удалялись преподаватели, нелояльные к Советской власти. Оставшихся перевоспитывали в духе марксистско-ленинской идеологии. Для подготовки кадров для вузов был открыт Институт красной профессуры. Высшие учебные заведения были открыты в союзных республиках.

В 1940 г. было более 4,5 тысяч высших учебных заведений и более 800 тысяч студентов.

 

Состояние науки, литературы и искусства.

Основными достижениями науки, литературы и искусства этого периода были.

Наука. Открыт новый промышленный способ получения синтетического каучука – Лебедев. Открытия Иваненко и Семенова в ядерной физике позволили создать установку для расщепления ядерного ядра. Успешными были исследования в области реактивного движения: создана первая экспериментальная ракета – Королев. Важнейшие геологические открытия: нефть между Волгой и Уралом, уголь в Подмосковье и Кузнецком районе, Курская магнитная аномалия, минералы Кольского полуострова.

Утвердились научные школы Вернадского (геохимия, биосфера), Жуковского (аэродинамика), Иоффе (физика). Крупными научными центрами являлись ВАСХНИЛ, Физический институт Академии наук, Институт органической химии, Институт генетики и Всесоюзный институт растениеводства во главе с Н.И. Вавиловым. Продолжали работать маститые ученые Павлов и Мичурин.

Литература. “Хождение по мукам” Толстого, “Тихий Дон” и 1 часть “Поднятой целины” Шолохова, “Разгром” Фадеева, “Чапаев” Фурманова, “Как закалялась сталь” Островского, “Мои университеты”, “Дело Артамоновых” и “Жизнь Клима Самгина” Горького, поэмы “Владимир Ильич Ленин” и “Хорошо” Маяковского, его стихи, “Мастер и Маргарита ” Булгакова, поэзия Ахматовой, Цветаевой, Пастернака и др.

К достижениям искусства можно отнести: работы художников Дейнеки, Грабаря, Кончаловского, Сарьяна, Малевича и др.; музыку Шостаковича и Прокофьева; режиссерские постановки Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова, Мейерхольда; фильмы Эйзенштейна (“Броненосец Потемкин”), Александрова (“Веселые ребята”), Пудовкина (“Мать”), братьев Васильевых (“Чапаев”), Козинцева и Трауберга (трилогия о Максиме).

Но в результате репрессий, жертвами которых стали, в частности, Вавилов и Королев, были свернуты перспективные научные направления. Репрессии затронули и деятелей культуры: поэт Мандельштам, писатели Бабель, Клюев, Клычков и др.

 

Творческие объединения 1920-х гг. и их судьба. “Социалистический реализм”.

После революции было много течений и направлений. В октябре 1917 г. был образован Пролеткульт. Его идеологом являлся Богданов. Цель - создание исключительно пролетарской культуры. В 1920-е гг. эта идея стала основной в деятельности Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Российской ассоциации пролетарских музыкантов, Ассоциации художников революционной России. Они, особенно РАПП во главе с Авербахом, Лелевичем, претендовали на монопольное положение в своих сферах творчества, активно полемизировали с непролетарскими писателями, художниками, музыкантами – так называемыми “попутчиками”.

В противовес РАППу были созданы разные творческие группы. “ Перевал ” (Багрицкий, Пришвин) – за сохранение традиций русской и мировой литературы. Объединение “ Серапионовы братья ” (Зощенко, Каверин, Федин) – стремились овладеть техникой писательского ремесла, искали яркие художественные формы. Попытку соединить идеи Пролеткульта и футуризма предпринял Маяковский. При журнале “Левый фронт искусств” он создал группу “ Леф ”. Существовали и мелкие объединения писателей Белого, Замятина, Ремизова.

В 1925 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) “О политике партии в области художественной литературы”. В нем осуждались действия РАППа и подтверждалась свобода литературных направлений и групп. В то же время содержался призыв искоренять буржуазную идеологию, “попутчиков” призывали переходить на коммунистические позиции. Это был шаг к унификации творческих объединений. В 1932 г. вышло новое постановление ЦК ВКП (б) “О перестройке литературно-художественных организаций ”. В нем содержалось требование устранить раздробленность творческих организаций и утвердить в литературе и искусстве метод социалистического реализма. После выхода этого постановления стали создаваться единые творческие организации художников, архитекторов, композиторов.

В 1934 г. прошел Первый съезд советских писателей. Был создан единый Союз писателей СССР. Его председателем стал Горький. В Союз принимались писатели, признававшие метод социалистического реализма.

Социалистический реализм предполагал классовый, партийный подход к изображению действительности. Произведения должны быть проникнуты историческим оптимизмом, утверждать социалистические идеалы, веру в победу социализма, его превосходство над капитализмом. Борьба за построение социализма стала главной темой советской литературы и советского искусства в целом.

 

Итоги культурных преобразований в стране.

Итоги культурных преобразований были противоречивыми. С одной стороны: ликвидация неграмотности взрослого населения; введение всеобщего образования; приобщение к достижениям культуры миллионов людей; бесспорные достижения в области науки, литературы, искусства.

С другой стороны: борьба с инакомыслием и изгнание из страны выдающихся деятелей науки и культуры, репрессии по отношению к оставшимся; наука и культура испытывали сильное идеологическое давление, культуру пытались втиснуть в узкие рамки соцреализма.

1920-1930-е гг. - это время становления советской культуры и утверждения марксистско-ленинской идеологии.








Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.