|
По телекоммуникационным каналам связиВ настоящее время во многих странах налогоплательщики переходят на представление налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Как уже отмечалось, на основании ст. 80 НК РФ налогопла- тельщики, отнесенные к категории крупнейших, а также налого- плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, обя- заны представить налоговую декларацию (расчет) по установлен- ным форматам в электронном виде. Это относится и к вновь создан- ным организациям (в том числе при реорганизации), если числен- ность работников превышает указанный предел. Налогоплатель- щики, не попавшие в категорию обязанных, при наличии техниче- ской возможности также могут представить отчетность в электрон- ном виде по телекоммуникационным каналам связи. Отчетность подается в налоговый орган по месту учета по установленной фор- ме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым ко- дексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом налогоплательщик вправе представить в электронном виде и документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету). В соответствии со ст. 80 НК РФ при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем представления считается дата её отправки. Порядок подачи налоговой декларации (расчета) и документов в электронном ви- де определяется Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). На сего- дня указанный порядок не принят, поэтому до его утверждения действует Порядок представления налоговой декларации в элек- тронном виде по телекоммуникационным каналам связи8. Кроме того, при представлении отчетности в электронном виде следует руководствоваться такими документами, как: – Приказ МНС России от 10.12.2002 г. № БГ-3-32/705@, ут- вердивший Методические рекомендации об организации и функ- ционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуника- ционным каналам связи (далее – Методические рекомендации); – Приказ МНС России от 04.02.2004 г. № БГ-3-06/76, утвер_______- дивший Регламент принятия и ввода в автоматизированную ин- формационную систему налоговых органов данных представляе- мых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных докумен- тов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности; – Административный регламент ФНС России, утвержден- ный Приказом Минфина России от 18.01.2008 г. № 9н; – Временный регламент ФНС России, утвержденный При- казом ФНС России от 06.02.2008 г. № ММ-3-6/50@; – Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электрон- ной цифровой подписи». Форматы налоговых деклараций (расчетов), представляемых в электронном виде, утверждаются ФНС России и публикуются в Интернете на официальном сайте www.nalog.ru. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию по телекоммуникационным каналам связи через специализирован- ного оператора связи. Организация – специализированный опера- тор связи оказывает услуги по обмену открытой и конфиденциаль- ной информацией между налоговыми органами и налогоплатель- щиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС (разд. 1 Методических рекомендаций). Информацию о местных специализированных операторах можно узнать в налоговом органе по месту учета, на сайтах регио- нальных управлений ФНС России или в СМИ. 8 Порядок утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 г. № БГ-3-32/169. Оператор связи предоставляет налогоплательщику программ- ное обеспечение и электронно-цифровую подпись (ЭЦП), которая равнозначна собственноручной подписи в документе на бумаж- ном носителе. ЭЦП защищает электронный документ от подделки, позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа под- писи и устанавливать отсутствие искажения информации в элек- тронном документе. После формирования файла отчетности, подписания её ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщик отправляет информацию в зашифрованном виде в налоговый орган. Согласно п. 6.9 Мето- дических рекомендаций оператор фиксирует дату отправки нало- гоплательщиком налоговой (бухгалтерской) отчетности в элек- тронном виде как дату её представления и формирует подтвержде- ние оператора с указанием даты и времени отправки электронно- го документа9. Согласно п. 6.10 Методических рекомендаций налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтвержде- ние, подписанное ЭЦП оператора. В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) после отправки отчетности по ТКС налогоплательщик получает следующие документы: – квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@ (приложение 1); – протокол входного контроля налоговой декларации (бух- галтерской отчетности); – подтверждение оператора. Обратите внимание: если в протоколе есть информация о не- прохождении налоговой отчетностью входного контроля, налого- плательщик исправляет ошибки, указанные в протоколе, а затем повторяет всю процедуру сдачи форм отчетности, по которым за- фиксированы ошибки (п. 6.7.5 Методических рекомендаций). Общую схему приема налоговой отчетности по телекомму- никационным каналам связи представлена на рис. 4. 9 Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 01.08.2008 г. № 03-02-07/1-331. Налогоплательщик Специализированный оператор связи Квитанция о принятии налого- вой декларации (расчета) Соответствие утвержденным форматам и полномочиям Инспекция ФНС России Да Нет Да Форматно-логический контроль Нет Уведомление о непринятии нало- говой декларации (расчета) Регистрация и автоматизированный ввод показателей налоговой декларации (расчета) в базу данных Уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) Рис. 4. Схема приема налоговой декларации (расчета), представленной по ТКС Пример 3. ООО «Полянка» сдает налоговую отчетность в электронном виде. Представление бухгалтерской отчетности и фор- мы 4-ФСС РФ по ТКС вызывает у организации определенные труд- ности. Обязательно ли представлять указанные документы в элек- тронном виде? Поскольку форма 4-ФСС РФ не является налоговой декла- рацией и (или) расчетом, то в электронном виде она не представ- ляется, соответственно, её следует сдавать на бумажном носителе. Разъяснения по данному вопросу содержатся в Письме ФНС Рос- сии от 12.03.2007 г. № 05-3-07/46. Кроме того, требование о сдаче отчетности в электронном виде не распространяется и на бухгалтерскую отчетность. В соот- ветствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129- ФЗ бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представ- ляется пользователям в установленной форме на бумажных носи- телях и только при наличии технических возможностей может представляться организацией в электронном виде. Аналогичная позиция приведена в Письме Минфина России от 15.01.2008 г. № 03-02-07/1-11. Преимущества сдачи отчетности в электронном виде Преимущества представления бухгалтерской и налоговой от- четности по телекоммуникационным каналам связи очевидны: – не требуется дублирования сдаваемых документов на бу- мажных носителях; – нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность практически в любое время суток отправляется из офиса налогоплательщика (экономия рабочего времени); – отчетность формируется в стандартном формате с исполь- зованием средств выходного контроля, посредством которого про- веряется правильность заполнения полей форм отчетности, что позволяет избежать ошибок. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы; – оперативно обновляются форматы представления отчет- ности. При изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской от- четности или введении новых форм отчетности до срока представ- ления отчетности налогоплательщик получает возможность обно- вить версии форматов в электронном виде; – возможность в течение суток получить подтверждение вы- полнения обязательств перед бюджетами разных уровней (распе- чатки по налогам) путем получения информационной выписки, которая передается по ТКС налоговой инспекцией в зашифрован- ном виде. Также налогоплательщик может в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку в инспекции, таким образом, не нужно ждать актов сверки; – получение оперативной информации по электронной поч- те об изменении налогового законодательства, бюджетных сче- тов, нормативных актов и т. п.; – защита налоговой и бухгалтерской отчетности, представ- ляемой в электронном виде по ТКС, от просмотра и корректировки; – повышение оперативности обработки информации, исклю- чение технических ошибок. Отчетность, направленная в налого- вую инспекцию, проходит входной контроль, и соответствующие показатели разносятся по лицевым счетам. Пример 4. По причине сбоя в работе интернет-провайдера ООО «Сигма» не может представить в установленный срок нало- говую отчетность по ТКС. Вправе ли организация представить от- четность на дискете или ином носителе (CD-диске, флэш-карте)? Представление налоговой декларации (расчета) и докумен- тов в электронном виде осуществляется в соответствии с Поряд- ком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом налогоплатель- щик направляет отчетность по ТКС посредством специализирован- ного оператора связи. Таким образом, представление декларации в электронном виде не может производиться налогоплательщиком такими способами, как сдача её на магнитном носителе в налого- вый орган лично или через представителя и направление магнит- ного носителя в виде почтового отправления с описью вложения. Недостатки представления отчетности в электронном виде. К недостаткам представления отчетности по каналам ТКС следует отнести: – определенные материальные затраты (необходимость иметь компьютер, подключенный к Интернету, и соответствующее про- граммное обеспечение); – проблемы с отправкой электронной отчетности, так как налогоплательщик может быть ограничен в доступе к Интернету по причине сбоев в работе интернет-провайдера и спецоператора; – данные налоговой отчетности, поданной налогоплательщи- ком, из-за сбоев программного обеспечения могут отличаться от сведений, поступивших в налоговый орган. Кроме того, электрон- ная отчетность может не дойти до налогового органа; – необходимость в некоторых случаях дублирования отчет- ности на бумажном носителе со штампом налогового органа. На- пример, для получения кредита в банке налогоплательщик должен заверить экземпляр отчетности на бумажном носителе в налоговом органе. Поскольку банк не может проверить юридическую силу до- кумента, представленного в электронном виде, он требует отчет- ность на бумаге со штампом налогового органа. Отчетность в электронном виде, заверенная ЭЦП, имеет рав- ную юридическую силу с бумажным вариантом. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|