Что запрещается делать на кладбище
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что запрещается делать на кладбище





1. Делать могилу высокой.

а) Сумама Шуфа рассказывал: «Мы вместе с Фадалой ибн ‘Убейдом были в Византии на острове Рудис, и там скончался один из наших товарищей. Фудала ибн ‘Убейд велел сровнять его могилу с землей и сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха повелел сравнивать могилы с землей»».[58]

б) Абу аль-Хайадж аль-Асади рассказывал, что Али ибн Абу Талиб сказал ему: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в свое время послал меня Посланник Аллаха. Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей».[59]

Имам Ахмад ибн Ханбаль разрешал насыпать на могилу только вырытый из нее песок. Досыпать на могилу песок он разрешал только тогда, когда она становилась совершенно неразличима.[60]

Ат-Тирмизи в «ас-Сунане» (3/358) упомянул вышеупомянутый хадис и сказал: «Некоторые ученые руководствуются этим хадисом и считают нежелательным, чтобы могила возвышалась над землей».

Аш-Шафи‘и сказал: «Я считаю, что нежелательно возвышать могилу. Ее следует сделать такой высоты, чтобы люди могли узнать ее, дабы не наступать и не садиться на нее».

2. Устанавливать на могиле памятник, белить ее и делать на ней надписи.

Джабир рассказывал, что Посланник Аллаха запретил белить могилы гипсом, садиться на них, строить на них [, делать их высокими и делать на них надписи].[61]

Ат-Тирмизи сказал: «Некоторые богословы разрешали обмазывать могилу глиной».

Аш-Шафи‘и сказал: «Нет ничего страшного в том, что могилу обмазывают глиной».

Это делается для того, чтобы могилу не размыли дожди, а ветра не стерли ее с лица земли, особенно, если она находится на песчаной почве. А Аллаху об этом ведомо лучше!

Разрешается обозначить могилу камнем и т.п. Аль-Мутталиб рассказывал, что Посланник Аллаха взял камень и положил его на могилу ‘Усмана ибн Маз‘уна у его головы и сказал: «Так я узнаю могилу моего брата и похороню в ней [рядом с ним] кого-нибудь из моей семьи, когда он умрет».[62]



3. Садиться на могилу.

а) В хадисе Джабира уже говорилось, что Пророк запретил садиться на них.

б) Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Сесть на горящий уголь, чтобы он сжег вашу одежду и добрался до вашей кожи, лучше, чем сесть на могилу».[63]

в) Абу Марсад аль-Ганави рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Не садитесь на могилы и не совершайте намаз, стоя лицом к ним».[64]

Аль-Манави сказал: «Садиться на могилу – это проявление неуважения к умершему, а ислам учит относиться к человеку с почтением даже после его смерти».[65]

Что касается намаза у могилы, то запрещается совершать у могилы все обязательные или дополнительные намазы, кроме намаза джаназа по покойному, потому что Пророк совершал намаз джаназа по некоторым из своих сподвижников после того, как их похоронили.[66]

4. Строить на могиле мечеть.

а) ‘Аиша рассказывала, что когда Посланник Аллаха смертельно заболел, то сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они сделали из могил своих пророков места для поклонения». Затем она сказала: «Если бы не эти его слова, то люди сделали бы его могилу видной, но я все равно боюсь, что они превратят ее в мечеть».[67]

б) ‘Аиша также рассказывала, что Умм Хабиба и Умм Салама рассказали Посланнику Аллаха о церкви, которую они видели в Эфиопии и об иконах, которые были в ней. Он сказал:«Когда у них умирает праведный человек, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем изображения. В День воскресения они окажутся одними из наихудших творений Аллаха».[68]

5. Делать жертвоприношения у могилы.

Анас рассказывал, что Пророк сказал: «В исламе нет места жертвоприношениям у могил».[69] ‘Абд ар-Раззак сказал: «Язычники зарезали коров и баранов у могил».

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа писал: «А что касается жертвоприношений у могил, то они запрещены в любой форме. Аль-Марузи сообщил, что имам Ахмад сказал: «Пророк сказал: «В исламе нет места жертвоприношениям у могил». Язычники, когда у них умирал кто-то, зарезали на его могиле верблюдицу, и Пророк запретил делать это». Имам Ахмад считал нежелательным есть такое мясо. В наше время многие совершают нечто похожее, когда раздают милостыню и хлеб у могил».[70]

Все это относится тех случаев, когда жертвоприношение совершается у могилы, но искренне ради всевышнего Аллаха. Если же оно совершается ради почитания похороненного в ней человека, то это является проявлением великого многобожия, и есть такое мясо запрещено. Ведь Всевышний сказал: «Посему совершай намаз и закалывай [жертвенное животное] ради твоего Господа» (Сура «Изобилие», аят 2.) Он также сказал: «Вам запрещено есть мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото не во имя Аллаха…» (Сура «Трапеза», аят 3.)

6. Класть на могилы венки и цветы.

Мусульманам запрещается класть на могилы цветы, голые пальмовые ветви, венки и т.п., потому что все это является ересью, и ни один сподвижник Пророка не поступал таким образом.

Однако имам аль-Бухари (3/222-223) передал хадис, который вселяет в некоторых людей сомнения по этому вопросу. Ибн ‘Аббас рассказывал, что Пророк проходил мимо двух могил и сказал: «Эти двое получают сейчас наказание, и наказывают их не за великие грехи. Один из них не пытался уберечься от брызг мочи, а второй разносил сплетни». Затем он взял сочную пальмовую ветвь, разделил ее пополам и воткнул по половинке в каждую могилу. Люди спросили его: «О Посланник Аллаха, зачем ты поступил так?» Он ответил: «Может быть, их страдания облегчатся, пока эти веточки будут оставаться сочными».

Поступать таким образом было дозволено только Посланнику Аллаха, потому что облегчение наказания в могиле стало возможным благодаря его мольбе и заступничеству. Это подчеркивается в другой версии этого хадиса, переданной имамом Муслимом от Джабира, в которой сообщается, что Пророк сказал: «Я проходил мимо двух могил, в которых люди получали наказание, и решил заступиться за них, дабы страдания их облегчились, пока две веточки будут оставаться сочными».

Именно так расценили такое поведение Пророка его сподвижники, и поэтому нет ни одного сообщения о том, что кто-либо из них клал на могилу покойного пальмовую веточку или цветы.[71]

7. Ходить между могилами в обуви.

По меньшей мере это считается нежелательным.

Один из слуг Посланника Аллаха Башир рассказывал, что Пророк прошел мимо могил язычников и сказал: «Они не дожили до великого блага». Затем он прошел мимо могил мусульман и сказал: «Они пожили при великом благе». Тут Посланник Аллаха увидел мужчину, который шел между могил в обуви. Он сказал ему: «Горе тебе, человек в сандалиях!» Увидев Посланника Аллаха, он тотчас снял сандалии и выбросил их.[72]

Имам Ахмад считал нежелательным ходить по кладбищу в кожаных сандалиях. Однако это разрешается, если на то есть уважительная причина, например, колючки, нечистоты и т.п.[73]

8. Женщинам ходить на кладбище.

а) Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха проклял женщин, часто посещающих кладбища.[74]

б) Умм ‘Атийа рассказывала: «Нам запрещалось участвовать в похоронах, но запрет этот не был строгим».[75]

Это является ее мнением, но законодательную силу имеет непосредственно сам запрет Пророка, о чем говорили мусульманские правоведы.

Причина же этого запрета в том, что женщины не обладают большой выдержкой и терпением и ронимы, а посещение кладбища еще более усиливает их печаль и тоску и может подтолкнуть их к совершению какого-либо греха. В этом отношении мужчины отличаются от женщин, и поэтому, запрещая причитать над покойником, бить себя по лицу и рвать на себе одежду, Пророк обращался к женщинам.[76]

Кроме того, отправляясь на кладбище, женщина выходит из своего дома и невольно вступает в общение с посторонними мужчинами и, может быть, даже принаряжается для этого.

Что же касается мужчин, то посещение кладбищ в отношении их желательно, потому что Посланник Аллаха сказал: «…но теперь посещайте кладбища, ибо это будет напоминать вам о смерти».[77]

 

Это все, что мне удалось собрать по этим важным вопросам. Господи! Сделай всех нас в числе твердых приверженцев учения Твоего Писания и Сунны твоего Пророка и поведи нас путем праведных мусульман, ведь Ты – слышащий и близкий и отвечаешь на мольбу своих рабов. И в заключение, еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров.

 


[1] В хадисе, который передал ‘Аммар ибн Йасир, говорится, что Посланник Аллаха сказал: «О Аллах, Ты знаешь сокровенное и всесилен над творениями. Посему продли мне жизнь, если Ты знаешь, что в этом благо для меня, и упокой меня, если Ты знаешь, что это лучше для меня…» (аллахумма биъильмикаль гейби ва кудратика аляль хальки ахйинии ма алимталь хайаата хейран лии ва таваффинии ма алимталь вафаата хейран лии). Этот достоверный хадис передал ан-Насаи (3/54-55) и Ибн Абу Шейба (10/264).

Посланник Аллаха также взывал к Аллаху со словами: «О Аллах, усиль мою приверженность к религии, ибо с ней связана моя судьба! Улучши мою мирскую жизнь, ибо здесь мое пропитание! Устрой мою будущую жизнь, ибо к ней мое возвращение! Сделай так, чтобы жизнь приносила мне все больше и больше добра, а смерть избавила меня ото всякого зла» (аллахумма аслих лии диинии-л-лязии хува ъисмату амрии ва аслих лии дунйайа-л-лятии фиихя маъаашии ва аслих лии аахиратии-л-лятии фиихя маъаадии ваджъали-ль-хайаата зийаадатан лии фии кулли хейрин ваджъали-ль-маута раахатан лии мин кулли шаррин). Этот хадис передал Муслим (4/2087) от Абу Хурейры.

[2] Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи (2329) и Ахмад (4/188,190). Он усиливается похожим хадисом, рассказанным Абу Бакратой.

[3] Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи (2142) и Ахмад (3/106,120). Он усиливается хадисом ‘Умара аль-Джам‘и, который передал Ахмад (4/135).

[4] Этот хадис передал аль-Бухари (3/116).

[5] См. «Фатх аль-Бари» (3/117).

[6] Этот хадис передал аль-Бухари (3/172-173).

[7] Этот хадис передал аль-Бухари (3/175) и Муслим (2/636).

[8] См. «Фатх аль-Бари» (3/174).

[9] Этому мнению отдали предпочтение Ибн аль-Мурабит, Ибн Джарир ат-Табари, кадий ‘Ийад и шейх-уль-ислам Ибн Теймийа. См. «Фатх аль-Бари» (3/155).

[10] Этот хадис передали Муслим (2/644) и Ахмад (5/344).

[11] Этот хадис передали аль-Бухари (3/176) и Муслим (2/645).

[12] Этот хадис передали аль-Бухари (3/163,166), (6/546) и Муслим (1/99).

[13] См. «Фатх аль-Бари» (3/163).

[14] Этот хадис передали аль-Бухари (3/165) и Муслим (1/100).

[15] Этот хадис передал Муслим (2/631).

[16] Этот хадис передал Ахмад (5/391) с хорошим иснадом. Шейх Мухаммад аль-Албани перечислил восемнадцать признаков благого конца, которые вы найдете в книге «Ахкам аль-Джанаиз» (стр.34-43).

[17] См. книгу ас-Сейида Сабика «Фикх ас-Сунна» (1/501).

[18] Этот хадис передал Муслим (2/634).

[19] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[20] Об этом писал аш-Шафи‘и в книге «аль-Умм» (1/277).

[21] Этот достоверный хадис передали Ахмад, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

[22] См. книгу ас-Сейид Сабика «Фикх ас-Сунна» (1/503). Аль-Манави в книге «Фейд аль-Кадир» (6/288-289) писал: «Душа лишается уготованной для нее почтенной обители и не может войти в рай вместе с другими праведниками. Все это должно побудить верующих выплачивать свои долги до смерти, дабы они могли избежать этой страшной кары».

[23] Этот хадис передал аль-Бухари.

[24] Этот хадис передали Муслим (2/633) и Ахмад (6/309).

[25] Этот хороший хадис передал ат-Тирмизи.

[26] Этот хадис передал Муслим (4/294).

[27] Этот хадис передали Муслим (3/1255), Абу Дауд (2/15), ан-Насаи (2/129), Ахмад (2/372) и другие.

[28] Этот хадис передали аль-Бухари (4/192) и Муслим (2/803).

[29] Этот хадис передали аль-Бухари (4/192-193), Муслим (2/804).

[30] Этот рассказ передал Абу Дауд, и иснад его достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. См. книгу Мухаммада аль-Албани «Ахкам аль-Джанаиз» (стр. 170).

[31] Этот рассказ передал ат-Тахави в книге «аль-Мушкил» (3/142) с достоверным иснадом.

[32] См. «И‘лам аль-Мувакка‘ин» (3/554), а также книгу «Тахзиб ас-Сунан» (3/279-282).

[33] Этот хадис передали аль-Бухари (5/389), (11/583) и Муслим (2/804).

[34] Этот хадис передал аль-Бухари (11/584).

[35] Этот хадис передал Муслим (2/804).

[36] См. «Фатх аль-Бари» (11/585), «аль-Мугни» (13/655).

[37] См. «аль-Мугни» (13/655).

[38] См. «аль-Мугни» (13/658).

[39] «Фатх аль-Бари» (5/390). Наряду с милостыней засчитывается и освобождение детьми рабов от имени родителей, хотя с этим не согласны многие ученые маликитского толка. Тем не менее в пользу этого говорит хадис Пророка.

[40] Этот хадис передал аль-Бухари (3/254), (5/388-389), Муслим (2/696). Добавка приводится в версии Ибн Маджи (2717).

[41] Этот хадис передал аль-Бухари (5/385, 390, 396).

[42] См. книгу Мухаммада аль-Албани «Ахкам аль-Джанаиз» (стр. 171).

[43] Этот достоверный хадис передали Абу Дауд (3528), ат-Тирмизи (1358), ан-Насаи (7/241) и Ибн Маджа (2137).

[44] Этот хороший хадис передали Абу Дауд (2/15), аль-Бейхаки (6/279) и Ахмад (6704).

[45] Этот хадис передали Муслим (5/73), ан-Насаи (2/129), Ибн Маджа (2/160), аль-Бейхаки (6/278) и Ахмад (2/371).

[46] Этот хадис передали Муслим (3/1255), Абу Дауд (2/15), ан-Насаи (2/129), Ахмад (2/372) и другие.

[47] Этот хороший хадис передали Ибн Маджа (1/106), Ибн Хузейма (2490) и другие.

[48] Этот хадис передали Муслим (3/88-89), (8/61-62), ан-Насаи (1/355-356), ад-Дарами (1/126-127) и другие.

[49] Этот хадис передал Абу Дауд (3132), ат-Тирмизи (998), Ибн Маджа (1610). Ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным.

[50] См. «аль-Умм» (1/278).

[51] См. книгу имама ан-Навави «аль-Маджму‘ Шарх аль-Мухаззаб» (5/290).

[52] См. «аль-Маджму‘ Шарх аль-Мухаззаб» (5/290).

[53] Этот рассказ передали Ахмад (2/204), Ибн Маджа (1612). Аль-Бусыри назвал его иснад достоверным. То же мнение высказал шейх Ахмад Шакир (6905).

[54] См. «аль-Маджму‘ Шарх аль-Мухаззаб» (5/278).

[55] См. «аль-Умм» (1/279).

[56] См. «аль-Мугни» (3/487).

[57] См. книгу Ибн аль-Химама «Шарх аль-Хидайа» (1/473). Все это говорит о том, что устраивать поминки в доме покойного является скверной ересью. Об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ахкам аль-Джанаиз» (стр. 16).

[58] Этот хадис передал Муслим (2/666).

[59] Этот хадис передал Муслим (2/666).

[60] См. книгу Абу Дауда «аль-Масаиль» (стр. 158).

[61] Этот хадис передал Муслим (158). Добавка приводится в версиях Ахмада (3/295), Абу Дауда (3226), ан-Насаи (4/86), ат-Тирмизи (1052), аль-Хаким (1/370), аль-Бейхаки (4/4) и др. Ат-Тирмизи, аль-Хаким и аз-Захаби назвали ее достоверной. С этим же согласился аль-Албани в книге «Ахкам аль-Джанаиз» (стр.204).

[62] Этот хороший хадис передал Абу Дауд (3206). Он усиливается похожим хадисом Анаса, переданным Ибн Маджой (1561). Аль-Хейсами в книге «Маджма‘ аз-Заваид» назвал его хорошим.

[63] Этот хадис передал Муслим (2/667).

[64] Этот хадис передал Муслим (2/668).

[65] См. «Файд аль-Кадир» (6/390).

[66] Аль-Бухари приводит в подтверждение этого два достоверных хадиса. См. главу «О совершении намаза джаназа у могилы после похорон» (3/204-205).

[67] Этот хадис передал аль-Бухари (3/200,255), Муслим (1/376-377). Похожий хадис эти же ученые передали от Абу Хурейры.

[68] Этот хадис передал Муслим (1/375-376).

[69] Этот хадис передали ‘Абд ар-Раззак (3/560), Ахмад (3/197), Абу Дауд (3222). Иснад его достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима.

[70] См. книгу Ибн Теймийи «Иктида ас-Сырат аль-Мустаким» (стр. 182), а также книгу аль-Албани «Ахкам аль-Джанаиз» (стр. 203).

[71] См. «Ахкам аль-Джанаиз» (стр. 200-203) и «Фикх ас-Сунна» (1/556-557).

[72] Этот хадис передал Абу Дауд (3230), ан-Насаи (4/96) и Ибн Маджа (1568).

[73] См. «аль-Мугни» (3/514-515).

[74] Этот хороший хадис передали Ахмад (2/337, 356), ат-Тирмизи (1056), Ибн Маджа (1576) и др. Он усиливается похожим хадисом, рассказанным Хассаном ибн Сабитом.

[75] Этот хадис передали аль-Бухари (3/144) и Муслим (2/646).

[76] См. «аль-Мугни» (3/523).

[77] Этот хадис передал Муслим (2/671).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.