Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ





КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

Экз. №_____

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф кандидат медицинских наук, доцент   С. Сидельников   «____»______________ 2015 года

ЛЕКЦИЯ

Дисциплина: БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль: Безопасность жизнедеятельности

Тема № 1.4 «Защита населения от вредных и опасных факторов

Природного и антропогенного происхождения»

 

Для студентов, обучающихся по специальности:

31.05.02 – Педиатрия

 

 

САРАТОВ

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 5 мин.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения.  
2. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности. 30 мин.
3. Основы организации и мероприятия защиты населения от вредных и опасных факторов природного и антропогенного происхождения. 15 мин.
4. Общая характеристика и классификация защитных средств. 25 мин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5 мин.
Итого 90 мин.

 

ЛИТЕРАТУРА:

а) основная литература:

1. Федеральный закон 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3. Федеральный закон 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиоло-гическом благополучии населения»

4. Федеральный закон 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

5. Федеральный закон 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».

6. Постановление Правительства РФ 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

7. Постановление Правительства РФ 1996 года № 924 «О силах и средствах единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

8. Постановление Правительства РФ 2007 года № 804 «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации».

 

б) дополнительная литература:

9. Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: Учебник для вузов/ Под ред. В.А. Пучкова.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 684 с. – (Фундаментальный учебник).

10. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ В.Ю. Микрюков. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 560 с.

11. Организация медицинской службы гражданской обороны Российс-кой Федерации / Под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова - М.: Медицина для Вас, 2003. - 212 с.

12. Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: Учебник для медицинских вузов / Под ред. П.И. Сидорова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 1040 с.

13. Безопасность жизнедеятельности: Учебно- методический комплекс дисциплины / В.С. Сергеев. – М.: Акабемический Проект, 2010. – 558 с.

14. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях: Уч. Пособие/ В.И.Сахно, Г.И. Захаров, Н.Е. Карлин, Н.М. Пильник. - СПб.: ООО "Издательство ФОЛИАНТ", 2003. - 248с.

15. Основы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях/ Под ред. проф. Н.Н. Винничука, проф. В.В.Давыдова. - Санкт-Петербург. Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия. "ЭЛБИ-СПб", 2003. – 189с.

16. Медицина катастроф: курс лекций/ Аминев Р.М., Сероглазов С.В., Вовк О.И., Кулага В.П. – Оренбург: Оренб. гос. мед. академия, 2008. - 236с.

17. Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: Учебник для медицинских вузов / Под ред. П.И. Сидорова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 1040 с.

 

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) наглядные пособия: мультимедийная презентация лекции.

б) технические средства:

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор.

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени было и остается одной из главных задач органов управления всех степеней.

Подготовка необходимых сил и средств (финансовых и материальных) для их осуществления, обучение населения способам защиты, их оповещение и информация должны осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления.

С этой целью при органах исполнительной власти и местного самоуправления предусматривается создание постоянно действующих органов управлений, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий.

Мероприятия по снижению размеров ущерба, возможных потерь и разрушений должны осуществляться заблаговременно, с учетом экономических возможностей и степени реальной опасности возникновения последствий ЧС, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

В современных условиях необходимо четко представлять соединение комплексов (групп) мероприятий по защите населения, их состав и основные средства, обеспечивающие достижение наиболее эффективных результатов по повышению безопасности и защиты населения в ЧС мирного времени. При этом предполагается, что информация о возникновении ЧС и обстановке, складывающейся на отдельных объектах или территориях, своевременно доведена до различных категорий населения.

В настоящее время важно рассмотреть содержание и особенности осуществления комплекса мероприятий и отдельных групп, направленных на развитие и совершенствование средств и способов комплексной защиты населения в различных ЧС мирного и военного времени.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Защита населения в ЧС включает совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий единой системы, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровья от поражающих факторов и воздействий источников ЧС.

Основными принципами защиты населения являются:

- заблаговременность подготовки и осуществление защитных мероприятий по всей территории Российской Федерации;

- дифференцированный подход к определению характера, объёма и сроков проведения этих мероприятий;

- комплексность проведения мероприятий для наиболее надёжной защиты населения и обеспечения устойчивой работы всех сфер деятельности.

З а б л а г о в р е м е н н о с т ь п о д г о т о в к и включает:

- накопление средств индивидуальной защиты;

- накопление фонда защитных сооружений и их готовность к постоянной эксплуатации;

- надёжную подготовку к своевременному проведению эвакуации населения и рассредоточения рабочих и служащих;

Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н ы й п о д х о д выражается в том, что характер и объём защитных мероприятий устанавливается в зависимости от нахождения территории или объекта в той или иной группе по гражданской обороне.

К о м п л е к с н о с т ь м е р о п р и я т и й заключается в эффективном применении способов и средств защиты и в согласованном осуществлении их со всеми мероприятиями по защите населения.

Основополагающими нормативными документами в области защиты населения и территорий от ЧС являются Федеральные законы:

- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ;

- О гражданской обороне от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ;

- Об обороне от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ.

Их дополняют Постановление Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Постановление Правительства РФ № 924 от 3 августа 1996 года «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» включает в себя 8 глав.

В главе 1 Закона «Общие положения» разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности информации о ЧС. Глава 2 посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ; глава 3 - принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС; глава 4 определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС; глава 5 связана с подготовкой населения к ЧС; глава 6 - с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; глава 7 - с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области; глава 8 посвящена международным договорам по защите от чрезвычайных ситуаций.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (дополнен Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, Федеральным законом от 19 июня 2007 г. № 103) включает в себя 6 глав:

- глава 1: Общие положения. В этой главе даётся определение гражданской обороне, раскрываются основные задачи в области гражданской обороны, определяется порядок правового регулирования, указываются основные принципы организации и ведения гражданской обороны;

- глава 2: Полномочия органов государственной власти Российской Феде-рации в области гражданской обороны.В этой главе определены полномочия Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны;

- глава 3: Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

- глава 4: Руководство гражданской обороной.В этой главе определены руководящие органы гражданской обороны на всех уровнях исполнительной власти, органы управления гражданской обороной и службы гражданской обороны;

- глава 5: Силы гражданской обороны. В этой главе дано определение силам гражданской обороны, определён статус военнослужащих войск гражданской обороны, указан метод комплектования аварийно-спасательных формирований;

- глава 6: Заключительные положения.Она указывает порядок финанси-рования гражданских организаций гражданской обороны и определяет ответственность за нарушение законодательства РФ в области гражданской обороны.

В Федеральном Законе от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» отмечается, что организация обороны наряду с подготовкой к военным действиям Вооруженных Сил включает в себя и проведение таких мероприятий, как:

- планирование перевода органов государственной власти и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- мобилизационную подготовку органов государственной власти всех уровней и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне.

Кроме названных нормативно-правовых актов за последние годы Правительством РФ принято целый ряд постановлений, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

 

 

ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 90-х годах ХХ века нашлось немало скептиков утверждающих, что такая организация как гражданская оборона не нужна России. Они мотивировали это тем, что во-первых, произошли благоприятные внешнеполитические перемены в отношении России и стран-членов НАТО. Во-вторых, в этот период сложилась сложная экономическая ситуация внутри страны, а все мероприятия проводимые в целях поддержания сил и средств гражданской обороны требуют не малых финансовых затрат. В третьих, в связи с новой концепцией современной войны, вопросами защиты населения могут заниматься или главы муниципалитетов, или директора предприятий на своё усмотрение исходя из сложившейся обстановки. Однако опыт минувших военных конфликтов убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует.

Как известно, наши Вооруженные Силы руководствуются военной доктриной носящей оборонительный характер. Однако принятие её у нас, не стало поводом для пересмотра военных доктрин США и блока НАТО в целом. У них, как и прежде сохраняется приверженность политике силы. Военные планы США строятся на ведении боевых действий на чужой территории и допускают нанесение превентивных ударов «по подозрению», причем, эти удары должны быть массированными, для подавления сопротивления «на начальном этапе войны». Так это было в Югославии, Афганистане, Ираке.

Отсюда следует только один вывод – необходимо совершенствовать гражданскую оборону нашего государства.

В этом направлении ведутся работы не только у нас, но и в других странах. Так, в предвыборной платформе Республиканской партии США говорится: «Признавая нашу ответственность за обеспечение оптимальной защиты американского народа от последствий террористических актов, аварий и войны, мы считаем, что гражданская оборона должна получить высокий приоритет».

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что способность государства защитить своих граждан от опасностей мирного и военного времени – неотъемлемая часть успешной политики и эффективности властных структур в любой стране, и что одной из основных составляющих реализации этой способности является гражданская оборона.

Гражданской обороны

Как уже говорилось выше федеральная МСГО организуется по территориально-производственному принципу на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения и имеет четыре уровня.

В состав МСГО каждого уровня входят: руководство, органы управления, формирования (гражданские организации гражданской обороны) и учреждения.

К руководству относятся начальники МСГО на всех уровнях.

Начальниками МСГО являются:

• федеральной МСГО - первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;

• субъектов Российской Федерации, городов, городских районов - руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, городов, городских районов;

• сельских округов - главные врачи округов (главные врачи центральных районных больниц);

• организаций - главные врачи медико-санитарных частей или заведующие здравпунктами этих организаций.

Руководство обеспечивает подготовку формирований и учреждений МСГО, ор­ганизует их развертывание и работу, осуществляет контроль деятельности орга­нов управления.

 

Условные обозначения:

БСМП - бригады специализированной медицинской помощи

СЭО - санитарно-эпидемиологический отряд

СЭБ - санитарно-эпидемиологическая бригада

СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада

ГЭР - группа эпидемиологической разведки

МО - медицинский отряд

ХПГ - хирургический подвижной госпиталь

ТТПГ - токсико-терапевтический подвижной госпиталь

ИПГ - инфекционный подвижной госпиталь

АЛ - аптечная летучка

ГБ - головная больница

МПБ - многопрофильная больница

ПБ - профилированная больница

 

Органы управления МСГО представлены штатными органами управления здравоохранением и штабами медицинской службы гражданской обороны субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов.

Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО для оперативного руководства силами и средствами службы. Работу штаба возглавляет заместитель руководителя здравоохранения по специальной работе. Состав штаба утверждается руководителем органа управления здравоохранения.

Начальником штаба назначается заместитель руководителя органа управления здравоохранением. Заместителем начальника штаба МС ГО является начальник Второго управления (отдела, сектора) органа управления здравоохранением. Членами штаба МС ГО являются:

· руководители структурных подразделений соответствующего органа управления здравоохранением;

· главный государственный санитарный врач административной территории;

· главные медицинские специалисты;

· главный врач станции переливания крови;

· директор территориального центра медицины катастроф (на федеральном уровне директор Всероссийского центра медицины катастроф "Защита"является заместителем начальника штаба МС ГО);

· представители комитетов Российского общества Красного Креста;

· руководитель производственного объединения «Фармация;

· руководитель производственного объединения «Медтехника»;

· представители других государственных, общественных и частных организаций, привлекаемых к медицинскому обеспечению населения в военное время.

На штабы МСГО возложена разработка плана перевода и перевод здравоохранения на организацию и штаты военного времени, а также организация и проведение боевой и специальной подготовки персонала и медицинских учреждений.

Формирования медицинской службы ГО предназначены для ведения медицинской и биологической разведки, оказания медицинской помощи пораженным, проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, для ухода за пораженными, а также могут действовать в составе группировки сил ГО как самостоятельно (ОПМ, ИПГ, ППГ, СЭО и др.), так и в составе формирований ГО общего назначения или служб (СД).

В зависимости от подчиненности формирования МС ГО подразделяются на объектовые и территориальные.

К объектовым формированиям относятся санитарные посты и санитарные дружины.

К территориальным формированиям МСГО относятся:

• медицинские отряды;

• подвижные госпитали (токсико-терапевтические, инфекционные, хирургические и другие);

• бригады специализированной медицинской помощи;

• санитарно-эпидемиологические отряды;

• санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);

• специализированные противоэпидемические бригады;

• группы эпидемиологической разведки.

Территориальные формирования МС ГО по своему предназначению подразделяются на следующие группы:

1. Формирования, предназначенные для оказания первой врачебной помощи: медицинские отряды;

2. Формирования, предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи: подвижные госпитали, бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

3. Формирования, предназначенные для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) и санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Общей характерной особенностьюмедицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очаге поражения (исключение состав­ляют бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для ра­боты в лечебных учреждениях загородной зоны). При этом каждое формирование выполняет определенный, заранее установленный для него конкретный перечень ле­чебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. После выполнения задач в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учрежде­ния-формирователи для работы в их составе.

Способы защиты населения

Основными способами защиты населения при ЧС являются:

- оповещение;

- укрытие в защитных сооружениях;

- использование средств индивидуальной защиты, в том числе медицинских;

- эвакуация и рассредоточение;

- специальная обработка;

- медицинская реабилитация.

 

ОПОВЕЩЕНИЕ

Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения стихийных бедствий, крупных производственных аварий и ка­тастроф (особенно в районах размещения таких потенциально опасных объектов, как атомные станции, химические предприятия, гидроузлы) является оповещение.

Сигналом оповещения гражданской обороны называется условный сигнал, передаваемый по системе оповещения и являющийся командой для осуществления определённых мероприятий органа управления по делам ГО и ЧС и населением.

В целях обеспечения своевременного и надежного оповещения об угрозе ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!». Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и действий в ЧС, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях. Сообщение передается несколько раз в течение 5 минут.

Для оповещения населения в ходе военных действий, установлены следующие сигналы ГО: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоге», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, ХОО, гидроузлах и других объектах, где велика опасность аварий и катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только работающую смену этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи от них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима.

Границы таких зон определяются заранее:

- в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км. вокруг объекта (включая поселок объекта);

- в районах размещения химически опасных объектов - до 2,5 км. вокруг объекта;

- в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - 6 км. от объектов.

Убежища.

Убежища – это инженерные защитные сооружения, предназначенные для защиты населения от:

- всех поражающих факторов ядерного взрыва;

- отравляющих веществ и бактериологических средств;

- отравления продуктами горения и поражения сильнодействующими отравляющими веществами;

- горючих огнесмесей и теплового воздействия при пожарах.

Все убежища должны отвечать следующим требованиям:

- строиться на участках местности, не подвергающихся затоплению;

- иметь входы и выходы с той же степенью защиты, что и основные помещения, а на случай завала их - аварийные выходы;

- иметь свободные подходы, где не должно быть сгораемых или сильно дымящих материалов;

- иметь основные помещения высотой не менее 2,2 м и уровень пола, находящийся выше уровня грунтовых вод не менее чем на 20 см.

Характерным признаком убежища является:

- наличие равнопрочных герметических конструкций;

- наличие фильтровентиляционных устройств, с помощью которых создаются условия для пребывания в убежищах укрываемых в течение двух и более суток;

- наличие систем жизнеобеспечения;

- герметичные входы и выходы;

- наличие запасного выхода оканчивающимся оголовком.

Убежища квалифицируются:

- по защитным свойствам;

- по вместимости;

- по месту расположения;

- по времени возведения.

По защитным свойствам от ударной волны ядерного взрыва убежища подразделяются на классы:

- сооружения 1 класса должны выдерживать нагрузку в 10 кг/см2

- сооружения 2 класса …………………………………… 5 кг/см2

- сооружения 3 класса …………………………………… 3 кг/см2

- сооружения 4 класса …………………………………… 2 кг/см2

- сооружения 5 класса …………………………………… 1 кг/см2

По вместимости убежища подразделяются на:

- малые - до 150 человек;

- средние - от 150 до 600 человек;

- большие – от 600 и более человек.

По месту расположения убежища могут быть встроенные и отдельно стоящие. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных и цокольных помещениях зданий, а к отдельно стоящим - расположенные вне зданий. В качестве защитных сооружений будут также использовать метрополитен и переходные тоннели.

По времени возведения убежища бывают: построенные заблаговременно еще в мирное время и быстровозводимые, строящиеся при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ. Возводятся такие сооружения в короткие сроки (в течении нескольких суток) из железобетонных сборных конструкций, а иногда из лесоматериалов. Вместимость их, как правило, небольшая – от 50 до 350 человек.

Организация обслуживания убежищ возлагается на службу убежищ и укрытий ГО. На каждое убежище выделяется группа обслуживания состоящее из 5 – 20 человек. Каждая группа состоит из:

- командира группы и его заместителя. Командир группы является комендантом убежища.

- звено по заполнению и размещению укрываемых;

- медицинское звено;

- звено связи и разведки;

- звено обслуживания ФВО;

- звено электроснабжения;

- звено водоснабжения и канализации.

Звено отвечает за:

- организованный завод и вывод населения из убежища;

- соблюдение правил нахождения населения в убежище;

- бесперебойную работу фильтровентиляционного и дизельного оборудования;

- оказание медицинской помощи населению находящемуся в убежище;

- соблюдением санитарно-гигиенических норм в убежище;

- сохранность продуктов питания, воды и оборудования убежища.

Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся: помещения для укрываемых (отсеки), пункт управления, медицинский пункт или санитарный пост; в убежищах лечебных учреждений, также операционно-перевязочные и операционно-стерилизационные.

К вспомогательным – фильтровентиляционное помещение (ФВП), раздельные (для мужчин и женщин) санитарные узлы (СУз), защищенные дизельные электростанции, электрощитовая, помещения для хранения продовольствия, станция перекачки, баллонная, тамбур, тамбур-шлюз.

Помещения для укрываемых (отсеки): Высота помещений должна составлять от 230 до 300 см. Если высота помещения составляет 230 см, то устанавливаются двух ярусные нары, а при высоте 300 см и более – трёх ярусные: нижние места для сидения предусматриваются размером 50 х 50 см, места для лежания – 55 х 180 см на человека. Количество мест для сидения при двух ярусном размещении должно составлять 80 %, а при трёх ярусном – 70 %.

Фильтровентиляционное оборудование (ФВО) предназначено для очистки наружного воздуха и подачи его в убежище. При включении фильтро-вентиляционного агрегата создаётся искусственная приточная вентиляция. Она способствует созданию в помещениях необходимых санитарно-гигиенических условий. Вместе с тем, при подаче очищенного воздуха создаётся избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению заражённого воздуха внутрь сооружения. Герметичность убежища определяется воздушным подпором. Убежище считается герметичным, если избыточное давление поддерживается на уровне 2-5 мм вод. ст., при подаче воздуха, равной половине объёма основного помещения.

В настоящее время приняты 3 вентиляционных режима эксплуатации сооружений:

- 1 режим - режим чистой вентиляции;

- 2 режим - режим фильтро - вентиляции;

- 3 режим - режим полной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха.

Режим чистой вентиляции является режимом мирного времени, когда наружный воздух очищается от пыли. Этот режим может продолжаться в течении 48 часов.

Режим фильтро-вентиляции является режимом военного времени. Через ФВО в сооружение подаётся воздух, очищенный от вредных примесей, веществ и пыли. В режиме фильтро-вентиляции допускается вход людей в сооружение и выход из него в заражённой атмосфере. С помощью табельных средств индикации периодически контролируется чистота поступающего наружного воздуха и возможность заноса ОВ. Этот режим может продолжаться в течении 12 часов.

Режим полной изоляции является важнейшим боевым режимом. Он характеризуется выключением всех вентиляционных систем, созданием подпора 2 кгс/м², а так же полным запрещением входа (выхода) людей. В этом режиме подпор в сооружении отсутствует. Продолжительность режима полной изоляции не должен превышать 6 часов.

Тамбур. Вход в основное помещение убежища осуществляется путём шлюзования через тамбурное устройство. Тамбуры представляют собой небольшие по объёму 2-3 помещения, отделённые одно от другого герметическими дверями. В тамбурах происходит снижение концентрации ОВ и других вредных примесей, вносимых с воздухом наружной атмосферы.

Количество входов в убежище определяется из расчёта - один вход размером 80 х 180 см на 200 человек, или 120 х 200 см - на 300 человек. Входы должны располагаться в противоположных сторонах убежища. Двери имеют резиновые прокладки и клиновые затворы, обеспечивающие прижатие дверного полотна к дверной коробке.

Тамбур-шлюз (аварийный выход) устраивается в виде подземной галереи размером в поперечнике 90 х 130 см с выходом на не заваливаемую территорию через вертикальную шахту, заканчивающуюся оголовком. Выход в галерею закрывается защитно-герметическими ставнями, устанавливаемыми с наружной и внутренней стороны стены.

Оголовок аварийного выхода должен быть удалён от окружающих зданий на расстояние, составляющее не менее половины высоты здания, плюс 3 м. В каждой стене оголовка должен быть проём размером 60 х 80 см, оборудованный жалюзийной решёткой, открывающейся внутрь.

В медицинском пункте (не менее 9м²) находятся коллективные медицинские аптечки, которые закладываются медицинскими службами ГО города, городского района или объекта экономики при выполнении первоочередных мероприятий ГО второй группы. На 100-150 человек закладывается аптечка коллективная по описи №1, а на 400-600 человек - по описи № 2. При наличии в звене (группе) по обслуживанию убежища фельдшера, медицинский пункт комплектуется дополнительно набором «фельдшерский», а при наличии врача – набором «врачебный».

Для поддержания санитарно-гигиенических условий необходимо руководствоваться официальными нормативами и осуществлять меры по предупреждению загрязнения убежищ. Содержание кислорода в убежищах должно быть не ниже 19,5 %. Рекомендуется поддерживать концентрацию СО2 в убежищах не выше 1,0 %. Убежища вентилируют из расчёта 2 м3 воздуха на одного человека в час или движением воздуха не более 0,1 м/мин. Температура воздуха в убежищах при влажности не более70 % не должна быть выше +23 оС.

Электроснабжение убежищ должно осуществляться от городской сети. При отсутствии этой возможности в них предусматриваются защищённые дизель-электростанции.

Системы водоснабжения и канализации убежищ оборудуются, как правило, на базе существующих городских или объектовых водопроводных и канализационных сетей. На случай их разрушения в убежищах должны создаваться аварийные запасы воды из расчёта 3 литра на одного человека в сутки, а для сбора нечистот, пищевых отходов и загрязнённого перевязочного материала убежища обеспечиваются специальными ёмкостями с плотно закрывающимися крышками и запасом торфа, грунта или золы.

Убежища должны иметь телефонную связь и громкоговорители, под-ключенные к городской и объектовой радиотрансляционным сетям.

При пользовании внутри убежища печами, топку их прекращают с пере-ходом на режим полной изоляции, а также максимально ограничивается использование свечей и керосиновых ламп.

Простейшие укрытия

Простейшими укрытиями называются сооружения, обеспечивающие защиту укрываемых от светового излучения, а также снижающие воздействия ионизирующего излучения и ударной волны ядерного взрыва. К ним относятся земляные щели, траншеи, землянки и другие заглубленные быстровозводимые защитные сооружения.

Земляная щель – узкая траншея глубиной до 2 метров. Её ширина внизу – 0,8 метра, вверху – 1,1 метра. Стены и пол обиваются досками, сверху укладываются брёвна, затем толь или плёнка, затем насыпается грунт толщиной не менее 80 см. Внутри земляной щели, вдоль одной из стен, устанавливаются скамейки и бачки для питьевой воды. Чтобы избежать одновременного поражения людей, длина прямых участков не должна превышать 15 метров, расположенных под углом 90 о.Вместимость земляных щелей 10 – 50 человек.

 

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

После применения противником оружия массового поражения безопасность и защита населения на заражённой местности достигается своевременным и умелым использованием индивидуальных средств защиты, защитных свойств техники и местности, применением медицинских средств защиты, выбором наиболее целесообразных способов преодоления опасных зон.

К средствам индивидуальной защиты относятся:

- средства защиты органов дыхания;

- средства защиты кожи;

- медицинские средства индивидуальной защиты.

 

Средства индивидуальной защиты

органов дыхания

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства, изготовляемые самим населением.

В настоящее время принята следующая квалификация индивидуальных средств защиты органов дыхания:

1. Фильтрующие противогазы:

- общевойсковые: ПМГ и ПМГ-2 (противогаз малогабаритный), ПМК, ПМК-2 и ПМК-3 (противогаз масочный коробочный) и др.;

- специального назначения: ПБФ (противогаз бескоробочный фильтрующий) ШР-2 (шлем для раненых в голову);

- гражданские: ГП-5, ГП-7, ГП-7В;

- детские: ПДФ-7, ПДФ-Д, ПДФ-Ш (противогаз детский фильтрующий дошкольный и школьный), КЗД-6 (камера защитная детская);

- промышленные.

2. Изолирующие противогазы:

- пневматофоры со сжатым кислородом: КИП-5, КИП-8 (кислородный изолирующий противогаз);

- пневматогены с выделением кислорода и кислородсодержащих веществ в момент дыхания: ИП-4, ИП-4М, ИП-4МК, ИП-5, ИП-46, ИП-46М.

3. Респираторы:

- общевойсковые: респиратор Р-2, респиратор общевойсковой универсальный РОУ;

- специального назначения: респиратор морской РМ-2.

4. Простейшие средства защиты органов дыхания:

- противопыльная тканевая маска (ПТМ-1);

- ватно – марлевая повязка.

 

Фильтрующие противогазы

Фильтрующие противогазы ГП-5, ГП-7 и их модификации применяются для защиты органов дыхания, глаз и лица от отравляющих и радиоактивных веществ, а также бактериальных средств.

Принцип защитного действия противогазов







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.