|
Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 § 158. Запятая ставится после слов да, конечно и т.п., обозначающих утверждение, после нет, обозначающего отрицание, после как же, что же, обозначающих подтверждение, согласие и т.п., после что, обозначающего вопрос, если эти слова тесно связаны с непосредственно следующим за ними предложением, раскрывающим их конкретный смысл, например: Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах ( Пушкин ). – А вы были в Москве, доктор? – Да, я имел там некоторую практику ( Лермонтов ). Нет, не дряхлому Востоку покорить меня ( Лермонтов ). – Вы помните Катюшу у тётушки Марии Ивановны? – Как же, я её шить учила ( Л.Толстой ). – Что, испугался давеча? – спросил отец, толкнув меня ( М. Горький ). Двоеточие § 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение: 1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, ещё слова например, как-то, а именно), например: Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов (Гоголь). Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стал, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком (Л. Толстой). Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки (С. Аксаков). 2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки (Л. Толстой). § 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно, например: И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка – напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев). О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание. § 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединённых с первым посредством союзов и заключающих в себе: а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чём говорится в первом предложении, например: Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана ( Пушкин ). Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей ( Л. Толстой ). Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа ( Лермонтов ). б) основание, причина того, о чём говорится в первом предложении, например: Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки ( Некрасов ). Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та тёмная граница, за которую не переступало сознание древних ( Белинский ). § 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединёнными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например: И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки ( А.Н. Толстой ). Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз... ( Лермонтов ). Вот, наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею... ( Лермонтов ). Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь ( Пушкин ). Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя ( Н. Островский ). Но (без оттенка предупреждения): Слышу, земля задрожала ( Некрасов ). § 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например: Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» ( Пушкин ). По окончании работы Пётр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?» ( Пушкин ). А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» ( Чехов ). Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например: Я думал о том, какой это тяжёлый и ленивый малый. Я старался вспомнить, где был я в тот день ровно год тому назад. Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад? Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день! Тире § 164. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например: Дуб – дерево. Оптика – раздел физики. Старший брат – мой учитель. Старший брат мой – учитель. Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например: Бедность не порок. Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например: Кто твой отец? § 165. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопредёленной формой или если оба они выражены неопределённой формой, например: Назначение каждого человека – развить в себе всё человеческое, общее и насладиться им ( Белинский ). Жизнь прожить – не поле перейти. § 166. Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределённой формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например: Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны ( Ленин ). Поэзия – это огненный взор юноши, кипящего избытком сил ( Белинский ). Романтизм – вот первое слово, огласившее пушкинский период, народность – вот альфа и омега нового периода ( Белинский ). § 167. Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например: Надежду и пловца – всё море поглотило ( Крылов ). Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье – ничто не вызовет почивших из гробов ( Жуковский ). § 168. Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения: 1. Если перед приложением можно без изменения смысла его ставить а именно, например: Я не слишком люблю это дерево – осину ( Тургенев ). В отношениях с посторонними он требовал одного – сохранения приличия ( Герцен ). Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца ( Добролюбов ). 2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например: Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу ( Лермонтов ). § 169. Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например: Я вышел, не желая его обидеть, на террасу – и обомлел (Ге р цен). Я спешу туда ж – а там уже весь город ( Пушкин ). Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли ( Грибоедов ). Хотел рисовать – кисти выпадали из рук. Пробовал читать – взоры его скользили над строками ( Лермонтов ). Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например: Проси в субботу расчёт и – марш в деревню ( М. Горький ). Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но – боюсь ( М. Горький ). Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например: И щуку бросили – в реку ( Крылов ). И съела бедного певца – до крошки ( Крылов ). § 170. Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединёнными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например: Я царь – я раб, я червь – я бог ( Державин ). Немудрено голову срубить – мудрено приставить ( Пословица ). Здесь не житьё им – рай ( Крылов ). § 171. Тире ставится между предложениями, не соединёнными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чём говорится в первом, например: Хвалы приманчивы – как их не пожелать? ( Крылов ). Солнце взошло – начинается день ( Некрасов ). § 172. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: Назвался груздем – полезай в кузов. Лес рубят – щепки летят. Сам запутался – сам и распутывайся; умел кашу заварить – умей её и расхлёбывать; любишь кататься – люби и саночки возить ( Салтыков - Щедрин ). § 173. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить? ( Чехов ). Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например: Пусторослеву за верную службу – чижовскую усадьбу, а Чижова – в Сибирь навечно (А.Н. Толстой ). Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги ( Жуковский ). Мне всё послушно, я же – ничему ( Пушкин ). § 174. Посредством тире выделяются: 1. Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например: Тут – делать нечего – друзья поцеловались ( Крылов ). ...Как вдруг – о чудо! о позор! – заговорил оракул вздор ( Крылов ). Лишь один раз – да и то в самом начале – произошёл неприятный и резкий разговор ( Фурманов ). 2. Распространённое приложение, стоящее после определяемого существительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например: Старший урядник – бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу – скомандовал «строиться» ( Шолохов ). Перед дверями клуба – широкого бревенчатого дома – гостей ожидали рабочие со знамёнами ( Федин ). 3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например: Обычно из верховых станиц – Еланской, Вёшенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский (Шолохов). Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160). § 175. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, – муж мой, которого я знала, как самоё себя ( Л. Толстой ). Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках ( Л. Толстой ). § 176. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам ( Крылов ). Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, – мы этого не знаем ( Добролюбов ). § 177. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например: О, если правда, что в ночи, В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, – в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы ( Л. Толстой ). § 178. Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова от... до), например: Перелёты СССР – Америка. Рукописи XI–XIV вв. § 179. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.п., например: Физический закон Бойля – Мариотта. Знак вопросительный § 180. Знак вопросительный ставится после прямого вопроса, в том числе и после следующих одно за другим неполных вопросительных предложений, например: Это кто же? Сам главнокомандующий был? ( Л. Толстой ). Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она? ( Пушкин ). Кто ты? Живая? Мёртвая? ( А. Блок ). Примечание. В вопросительных предложениях с однородными членами знак вопросительный может ставиться после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса, например: Да что мне до кого? до них? до всей вселенной? ( Грибоедов ). § 181. Знак вопросительный в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего,чаще всего внутри цитируемого текста. Знак восклицательный § 182. Знак восклицательный ставится в конце восклицательного предложения, например: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! ( Пушкин ). Печально я гляжу на наше поколенье! ( Лермонтов ). Армия пролетариев, встань стройна! Да здравствует революция, радостная и скорая! (Маяковский). Примечание 1. Всегда являются восклицательными и, следовательно, заканчиваются на письме восклицательным знаком: а) предложения, не являющиеся придаточными и имеющие в своём составе восклицательные слова как, какой, что за и т.п., например: Как за минуту тому назад она была близка ему, как важна для его жизни! И как теперь она стала чужда и далека ему! ( Л. Толстой ). Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрышки! Какой носок! ( Крылов ). б) повелительные предложения, в которых приказание или требование выражено не формой повелительного наклонения, например: Не сметь! Сюда, скорей! За мной, товарищи! Примечание 2. В восклицательных предложениях знак восклицательный может ставиться после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной прерывистости речи, например: Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! § 183. Знак восклицательный ставится после обращений, стоящих в начале предложения, и междометий, стоящих как в начале, так и в середине предложения (второе встречается только в поэтической речи), если такие обращения и междометия являются восклицательными (о запятой при обращениях и междометиях см. § 156, 157), например: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас ( Лермонтов ). А ныне, ах! за весь его любовный жар готовился ему несносный столь удар ( Крылов ). § 184. Знак восклицательный в скобках ставится внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т.п.) к цитируемому тексту. Многоточие § 185. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, причём знаки вопросительный и восклицательный, если они требуются характером предложения, сохраняются перед многоточием, например: Простите, государь !.. Стоять я не могу ... Мои колени слабеют ... Душно ... Душно ... Где ключи? Ключи, ключи мои !.. ( Пушкин ). Не правда ль, ты одна ?.. Ты плачешь? Я спокоен ... Но если ... ( Пушкин ). Не мешает сделать замечание, что Манилова ... но, признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить, да притом мне пора возвратиться к нашим героям ( Гоголь ). § 186. Многоточие ставится для обозначения заминок в речи, в том числе и внутри слова, например: Мама, ты не входи ко мне, а только подойди к двери. Вот что ... Третьего дня я заразился в больнице дифтеритом и теперь ... мне нехорошо ( Чехов ). ... Ва ... ва ... ва ... ваше превосходительство, – шептал Попов ( А.К. Толстой ). § 187. Многоточие ставится в цитатах: 1. Для указания, что начало или конец цитаты, являющейся по отношению к окружающему тексту самостоятельным предложением, не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например: Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «...Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения...». Но: Пушкин писал, что «некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения». 2. Для обозначения пропуска внутри цитаты, например: Маркс писал, что «язык... есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание». Скобки § 188. В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний (о тире при таких вставках см. § 174). Вставленными в предложение могут быть: 1. Слова или предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые для пояснения всей мысли в целом или её части, например: На половине перегона лес кончился, и с боков открылись елани (поля)... ( Л. Толстой ). Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нём была довольно свободная), а по привычке ( Тургенев ). 2. Слова и предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые в качестве добавочного замечания, в том числе и выражающие вопросы или восклицание, например: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой ( Пушкин ). Души неопытной волненья смирив со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы друга ( Пушкин ). Наши поэты – сами господа, и если наши меценаты (чёрт их побери!) этого не знают, то тем хуже для них ( Пушкин ). 3. Слова и предложения, хотя и связанные синтаксически с данным предложением, но приводимые вкачестве добавочного, второстепенного замечания, например: Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь ( Пушкин ). Но целью взоров и суждений в то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный) ( Пушкин ). Нам остаётся свести отдельные черты, разбросанные в этой статье (за неполноту и нескладность которой просим извинения у читателей), и сделать общее заключение ( Добролюбов ). § 189. В скобки заключаются фразы, указывающие на отношение слушателей к излагаемой речи какого-нибудь лица, например: (Аплодисменты.) (Смех.) (Движение в зале.) § 190. В скобки заключаются непосредственно следующие за цитатой указания на фамилию автора и название произведения, из которого взята цитата. § 191. В скобки заключаются ремарки в драматическом тексте. Кавычки § 192. Кавычками выделяются цитаты. § 193. Кавычками выделяются: слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т.п., например: У нас, как я уже говорил, ещё и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы в литературе высоко чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух правду о «высоких персонах» ( Белинский ). Вся деятельная сторона чувства законности совершенно исчезает в «тёмном царстве» и остаётся одна пассивная ( Добролюбов ). Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары ( С. Аксаков ). § 194. Кавычками выделяются названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, пароходов и т.п., являющиеся условными наименованиями, например: «Капитал» Маркса; «Война и мир»; газета «Правда»; колхоз «Путь к коммунизму»; шахта «Мария»; линкор «Парижская коммуна». Примечание. Кавычками не выделяются названия, в состав которых входят имени..., памяти..., например: Государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина. Больница памяти 26 комиссаров. Знаки при прямой речи § 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: 1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: – Не видали маму? ( М. Горький ). 2. Если прямая речь идёт в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например: Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?» Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например: Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, гибкость и сила нашего языка» ( Белинский ). § 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может: а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например: Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» ( Лермонтов ). Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» ( Лермонтов ). Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!» ( Лермонтов ). б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например: «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана ( Лермонтов ). «Как это скучно!» – воскликнул я невольно ( Лермонтов ). «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья ( Шолохов ). «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория ( Шолохов ). в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся: · перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире; · после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например: – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно ( Лермонтов ). – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же? ( Лермонтов ). – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца ( Чехов ). – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк ( Тургенев ). – Дождь пойдёт, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет ( Тургенев ). Примечание 1. Если в словах автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например: – Идём, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь? ( М. Горький ). Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат. Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки. § 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например: «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поётся, там и счастливится» ( Лермонтов ). Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|