Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль 1 Научные методы познания природы





СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Модуль 1 Научные методы познания природы  
  Лекция 1 Наука и культура  
Модуль 2 Концепции современной физики  
  Лекция 2 Концепции пространства и времени в современном естествознании  
  Лекция 3 Корпускулярная и континуальная концепции описания природы  
  Лекция 4 Особенности организации материи в микромире  
  Лекция 5 Порядок и беспорядок в природе  
Модуль 3 Концепции химии и биологии  
  Лекция 6 Химические системы  
  Лекция 7 Биологический уровень организации материи  
  Лекция 8 Человек: физиология, здоровье, эмоции  
  Лекция 9 Биосфера и ее эволюция  
Заключение  
Библиографический список  
Приложение (справочное) Перечень ключевых слов  

Введение

Предметом курса «Современная научная картина мира» (СНКМ) выступает комплекс знаний о природе. Целью освоения дисциплины является содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра. Изучение дисциплины способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции (ОК) предполагают знание и понимание законов развития природы, общества и мышления, умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности. Большое значение имеет становление научного мировоззрения и изучение методологии современного естествознания. Многие методы исследования естественных наук являются общенаучными и широко применяются в других областях деятельности.

Формированию профессиональных компетенций (ПК) способствует знакомство с современной научной аппаратурой, методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Все это поможет студенту в будущем быть успешным на рынке труда.

В результате освоения дисциплины СНКМ формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

Направление 040400.62 «Социальная работа»

· использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

· владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, технологического и феноменологического (ОК-18);

· быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).


Модуль 1 Научные методы познания природы

 

Лекция 1

Наука и культура

1 Культура

2 Наука. Научный метод

3 История естествознания

4 Научные революции

5 Основные черты современной научной картины мира

Культура

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, духовных ценностей, совокупности отношений людей в системах человек-природа, человек-человек и самим к себе.

В понятии «культура» закрепляется общее отличие человеческой жизнедеятельности от других форм биологической жизни. Культура подразделяется на естественнонаучную и гуманитарную.

Естественнонаучная культура есть проявление общей культурной тенденции человека. Она опирается на знания. Основу естественнонаучного знания составляют естественные науки: математика, физика, химия, биология и др.

Гуманитарная (духовная) культура охватывает сферу сознания, духовной деятельности (познание, нравственность, воспитание, просвещение и т.д.). К гуманитарным наукам относятся право, философия, этика, эстетика, искусство, литература, религия и т.д.

 

Наука. Научный метод

Одной из форм культуры является наука. В общем понимании наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Научная деятельность включает в себя следующие элементы: субъект, объект, цель, средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта.

Социальные условия науки – это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе и государстве. Одним из важнейших условий функционирования науки является активность субъекта.

Со второй половины ХХ века о науке можно говорить как о непосредственной производительной силе.

Современная наука охватывает огромную область знания – около 15 тыс. дисциплин; научная информация в нашем веке удваивается за 10 – 15 лет. Основным связующим звеном между различными науками является человек.

Научный метод представляет собой процедуру получения научного знания, которая позволяет его получить, воспроизвести, проверить и передать другим. Американский философ Т. Кун выдвинул концепцию познания как непрерывную смену парадигм, т.е. моделей постановки проблем и методов их решения.

Наука начинается с проблем. При поиске научной истины ученые проходят несколько этапов:

1. Постановка проблемы на основе наблюдаемых фактов.

2. Формулирование одной или нескольких гипотез, основанных на уже известных фактах и некоторых допущениях.

3. Предсказание следствий из каждой гипотезы.

4. Проведение экспериментов с целью проверки правильности предсказанных следствий.

5. Формулировка заключения, в котором согласовываются гипотеза, логические следствия из нее и результаты проведенных экспериментов. Гипотеза становится теорией, если три указанные фактора согласуются между собой.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности и широте применимости в процессе научных исследований на всеобщие, общенаучные и частнонаучные. Всеобщие методы научного познания– диалектический и метафизический. Общенаучные методы научного познания: наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция. Частнонаучные (специальные) метод ы – методы, используемые только в рамках конкретной науки (спектральный анализ, хроматография, метод кольцевания птиц и др.)

Научное знание обычно выражается в законах науки, адекватно отражающих действительность.

 

3 История естествознания

В древнем мире наука зародилась из потребностей повседневной жизни. В древнем Египте необходимость восстановления земельных вех после разливов Нила привела к зарождению геометрии, подсчета урожая – к развитию арифметики, предсказания разливов – к появлению календаря.

Древние цивилизации Китая, Месопотамии и Египта накопили множество сведений о растениях и животных. В Китае было сделано множество открытий в астрономии. Но принято считать, что наука зародилась в древней Греции.

В древней Греции мы встречаем первую плеяду выдающихся “философов-натуралистов”, взгляды которых представляют первое выражение наивного материализма. Во времена господства римлян наука в Европе пришла в упадок. В первые века нашей эры накопленные знания сохранили и развивали арабы.

Современная наука зародилась в Европе. В Италии – Леонардо да Винчи (естественные науки, инженерия, математика). Н. Коперник заложил гелиоцентрическую систему мира.

В 17 в. Гильберт объяснил поведение стрелки компаса. Г. Галилей исследовал движение тел на Земле. Кеплер открыл законы движения планет вокруг Солнца.

Развитие биологии начался с эпохи Возрождения (16 век), когда для объяснения жизненных явлений стали использоваться данные химии и физики. Гарвей открыл, что кровь по кругу гонит сердце, выбрасывая ее при своем сокращении. Под микроскопом были обнаружено клеточное строение живых организмов.

И.Ньютон (1643-1727) открыл основные законы динамики. Была создана теория всемирного тяготения.

Лавуазье заложил основы современной химии. Ломоносов – материалистическое толкование химических явлений, формулировка законов сохранения массы и движения. В конце 18 века появляются категории органических и неорганических веществ.

В 18 в Дж.Уайт создал паровую машину. В конце 18 в. с помощью крупного телескопа была открыта планета Уран.

Пристли открыл, что растения выделяют кислород. Линней создал систему классификации живых организмов. В 1780 году Лавуазье и Лаплас на основании опытов пришли к выводу, что дыхание представляет собой очень медленное горение.

В 19 в. темп развития науки непрерывно возрастал. В области физики была обнаружена взаимосвязь электричества и магнетизма (Эрстед, Фарадей, Ампер, Максвелл). В конце века была открыта первая элементарная частица – электрон (Томсон), явление радиоактивности (Беккерель).

В 19 веке быстро развивалась биология клетки. В 1833 г. Броун описал ядро растительной клетки, в 1839 г. Шлейден и Шванн - ядрышко. В 1880 г. Флеминг описал хромосомы и митоз. 1859 г. Создана теория Дарвина. Луи Пастер заложил основы микробиологии. Г. Мендель установил генетическую природу наследственности.

В 1861 г. Бутлеров создал теорию химического строения органических соединений. 1869 г. – создание Менделеевым периодической системы элементов.

В 1900 г. Планк высказал гипотезу квантов. В начале 20 в. Эйнштейн создал специальную и общую теорию относительности. Резерфорд – планетарная модель атома. Были заложены основы квантовой механики (Бор, Гейзенберг, де Бройль, Шредингер и др.).

Морган и др. ученые разработали хромосомную теорию наследственности. Интенсивно развивается биохимия – открытие и исследование витаминов, гормонов, АТФ, химических компонентов клетки.

К середине XX в. относят начало глобальной научно-технической революции, знаменующей коренное, качественное преобразование производительных сил общества и небывалое ускорение научно-технического прогресса на основе быстрой реализации достижений науки во всех сферах человеческой деятельности. Сама научная деятельность в настоящее время тесно связана с революцией в средствах хранения и получения информации. Объектами современного научного познания становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и самоорганизацией.

Научные революции

В настоящее время сосуществуют три основные модели исторических реконструкций науки:

1 История науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс.

2 История науки как развитие через научные революции.

3 История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис).

В развитии науки имеются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира. Эти переломные этапы получили название научных революций. В работе “Структура научных революций” Т. Кун ввел понятие парадигмы. Переход от одной парадигмы к другой происходит в ходе научных революций.

Первую научную революцию обычно относят к XV-XVI вв. –Радикальное изменение миропонимания, произошедшее в эпоху Возрождения, связано в первую очередь с появлением гелиоцентрической системы мира Николая Коперника и учением о множественности миров Джордано Бруно.

Вторая научная революция пришлась на XVII-XVIII вв. и связана с именами Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Р. Декарта и др.

В середине XIX в. произошло несколько комплексных научных революций одновременно. Глобальная научная революция начала XX в. связана с пересмотром исходных представлений о пространстве и времени, созданием специальной и общей теории относительности, крушением механистической модели мира и созданием квантовой механики. К середине XX в. относят начало глобальной научно-технической революции.

Множество теорий, в совокупности описывающих известный человеку мир, синтезируется в единую научную картину мира, т.е. целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Мир, в котором мы живем, состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется общим закономерностям.

 

Электростатическое поле

Взаимодействие между покоящимися электрическими зарядами осуществляется через особую форму материи, называемую электростатическим полем. Покоящийся заряд создает в пространстве электростатическое поле, проявляющее себя в силовом действии на любой электрический заряд, помещенный в какую-либо его точку. Опыт показывает, что отношение силы , действующей на точечный заряд q, помещенный в данную точку электростатического поля, к величине этого заряда для всех зарядов оказывается одинаковым. Это отношение называется напряженностью электрического поля и является его силовой характеристикой:

Электрическое поле можно описать с помощью силовых линий, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора Силовые линии электростатического поля разомкнуты.

Заряды, помещенные в электростатическое поле, обладают потенциальной энергией. Отношение потенциальной энергии W положительного точечного заряда q, помещенного в данную точку поля, к величине этого заряда является энергетической характеристикой электростатического поля и называется потенциалом:

φ = W/q

Для графического изображения распределения потенциала электростатического поля, как и в случае поля тяготения, используют эквипотенциальные поверхности.

Опытным путем установлено, что для электростатического поля справедлив принцип суперпозиции: электростатическое поле порождаемое несколькими зарядами, равно векторной сумме электростатических полей , порождаемых каждым зарядом в отдельности:

.

По электрическим свойствам все вещества подразделяются на проводники, полупроводники и диэлектрики (изоляторы). Вещества, проводящие электрический ток, называются проводниками. Диэлектриками называются вещества, не способные проводить электрический ток.

Опыт показывает, что электрическое поле внутри проводника (например, металла) всегда равно нулю.

Под действием электрического поля диэлектрик поляризуется и электрическое поле внутри его становится меньше внешнего. Диэлектрической проницаемостью диэлектрика ε называется безразмерная величина, показывающая во сколько раз напряженность электрического поля в диэлектрике Е меньше, чем напряженность электрического поля в

вакууме Е 0:

ε = Е 0

2 Магнитное поле

Опыт показывает, что в пространстве, окружающем токи и постоянные магниты, возникает силовое поле, называемое магнитным. Наличие магнитного поля обнаруживается по силовому действию на внесенные в него проводники с током и постоянные магниты.

Электрическое поле действует как на неподвижные, так и на движущиеся в нем электрические заряды. Важнейшая особенность магнитного поля состоит в том, что оно действует только на движущиеся в этом поле электрические заряды.

За направление магнитного поля в данной точке принимается направление, вдоль которого свободно устанавливается ось тонкой магнитной стрелки в направлении с юга на север или положительная нормаль к плоскому контуру с током.

Количественной характеристикой магнитного поля является вектор магнитной индукции . Магнитная индукция в данной точке численно равна максимальному вращающему моменту, действующему на плоскую рамку с током с магнитным моментом 1 А×м2:

B=M max./ p m.

Магнитное поле изображают с помощью силовых линий – линий, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора магнитной индукции . Силовые линии магнитного поля замкнуты.

Все вещества, помещенные в магнитное поле, намагничиваются, т.е. являются магнетиками. В любом теле существуют микроскопические токи, обусловленные движением электронов в атомах и молекулах. Эти токи называются микротоками, в отличие от макротоков, текущих в проводниках. Эти микротоки создают свое магнитное поле и могут поворачиваться в магнитных полях макротоков. В зависимости от поведения в магнитном поле все вещества делятся на диа-, пара- и ферромагнетики.

Вещества, намагничивающиеся во внешнем магнитном поле против направления поля, называются диамагнетиками. Атомы диамагнетиков не имеют собственных магнитных моментов. Во внешнем магнитном поле электронные орбиты совершают прецессионное движение вокруг направления внешнего магнитного поля, что эквивалентно круговому току. Так как этот микроток индуцирован внешним магнитным полем, то согласно правилу Ленца, он создает магнитное поле, направленное против внешнего. Такие наведенные поля атомов складываются и создают собственное магнитное поле вещества, ослабляющее внешнее магнитное поле.

Вещества, намагничивающееся по направлению внешнего магнитного поля, называются парамагнетиками. У парамагнетиков атомы имеют собственные магнитные моменты. Магнитное поле стремится установить магнитные моменты атомов вдоль , тепловое движение стремится разбросать их равномерно по всем направлениям. В результате устанавливается некоторая преимущественная ориентация магнитных моментов вдоль магнитного поля. Диамагнитный эффект наблюдается и в парамагнетиках, но он значительно слабее, поэтому остается незаметным.

Существуют еще сильномагнитные вещества, называемые ферромагнетиками. Намагниченность ферромагнетиков в огромное число раз превосходит намагниченность диа- и парамагнетиков. Важной особенностью ферромагнетиков является существование гистерезиса и остаточной намагниченности (в отсутствии внешнего магнитного поля), что делает возможным изготовление постоянных магнитов. Основы теории ферромагнетизма были созданы Я.И. Френкелем и В. Гейзенбергом (1928).

 

Основные идеи синергетики

Постулат о способности материи к саморазвитию был введен в философию достаточно давно, однако в естественных науках долгое время господствовало убеждение, что материи изначально присуща тенденция к разрушению всякой упорядоченности. Такой взгляд на вещи был сформирован под воздействием равновесной термодинамики. Однако, после замены стационарной модели Вселенной на динамическую, стало ясно, что для сохранения непротиворечивости общей картины мира, в которой ясно просматривается усложнение материальных объектов – от элементарных частиц в первые мгновения после Большого взрыва до звездных и галактических систем – необходимо постулировать у материи наличие не только разрушительной, но и созидательной тенденции. Материя способна совершать работу и против термодинамического равновесия, самоорганизовываться и самоусложняться. Теория самоорганизации в настоящее время развивается по нескольким направлениям: синергетика (Г. Хакен), неравновесная термодинамика (И. Пригожин) и др. Под самоорганизацией понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложных и упорядоченных форм организации к более сложным и упорядоченным.

Объектом синергетики являются системы, удовлетворяющие как минимум двум условиям:

1) системы должны быть открытыми, т.е. обмениваться веществом или энергией с внешней средой;

2) системы должны быть существенно неравновесными, т.е. находиться в состоянии, далеком от термодинамического равновесия.

В обобщенном виде новизну синергетического подхода можно сформулировать следующими позициями:

1. Хаос не только разрушителен, но и созидателен, конструктивен; развитие осуществляется через неустойчивость (хаотичность).

2. Линейный характер эволюции сложных систем, к которым привыкла классическая наука, не правило, а скорее исключение: развитие большинства сложных систем носит нелинейный характер. Для сложных систем всегда существует несколько возможных путей эволюции.

 

Типы химических связей

Химическая связь – это взаимодействие, удерживающее два или несколько атомов, молекул или любую комбинацию из них. По своей природе химическая связь представляет собой электрическую силу притяжения между отрицательно заряженными электронами и положительно заряженными атомными ядрами. Величина этой силы притяжения зависит главным образом от электронной конфигурации внешней оболочки атомов.

Способность атома образовывать химические связи характеризуется его валентностью. Электроны, участвующие в образовании химической связи, называются валентными.

Различают несколько типов химических связей: ковалентную, ионную, водородную, металлическую.

При образовании ковалентной связи происходит частичное перекрывание электронных облаков взаимодействующих атомов, образуются электронные пары. Ковалентная связь оказывается тем прочнее, чем в большей степени перекрываются взаимодействующие электронные облака.

Различают полярную и неполярную ковалентные связи.

Если двухатомная молекула состоит из одинаковых атомов (H2, N2), то электронное облако распределяется в пространстве симметрично относительно обоих атомов. Такая ковалентная связь называется неполярной (гомеополярной). Если же двухатомная молекула состоит из разных атомов, то электронное облако смещено к атому с большей относительной электроотрицательностью. Такая ковалентная связь называется полярной (гетерополярной). Примерами соединений с такой связью могут служить HCl, HBr, HJ.

В рассмотренных примерах каждый из атомов обладает одним неспаренным электроном; при взаимодействии двух таких атомов создается общая электронная пара – возникает ковалентная связь. В невозбужденном атоме азота имеется три неспаренных электрона, за счет этих электронов азот может участвовать в образовании трех ковалентных связей (NH3). Атом углерода может образовать 4 ковалентных связи.

Перекрывание электронных облаков возможно только при их определенной взаимной ориентации, при этом область перекрывания располагается в определенном направлении по отношению к взаимодействующим атомам. Другими словами, ковалентная связь обладает направленностью.

Энергия ковалентных связей находится в пределах 150–400 кДж/моль.

Химическая связь между ионами, осуществляемая электростатическим притяжением, называется ионной связью. Ионную связь можно рассматривать как предел полярной ковалентной связи. В отличие от ковалентной связи ионная связь не обладает направленностью и насыщаемостью.

Важным типом химической связи является связь электронов в металле. Металлы состоят из положительных ионов, которые удерживаются в узлах кристаллической решетки, и свободных электронов. При образовании кристаллической решетки валентные орбитали соседних атомов перекрываются и электроны свободно перемещаются из одной орбитали в другую. Эти электроны уже не принадлежат определенному атому металла, они находятся на гигантских орбиталях, которые простираются по всей кристаллической решетке. Химическая связь, осуществляемая в результате связывания положительных ионов решетки металла свободными электронами, называется металлической.

Между молекулами (атомами) веществ могут осуществляться слабые связи. Одна из самых важных – водородная связь, которая может быть межмолекулярной и внутримолекулярной. Водородная связь возникает между атомом водорода молекулы (он заряжен частично положительно) и сильно электроотрицательным элементом молекулы (фтор, кислород и т.п.).

Энергия водородной связи значительно меньше энергии ковалентной связи и не превышает 10 кДж/моль. Однако этой энергии оказывается достаточно для создания ассоциаций молекул, затрудняющих отрыв молекул друг от друга. Водородные связи играют важную роль в биологических молекулах (белках и нуклеиновых кислотах), во многом определяют свойства воды.

Силы Ван-дер-Ваальса также относятся к слабым связям. Они обусловлены тем, что любые две нейтральных молекулы (атома) на очень близких расстояниях слабо притягиваются из-за электромагнитных взаимодействий электронов и ядер одной молекулы с электронами и ядрами другой.

 

Популяции

Совокупность постоянно тесно связанных между собой организмов одного вида, существующего на определенной территории, называется популяцией. Популяция является единицей эволюции.

При попадании в новую среду обитания вид может найти там благоприятные условия, что приводит к резкому увеличению численности популяции, которое продолжается дл тех пор, пока не сформируется стабильная популяция. Примером может служить завоз кроликов в Австралию в конце 18 века. Их бесконтрольное размножение в отсутствии естественных врагов привело к настоящему бедствию, так как они уничтожали урожай. Проблема случайного занесения нежелательных растений, насекомых, животных, бактерий и т.д. стала особенно актуальной в наши дни, когда средства транспорта стали массовыми, быстрыми и доступными. Поэтому важным является контроль на границе за ввозимыми товарами.

В пределах одной популяции особи образуют группы. Например, стая рыб, стадо оленей и пр. Внутри групп существует своя структура.

 

Биоценозы

Совокупность совместно обитающих и взаимно связанных организмов разных видов называют биоценозами. При этом имеется в виду вся совокупность живых существ – растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию на данной территории. Участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют биотопом.

Существует видовая структура биоценоза, пространственная структура биоценоза и э кологическая структура биоценоза. Основу возникновения и существования биоценозов представляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же биотоп. Это могут быть отношения “ хищник - жертва”, “паразит - хозяин”, комменсализм, мутуализм, нейтрализм, аменсализм, конкуренция.

Комменсализмом называются такие межвидовые отношения, когда деятельность одного вида доставляет пище или убежище другому. Примером может служить отношения львов и гиен.

Мутуализмом называются взаимовыгодные отношения видов. Например, лишайники.

Нейтрализмом называется сожительство видов на одной территории, которое не несет для них ни отрицательных, ни положительных последствий. Например, белки и лоси в лесу.

Аменсализмом называется такие межвидовые отношения, когда для одного вида совместное обитание приносит вред, а другому безразлично. Например, трава под елью испытывает угнетение роста из-за затенения, а ели соседство безразлично.

Конкуренция возникает между видами со сходными экологическими требованиями. Это форма отношений отрицательно сказывается на обоих взаимодействующих партнерах.

Положение вида, которое он занимает в общей системе биоценоза, комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды называют экологической нишей вида.

 

Экосистемы. Биосфера.

Заключение

 

Влияние науки на все сферы жизни неоспоримо. Естественнонаучные открытия и технические достижения оказали гораздо большее влияние на жизнь каждого человека и судьбы цивилизации в целом, чем действия политиков прошлого. В наши дни это влияние стремительно возрастает.

В современном обществе в научные разработки и технологическую деятельность вовлечены миллионы людей. Работа их определяет судьбы миллиардов, поэтому без глубокого освоения идей, языка и методов современной науки невозможно разумно управляемое развитие человеческой цивилизации.

Многочисленные кризисы, в том числе и экологический кризис, вызваны не развитием науки и техники, а недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний. Особенно важным в наше время является уровень культуры и образования руководителя. Будущие руководители производства, менеджеры и экономисты должны обладать широким кругозором и научным мировоззрением. Это позволит им не принимать безответственных решений, не удовлетворять бесконтрольно человеческие потребности в ущерб окружающей среде. Люди, избравшие карьеру управленца, экономиста, должны понимать естественнонаучную сущность анализируемых объектов, проблем и современных технологий.

Изучение основных явлений и идей современного естествознания, овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики; химии и биологии приобретают в современном мире социальную значимость. Естественнонаучные знания становятся фактором конкуренции, обеспечивая фундаментальность образования, мобильность и успешность на рынке труда.

 

Библиографический список

Основная литература

1 Белкин, П.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов по гуманитар. специальностям. / П.Н. Белкин. – М.: Высш. шк., 2004. – 335 с.

2 Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. / Т.Я. Дубнищева. – 3-е изд. – М.: Маркетинг; Новосибирск: ЮКЭА, 2001. – 832 с.

3 Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Т.Я. Дубнищева. – 4-е изд. – М.: ЮКЭА, 2005. – 832 с.

4 Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. / С.Х. Карпенков. – 2-е изд. испр. – М.: Высш. шк., 2001. – 335 с.

5 Торосян, В.Г. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. / В.Г. Торосян. – М.: Высш. шк., 2002. – 208 с.

 

Дополнительная литература

1 Бабушкин, А.Н. Современные концепции естествознания: лекции по курсу. / А. Н. Бабушкин. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 221 с.

2 Бабушкин, А.Н. Современные концепции естествознания: курс лекций / А.Н. Бабушкин. – 4-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; М.: Издательство «Омега-Л», 2004. – 224 с.

3 Баранцев, Р.Г. Синергетика в современном естествознании / Р.Г. Баранцев. – М.: УРСС, 2003. – 141 с.

4 Горбачев, В.В. Концепции современного естествознания. Интернет-тестирование базовых знаний / В.В. Горбачев, Н.П. Калашников, Н.М. Кожевников. – СПб.: Издательство «Лань», 2010. – 208 с.

5 Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учебное пособие. / В.Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2000. – 608 с.

6 Грин, Б. Элегантная Вселенная: Суперструны, cкрытые размерности и поиски окончательной теории. / Б. Грин. – М.: УРСС, 2004. – 249 с.

7 Грушевицкая, Т.Г. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.

8 Гусейханов, М.К. Концепции современного естествознания: учебник. / М.К. Гусейханов, О.Р. Раджабов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 540 с.

9 Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. / Т.Я. Дубнищева. – М.: Маркетинг; Новосибирск: ЮКЭА, 2000. – 832 с.

10 Дубнищева, Т.Я. Современное естествознание: учебное пособие. / Т.Я. Дубнищева, А.Ю. Пигарев. – 2-е изд. – М.: Маркетинг; Новосибирск: ЮКЭА, 2000. – 160 с.

11 Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах: учебное пособие / Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2003.– 406 с.

12 Дягилев, Ф.М. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов. / Ф.М. Дягилев. – М.: ИМПЭ, 1998. – 192 с.

 

 

13 Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов. / С.Х. Карпенков. – М.: Высш. шк., 2000. – 335 с.

14 Кожевников, Н.М. Концепции современного естествознания. / Н.М. Кожевников. – 4-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. – 384 с.

15 Концепции современного естествознания: учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 317 с.

16 Кузнецов, В.И. Естествознание: учебное пособие для вузов. / В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гутина. – 2-е изд. – М.: Агар, 1996. – 384 с.

17 Лихин, А.Ф. Концепции современного естествознания: электронный учебник. [СD]. – М.: КНОРУС, 2010.

18 Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: учебник / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 287 с.

19 Садохин, А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. / А.П. Садохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

20 Современное естествознание: энциклопедия в 10 т. / Под ред. В.Н. Сойфер. – М.: Магистр-Пресс. – 2000. – Т. 2. Общая биология. – 344 с.

21 Современное естествознание: энциклопедия в 10 т. / Под ред. В.Н. Сойфер – М.: Магистр-Пресс. – 2000. – Т. 6. Общая химия. – 320 с.

22 Современное естествознание: энциклопедия в 10 т. / Под ред. В.Н. Сойфер – М.: Магистр-Пресс. – 2000. – Т. 9. Наука о Земле. – 368 с.

 

Электронные учебники

Общие порталы

23 Университетская библиотека Online [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система: база данных содержит электронные учебники для вузов / ООО «Директмедиа Паблишинг». – М., 2006 –. – Режим доступа: www.biblioclub.ru.

24 Ibooks.ru [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система: база данных содержит электронные учебники по высшей школе / Основатель проекта А.М. Коновалов; ЗАО «Айбукс». – СПб., 2010 –. – Режим доступа: www.ibooks.ru.

 

Электронные учебники

25 Михайлов, Л.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов [Электронный ресурс] / Л.А. Михайлов. – СПб.: Питер, 2008. – 335 с. – Режим доступа: http://www/ibooks.ru/

26 Садохин, А.П. Концепции современного естествознания. [Электронный ресурс] / А.П. Садохин. – М.: Омега-Л, 2010 – 240 с. – Режим доступа: http:// www.biblioclub.ru.

27 Габриелян, О.С. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / О.С. Габриелян, Э.В. Дюльдина, С.П. Клочковский. – М.: Дрофа, 2009 – 208 с. – Режим доступа: http:// www.biblioclub.ru.

28 Кащеев, С.И. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] / С.И. Кащеев. – М.: IPR MEDIA, 2008 – 244 с. – Режим доступа: http:// www.biblioclub.ru.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Модуль 1 Научные методы познания природы  
  Лекция 1 Наука и культура  
Модуль 2 Концепции современной физики  
  Лекция 2 Концепции пространства и времени в современном естествознании  
  Лекция 3 Корпускулярная и континуальная концепции описания природы  
  Лекция 4 Особенности организации материи в микромире  
  Лекция 5 Порядок и беспорядок в природе  
Модуль 3 Концепции химии и биологии  
  Лекция 6 Химические системы  
  Лекция 7 Биологический уровень организации материи  
 






Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.