ЭТИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭТИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ





ЭТИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

План

6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие

6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации

6.3. Речевой этикет

6.4. Коммуникативные качества речи

Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие

Культура речи охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Но с точки зрения культуры речи в первую очередь оцениваются:

- цель и средства ее достижения;

- речевое поведение (речь как процесс);

- текст (речь как результат).

Все эти компоненты отражают три аспекта культуры речи: коммуникативный, этический и нормативный (см. лекцию № 4). Несмотря на важность соблюдения языковых норм, наиболее значимыми для общения являются первые два аспекта. Коммуникативный аспект ориентирует нас на организацию эффективного, целесообразного общения; этический аспект связан с нашими морально-нравственными ценностями, которые проявляются в общении. Существуют и специальные механизмы, регулирующие разные стороны общения, – это коммуникативныеи этические нормы.

Коммуникативные и этические нормыпредставляют собой правила, которые помогают осуществить оптимальное (эффективное) общение. А что означает выражение оптимальное общение? Это взаимодействие, позволяющее выработать наилучшие условия для реализации целей, намерений участников общения (как субъекта речи, так и адресата), для создания благоприятного эмоционального климата, преодоления различных коммуникативных барьеров.

Данные правила представляют собой предписания, рекомендации, советы, предостережения, запреты и т.д., сформировавшиеся постепенно, на основе постижения законов общения. Разделение норм на этические и коммуникативные весьма условно, поскольку и те и другие сводятся к одному и тому же – это правила речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях.



Коммуникативные нормы во многом определяются этическими, поскольку последние регулируют моральную и содержательную стороны общения. Так, в ситуации, когда нам предстоит сообщить кому-то неприятную весть, мы в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы сделать наше сообщение деликатным, тактичным, чтобы нанести наименьший вред психике собеседника. Необходимо нести ответственность за слова и речевые поступки. В конце концов, основное назначение этикета – установление контакта с собеседником. А с какой целью? Для успешного дальнейшего взаимодействия.

Этические нормы требуют соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе. Поэтому, чтобы выявить и осмыслить этические нормы, необходимо определить основные моральные качества личности, которые проявляются в общении. Они связаны, с одной стороны, с индивидуальными особенностями общающихся, а с другой – с воспитанием и культурными традициями, освоенными ими. Однако практически во всех культурах к моральным ценностям относят честность, правдивость, уважение к другим, заботу о них, справедливость, доброту, доброжелательность, искренность, образованность и др. В соответствии с этими ценностями формулируются и этические требования к речи, важнейшие из которых отражены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Этические принципы общения

Принцип общения Сущность понятия
Принцип вежливости* Основной этический принцип, который предписывает уважительное отношение к адресату и к самому себе; предполагает соблюдение правил приличия, норм речевого этикета
Принцип кооперации Требует установки на эффективное сотрудничество, для чего каждый из его участников должен внести свой вклад
Принцип паритетности Предполагает равенство участников речевого взаимодействия и исключает доминирование одного из них. Даже при различии в социальном статусе, поле, возрасте и т. д. участники речевого взаимодействия должны взаимно уважать друг друга
Принцип правдивости Требует неискаженной и, по возможности, полной информации по тому или иному вопросу
Принцип понятности Требует, чтобы адресат не прилагал излишних усилий для восприятия, понимания и интерпретации** речи
Принцип последова-тельности Предполагает развитие диалога по принципу «реплика-стимул» → ответная реплика. На вопрос, например, следует отвечать ответом, а не встречным вопросом. Ответная реплика на приветствие, благодарность, комплимент и т. д. также является обязательной

 

Примечания:

*Подробнее понятие вежливость рассматривается в табл. 6.7.

** Подробнее понятия восприятие, понимание и интерпретация рассматриваются в табл. 6.4.

Как мы видим, правила этики направлены прежде всего на предупреждение этических ошибок, то есть того, что недопустимо в общении. Так, согласно сложившейся веками традиции, в любом обществе считаются неприемлемыми притворство, обман, неискренность, грубость, озлобленность, зависть и т. п. Важно помнить, что несоблюдение этических норм может обидеть собеседника, уязвить его самолюбие, а это вызывает чувство неудовлетворенности и у самого говорящего, поскольку нравственный человек всегда (даже в случае невольного нарушения норм) чувствует себя неловко и даже может испытывать угрызения совести.

Таким образом, именно этика определяет мотивы, цели речи, средства ее реализации, оценку результата речи и пр. И в своих отношениях с людьми и в совершаемых нами поступках мы должны руководствоваться общим этическим принципом: Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой.

В отличие от этических, коммуникативные нормы ориентируютнасна сам процесс общения, на его результативность. Они регулируют общение, позволяя его участникам грамотно выстраивать стратегию и тактику речи.

Что же означают эти термины?

К стратегическим элементам относится выбор предмета речи, цели и задач, ситуации общения, адресата и пр. А реализуется та или иная стратегия с помощью тактических компонентов:это проектирование процесса речевого взаимодействия, воплощение плана в речи, использование тех или иных вербальных и невербальных приемов и пр.

Очень важным свойством коммуникативных норм является то, что, опираясь на них, мы не только действуем в реально существующих обстоятельствах, но и имеем возможность мысленно «проигрывать ситуацию», моделировать взаимодействие заранее, выбирая нужные сценарии общения. Если, например, нам нужно позвонить по служебному вопросу коллеге, то прежде чем сделать звонок, мы продумываем, что именно скажем, какие слова и фразы будем использовать, представляем себе ответную реакцию собеседника и пр. В основе коммуникативных норм лежат следующие принципы (табл. 6.2):

Таблица 6.2

Рис. 6.1. Алгоритм речевого взаимодействия

Как мы видим, общение возникает в том случае, если хотя бы у одного из участников появляется потребностьвысказаться в устной или письменной форме, следовательно, именно потребности человека диктуют выбор коммуникативной цели. Коммуникативная цель, в свою очередь, определяет выбор и организацию языковых и речевых средств в конкретной коммуникативной ситуации. Причём этот отбор должен осуществляться на основе соблюдения этических и коммуникативных норм.

Повторимся: эти нормы реализуются в рамках коммуникативной ситуации. Под этим термином понимается сочетание внешних и внутренних условий и обстоятельств, в которых протекает речевое взаимодействие (его структурные элементы изложены в лекции № 2). А в таблице 6.3 укажем наиболее важные составляющие коммуникативной ситуации.


Таблица 6.3

Таблица 6.5

Речевой этикет

Правила речевого поведения находят свое реальное воплощение в современном речевом этикете, который предписывает конкретные формы поведения с учетом соблюдения этических и коммуникативных норм в типичных ситуация общения.

Само слово этикет французского происхождения, и изначально оно обозначало колышек, к которому прикреплялась бумажка с названием товара, позже – саму бумажку с надписью. Сейчас слово имеет несколько значений: надпись, этикетка, ярлык и церемониал (собственно этикет). Под термином этикетпонимается совокупность правил поведения человека, в которых выражается внешняя сторона общения.

Что же такое речевой этикет? Существует широкое и узкое понимание этого термина. В узком смысле речевой этикет – это сумма устойчивых формул вежливого общения. Основная функция речевого этикета – контактоустанавливающая (илифатическая), поскольку этикетные формы помогают наладить взаимоотношения с собеседником, гармонизировать общение. В широком смысле речевой этикет – социально заданные правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества.

По сути, это особая (игровая) форма поведения человека при общении с окружающими, в рамках которой участники речевого взаимодействия ведут себя в соответствии со своим социальным статусом. По этикетным формулировкам и сопровождающим их действиям мы получаем информацию об участниках речевого взаимодействия по линиям: свой/чужой, знакомый/незнакомый, старший/младший, вышестоящий/нижестоящий и др. В то же время главным в этикетных ситуациях является вовсе не подчеркивание иерархии в отношениях, а взаимное уважение. Недаром одним из главных принципов этики взаимодействия является принцип паритетности, предполагающий равенство и равноправие всех участников общения. Основные свойства речевого этикета, а также некоторые этикетные жанры представлены в табл. 6.6 и 6.7.

Таблица 6.6

Свойства речевого этикета

Свойство речевого этикета Сущность свойства
Знаковая сущность Это система условных символов, знаков, о которых люди как бы негласно договорились. Эти знаки создают благоприятные условия для взаимодействия, играя роль своеобразного пароля в общении: если ты знаешь этот «пароль», тебя воспринимают как «своего», если не знаешь – ты «чужак»
Национальная специфика Каждой нацией, народом создана своя уникальная система правил речевого поведения. Поэтому взаимодействие с представителем другой национальности требует внимательного знакомства с его национальными традициями; в противном случае могут возникнуть социально-культурные барьеры в общении
Ситуативность Этикетные ситуации, возникшие в силу повторяемости и стереотипности, требуют выполнения определенных этикетных действий; для каждой ситуации (этикетного жанра) характерен ряд синонимических формул, а выбор конкретной формулы определяется сферой общения, особенностями ситуации, личными отношениями общающихся и пр.
Устойчивость/ историческая изменчивость Базовая часть этикетных правил и речевых формулировок относительно постоянна, так как обусловлена морально-нравственными ценностями социума. Однако общество с течением времени (со сменой исторических эпох) меняется, и этикетные правила тоже могут трансформироваться

Таблица 6.7

Основные этикетные жанры

Этикетные ситуации (жанры) Этикетные формулы
Официальные Неофициальные
Знакомство Разрешите представиться! Позвольте с Вами познакомиться! Рекомендую Вам нашего коллегу Давай знакомиться! Будем знакомы! Рад знакомству
Приветствие Добрый день! Мое почтение! Рад Вас приветствовать! Привет! Какая встреча! Кого я вижу! Дай пять!
Прощание До свидания! Всего доброго! Разрешите откланяться! До встречи! Пока! Бывай! Счастливо оставаться!
Просьба Будьте добры… Будьте любезны… Если Вас не затруднит… Подготовьте, пожалуйста… Будь другом, передай (сделай) Прошу тебя. У меня есть просьба
Извинение Примите мои извинения! Простите, пожалуйста! Извините, это неумышленно! Извини, друг! Виноват! Пардон!
Благодарность Примите мою благодарность! Разрешите поблагодарить вас! Я Вам очень признателен! Сердечно благодарю Спасибочки! Буду должен! По гроб обязан! Век не забуду!
Поздравление Позвольте поздравить Вас… Примите мои сердечные поздравления! От имени (по поручению) поздравляем С праздником! Всех благ! Наилучшие пожелания! Будь здоров!
Пожелание Всех благ. Пусть всё пройдёт хорошо (отлично) Бог в помощь. Ни пуха ни пера!
Комплимент Вы превосходно выглядите! Как Вы обаятельны (остроумны, практичны)! Вы прекрасный специалист! Как всегда, на высоте! Хорошо выглядишь! Классный прикид!

 

Разумеется, наряду со стилистически окрашенными этикетными формулами в речи используются и нейтральные: здравствуйте, спасибо, до свидания и т. д.

Особо представляем ещё одну этикетную ситуацию, которая носит название ТЫ-ВЫ общение. В самом деле, в рамках русского речевого этикета и при знакомстве, и при дальнейшем общении мы обязательно выбираем одну из этих форм называния собеседника. Общие правила употребления личных местоимений ты и вы в этикетных функциях отражены в табл. 6.8.


Таблица 6.8

НормыТЫ-ВЫ общения

  СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ Форма общения
Ты-общение вы-общение
 
Ø С хорошо знакомым адресатом Ø В неофициальной обстановке Ø При близких (дружеских, фамильярных, интимных) отношениях с адресатом Ø С равным или младшим (по возрасту, социальному положению) адресатом   Ø С незнакомым или малознакомым адресатом Ø В официальной обстановке Ø При официальных, подчеркнуто вежливых отношениях с адресатом Ø С равным или старшим (по возрасту, социальному положению) адресатом  

 

Важнейшей особенностью речевого этикета является стремление к эвфемистичности (облагороженности) речи. Правила хорошего тона рекомендуют употреблять вместо слов и выражений, которые могут быть восприняты адресатом как бестактность, резкость, грубость, другие – синонимичные, но более нейтральные. Вот несколько типичных примеров употребления эвфемизмов: Думаю, Вам нужно удалиться! (вместо Пошел вон!); звезд с неба не хватает (о человеке с низким интеллектуальным и культурным уровнем); летальный исход (вместо смерть), поправилась (вместо потолстела) и т. д.

Эвфемичными являются и соответствующие требованиям этикета способы выражения несогласия и возражения, особенно в деловой и научной речи. Например, особенность формулировок типа Думаю, вы не совсем правы; Я придерживаюсь другого мнения; Наши точки зрения не совпадают; Ваша позиция представляется мне уязвимой; Позвольте Вам возразить; Разрешите с Вами поспорить и других им подобных заключается в том, что, позволяя нам выразить свою точку зрения, они в то же время помогают избегать категоричности, проявлять тактичность, заботиться о самооценке собеседника.

А вот согласие может быть выражено и в абсолютной форме (эмоции можно не сдерживать): Вы совершенно правы; Я с Вами полностью согласен; Я Вас во всем поддерживаю; Рад, что наши мнения совпадают; С Вами нельзя не согласиться и т. д.

Особую группу в речевом этикете составляют ритуальные этикетные жанры. К ним относятся, например, выражение соболезнования и утешения, а также этикетные выражения, сопровождающие обряд похорон или поминок.

Жанры, связанные с мероприятиями, которые проходят по протоколу, где расписаны варианты речевого поведения каждого участника, регламентирует деловой этикет.Такова, к примеру, процедура защиты диплома или диссертации, официальная дипломатическая встреча, церемония вручения наград и др.

Как уже отмечалось выше, этикетне ограничивается только речевыми формулами, а служит важным средством организации и поддержания неконфликтного, эффективного взаимодействия. Быть вежливым, стремиться не задеть словом, не обидеть партнера по общению – это то, чему мы учимся, в том числе и через усвоение этикетных формул. Разнообразные проявления (грани) вежливости как центрального понятия этической составляющей культуры речи нашли отражение в табл. 6.9.

Таблица 6.9

Грани вежливости

Термин Сущность понятия
Приветливость Выраженная склонность к дружелюбному, радушному, ласковому общению
Обходитель-ность Повышенная вежливость, проявляющаяся в общительности, умении найти подход к каждому собеседнику, быть внимательным, ласковым, любезным, приветливым, учтивым, почтительным
Учтивость Обязательное соблюдение светских приличий, этикета; повышенное внимание как к старшим, так и к равным по возрасту, положению
Почтитель-ность Выражение глубокого уважения к старшим по возрасту, положению, имеющим заслуги, авторитет, занимающим видное положение в обществе
Тактичность Умение общаться в соответствии с ситуацией, так, чтобы своим словом или поступком не огорчить собеседника, не оскорбить его моральных, религиозных, патриотических или других чувств
Деликатность Внимательное, чуткое, мягкое, предупредительное, осторожное обхождение с собеседником из опасения нечаянно огорчить его, задеть его чувство собственного достоинства, поставить в неловкое, затруднительное положение
Любезность Обходительность, предупредительность, учтивость; склонность говорить комплименты («любезности») в адрес собеседника
Галантность Изысканная вежливость, любезность, готовность к услугам; обычно характеризует утончённую, на европейский манер, вежливость мужчины по отношению к женщине

 

Таким образом, за пределами вежливости находятся, с одной стороны, чрезмерная фамильярность, бесцеремонность в общении с собеседником, с другой стороны — подобострастие: чрезмерная угодливость, раболепие.

Казалось бы, как мало нужно усилий, чтобы сказать собеседнику добрые, приятные слова, сделать комплимент! Вспомним известное высказывание Сервантеса[2]: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Действительно, как важно и ценно это качество! Оно помогает наладить контакт с окружающими, получить доброжелательный отклик от собеседника, увидеть улыбку на его лице. Недаром Н.И. Формановская[3] называет формулы этикета «социальными поглаживаниями»: они повышают нашу самооценку, помогают поверить в свои силы, способствуют успешности в социуме.

Неукоснительное соблюдение речевого этикета особенно важно в деловом общении, поскольку оно оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление от организации, поддерживает ее положительную репутацию, а также способствует гармонизации отношений внутри коллектива.

Однако не следует забывать, что этикет – это еще и творческий акт, искусство общения. Необходимо стремиться к богатому, выразительному, разнообразному использованию этикетных формул, гармоничному сочетанию речевых и невербальных этикетных действий, умелому интонационному оформлению высказываний и др.

 

►Считаете ли Вы себя вежливым человеком?

► Какие грани вежливости Вы особенно цените в окружающих?

► Среди некоторых людей бытует мнение, что вежливые слова, особенно комплименты, – это всего лишь проявление лицемерия, заискивания, подхалимства. Как вы относитесь к такой позиции?

► Говорите ли вы сами комплименты? Если да, то кому их чаще всего адресуете?

► Используете ли Вы эвфемизмы в своей речи? В каких коммуникативных ситуациях?

Таблица 6.10

Таблица 6.11

Таблица 6.12

Языковые средства,

ЭТИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

План

6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие

6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации

6.3. Речевой этикет

6.4. Коммуникативные качества речи









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.