Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







У греков нет никакого различения между набедренником и палицей,





2) если бы это было 2 облачения, то епископ носил бы и то, и другое; а епископ носит только палицу.

Набедренник обычно дают священнику очень быстро — считается, что это самый маленький подарок; а палица, наоборот, считается самым большим. Хотя на самом деле, это одно и то же.

Палица (или набедренник) — это кусок ткани, украшенный, который носят на боку.

Епископ носит только палицу!

В древности палицу носили на боку как прокладку между мечом и телом[1], т.е. палица была военным облачением. Соответственно этому символика палицы: палица выражает меч духовный. Когда ее одевают говорят: “Препояши меч на бедре твоем сильне”.

Это все нужно запомнить. На экзамене будут спрашивать, напр.: перечислить облачение епископа. В порядке облачения:

· Подризник (его обычно называют подсаккосник)

· епитрахиль

· поручи

· пояс

· палица

· саккос

· омофор

· панагия

· митра.

Это порядок облачения архиерея.

Кроме облачений, есть награды (о которых мы не говорим). Кроме того, есть монашеские облачения (о них мы тоже не говорим).

Епископ, кроме того, что он имеет священничество, он еще и монах, поэтому он имеет

· мантию

· параман

· аналав

· камилавка

· скуфия.

Другие монашеские облачения. Их знать не нужно.

Лекция № 3.

Дополнение к предыдущей теме (в лекции № 2).

Епископское облачение включает в себя 2 омофора:

· большой и

· малый.

В современной практике:

· малый омофор считается тайно совершительным: в него архиерей облачается для совершения (Таинства) рукоположения — во время чтения Анафоры (на Великий Вход он облачается, когда совершает Проскомидию).

· большой омофор считается киринимиальным (а не тайносовершительным): в него архиерей облачается в начале и в конце службы.

Цвета облачения традиционный в Русской Церкви — изучить самостоятельно.

Тема: Литургическое время.

Для богослужения характерна оппозиция между вневременным и временным: с одной стороны, Христос уже пострадал один раз, и всякие Таинства (напр. Крещение в Смерть Господню или участие в Тайной Вечери — Евхаристии) являются возобновлением этого спасительного деяния. Т. о. Таинства находятся как бы вне времени: в каждом Таинстве мы реально участвуем, например, в Евхаристии мы реально участвуем все в той же Тайной Вечери.

Но, с другой стороны, человек существует во времени. И поэтому в Церкви устроен целый ряд разных временных циклов богослужебных, который освящает время в его разных аспектах.

С одной стороны, это цикл суточных служб, освящающих каждое время суток.

С другой стороны, это несколько циклов праздников, которые позволяют человеку отличать одни дни как праздничные, другие дни как будничные и, даже наоборот, как постные.

Соответственно, существуют богослужебные циклы.

Как относится литургия — самая главная служба — ко времени?



С одной стороны, нам знакома практика совершения литургии по утрам, т.е. литургия как бы утренняя служба.

Но если мы обратимся к Типикону, то узнаем, что в разное время года в разные праздники литургия начинается в разное время суток.

Например, в Великую Субботу литургия начинается (по Уставу) около 10-го часа дня, т.е. спустя 10 часов после рассвета, т.е. примерно в 4-5 часов вечера.

Наоборот, на Пасху и на Рождество литургия начинается “по рану”, т.е. до рассвета даже, еще ночью.

Это самое раннее и самое позднее время начала литургии.

Итак, мы видим, что литургия может начинаться, как и совсем рано, так и совсем поздно, т.е. она не привязана к какому-то определенному времени дня.

В 8-й главе Типикона содержится подробная регламентация: когда совершать литургию в зависимости от степени праздничности дня.

Из этой главы выясняется, что чем больше праздник, тем раньше должна совершаться литургия. С чем это связано? Это связано с Евхаристическим Постом.

Здесь мы вплотную подошли к еще одной теме, которая является под темой данной темы:

Система постов.

В христианской церкви есть 2 понимания Поста: с одной стороны, это пост, назовем его, эсхатологический — пост, соблюдаемый ради ожидания пришествия Христа, как сказано в Евангелии: воздержание полное от пищи и воды и от всего воздержание, когда человек ждет жениха — Христа. Когда-то в древней церкви так постились Великим Постом: 40 часов перед Пасхой (не 40 дней) ничего не ели и не пили.

Сейчас таким постом является Евхаристический пост — перед Причащением: человек ничего не ест и не пьет с полуночи, ожидая встретить Христа в Святых Таинствах.

В те дни, когда литургия бывает утром, этот Евхаристический Пост не очень-то продолжителен — большая его часть попадает на время сна.

В такие дни Типикон называет, поста нет. Этот день может быть постным во 2-м смысле (о нем мы узнаем позднее).

В те дни, когда литургии нет совсем, и в те дни, когда литургия должна совершаться вечером, Типикон говорит, что пост есть, т.е. есть это ничегонеядение в течение дня. Это пост — мы его назвали эсхатологическим — пост ожидания Христа: для него характерно полное воздержание от всякой еды и пития.

С другой стороны, есть пост аскетический. Главное назначение такого поста уже не ожидание Господа, а аскетический подвиг — борьба со страстями: человек смиряет свою плоть, чтобы побороть страсти.

Такой аскетический пост — это пост в обыденном его понимании: например, говорят: “Сегодня постный день”, т.е. сегодня день, когда воздерживаются, скажем, от мясного и молочного. Т.е. постные дни во 2-м смысле.

У нас на практике часто постные дни отличаются от непостных разве что скоромным: в непостные дни можно есть скоромное, а в непостные — нельзя.

На самом деле градация в Типиконе дана более сложная.

Градация продуктов по степени постности:

самое непостное — мясо,

далее следуют — молоко, яйца, сыр (“сыр” — по церковно-славянски “творог”)

· рыба

· икра

· елей

· вино

· вареная пища

· невареная пища (при сухоедении (не горячая еда)). Некоторые думают, что при сухоедении нельзя пить воду, — это неверно.

· хлеб, вода.

· ничего нельзя есть.

Наконец, есть такие дни в году, когда по Уставу вообще ничего есть, не положено. Это как раз те дни, когда нет литургии.

В эти дни аскетический пост превращается в эсхатологический.

Литургия не совершается 6 раз в году:

· в сырную среду и пятницу (т.к. в среду и пятницу на Масленицу);

· в Понедельник, Вторник, Четверг на 1-й седмице Великого Поста;

· В Великую Пятницу.

В прочие будние дни Великого Поста совершается Литургия Преждеосвященная: в среду и пятницу — обязательно. В будние дни, если случится праздник полиелейного святого или настоятель изволит.

Итак, литургия не может совершаться в названные 6 дней. Например, если на Четверг 1-й седмицы Великого Поста попадет память Иоанна Предтечи, то она переносится на субботу.

Однако, если в Великую Пятницу случится Благовещение, будет совершаться Литургия Иоанна Златоуста.

Точно также, если в среду или пятницу Сырной седмицы случится Сретение Господне, то также будет совершаться литургия Иоанна Златоуста.

Оказывается, наиболее постными днями в году являются:

· Понедельник, Вторник, Четверг 1-й седмицы Великого Поста, в эти дни никакой праздник случиться не может, и литургия не служится никогда.

Далее (по постности) следуют: Среда и Пятницы Сырной седмицы и Великая Пятница, на них могут иногда (очень редко) попадать двунадесятые праздники.

Далее — дни будние Великого Поста.

Система постов (в аскетическом смысле).

В Православной Церкви существуют 4 многодневных поста и несколько однодневных.

Древнейшими постами являются:

· Среда и Пятница

· Великий Пост.

Среда и Пятница восходят еще к дохристианскому — иудейскому — обычаю поститься (во Вторник и Четверг) (или в Понедельник и четверг — я не помню точно). Это фарисейский обычай.

Многие христиане первые, перешедшие из иудейства, не хотели упразднить этот благочестивый обычай, но и с фарисеями они не хотели вместе поститься.

И тогда пост был перенесен на среду и пятницу, как дни, когда Христа предали и распяли.

Пост Среды и Пятницы отмечается уже в стол раннем христианском памятнике — “Дидахи” (конец I века). Уже в “Дидахи” присутствует указание об обязательности поста в среду и пятницу.

Великий Пост.

Древнейшим христианским установлением является Пост перед Крещением. Оно упоминается в “Дидахи”: перед крещением необходимо попоститься самому человеку, которые хочет креститься, а также крестным и крещающему.

Со временем крестить стали на Пасху, и Пост перед Крещением превратился в Великий Пост, тем более, что перед Пасхой вспоминаются Страсти Христовы, и очень уместно в эти дни тоже попоститься.

И уже к IV веку мы имеем Великий Пост практически в его современном виде: в виде его Страстной седмицы и еще 40-я дней перед ней: 40 дней Поста и Страстная седмица.

Следующим постом, по времени установления, является Апостольский Пост. Он встречается впервые в Апостольских постановлениях (в 380 году). Там отмечается, что после Пятидесятницы одна неделя — сплошная бывает, а следующая за ней неделя (седмица) — постная.

Этот пост после Пятидесятницы с течением времени превратился в Пост перед праздником Петра и Павла — в наш апостольский пост.

В начале V-го века уже существует Пост перед Рождеством Христовым: сначала в течение 5 дней, затем он увеличился почти до размеров Великого Поста.

Но и до сих пор Рождественский Пост — нестрогий, кроме последних пяти дней: последние 5 дней Рождественского Поста — строгие — это более древняя его часть. Остальные 40 дней — нестрогие.

Наиболее поздние посты, по времени их появления, — это Успенский Пост и Пост на Усекновение Главы Иоанна Предтечи.

Есть еще 1 однодневный пост, кроме Усекновения Главы Иоанна Предтечи, — это пост на Воздвижение Креста Господня. Но время его установления неизвестно: этот вопрос не исследован. Итак, существуют многодневные посты и однодневные. Однодневные — это:

· Среда, Пятница весь год,

· Усекновение Главы Иоанна Предтечи,

· Воздвижение Креста.

Многодневные:

· Великий,

· Апостольский,

· Успенский

· Рождественский.

Домашнее задание: читайте 8-ю главу Типикона о том, когда начинать литургию, в зависимости от праздника: например, в воскресенье положено начинать литургию в 7 часов утра, а в будний день — около 9 часов. У нас сейчас ровно кверху ногами: в воскресенье — к 9 (позже приходят, чтобы отоспаться), а в будние дни — наоборот.

Читайте также 32, 33, 34, 35, 36 главы Типикона: о Постах и продуктах.

Мы возвращаемся к теме:

Тема: литургическое время (продолжение).

Итак, у нас есть: суточный круг богослужения и несколько кругов праздников.

Что такое суточный круг богослужения?

По Уставу существуют такие службы, как:

· вечерня

· утреня

· часы и др.

Т.е. службы разных времен дня.

Постоянное чередование этих служб называется Суточным кругом богослужения: вечером — вечерня и т.д.; на следующий день вечером опять Вечерня — и так круг замыкается. Итак,

Суточный круг богослужения.

С другой стороны, круги праздников.

С одной стороны, круг праздников седмичных — седмичный круг: каждые 7 дней носят имена Воскресения Спасителя. Поэтому мы говорим: 7 лица (неделя — это Воскресение).

Седмичный круг.

С другой стороны, 2 годовых круга: для подвижных праздников, связанных с Пасхой.

Поскольку Воскресение связано с Пасхой, то между ними есть некоторая связь.

И годовой круг неподвижных праздников — праздников, которые имеют четкую фиксированную дату, например, Рождество Христово 25 декабря (ст. ст.).

Вот у нас 4 богослужебных круга.

Рисунок.

Идеологию всех этих кругов — попытку придать им какое-то богословское осмысление — можно найти в книге Шмемана “Введение в литургическое богослужение”. Это единственная книга такого плана на русском языке.

Получается 4 круга (лектор обозначил круги в греческой систему нумерации).

Тема: Корпус богослужебных книг Православной Церкви.

Мы выяснили 4 компонента, из которых складывается богослужебная система того или иного обряда.

Обряды могут отличаться одним из этих 4-х компонентов. Если все 4 компонента совпадают, то речь идет не о разных обрядах, а о вариациях внутри одного обряда.

4 основных компонента богослужебной системы христианской:

1) формуляр Евхология, т.е. порядок литургии и Таинств и других священнодействий в Требниках и Служебниках.

Например, мы пользуемся Литургией Иоанна Златоуста, а в древнем Александрийском обряде встречаемся с Литургией апостола Марка.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.