Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Комплексный экономический анализ и оценка эффективности бизнеса





 

Любая методика анализа представляет собой методические советы по исполнению аналитического исследования. При выполнении комплексного анализа и оценке бизнеса выделяют несколько этапов:

1) Уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

2) Разрабатывается схема статистических и аналитических показателей, которые характеризуют объект исследования в различных аспектах.

3) Собираются и подготавливаются к анализу необходимые данные, т.е. информационная база (проверяется точность показателей, данные приводятся в сопоставимый вид).

4) Проводится сравнение фактических результатов деятельности с плановыми показателями, с данными прошлых лет, показателями предприятий-конкурентов и т.д.

5) Выполняется факторный анализ: при этом составляются алгоритмы расчетов, включающих различные факторы, и определяется степень их влияния на показатели и результаты деятельности предприятия.

6) Выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

7) Оценка результатов хозяйствования осуществляется с учетом различных факторов и выявленных резервов. Степень объективности этой оценки зависит от набора системы показателей и факторов

8) Разрабатываются мероприятия по мобилизации неиспользованных резервов и развитию бизнеса предприятия.

Комплексный экономический анализ предполагает изучение количественного соотношения экстенсивности и интенсивности экономического развития, которое выражается в показателях использования производственных и финансовых ресурсов.

Особенностью экстенсивного и интенсивного использования ресурсов является их взаимозаменяемость. Так, недостаток рабочей силы можно восполнить повышением производительности труда и наоборот. Совершенствование управления всеми факторами интенсификация отражается в динамике производительности труда, материалоотдачи, фондоотдачи основных фондов, оборачиваемости оборотных средств и др.

Методика анализа интенсификации производства включает систему расчетов, состоящих из показателей эффективности использования разных видов ресурсов, степени влияния экстенсивности и интенсивности их использования на прирост продукции. Наряду с этим для оценки эффективности производства (бизнеса) используются и показатели социально-экономического развития предприятия; оценка условий труда, производительности труда, текучести кадров и др.

В экономической литературе приводятся также методики расчета совокупного социально-экономического эффекта от повышения интенсификации производства.

 

Тема 2 Комплексный бизнес - план, бюджетирование и их использование в экономическом анализе

2.1 Бизнес-план и роль комплексного экономического анализа в разработке и мониторинге его основных показателей

 

Планирование является одной из самых важных функций управления при определении будущих действий по развитию бизнеса, привлечению ресурсов и их использованию, и т.д. Следовательно, бизнес-план является важнейшим инструментом процесса управления (менеджмента).

В бизнес-плане отражается цель деятельности предприятия и средства для достижения этой цели. Цели могут быть по приватизации объектов, эмиссии ценных бумаг, финансовому оздоровлению, выпуску новой продукции и т.д.

Для достижения каждой из поставленных целей нужны финансовые ресурсы и в процессе разработки бизнес-плана решается вопрос об их источниках.

В зависимости от проектов бизнес-плана источниками финансирования могут быть:

1) собственные средства (накопленная амортизация, прибыль, направленная в соответствующие фонды и др.);

2) финансирование, выделенное государством под государственные проекты;

3) спонсорская помощь;

4) кредитование проектов бизнес-плана (долгосрочные или краткосрочные кредиты на реализацию проектов и др.).

Общий бизнес-план может включать детализированные планы, называемые бюджетами. Например, бюджет выпуска продукции, эмиссии ценных бумаг и др.

В экономической литературе нет однозначного подхода к формированию разделов показателей бизнес-планов. Методическими рекомендациями Минфина определено 13 разделов бизнес-плана, которые из-за большой детализации в ряде случаев дублируют показатели отдельных разделов. Упрощенно все эти разделы можно выделить по 3 направлениям:

1) По описанию бизнеса: название и адрес фирмы, имена учредителей, суть проекта и его секретность, новизна продукции, общие сведения об объемах производства, затратах, прибыли, сроках возврата кредитов и займов и др.

В отдельном разделе может быть описана конъюнктура рынка (цены, каналы сбыта, конкуренты и их возможности и др.), а также оценка риска бизнеса.

2) Финансовый план: включает прогноз производства продукции, баланс денежных доходов и расходов, активов и пассивов, источников финансирования и др. При этом широко используются приемы бюджетирования, предусматривающие оптимизацию затрат по всем направлениям бизнеса. В этой связи финансовые планы по всем видам затрат представляют собой систему бюджетов: бюджет материальных затрат, бюджет расходов на оплату труда и т.д.

3) Сопроводительные документы: включают контракты, письма, лицензии, копии различных документов по юридическому оформлению бизнеса.

С помощью экономического анализа осуществляется всесторонний мониторинг за изменениями в хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, оценивается ситуация на рынке: по соотношению спроса и предложения, колебаниям цен и т.д. На основе результатов исследования разрабатываются рекомендации для принятия управленческих решений.

Основным объектом анализа является финансовый план и его мониторинг. При этом особую роль играет оперативный анализ финансового плана, что позволяет своевременно повлиять на его выполнение.

Роль и задачи экономического анализа в планировании показателей бизнеса предприятия зависят от содержания исследуемых и планируемых показателей и процессов.

Так при выборе оптимальной структуры ассортимента производимой продукции экономический анализ должен оценить товар конкурентов по потребительной стоимости, по ценам и затратам. Особое внимание обращается при этом на возможность расширения старых и освоения новых рынков.

При планировании маркетинга по ценам, рекламе, прогнозу новой продукции экономический анализ изучает состояние рынка, изменение цен (тенденции), эффективность рекламы, возможности увеличить производство старого ассортимента и освоить новое производство, и т.д. Особая роль принадлежит экономическому анализу в области оценки и прогноза бизнеса, т.к. с его помощью можно изучить источники рисков и максимальную возможность их наступления, возможности своевременного страхования от негативного воздействия рисков. Наиболее часто экономический анализ используется при выборе оптимальных инвестиционных проектов по фактору рисков, так как в условиях рынка возросла его роль в поисках дополнительных источников финансовых ресурсов и оптимизации их использования. Рыночные отношения требуют реальных оценок партнеров по их финансовому состоянию и успехам в бизнесе. Эти задачи решаются с помощью финансового анализа.

 

2.2 Основные показатели финансового плана и порядок их расчета

 

Показатели финансового плана составляют основу бизнес плана (БП), разделы которого могут включать разный их состав в зависимости от целей бизнес - планирования. Экономисты выделяют в бизнес-плане следующие основные разделы:

1) введение – резюме;

2) цель производства (перечень выпускаемых или реализуемых изделий, услуг; спрос и предложение);

3) оценка рынка сбыта (как пользуется спросом продукция, наличие конкурентов, перспективы спроса и т.п.);

4) конкурентоспособность продукции по качеству, ценам, объему продаж, прибыли;

5) производственные мощности по видам продукции и уровень их использования, план производства и т.д.;

6) производственные принципы организации производства: производственные службы, координация их работы и т.д.

7) правовой статус предприятия;

8) коммерческий риск и меры по его снижению (профилактика, страхование);

9) финансовое планирование: смета доходов и расходов; реализация, прочие поступления, расход, расчет убыточности производства; расчет прибыли не ниже средней отраслевой нормы;

10) стратегия финансирования: ожидаемый возврат вложений;

11) кредиты и их обеспечение.

В настоящее время без БП не регистрируются предприятия, не выдаются кредиты. Если производство находится в финансовом кризисе, то для стабилизации положения также составляют БП.

Основные показатели БП разрабатываются как сметы, которые представляют собой формы плановых расчетов с программой действий на предстоящий период.

Сметы позволяют увязать текущие и перспективные планы, координировать действия различных служб предприятия, целенаправленно управлять производством, контролировать расходы и доходы.

Расчет объема реализации, как одного из первых показателей БП, увязывается с остатками готовой продукции, планом производства и другими показателями. При этом планирование может осуществляться разными методами: эвристическим, трендовым, на основе факторного анализа. Эвристический основывается на оптимистической и пессимистической оценках производства и продаж; трендовый – на темпах роста, сложившихся в базисном периоде; факторный анализ - на выявлении и мобилизации неиспользованных резервов.

Баланс денежных поступлений и расходов включает 4 раздела:

- доходы и поступления средств (выручка, спонсорская и другая помощь);

- расходы и отчисления;

- кредитные взаимоотношения (получаемые и погашаемые кредиты);

- взаимодействия с бюджетом.

Расчеты доходов и затрат, а также прибыли и убытков включает все их группы по видам деятельности. Они могут быть составлены по показателям формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» или в сокращенном виде. При этом учитывается выбранный предприятием вариант учетной политики по реализованной продукции ''по отгрузке'' или ''по оплате''.

Плановый баланс активов и пассивов включает основные статьи: основные средства, готовая продукция, собственные средства, заемные и т.д. При этом по источникам минимальное соотношение собственных и заемных средств определяется 50% на 50%.

Расчет безубыточности продаж делается на основе увязки затрат, доходов, прибыли и объема продаж. Это позволяет определить объем безубыточного производства и при планируемой прибыли.

 

2.3 Сметное планирование (бюджетирование), как основа сбалансированности бизнес-планов

 

Все показатели БП должны быть сбалансированы и увязаны между собой. Так, выпуск продукции, затраты, выручка, прибыль и т.д. поэтапно отражают формирование прибыли и увязываются между собой. Аналогично увязываются показатели капитальных вложений (инвестиций) источников их финансирования и т.д.

Сбалансированность показателей БП может осуществляться разными способами:

- путем составления общей сметы прибыли и убытков, балансовых доходов и расходов;

- методом построения двойного бюджета, когда составляется один текущий, другой – стратегический бюджет и др.

Особую роль в БП играет прибыль – конечная цель любого бизнеса. Поэтому в БП она контролируется на всех этапах производства и реализации продукции.

Сбалансированность БП обеспечивается увязкой всех форм плановых расчетов смет. В зависимости от вида бизнеса, цели планирования и других факторов, разрабатываются следующие сметы: продаж, производства, прямых материальных затрат, расходов на оплату труда, себестоимости продаж, общехозяйственных расходов, прибылей и убытков, капитальных вложений, денежных потоков, актива и пассива баланса и др.

Сметное планирование осуществляется в 2 этапа: планирование и мониторинг.

Сметы могут быть отдельно по обычной и не основной деятельности, по видам продукции, услуг и др.

Все сметы составляются на год с разбивкой по кварталам, месяцам. Они могут отражать расчеты показателей от ''достигнутого'', а также от ''нуля'', что характерно для новых предприятий, новых видов деятельности, новой продукции.

Планирование от ''достигнутого'' основывается на результатах деятельности, полученных в прошлом периоде, и планирование в этом случае сводится к корректировке показателей, направленной на устранение действия негативных факторов.

Учитывая опыт плановой экономики, где достаточно глубоко были отработаны методы финансового планирования от ''достигнутого'', однако не решалась проблема корректировки показателей на ожидаемую инфляцию, важно пересчитывать все показатели в сопоставимые цены.

Сметы могут быть по видам работ, услуг, продукции, видам деятельности и все они должны быть сбалансированы с выходом на конечный результат - прибыль.

БП представляет собой единую систему взаимоувязанных показателей. Все виды затрат имеют свои источники покрытия и сбалансированы между собой.

Реальность БП повышается в том случае, если под каждый проект затрат имеется реальный источник финансирования или кредитования. В этой связи основу БП составляют взаимосвязанные и обеспеченные источниками затраты, доходы и ожидаемая прибыль, которые составляют в целом финансовый план.

Он может включать несколько подвидов:

- баланс доходов и расходов;

- финансовый план капитальных вложений и т.д.

Все эти подвиды взаимно увязываются в общий финансовый план и сбалансируются.

Сбалансированность показателей БП может осуществляться разными способами:

1. Путем составления общей сметы (бюджетов) прибылей и убытков по разным видам деятельности, по видам продукции и т.д. Основу этой сметы составляет баланс доходов и расходов.

2. Методом определения критической точки (порога рентабельности или точки безубыточности). Этот метод используется для увязки объемов производства и выручки от реализации, затрат (постоянных и переменных), прибыли.

Наряду с этим просчитываются варианты ожидаемых продаж и прибыли в зависимости от политики цен.

3. и др.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.