Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1: Особенности психологии как науки





ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1: Особенности психологии как науки

1. Значение слова «психология».

2. Особенности психологии как науки.

3. Соотношение житейской и научной психологии.

4. Предмет и задачи психологии.

5. Основные формы проявления психики человека.

6. Методы исследования в психологии.

 

Литература:

а) основная литература

1. Немов Р.Общая психология. Краткий курс.-СПб.: Питер, 2010.- Режим доступа: http: // ibooks.ru

2. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2010.-МО РФ. - Режим доступа: http: // ibooks.ru

3. Столяренко Л. Д.Психология. - СПб.: Питер, 2010.- Режим доступа: http: // ibooks.ru

 

б) дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, 288 с.

2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.

3. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека.Учебное пособие.-М.: Прометей, 2011.- Режим доступа: http:// www. biblioclub

4. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. Учебное пособие. М.: Прометей, 2011. Режим доступа: http:// www. Biblioclub

5. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.

6. Марцинковская Т.Д. Общая психология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010, 384 с.

7. Немов Р. С. Общая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2010. Режим доступа: http:// ibooks.ru

8. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека. - СПб.: Речь, 2009, 432 с.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших

10. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 720 с.

11. Психология личности: хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. - М,: АСТ, 2009, 618 с.

12. Психология мышления: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.Ф., Фаликман М.Ф., Петухов В.В. - М,: АСТ, 2008, 672 с.

13. Психология: учебное пособие для бакалавров/ Под ред. Р.М. Фатыховой.- Уфа: БГПУ, 2013.-УМО

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. МО РФ. Режим доступа: http:// ibooks.ru

15. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010, 592 с. Режим доступа: http:// ibooks.ru

Значение слова «психология»

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

Термин, «психология» образован от двух греческих слов:

а) psyche — душа, психика;

б) logos — знание, осмысление, изучение

В дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

 

Особенности психологии как науки

1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

2. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью своего же сознания.

3. Ее практические следствия уникальные — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым изменяет себя.

4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания.

5. Собственной единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Они получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики.

 

  Направления психологии Центральная категория
1. Бихевиоризм Поведение
2. Гештальтпсихология Целостные структуры психики
3. Психоанализ Бессознательное
4. Гуманистическая психология Личность, индивидуальность
5. Когнитивная психология Познавательные структуры
6. Отечественная психология Психика

 

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Психика многомерна. А.В.Петровский в качестве основания классификации отраслей психологии избрал психологическую сторону:

1. конкретной деятельности;

2. развития (изучает психические аспекты развития человека);

3. отношения человека к обществу (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах).

 

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

• психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

• медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

• педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

• юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

• инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;

• спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

• отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

 

Понятие о принципах

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического.

Разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя.

Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического.

 

Общие принципы психологии

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Общие положения о методах психологического исследования

В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно разделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных знаний; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы;

Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

 

Эмпирические методы.

Обсервационные методы

Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Психодиагностические методы

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта — методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты проективные (прожективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т. е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета — методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью— метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.

Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1: Особенности психологии как науки

1. Значение слова «психология».

2. Особенности психологии как науки.

3. Соотношение житейской и научной психологии.

4. Предмет и задачи психологии.

5. Основные формы проявления психики человека.

6. Методы исследования в психологии.

 

Литература:

а) основная литература

1. Немов Р.Общая психология. Краткий курс.-СПб.: Питер, 2010.- Режим доступа: http: // ibooks.ru

2. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2010.-МО РФ. - Режим доступа: http: // ibooks.ru

3. Столяренко Л. Д.Психология. - СПб.: Питер, 2010.- Режим доступа: http: // ibooks.ru

 

б) дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, 288 с.

2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.

3. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека.Учебное пособие.-М.: Прометей, 2011.- Режим доступа: http:// www. biblioclub

4. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. Учебное пособие. М.: Прометей, 2011. Режим доступа: http:// www. Biblioclub

5. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.

6. Марцинковская Т.Д. Общая психология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010, 384 с.

7. Немов Р. С. Общая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2010. Режим доступа: http:// ibooks.ru

8. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека. - СПб.: Речь, 2009, 432 с.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших

10. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 720 с.

11. Психология личности: хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. - М,: АСТ, 2009, 618 с.

12. Психология мышления: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.Ф., Фаликман М.Ф., Петухов В.В. - М,: АСТ, 2008, 672 с.

13. Психология: учебное пособие для бакалавров/ Под ред. Р.М. Фатыховой.- Уфа: БГПУ, 2013.-УМО

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. МО РФ. Режим доступа: http:// ibooks.ru

15. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010, 592 с. Режим доступа: http:// ibooks.ru

Значение слова «психология»

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

Термин, «психология» образован от двух греческих слов:

а) psyche — душа, психика;

б) logos — знание, осмысление, изучение

В дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.