Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общественно-историческая концепция





Что же объединяет людей в общество? По мнению Э. Дюркгейма – это солидарность. Солидарность одно из основных понятий социологии, оно указывает на те связи, которые соединяют людей в общество. Благодаря солидарности люди объединены общими интересами и общей деятельностью, они стянуты в группы и сообщества.

Типы социальной солидарности:

механический (низший тип): доминирующий в иерархических обществах, с относительным равенством, ограниченной свободой и почти полным отсутствием возможностей для развития индивидуальных способностей;

органический (высший тип): развивается посредством эволюционного совершенствования социальной системы разделения труда.

Переход от низшей к высшей солидарности происходит под влиянием борьбы за существование, последнее содействует разделению труда, социальной дифференциации и индивидуализации людей.

 

Разделение труда – это та сила, которая солидаризирует современное общество. Э. Дюркгейм объясняет это весьма просто. Дело в том, что профессиональная специализация в индустриальном обществе предполагает массовое или товарное производство, ориентированное на рынок, Представитель каждой профессии способен произвести много и качественно, но только один какой-либо вид товара. И чем более специализирован труд, тем в большей степени его профессиональные представители зависят от продукта труда других работников. Таким образом, общество солидаризируется на основе общего интереса в результатах как собственного, так и чужого труда.

Наряду с нормальными формами разделения труда Э. Дюркгейм выделял и «ненормальные формы» (патология). Одной из форм таких ненормальных состояний является аномия – особое состояние в обществе (группе), связанное с относительной ликвидацией этических норм, обычаев, традиций и характеризующееся утратой людьми целей и смысла жизни, моральным нигилизмом и цинизмом, гнетущими чувствами душевного беспокойства и безнадежности. Э. Дюркгейм искал объяснения аномии в не разработанности правил, регулирующих становление новой индустриальной цивилизации. Преодоление «ненормальных форм» он видел в установлении свода правил (партикулярные моральные кодексы), жестко регламентирующих поведение индивидов в социальных группах.

Эмпирическое исследование

Образцом эмпирического анализа социального факта у Э. Дюркгейма было исследование самоубийства. Работа «Самоубийство» (1897) – классическое произведение западной социологии – основана на анализе статистического материала, характеризирующего динамику самоубийств в различных европейских странах.

Проблема самоубийства привлекла внимание Э. Дюркгейма по некоторым причинам.

Во-первых, это была «ясно очерченная группа факторов», которые легко определить.

Во-вторых, Э. Дюркгейм рассматривал свою работу как применение к эмпирическому материалу главного принципа социологического метода: изучение социального факта как «вещи», т.е. признания существования особой, внешней по отношению к индивиду, реальности – общественной, которая определяет его поведение и не зависит от его воли.

На основании фактического материала автор приходит к выводу, что изменение в количестве самоубийств – это социологический и статистический факт, который можно объяснить только действиями социальных сил, не зависимых от психических состояний индивидов. Даже такой фактор, как индивидуальная психическая предрасположенность рассматривалась Э. Дюркгеймом сквозь призму социальных условий.

Отсюда практические рекомендации:

Во-первых, суицид не есть что-то необычное, это социальная норма. Следует опасаться роста самоубийств, когда их число переваливает за границы среднестатистического показателя.

Во-вторых, процент самоубийств (отношение количества самоубийств к численности населения) является функцией нескольких социальных переменных: отношений, складывающихся в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах. Различия в уровнях самоубийств определяются различиями в степени социальной солидарности.

В-третьих, в руках общества есть деятельные меры по предупреждению самоубийства. К ним относятся репрессивное преследование и воспитание. Но в любом случае необходимо начинать с причин, т.е. со сплочения группы вокруг индивида, сформирования условий органической солидарности.

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк. Родился в семье юриста. Ранее интеллектуальное развитие и блестящие способности обусловили его дальнейшие творческие достижения и успехи. В студенческие годы изучал право. В 30 лет был уже профессором, преподавал в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Вены, Мюнхена, основал немецкое социологическое общество. Умер в расцвете творческих сил от пневмонии.

Основные сочинения М. Вебера:

«К истории торговых обществ в средние века» (1889);

«Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891);

«Национальное государство и народно-хозяйственная политика» (1895);

«Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904);

«Протестантская этика и дух капитализма» (1905);

«Критические исследования в области наук о культуре» (1906);

«К положению буржуазной демократии в России» (1906);

«О категориях понимающей социологии» (1913);

«Хозяйственная этика мировых религий» (1919);

«Хозяйство и общество» (1921) и др.

«Понимающая социология» и ее задачи

Социология, по мнению М. Вебера, это пограничная наука между двумя типами научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности. У гуманитарных наук – метод понимания и отнесение к ценности. Отсюда: задачи социологии:

понять и объяснить, посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления, в какой степени и по какой причине это удалось – понимание через прямое наблюдение;

понять и объяснить, какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей» – объяснительное понимание;

разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия – причинное объяснение.

В качестве предпосылки общества у М. Вебера выступает не социум, а осмысленно действующие индивиды. Однако существо общества определяет не психика индивидов, а их социальное действие. Для М. Вебера социология – это наука о социальных действиях, понимающая социальное действие через объяснения. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно считать социальным действием.

Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека, или же непроизвольный крик от боли, ибо в них отсутствует мыслительный процесс. Действие не является социальным и в том случае, если оно никак не затрагивает интересы других людей, остается дл них незамеченным.

Действие человека обретает характер социального, если в нем присутствуют два момента:

субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свое действие определенный смысл;

ориентация на поведение другого (других), которую М. Вебер называет еще и «ожиданием».

Процедура социологического исследования по М. Веберу:

наблюдение;

интерпретация;

конструирование идеального типа;

«понимание» мотивов (смысла);

определение причин.

Концепция идеальных типов

Концепция идеальных типов М. Вебера это шаг на пути постижения мотивов человеческой деятельности (понимания). Такие понятия, как «экономический обмен», «экономический человек», «капитализм», «церковь», «секта», «христианство», согласно М. Веберу, идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств изображения индивидуальных исторических образований.

Идеальный тип – это «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции; идеальная модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохи. Учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических задач.

 

Применяя идеальный тип в познании социальных фактов, М. Вебер предложил типологию социальных действий и типов государства.

 

Типы социальных действий

целерациональное действие: человек ясно представляет цель и средства ее достижения и ответную реакцию других людей на свои действия. Критерий рациональности – успех. Наука – «наиболее чистое воплощение принципа рациональности»;

ценностно-рациональное действие: совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения, независимо от конечного успеха;

аффективное действие: через эмоции, чувства;

традиционное действие: побуждается усвоенными обычаями и привычными образцами.

 

Из всех перечисленных видов вполне социальными могут считаться только два первых, ибо третье детерминировано психически, а четвертое и вовсе подсознательно. При этом целерациональное действие выступает как идеальный тип и служит образцом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.