Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция № 1. СТРУКТУРА СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА





Принципы пространственной организации производственного комплекса.

Оптимизация производственных связей влияет на такие характеристики производственного комплекса, как

· площадь занимаемой территории;

· протяженность и разветвленность транспортных и энергетических коммуникаций;

· грузооборот;

· производственные запасы и др.

 

На основе анализа производственных потоков выполняется пространственная организация производственного комплекса, представляемая в виде генерального плана.

 

Генеральный план отражает пространственное размещение с учетом рельефа местности зданий, сооружений, транспортных и инженерно-технических коммуникаций на выделенной территории.

Общими принципами разработки генеральных планов предприятий являются:

1) эффективное использование территории;

2) сокращение протяженности потоков;

3) исключение пересечения потоков (прежде всего материальных и людских);

4) обеспечение четкости производственных связей;

5) полное соответствие действующим нормам и ТУ.

Территория предприятия разделяется на три основные зоны:

I - производственную, объединяющую основные объекты (цехи, участки);

II - хозяйственную, включающую склады и вспомогательные здания и сооружения;

III - предзаводскую, отведенную для административно-бытовых зданий и сооружений.

Требования при проектировании генерального плана:

1) здания и сооружения располагать в соответствии с их производственным назначением в пределах соответствующих зон. При этом стремиться к наибольшей блокировке зданий и сооружений, чтобы обеспечить компактную планировку, экономию территории, сокращение коммуникаций, безопасность труда и людских потоков;

2) объекты, выделяющие пыль, газ, дым (склады материалов, котельные и др.) располагать с учетом направления господствующих ветров в удалении от административно-бытовых зданий;

3) проезды, связывающие здания и сооружения, должны быть прямолинейными, а их пересечение - под прямыми углами.

В зависимости от характера производственного процесса при разработке генеральных планов учитываются специальные требования. Например, при проектировании генпланов заводов сборного ж/бетона необходимо учитывать следующие факторы:

1) склады заполнителей, цемента, арматуры и готовой продукции следует размещать вдоль транспортных путей и на минимально возможном расстоянии от “своего” производственного цеха (бетоносмесительного, арматурного, формовочного);

2) примыкание БСУ (цеха) к главному производственному корпусу должно обеспечивать подачу бетонных смесей к местам потребления кратчайшим путем с минимальными перегрузками;

3) арматурные цехи нужно блокировать с главным производственным корпусом (вдоль или поперек формовочных пролетов) для сокращения транспортных путей;

4) объекты энергетического обслуживания (трансформаторные, компрессорные, котельные установки) должны быть по возможности приближены к основным потребителям энергии.

Обычно разрабатывают несколько вариантов генпланов. Выбор и оценку принятого варианта обосновывают сравнением технико-экномических показателей, из которых следующие:

1) коэффициент застройки - отношение площади, занятой зданиями и сооружениями к общей территории предприятия (примерно 40-60%);

2) коэффициент использования территории - отношение площади, занятой зданиями, сооружениями, открытыми складами, железными и автодорогами, тротуарами, к общей территории (примерно 70-75%);

3) коэффициент озеленения - отношение площади зеленых насаждений к общей площади (» 15-20%).

 

 

3.4. Качество продукции

 

Качество продукции - это целый ряд ее свойств, удовлетворяющих требованиям соответствующих ТУ (техническим условиям изготовления) и ГОСТам (ГОСТ 15467-79).

Качество строительных изделий и конструкций характеризуется:

а) техническим уровнем изделия (такие показатели, как: точность изготовления, прочность, жесткость, долговечность, транспортабельность, дизайн и др.);

б) стабильность показателей качества (однородность, процент брака, число рекламаций, соответствие требованиям ТУ и СНиП и пр.);

в) экономическая эффективность (удельные капитальные вложения, себестоимость, рентабельность, годовой экономический эффект);

г) конкурентоспособность на внешнем рынке (степень патентной защиты и патентной чистоты продукции, наличие ее экспорта).

 

 

ЛЕКЦИЯ № 4. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

План

4.1. Общие сведения

4.2. Основные технологические способы добычи нерудных материалов

 

4.1. Общие сведения

 

Нерудные строительные материалы: песок, щебень, гравий - играют важную роль в строительстве. Они необходимы при строительстве дорог, изготовлении сборных железобетонных конструкций.

Стоимость нерудных строительных материалов с учетом погрузочно-разгрузочных, складских и транспортных расходов составляет примерно 10% сметной стоимости СМР.

Для проектирования любого промышленного предприятия составляется технико-экономическое обоснование (ТЭО).

Для предприятий нерудной промышленности характерны для ТЭО следующие вопросы:

1) описание месторождений по материалам геологических фондов с приложением карт;

2) геологическое строение месторождения (включая мощности слоев, уровень грунтовых вод, степень обводненности толщи полезного ископаемого);

3) качественную характеристику сырья (гранулометрический, петрографический и химический составы, данные испытаний, кто и когда их проводил);

4) объем месторождений, их регистрация Государственной комиссией по запасам (ГКЗ) полезных ископаемых при правительстве Украины, размеры потребления;

5) решения ГКЗ о пригодности сырья;

6) сведения о наличии источников энерго- и водоснабжения в районе месторождения;

7) данные о наличии и состоянии дорог в этом районе (ж/дорог и автодорог);

8) данные о потребителях нерудных материалов (заводов ЖБК);

9) технические требования потребителей к нерудным строительным материалам;

10) данные о попутных промышленных продуктах, качественная характеристика отходов, их годовое количество, какие можно использовать для изготовления строительных материалов и изделий, транспортные связи по вывозу готовой продукции.

До начала проектных работ должна быть полная ясность об объемах запасов полезных ископаемых, которые определяются по категориям А, В, С1, С2.

Категория А - запасы детально разведанные и опробованные; изучено качество и технология обработки;

В - запасы, количество которых выявлено достаточно точно; технология обработки месторождений выявлено недостаточно;

С1 - запасы на участках, примыкающих к уже известным категориям А и В, а также предполагаемые на основании изучения по естественным; опробованы в отдельных точках (местах);

С2 -запасы отдельных месторождений, определяемые по геологическим предпосылкам.

Эти категории должны находиться в определенном соотношении по объемам. Объема месторождения (Vм) должно быть достаточно для эксплуатации на предполагаемый период работы не одного, а группы предприятий (на период не менее 25 лет).

 

Vм ³ 25 å Мi (4.1)

 

где Мi - годовая мощность предприятия.

 

4.2. Основные технологические способы добычи нерудных материалов

 

Разработка карьеров - это кроме значительных капитальных вложений еще и большая нагрузка на окружающую среду (разработка самих карьеров, дорог, переработка сырья, загрязнение атмосферы, нарушение естественных гидрогеологических процессов и т.д.).

Если имеются песчано-гравийные залежи и скальные, то предпочтительно разрабатывать первые, используя для разработки способ гидромеханизации, как наиболее щадящий окружающую среду и наиболее экономичный.

Гидромеханизированный способ раэработки включает следующие операции: размыв грунта под давлением и перевод его в полужидкую массу (пульпу), транспортирование пульпы в отвал.

Его применяют при наличии легкоразмываемых грунтов, мощных водных источников и достаточного количества электроэнергии.

В надводных забоях грунт разрабатывают гидромониторами, а в подводных - плавучими землесосными снарядами.

Гидромониторная установка состоит из насосной станции, магистрального водовода диаметром 150 - 500мм и гидромониторов с насадками-наконечниками диаметром 50 - 250мм.

К гидромониторам подают воду под большим напором, которая выходя из насадки плотной струей, превращает грунт в пульпу. Пульпа направляется самотеком по лоткам или канавам в отвал (или в насыпь).

Если отвод воды самотеком затруднен (условия рельефа, условия работ), то необходимо ставить перегрузочную насосную станцию для перекачки пульпы.

По трудности разработки и удельному расходу воды все размываемые грунты делят на шесть групп:

I - песчаные, II - супесчаные, III - суглинистые, IV - слабые глинистые, V - песчано-гравийные, VI - глины.

Удельный расход воды при рабочем напоре 0,3 - 0,5Мн2 (30 - 50 м водяного столба) составляет для песчаных грунтов 3,5 - 9м3, для супесчаных и суглинистых 40 -90м3.

При разработке песчано-гравийных грунтов и глин удельный расход воды 9-14 м3 и рабочий напор 0,7-1,4 Мн2 (70-140 м вод. ст.).

Расход воды и скорость струи регулируются насадкой-наконечником.

Суммарный напор воды у насоса насосной станции

 

Нс = Н1+ Н2 + Н3 + Н, м, (4.2)

 

где Н1 - высота подъема воды, м;

Н2 - высота всасывания, м;

Н3 - потери в трубопроводе, принимаемые 10% от Н1, м;

Н - требуемый напор у насадки гидромонитора, м.

Расход воды через гидромонитор

 

Q = j FÖ2gH, м3/сек (4.3)

 

где j - коэффициент скорости для конических насадок 0,945;

F - площадь выходного отверстия насадки, м2;

g= 9,81м/с2 - ускорение силы тяжести;

H - требуемый рабочий напор у насадки, Мн2.

При разработке карьеров механическими способами (экскаваторами) глубина их, как правило, превышает максимальную высоту резания. Поэтому карьеры разрабатывают ярусами. Для разработки твердых (скальных) пород применяют экскаваторы с прямой лопатой, т.к. усилие резания на ковше у них больше, чем у экскаваторов с обратной лопатой и драглайном, а производительность при погрузке на транспорт выше.

Для ввода экскаватора в забой, въезда и выезда машин устраивают въездные траншеи с уклоном 0,1-0,15. Ширину траншей понизу принимают 3...3,5 м при одностороннем движениии, 7...7,5 м - при двустороннем.

При этом неизбежны бросовые работы по устройству въездных траншей. Для уменьшения их в некоторых случаях более экономично применять экскаватор обратная лопата или драглайн.

Количество транспортных средств из расчета непрерывной работы экскаватора определяется по формуле

 

 

Тц

N = ----- (4.4)

tп

где Тц - длительность цикла автосамосвала, мин;

tп - длительность погрузки автосамосвала, мин.

2l

Тц = tп + ----------- + tр.м + tм (4.5)

Vср / 60

где l - расстояние транспортировки груза, км;

Vср - средняя скорость движения транспорта, км/ч;

tр.м - время разгрузки с маневрированием, мин;

tм - время на маневры при погрузке.

Длительность погрузки автосамосвала

М

tп = ------ (4.6)

nт

где М=Q/q×ке - число ковшей, загружаемых в машину; Q - грузоподъемность транспорта, м3; q - геометрическая емкость ковша, м3; ке - коэффициент использования вместимости ковша;

nт=60кв/tц - число циклов (ковшей) в мин.; кв - коэффициент использования экскаватора во времени в смену; tц - продолжительность цикла, с.

По результатам расчетов строится график движения транспортных средств “эабой - отвал”.

Приведем оптимальные типовые мощности предприятий нерудных стройматериалов (в тыс. м3/год):

Гравийно-сортировочные заводы 500 - 1000

Цехи по обогащению песка 400 - 600

Дробильно -сортировочные заводы 300, 400, 600, 700.

Потребность в нерудных строительных материалах обеспечивается:

1) производством на карьерных предприятиях;

2) производством из отходов горных и металлургических предприятий;

3) использованием естественных легких заполнителей;

4) добычей нерудных материалов речными пароходствами.

Заводы ЖБК и карьерные предприятия все еще недостаточно уделяют внимания качеству заполнителей: фракционному составу, чистоте и механической прочности зерен. Все это сказывается на качестве продукции и, в частности, на перерасходе цемента.

При небольшом объеме изготовления сборного железобетона небольшой перерасход цемента не имеет существенного значения. Но когда объем этот достигает больших значений, вопрос о качестве заполнителей приобретает первостепенное значение.

Часто считают, что промывка щебня убыточна. Но если учесть, что количество пустой породы составляет 10...15%, что при этом снижаются транспортные расходы на перевозку, улучшаются условия труда на дробильных фабриках - и, если учесть затраты на промывку (в ценах 1980г. они были 46коп. на 1т щебня), то она, т.е. промывка, может быть очень рентабельной..

Не решен вопрос с фракционированием песков.

Ряд заводов сборного железобетона работает на песках естественных или песчано-гравийной смеси.

Применение гидроклассификаторов песка и гравийно-песчаных смесей на многих карьерах позволяет снизить расходы цемента. Некоторое повышение стоимости заполнителей окупается экономией цемента.

За рубежом щебень 2 - 3-х фракций применяется немногими заводами. Обычно карьерные предприятия изготовляют смеси из 4 - 12 фракций. Число фракций песка исчисляется от 2 до 9.

Для производства сборного железобетона важное значение имеет получение с карьеров оптимальных смесей.

Для этого карьерным предприятиям должна быть известна номенклатура сборных железобетонных конструкций, способы хранения заполнителей, а заводы, в свою очередь, должны знать условия, при которых изготовляются необходимые им заполнители.

К сожалению, практика учета всех необходимых для рентабельного производства условий еще не нашла необходимого распространения, и заводы допускают перерасход цемента на так называемом “законном” основании; плохой (загрязненный) заполнитель - больше цемента.

На заводах ЖБК в бетоносмесительных цехах все еще имеется 2 - 3 бункера для крупных заполнителей и 1 бункер для песка. Заполнитель дозируют перед подачей в бетоносмесители в весовых дозаторах вместо объемных.

Шихтовка заполнителей в заданных пропорциях на карьерных предприятиях не только бы значительно упростила и удешевила процесс изготовления бетонной смеси, но и улучшила бы качество с точки зрения постоянства состава.

В добыче сырья для строительства значительное место принадлежит пароходствам

речного флота. Они занимаются поставкой гравийно-песчаной смеси, получаемой в процессе дноуглубительных работ. Смесь продается по довольно высоким ценам, учитывающим не только стоимость добычи, но и стоимость фрахта.

Эту гравийно-песчаную смесь обычно не обогащают, а направляют непосредственно в БСУ.

Если бы перед поступлением строителям смесь была рассортирована по фракциям, крупный гравий раздроблен на щебень и при необходимости здесь же на плаву обогащен, то себестоимость конечной продукции значительно снизилась бы (по сравнению с вариантом заполнителя на берегу из “сухих” карьеров). Это подтверждают расчеты институтов Гидропроекта и Проектгидромеханизации.

Зарубежные фирмы именно так и поступают, создавая для этой цели плавучие фабрики.

Неисчерпаемые запасы местного нерудного сырья в виде осадочных горных пород и гравийно-песчаных отложений можно использовать для изготовления бетонов высоких марок, предварительно подвергнув их обогащению, т.е. разделению материалов по прочности.

Из гравитационных методов обогащения к наиболее перспективным и проверенным относится обогащение в тяжелых средах. Метод основан на взвешивании в жидкости минералов.

Плотность среды выбирают с таким расчетом, чтобы более легкие (они же и более слабые) зерна гравия или щебня всплывали, а более тяжелые (они же и более прочные) оседали на дно.

При обогащении щебня и гравия в качестве утяжелителя среды применяют магнетит или смесь магнетита с ферросилицием. Магнетит позволяет получить среду с плотностью до 2,55г/см3, ферресилиций - до 3,4г/см3.

 

 

План

5.1. Классификация железобетонных изделий и конструкций.

5.2. Изделия и конструкции гражданских зданий.

5.3. Конструкции промышленных зданий.

5.4. Основные требования к сборным железобетонным изделиям и конструкциям.

 

5.1. Классификация железобетонных изделий и конструкций.

 

В основу классификации сборных железобетонных изделий и конструкций положены следующие признаки: вид бетона, его плотность, вид армирования, внутреннее строение и форма, масса, и назначение.

По отраслям строительства различают конструкции для промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-гражданского и специальных отраслей строительства (гидротехниче-ского, шахтного, дорожного и др.).

По назначению в зданиях и сооружениях различают элементы фундаментов и каркаса, покрытия и перекрытия, стены и перегородки, блоки отопительных и вентиляционных систем.

По характеру армирования - сборные конструкции делят на бетонные неармированные, железобетонные с обычной арматурой, предварительно-напряженные железобетонные.

По форме - плитные, линейные, решетчатые, блочные, криволинейные, трубчатые и др.

По массе - особо мелкие (до 250 кг), мелкие (250...1500 кг), средние (1500...3000 кг), крупные (3000...5000 кг), особо крупные (более 5000 кг).

По виду бетона - в соответствии со СНиП II-21-75: конструкции из тяжелого бетона, бетона на пористых заполнителях, ячеистого, крупнопористого и поризованного бетонов.

По внутреннему строению - изделия могут быть сплошными и пустотелыми, изготовленными из бетона одного вида - однослойные, двухслойные и многослойные, изготовленные из разных видов бетона или с применением различных материалов, например теплоизоляционных.

Изделия различаются также по типоразмерам и маркам. Понятие “типоразмер” определяет принадлежность конструкции к определенному элементу здания или сооружения. Понятие “марка” детализирует типоразмер, охватывая показатели несущей способности изделия, массы, расположения закладных деталей, проемов и т.п.

 

 

5.2. Номенклатура изделий и конструкций гражданских зданий

Номенклатура изделий и конструкций гражданских зданийвключает: изделия для фундаментов и подземных частей зданий, панели наружных стен, панели внутренних стен и перегородок, колонны многоэтажных зданий, ригели каркасов многоэтажных зданий, плиты перекрытия, лестничные марши и площадки.

Фундаменты под колонны:

размеры подошвы - до 2000 мм, высота - до 1000 мм, масса - до 5000 кг;

бетон - тяжелый М200, 250, 300;

арматура -сетки и каркасы из стали классов А-II и А-III;

способ производства - стендовый.

Блоки ленточного фундамента стен:

размеры: длина - до 3200 мм, ширина - до 1800 мм, высота - до 500 мм;

масса 500...4000 кг;

бетон - тяжелый М150...300;

арматура классов А-II и А-III в виде сеток и каркасов;

способ производства - стендовый.

Блоки стен подвалов:

размеры: длина - до 2500 мм, ширина - до 500 мм, высота - до 700 мм;

масса - до 2000 кг;

бетон - тяжелый М100, 150;

способ производства - стендовый, агрегатный.

Панели наружных стен:

на комнату: размеры, мм - 3600*2900*400;

масса - до 4000 кг;

бетон - легкий - r=700..1000 кг/м3, М50...М100; ячеистый - r=550...700 кг/м3, М35 и М50;

способ производства: агрегатно-поточный, конвейерный;

арматура классов А-II, А-III - сетки, каркасы;

на 2 комнаты: размеры, мм - 6000...6600*2900*400;

масса - до 8000 кг.

Мероприятия по снижению коэффициента теплопередачи панелей наружных стен:

- применение гранул вспученного пенополистирола взамен части объема керамзитового гравия фракции 5...10 мм (плотность бетона может быть снижена до 800...850 кг/м3);

- применение газосиликатных ячеистых бетонов плотностью до 600 кг/м3;

- использование золы-уноса в ячеистом бетоне (снижение коэффициента теплопроводности на 8...10%);

- применение вкладышей из засыпных или плитных теплоизоляционных материалов (пенополистирольный пенопласт, ячеистые газобетонные плиты, жесткие минераловатные плиты, перлит и др.);

- изготовление трехслойных панелей с использованием эффективных теплоизоляционных материалов.

Панели внутренних стен:

размеры, мм длина - до 7000, ширина - до 2900, толщина - 120...160 мм;

масса - до 2300 кг;

бетон - тяжелый М150..300, легкий М150...200;

арматура классов А-II, А-III - сетки, каркасы;

способ производства - кассетный, конвейерный, кассетно-конвейерный.

Колонны многоэтажных зданий:

размеры сечения - 300*300 и 400*400 мм, длина на 1,2,3,4 этажа;

масса - 3500...7000 кг;

бетон - тяжелый М200...500, легкий М200...400;

арматура класса А-III - пространственные арматурные каркасы;

способ производства - агрегатный, стендовый.

Ригель каркаса многоэтажного здания:

размеры: высота 450 мм, длина 5500 мм - для пролета длиною 6 м,

650мм, длина 8500 мм - для пролета длиною 9 м;

масса - до 5500 кг; арматура классов А-III, А-IV, А-V - каркасы, преднапряженные элементы;

способ производства - агрегатно-поточный.

Плиты перекрытий: сплошного сечения, с пустотами, ребристые.

Пустотелые плиты перекрытий изготовляют с цилиндрическими пустотами длиной до 6000 мм, шириной до 2400 мм и толщиной 220 мм, массой до 4000 кг или длиной 9000-12000 мм, шириной до 1500 мм, толщиной 300 мм.

Ребристые плиты изготовляют П-образного сечения длиной до 8800 мм, шириной до 1500 мм, высотой до 400 мм, их масса до 4000 кг. Для больших пролетов применяют ребристые плиты типа 2Т размерами, мм: 15000*3000*600, массой - до 11000 кг;

арматура классов - А-III, Вр-I, Вр-II, А-IV, Ат-IV - сетки каркасы, напрягаемые элементы.

Если пролеты плит длиной больше 3 м, их целесообразно изготовлять предварительно напряженными с применением высокопрочной арматуры. Для изготовления плит применяют тяжелый бетон, а также легкий конструкционный бетон.

Способ производства - агрегатный, конвейерный - пустотные, ребристые; агрегатный, конвейерный, кассетный, кассетно-конвейерный - сплошные.

Лестничные марши:

выполняют в виде плит со ступенчатой поверхностью средней части, а концевые участки образуют лестничные площадки.

Размер марша в плане, мм: 3900*1500;

масса -до 2500 кг; бетон - тяжелый М200-300;

способ производства - конвейерный, агрегатно-поточный, стендовый.

 

5.3. В номенклатуру конструкций одноэтажных промышленных зданий

 

В номенклатуру конструкций одноэтажных промышленных зданий входят несущие и ограждающие элементы одно- и многопролетных зданий различной высоты (3.6...18 м). Из этих элементов можно комплектовать здания для различных отраслей промышленности: бескрановые, оборудованные мостовыми кранами, подвесными кран-балками; бесфонарные и с фонарями, имеющие скатную, малоуклонную или плоскую кровлю. Номенклатура сборных конструкций одноэтажных зданий включает: фундаментные балки, колонны, подкрановые балки, стропильные и подстропильные балки, фермы, плиты покрытий и стеновые панели.

Фундаментные балки:

1) длина 4300...5950 мм - шаг колонн 6 м,

масса 2200 кг; бетон тяжелый - М200, 300; арматура - ненапрягаемая в виде сварных каркасов из стали классов A-I, A-III;

2) длина 10200...11960 мм - шаг колонн 12 м,

масса 5500 кг; бетон тяжелый - М400; арматура - сварные каркасы и напрягаемая арматура классов А-IV и А-V.

Балки длиной до 5.95 м изготовляют в раздельных или групповых формах по агрегатно-поточный технологии. Преднапряженные балки большей длины изготовляют с натяжением арматуры на упоры форм или коротких силовых стендов.

Панели стен отапливаемых зданий.

При шаге колонн 6 м: размеры - длина 6000 мм, ширина 900...1800 мм, толщина 160...300 мм (панели стен неотапливаемых зданий с тем же шагом колонн имеют толщину 70 мм);

бетон - легкий на пористых заполнителях или ячеистый автоклавный.

При шаге колонн 12 м применяют панели в виде ребристых предварительно напряженных плит массой до 4500 кг, размерами 1200*12000, 1800*12000 и 2400*12000 с высотой продольных ребер до 300 мм, поперечных 130 мм и толщиной полки до 300 мм.

Виды арматуры - А-I, А-III - для панелей из обычного железобетона в виде сварных сеток или каркасов, А-IV и А-V - для предварительно напряженных конструкций.

Способ производства - агрегатно-поточный, конвейерный.

Железобетонные ребристые плиты покрытия.

Типовые плиты массой до 2700 кг имеют размеры в плане 3000*6000 мм; массой до 7100 кг - 3000*12000 мм. Плиты размерами 1500*6000 и 1500*12000 мм чаще используют как доборные элементы на участках покрытий с повышенными снеговыми отложениями.

Бетон тяжелый (легкий конструкционный) - М250-М400.

Арматура классов А-III и Вр-I - в виде сеток и каркасов для армирования полки и поперечных ребер; А-IV, А-V, А-VI - предварительно напряженная арматура для продольных ребер.

Получают распространение более эффективные конструкции покрытий в виде предварительно-напряженных плит “на пролет” размерами 3000*18000 и 3000*24000 мм двух типов - сводчатые плиты - оболочки типа КЖС и плиты с малоуклонной плоской полкой типа П.

Бетон - тяжелый М400 и М500.

Колонны.

1). В зданиях без кранового оборудования, а также с подвесным подъемно-транспортным оборудованием, с мостовыми кранами, при высоте зданий от пола до низа стропильных конструкций, не превышающей 10.8 м - колонны массой до 12400 кг; длиной 4500...11800, с размерами сечения при грузоподъемности кранов 10-20 т: 400*600, 400*800, 500*800;

бетон - тяжелый М200-М500;

2) в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т применяют двухветвевые колонны длиной 11850...19350 мм, габариты сечения подкрановой части 400*1000-600*1900;

бетон - тяжелый М300-М500; арматура - классов А-I и А-III;

способ производства - агрегатный, стендовый.

Подкрановые балки.

1) При шаге колонн 6 м балки имеют размеры: длина 5950, высота 800, ширина сечения (таврового) 600, толщина 120 мм;

бетон - тяжелый М400-М500;

2) при шаге колонн 12 м - балки двутаврового сечения имеют размеры: длина 11950, высота 1200, ширина и толщина верхней полки соответственно 650 и 160, толщина стенки 140, ширина нижней полки 340 мм;

бетон - тяжелый М500-М600; напрягаемая арматура - стержневая или канатная;

способ производства - агрегатно-поточный, стендовый.

Стропильные и подстропильные фермы.

Стропильные фермы бывают двух видов - раскосые сегментные с верхним поясом ломаного очертания и безраскосные с верхним поясом арочного очертания.

1) Для пролетов 18 м размеры ферм составляют: общая высота 2740...3000, длина 17940, ширина поясов 240...300 мм;

2) для пролетов 24 м: общая высота 3300...3400, длина 23400, ширина поясов ширина поясов 240-350 мм.

Подстропильные раскосные фермы применяют при шаге колонн 12 м для опирания стропильных ферм.

Бетон - тяжелый М400-М600; арматура классов А-I и А-III - в виде сварных каркасов, А-IV и А-V или проволочная (канатная) арматура - для нижнего пояса ферм.

Фермы изготовляют на стендах или в силовых фермах с механическим натяжением арматуры на упоры.

 

 

5.4. Требования к сборным железобетонным конструкциям.

 

1). Технические требования к сборным конструкциям формируются на основе условий монтажа зданий и сооружений с наименьшими затратами труда и времени и условий эксплуатации сборных железобетонных зданий и сооружений.

По условия монтажа: укрупнение конструктивных элементов, точность геометрических форм и размеров конструкций, оптимальное решение узлов и соединений, точность расположения закладных деталей и др.

По условиям эксплуатации: обеспечение проектной точности, морозостойкости, водонепроницаемости, трещиностойкости, определенных теплофизических свойств, стойкости в агрессивных средах.

2). Технологические требования к сборным железобетонным конструкциям диктуются условиями их промышленного производства. Степень технологичности железобетонных конструкций определяется возможностью их изготовления с наименьшими затратами труда, материалов и энергетических ресурсов.

Лекция № 1. СТРУКТУРА СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

План

1.1. Общие сведения

1.2. Взаимосвязь ведомств и организаций, участвующих в сфере строительства

 

1.1. Общие сведения

 

Современное строительство является крупнейшим потребителем материальных ресурсов. На его долю приходится 15% всей промышленной продукции, которая используется из 77 отраслей.

 

Иными словами, уровень состояния и развития всех отраслей народного хозяйства определяет материально-техническую базу строительства.

 

Т.е. в материально-техническую базу строительства входят отрасли народного хозяйства, обеспечивающие производственную базу индустриального строительства

 

Производственная база строительства - это технический уровень и количество основных и оборотных фондов строительных организаций, обеспечивающих стройку всем необходимым: техникой, конструкциями и изделиями, материалами.

 

Основные фонды - производственные - строительные машины и транспортные средства, производственные здания и сооружения, оборудование и другие объекты производственного назначения. Непроизводственные - не участвуют непосредственно в процессе производства, а обслуживают культурно-бытовые потребности строителей: жилые дома, клубы, детские сады и др.

Оборотные фонды - производственные запасы, необходимые для обеспечения строительного производства: материалы, конструкции, детали, быстроизнашивающиеся предметы, топливо и др., затраты по временным сооружениям и др.

Материально-техническую базу строительства образуют:

- предприятия строительной индустрии;

- базы механизации и автотранспорта (в т.ч. ремонтные базы строительных машин и автотранспорта);

- складские хозяйства стройорганизаций;

- здания производственно-обслуживающего назначения (административные и бытовые, диспетчерские, лаборатории и т.д.);

- предприятия промышленности строительных материалов (обеспечение цементом, асбоцементом, известью, гипсом, нерудными материалами, пористыми заполнителями, стеклом, керамикой, теплоизоляционными, кровельными, отделочными, санитарно-техническими материалами и изделиями и т.д.);

- предприятия черной и цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей, химической, целлюлозно-бумажной, легкой промышленности и др. отраслей.

Основная роль в материально-техническом обеспечении приходится на промышленность строительных материалов и конструкций (более 52%), далее идет продукция машиностроения и электротехнической промышленности (более 10%), черной и цветной металлургии (13%), лесной и деревообрабатывающей (11%), химической промышленности (3,5%).

 

Таким образом, под понятием производственная база подразумевается комплекс производственных зданий, материалов, машин и других технических средств, удовлетворяющих современным требованиям, т.е. мощная производственная база строительной индустрии и хорошо развитая сеть промышленности строительных материалов.

 

1.2. Взаимосвязь ведомств и организаций, участвующих в сфере строительства

 

Поскольку строительство ведется в различных отраслях народного хозяйства, оно имеет свою специфику и связано с особенностями этих отраслей. Сами отрасли также участвуют в сфере строительства: на стадии проектирования, самого строительства, финансирования, материально-технического обеспечения.

Например, если строительство ведется в области сельского хозяйства, то оно так или иначе связано с Минсельстроем (разумеется, если это строительство в объеме государства, региона).

Различные по структуре и крупности строительные организации могут иметь свои производственные базы, которые этим организациям подчиняются.

В условиях зарождающихся рыночных отношений более мелкие по структуре организации (строительно-монтажные управления, базы индустриального строительства, заводы монтажных заготовок) могут иметь значительную самостоятельность по выпуску количества и номенклатуры продукции, если выполняется госзаказ вышестоящей организации своего министерства или ведомства.

Характерными тенденциями в развитии материально-технических ресурсов строительства являются:

- производство и применение в строительстве конструкций, обеспечивающих значительное снижение массы зданий и сооружений;

- возрастание доли энергосберегающих строительных конструкций на основе применения эффективных теплоизоляционных материалов;

- увеличение удельного веса материалов на основе вторичных ресурсов и отходов промышленного производства. Это расширяет сырьевую базу и позволяет решать задачу охраны окружающей среды;

- рост выпуска материалов с заданными свойствами (например, для использования в агрессивных средах).

Ведущим звеном материально-технической базы является производство строительных конструкций и деталей. Это крупная отрасль, сравнимая по объему продукции и численности работающих с черной металлургией и в 2 раза превышающая по своим показателям промышленность строительных материалов.

Около половины всех материальных ресурсов строительства подвергается переработке на предприятиях этой отрасли.

Развитие промышленности строительных конструкций и деталей позволило на основе повышения сборности более чем в 2 раза сократить трудоемкость строительно-монтажных работ, сократить сроки и снизить стоимость строительства. Особенно большое значение это имеет при строительстве в зимних условиях, когда большинство процессов переносится в условия цеха.

Промышленность сборного железобетона и, особенно, сборного домостроения сыграла свою положительную роль и в послевоенные годы, в деле восстановления и развития народного хозяйства страны, развития массового домостроения.

Хорошо зарекомендовала себя с точки зрения экономической эффективности такая форма организации строительства, как ДСК (домостроительные комбинаты), включающая в себя и основное строительство, т.е. само строительство и его производственную базу - изготовление сборных деталей и конструкций домов на заводе.

Однако, как показывает отечественная и мировая практика строительства, 1 м3 сборного железобетона обходится в общем случае в 1.5...2 раза дороже монолитного.

Кроме того, повышение этажности домов, возросшие требования к жесткости и прочности, а также к планировке помещений, интерьеру и внешнему виду как домов, так и жилых кварталов, диктуют в современных условиях развитие монолитного строительства, в том числе и его производственной базы. Так, в странах Запада в монолите возводится от 30 до 60% домов.

Наряду со сборным и монолитным ж/бетоном развивается производство и других прогрессивных изделий и конструкций: алюминиевых и облегченных металлоконструкций, в том числе стеновых панелей с применением стального оцинкованного листа и эффективных утеплителей.

Развивается производство деревянных клееных конструкций, асбестоцементных ограждающих конструкций. Развивается переработка доменных и сталеплавильных шлаков с получением эффективных строительных материалов, в частности заполнителей для бетонов, шлакощелочных вяжущих и бетонов.

Однако сборный ж/бетон и в материально-технической базе и в строительстве еще долго будет выполнять основную роль. Сейчас промышленность сборного ж/бетона поставляет строительству около 2







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.