Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как обеспечить получение экономического эффекта от внедрения ИС





Чтобы говорить об эффекте от внедрения ИС, необходимо четко понимать, что использование ИС напрямую влияет только на следующие количественные показатели деятельности предприятия:

· п роизводительность;
· затраты;
· качество.

То есть, при оценке целесообразности ИТ-проекта необходимо определить, приведет ли он к увеличению производительности труда, снижению затрат, а также к повышению качества производимой продукции.

Все остальные эффекты лежат в области качественных оценок.

Эффект от внедрения получим только в том случае, если ИТ-проект будет успешным. А для этого, п режде всего, ИТ-проект (как любой проект) должен иметь определенную цель. Однако руководство компании не всегда четко себе представляют зачем им нужна система, каковы цели ее внедрения. Как следствие, цели внедрения оказываются, во-первых, не взаимоувязаны со стратегическими целями компании, во-вторых, недостаточно формализованы.

С другой стороны, ИС становятся неотъемлемой частью системы управления предприятием в условиях российских реалий, поэтому и процесс внедрения информационной системы, иначе говоря - автоматизация системы управления предприятием, рассматривается неотрывно от процесса ее оптимизации. Оба эти процесса - оптимизация и автоматизация, - сильно взаимосвязаны.

Исходя из этого, можно определить следующие критерии успешности ИТ-проекта.

Первый и основной критерий - обеспечение функционирования результата проекта. Необходимо, чтобы персонал предприятия использовал всю инфраструктуру, созданную в ходе проекта, в соответствии с бизнес-процессами предприятия, то есть данная инфраструктура должна непосредственно участвовать в получении предприятием прибыли.

Второй критерий - это соблюдение рамок проекта (временные, бюджетные, логические), а также требования качества. Сложность данного критерия обусловлена тем, что в ИТ-проектах задействовано много сторон, следовательно, необходима четкая координация работ и участие во всех процессах (создания продукта, приемки, оценки качества и т.д.) сотрудников предприятия, отвечающие за отдельные направления его деятельности.

Третий критерий - удовлетворение интересов всех участников проекта. Если на каком-то этапе проекта, кто-либо (то ли Заказчик, то ли Исполнитель)будет по тем или иным причинам не заинтересован в дальнейшем продолжении ИТ-проекта, то этот проект будет, по сути, подвержен риску неудачного завершения.

Четвертый критерий - соответствие проекта установленным целям. Самым критичным моментом здесь является то, что необходимо обеспечить правильность целей, прежде всего с точки зрения бизнеса предприятия.

Если проанализировать типичные цели, которые ставит перед собой предприятие при принятии решения о внедрении ИС, то это, как правило, следующие:

· Формирование единого информационного пространства;

· Автоматизация документооборота для наведения порядка в хаосе бумажных документов;

· Автоматизация учета;

· Управление бухгалтерией и финансами;

· Управление запасами сырья и готовой продукции;

· Управление и отслеживание производства и снабжения и т.д..

Как видно, данные цели недостаточно конкретны и не связаны со стратегическимицелями компании.

Почему цели внедрения ИС должны быть взаимоувязаны со стратегическими целями компании?

С финансовой точки зрения общепризнанным показателем эффективности работы компании являетсястабильный рост коэффициента возврата на собственный капитал ROE (Return on Equity).

Рассматривая составляющие коэффициента ROE (рис. 1 ниже) видим, что он зависит от объемов продаж, уровня затрат, объемов запасов. Поэтому, вне зависимости от конкретных цифровых значений, для любой компании стратегическими целями будут: рост объемов продаж, снижение затрат, снижения уровня запасов, повышение оборачиваемости запасов и т.д.

Рис. 1. Дюпоновская система финансового контроля

Соответственно, и цели внедрения ИС должны быть сформулированы аналогичным образом, - в количественных (или качественных) показателях с привязкой к заданным периодам их достижения.

 

На практике часто бывает, что сами цели отнюдь не всегда определены. А если и определены - то недостаточно четко. В качестве основы оценки экономической эффективности ИТ-проекта обычно используются количественные цели внедрения ИТ, которые к сожалению, на практике очень редко можно увидеть.

Это:

· сокращение производственного цикла на Х % или в Y раз;
· снижение внутрицеховых перемещений на Х % или в Y раз;
· снижение затрат на хранение готовой продукции, сырья и материалов, товаров на складе на Х % или в Y раз;
· сокращение времени обслуживания клиента на Х % или в Y раз;
· снижение брака, возврата, потерь от несоблюдения сроков годности на Х % или в Y раз и пр.

 

В большинстве случаев встречаются следующие формулировки:

· адаптация процессов и систем, в которых реализована наилучшая мировая деловая практика;
· повышение прозрачности движения товарно-денежных потоков, позволяющих ускорить оборачиваемость активов;
· · повышение удовлетворенности клиентов при использовании усовершенствованных процедур обслуживания и обмена информацией;
· облегчение использования современных управленческих технологий, например бюджетирования, стратегического планирования и др.


Данные цели имеют исключительно качественный характер и могут обосновать лишь необходимость преобразований на предприятии. Но тогда нет смысла говорить о каком-либо возврате инвестиций.

Четкое определение целей, которые должны быть достигнуты в результате внедрения новых автоматизированных технологий управления, является отправной точкой при оценке целесообразности затрат на автоматизацию управленческой деятельности. Цена, которую руководство предприятия готово заплатить за достижение этих целей, зачастую является главным критерием при принятии решения об инвестициях в конкретный проект автоматизации.

Только при соблюдении всех четырех критериев можно утверждать, что проект оказался успешным.

Критерии неудач проекта на самом деле являются следствием критериев успеха. Среди них можно выделить:

· превышение установленного времени или стоимости;

· несоответствие качества установленным требованиям;

· игнорирование требований и претензий.

 

В результате внедрения ИС на предприятии получают примерно следующий эффект:

· затраты, связанные с покупкой сырья, уменьшаются приблизительно на 5%,

· уровень обслуживания клиентов вырастает на 10 -25%,

· уровень производительности труда повышается на 7-19%,

· гарантия обеспечения сроков поставок возрастает до 95%,

· на 30-40% сокращается время появления продукта,

· до 50% увеличивается прибыль.

Согласно статистическим данным фирмы APICS, внедрение MRP II позволяет на 60% сократить складские запасы.

Возврат вложенных во внедрение такой ИС средств обычно наступает через 4-5 лет.

 

Каждый месяц работы фирмы без информационной системы MRP II - это потери от 100 до 300 тыс. дол. США.

Возможные факторы эффекта от внедрения комплексной системы автоматизации. В качестве возможных факторов, определяющих совокупный эффект от автоматизации, часто рассматриваются следующие составляющие:

· качественное улучшение процессов подготовки и принятия решений;

· уменьшение трудоемкости процессов обработки и использования данных;

· экономия условно-постоянных расходов за счет возможного сокращения административно-управленческого персонала, необходимого для обеспечения процесса управления предприятием;

· переориентация персонала, высвобожденного от рутинных задач обработки данных, на более интеллектуальные виды деятельности (например, ситуационное моделирование вариантов развития предприятия и анализ данных);

· стандартизация бизнес-процессов во всех подразделениях предприятия;

· сокращение сроков оборачиваемости оборотных средств;

· установление оптимального уровня запасов материальных ресурсов и объемов незавершенного производства;

· уменьшение зависимости от конкретных физических лиц, являющихся «держателями» информации или технологий обработки данных.

·







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.