Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы развития стратегического управления





В становлении и развитии стратегического планирования и управления выделяют несколько этапов, каждый из которых отражает объективно сложившиеся в соответствующий период условия производства и потребления:

1.Управление на основе контроля за изменениями (управление на основе бюджетно-финансового контроля) 1900-1950 гг. На этом этапе реакция фирмы на происходящие перемены появилась постфактум, т.е. после свершения событий. Такой способ управления был характерен для эпохи массового производства, когда основное внимание менеджеров было сосредоточенно прежде всего на рациональной организации производства, снижение издержек за счет проявления внутрипроизводственных резервов, повышении производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов. Система управления фирмой строилась на основе внесения фирмой поправок в объемные и структурные показатели по мере изменения внутренних условий или текущей ситуации на рынке. При этом фирма исходила из представления их общей неизменности ситуации на рынке в течении достаточного периода времени.

Для этого периода были характерны:

· Внутренняя направленность отчетности и плановой информации

· Отсутствие системной информации о внешних условиях деятельности фирмы. Бюджетный контроль осуществлялся путем внесения поправок в объем и структуру доходов/расходов производства и сбыта.

В условиях нарастания темпов изменения такой тип управления оказался неприемлемым.

2.Управление а основе экстраполяции (долгосрочное планирование) 1951-1960 гг. – данный метод характерен для эпохи массового сбыта, когда спрос на товары первой необходимости удовлетворен и возникает необходимость в выведении на рынок более дифференцированных и высококачественных товаров. Внешнее окружение фирмы при этом характеризуется большой динамичностью, но его изменения еще можно предсказать путем экстраполяции прошлого. В качестве ведущих выдвигаются рыночные критерии эффективности.

3.Стратегическое планирование и управление. 1961-1980 гг. Этот период получил название: «Эпоха без закономерностей» (Питер Дракер), «Постиндустриальная эпоха» (Белл), «Турбулентный рынок».

Основными характеристиками условий деятельности предприятий в этот период можно считать следующие:

- Непредсказуемость условий внешнего окружения (спонтанные кризисы, политические события, неопределенность рыночной конъюнктуры)

-Достижение высокого уровня экономического благосостояния, рост требований к качеству и престижу товара, его торговой марки, репутации фирмы-производителя

-Научно технический прогресс, появление новых отраслей и технологий, увеличение скорости внедрения инноваций, т.е. периода «разработка – коммерческой реализация», сокращение жизненного цикла товаров и технологий



-Требования социальной ответственности

-Рост взаимозависимости рынков как результат глобализации

 

В таких условиях фирма уже не могла действовать замкнуто и ориентироваться только на внутренние возможности, экстраполяция тенденций и долгосрочное планирование так же не способствовали преодолению нарастающих трудностей и коренных изменений во внешней среде. Поэтому стратегическое планирование и управление имели вид управления на основе предвидения изменений и определения реакций на них путем выработки соответствующих стратегий

4.Начало 80 гг. – настоящее время – управление на основе гибких экстренных решений – когда многие важные задачи возникают настолько стремително, что их невозможно сразу предусмотреть

Отличительные черты этой системы управления:

· Акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий

· Децентрализация и демократизация управления

· Рост значимости интуиции и умения качественного подхода в оценках

· Рассмотрения предприятия как субъекта активного воздействия на среду

5.Использование стратегий в качестве основного инструмента управления развитием предприятием.

Сменяющие друг друга системы управления ориентированы на растущий уровень нестабильности среды и все меньшую предсказуемость будущего. Таким образом возникновение и практическое использование приемов стратегического управления можно рассматривать как реакцию на усложнение управленческих задач.

Содержание деятельности организации как производственной системы

Стратегическое планирование и управление возникли на основе применения системного подхода к изучению функционирующей организации. С этой точки зрения любая ирма является:

· Подсистемой ряда больших систем (отрасль, территория и т.д.)

· Сложной системой (построенная для решения многоуровневой задачи и описать ее можно с разных точек зрения)

· Динамической системой (претерпевает постоянные изменения в результате происходящих в ней процессов)

· Открытой системой (на нее воздействуют многочисленные факторы внешней среды)

Схематично деятельность фирмы как системы можно представить следующим образом

 

Внешняя среда включает:

· Микросреду (поставщики, потребители, посредники, конкуренты, контактная аудитория)

· Макросреду (политические, экономические, демографические, факторы научно технического развития, культурно-исторические и природно-экологические)

Внутренняя среда включает:

· Ресурсы характеризующие потенциал фирмы – технические, технологические, материальные, финансовые, кадровые, организационные, информационные.

· Бизнес-процессы – все процессы (производственные коммерческие и т.д.) ведущие к преобразованию ресурсов в результаты, именно совокупность процессов придает всей системе динамику и через их организацию осуществляется учет влияния внешней среды на внутреннею

· Результаты деятельности (предшествующей и текущей): финансово-экономические, социальные, общественные и т.д.

Цели и стратегии – предшествующие, текущие и дальнейшие

Представленные на рисунке элементы производственной системы (цели, ресурсы, результаты, бизнес-процессы, внешняя среда) должны находится в состоянии динамического развития, т.е. в определенных постоянно меняющихся пропорциях.

Такой системный подход к деятельности фирмы позволяет сделать следующие выводы:

1. Основные факторы успеха предпринимательской деятельности находятся не внутри фирмы, а вне ее, во внешнем окружении конечные результаты деятельности и достижение целей зависит от того сумеет ли фирма использовать благоприятные возможности и избежать опасности возникающей во внешней среде.

2. Требования внешней среды являются главными критериями внутренней организации производства и управления, а руководство фирмы вынужденно заботится о гибкости и адаптивности всех внутрифирменных систем.

3. Стратегическое управление в качестве залога успешной деятельности предпринимает не только адаптацию фирмы к изменчивым условиям внешней среды, но и агрессивность стратегии, т.е. новаторское поведение, необходимость постоянных научно-технических нововведений формирования и управления спросом.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.