Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормирование освещения и базовые критерии оценки энергоэффективности





Нормируемая освещенность в мире в образовательных учреждениях постоянно повышалась. В 80-е годы этот рост был приостановлен из-за энергетического кризиса.

Сейчас в России основным нормативным документом по нормируемой освещенности является СНиП 23-05-95.

В 1999 году были разработаны и приняты «Нормы энергосбережения при проектировании осветительных установок г. Москвы» (МГСН 2.01-99 от 23.02.99 г.). В качестве энергетического показателя, определяющего рациональное потребление электроэнергии, определена установленная мощность Вт/м2. В соответствие с этим документом, максимальная нормируемая освещенность для образовательных учреждений должна быть 400 лк. При этом, максимально допустимая удельная установленная мощность не более 25 Вт/м2.

Вопросы энергосбережения необходимо решать уже на этапе проектирования энергоэффективных систем освещения в образовательных учреждениях.

Задача проектировщика состоит в том, чтобы система освещения соответствовала назначению помещения и его архитектурной концепции. Для обеспечения оптимального светового решения необходимо учитывать: конструкцию потолка; систему кондиционирования, акустику, систему электроснабжения, условия освещенности при дневном свете, характер зрительной нагрузки, размеры помещения, отражение от стен, потолка и пола, расстановку мебели.

Системы освещения в образовательных учреждениях должны создавать такие условия. При которых человеческий глаз не испытывает напряжения даже после нескольких часов переключения между доской и рукописным текстом. Ключевым этапом проектирования ОУ является расчет количества светильников и их плановой мощности. Для этого используется либо расчет методом коэффициента использования, либо компьютерное проектирование освещения. В первом случае возможно оценить среднюю освещенность только для светильников, равномерно расположенных по площади помещения или оценить первичные значения мощности ОУ с запасом 10-20% для заданной освещенности.

Компьютерное проектирование освещения является более быстрым и точным, т.к., основано на математических моделях, позволяющих моделировать сложные конфигурации помещений в сочетании с различным расположением светильников.

Освещение в университете начинается во входном вестибюле. Оно также необходимо на лестницах, крыльце, дорожках на прилегающей территории.

 

 

Рис.2.12 – Освещение коридоров и холла офисов

Уровень освещенности должен меняться от одной зоны к другой с тем, чтобы создать адаптационный участок, где глаз может постепенно приспособиться к различным уровням яркости на улице и внутри помещения.

Хорошее освещение холлов подчеркивает престиж учреждения, усиливает визуальное впечатление, а рациональное распределение функций освещения позволяет в 1,5-2 раза снизить энергопотребление.

Лестницы должны освещаться сверху наискосок, чтобы ни одна из ступенек не оказалась в тени. Края ступенек должны четко контрастировать с нижними ступеньками. Источники света, устанавливаемые в этих местах должны иметь высокий индекс цветопередачи (Rа = 70-90).

Рекомендуемые европейские нормы освещенности для входных холлов и функциональных зон приведены в табл.2.1.

Таблица 2.1

Рекомендуемые европейские нормы освещенности для входных холлов и функциональных зон

Тип помещения/деятельности Номинальная освещенность, Ен, лк Цвет света Индекс цвето-передачи, Rа
Входные холлы   Теплый белый/ нейтральный белый  
Актовые залы   Теплый белый/ нейтральный белый  
Многофункциональные помещения   Теплый белый/ нейтральный белый  
Выставочные залы   Теплый белый/ нейтральный белый  
Лестницы   Теплый белый/ нейтральный белый  
Помещения для общественного доступа   Теплый белый/ нейтральный белый  
Входные зоны   Теплый белый/ нейтральный белый  
Зоны лифтов   Теплый белый/ нейтральный белый  

 

В современных аудиториях предполагается гораздо больше использование визуальных методов обучения, чем в прошлом, что должно обеспечивать легкое восприятие материала.

Рис. 2.13. Размещение светильников в учебном помещении (схема). АА, ББ — линии светильников; КД — светильники для освещения классной доски. Цифры — размеры классной комнаты.

Днем аудитории, как правило, освещаются естественным светом, за исключением затененных зданий и условий облачности. В вечернее время необходимо предусматривать искусственное освещение, учитывая ряд особенностей.

Для аудиторий наиболее распространена форма помещений с основной линией взгляда, направленного к доске. Светильники монтируются параллельно линии взгляда и стене с окнами. Они обеспечивают падение искусственного света, сходное с естественным. Рекомендуемый источник света – люминесцентные лампы с высоким индексом передачи (70-90). Они обеспечивают оптимальное соотношение комфорта и экономичности.

Таблица 2.2.

Рекомендуемые нормы освещения для лекционных аудиторий, актовых залов и библиотек

Тип помещения Номинальная освещенность, Ен, на рабочей поверхности, лк Цвет света Индекс цвето-передачи, Rа
Лекционные аудитории с окнами и классы   Теплый белый/ нейтральный белый  
Лекционные аудитории без окон   Теплый белый/ нейтральный белый  
Актовые залы   Теплый белый/ нейтральный белый 80-100
Многофункциональные помещения   Теплый белый/ нейтральный белый  
Библиотеки   Теплый белый/ нейтральный белый  
Читальные залы   Теплый белый/ нейтральный белый  
Книгохранилища   Теплый белый/ нейтральный белый  

Бывает, что форма многих помещений отличается от традиционно прямоугольной. В этих случаях концепция системы освещения должна максимально соответствовать архитектурным задачам.

Рис.2.14 – Освещение компьютерного класса

Особое внимание следует уделять искусственному освещению в кабинетах информатики и вычислительной техники (компьютерных классах). При люминесцентном освещении освещенность на рабочих столах должна быть порядка 500 лк; светильники необходимо располагать таким образом, чтобы при периметральном или двурядном размещении рабочих мест свет на них падал сзади работающих учащихся, местное освещение при работе на компьютерах не применяется (рис.2.10).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.