Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гибкие сметы и их роль в управлении предприятием





 

В целях оптимизации финансового прогнозирования при разработке смет финансовых ресурсов используются гибкие сметы в форме двойного бюджета. С помощью метода двойного бюджета предприятие осуществляет защиту своей стратегии развития от рыночной конъюнктуры, политической, экономической, социальной ситуации в стране и т.д. В этом случае осуществляются две основные сметы (бюджета) – текущая и стратегическая. Они составляются по направлениям использования финансовых ресурсов в зависимости от степени доходности.

Текущая смета включает:

- мероприятия по обеспечению непрерывного поступления прибыли от используемых мощностей предприятия, в том числе и размер планируемых капитальных вложений на приобретение новых видов оборудования, технологий и т.д.

- капитальные вложения, направленные на проведение режима экономии, снижение себестоимости продукции и т.д.

Стратегическая смета включает:

- капитальные вложения, направленные на повышение конкурентоспособности продукции в действующей нише (зоне) рынка;

- капитальные вложения, направленные на завоевание новых зон и рынков;

- прекращение капитальных вложений в убыточных зонах.

Таким образом, метод двойного бюджета позволяет сконцентрировать денежные ресурсы на решение конкретных стратегических задач, выделив их централизованно; обеспечить сохранность капитальных вложений с учетом ожидаемых доходов и расходов и удержать равновесие (баланс) их. Наряду с этим системно осуществляется маркетинговая работа по исследованию степени выгодности разных зон (ниш) рынка.

По оценкам специалистов двойные сметы являются ''действенным рычагом управления будущим развитием предприятия'', если стратегический бюджет составляет большую часть общего бюджета предприятия. Важным условием обоснованности расчета таких смет является учет инфляции и обеспечение периодических доходов на инвестируемый капитал не ниже установленного расчетами минимума. В основе расчетов лежит метод дисконтирования для упорядочения (уточнения) сумм по временному периоду.

 

 

Характеристика анализа исполнения смет

 

Анализ исполнения смет включает оценку отклонений фактических показателей отчетного периода от данных смет. При этом предприятие может ставить две цели: эффективность организации бизнеса по обеспечению показателей деятельности предприятия данным бизнес-планов и оптимизации самих смет.

В первом случае осуществляется текущий контроль над исполнением смет в условиях действующей организации бизнеса. Во втором случае оцениваются возможности предприятия достичь более прогрессивных норм в использовании всех видов ресурсов. В ряде случаев такая оценка может осуществляться одновременно. Анализ исполнения смет может включать следующие этапы:

1) Фактические показатели сопоставляются со сметными расчетами по обобщающим показателям: по реализации (% выполнения сметного расчета), по себестоимости, по прибыли, и др.

2) Углубленный анализ осуществляется по смете прибылей и убытков, т.к. она включает все основные факторы эффективности деятельности предприятия.

3) Проводится факторный анализ с целью выявления причин отклонений.

4) По суммам наибольших отклонений проверяется обоснованность смет.

5) По наиболее важным показателям строятся модели алгоритмов расчетов, где взаимно увязывается максимально возможное число факторов. При этом могут использоваться традиционные экономико-математические методы.

6) Разрабатываются меры по мобилизации резервов, на основе которых принимаются управленческие решения:

- сохранение или увеличение объемов производства;

- изменение политики цен, перепрофилирование производства;

- завоевание новых рынков;

- сокращение затрат (особенно в части содержания административно-управленческого персонала) и др.

 

Тема 3 Анализ и управление объемом производства и продаж

Показатели произведенной и реализованной продукции и методика их расчета

 

Основными показателями производственной деятельности предприятия является валовая и товарная продукция.

Валовая продукция включает:

- готовые изделия предприятия

- полуфабрикаты, предназначенные для реализации

- работы и услуги промышленного характера, полуфабрикаты для собственного производства (внутренний оборот)

- приращение незавершенного производства

Из общего объема валовой продукции выделяются те элементы, которые предназначены для реализации это: готовая продукция, полуфабрикаты, работы и услуги, реализуемые на сторону. Следовательно, валовая и товарная продукция отличаются НЗП и внутренним оборотом.

Состав товарной продукции неоднороден и роль разных ее видов неоднозначна. Выделяют 3 группы валовой и товарной продукции:

1) Большую часть составляют изделия основной номенклатуры, т.е. основной продукции. От производства зависят не только размеры ожидаемой выручки, но и финансовых результатов. Поэтому при анализе основное внимание уделяется полноте ассортимента и выполнению плановых заданий.

2) На многих предприятиях помимо основной продукции выпускаются и товары народного потребления, которые в отчетности выделяются во 2 группу.

3) Третью группу товарной продукции составляет прочая продукция.

В зависимости от выбранного метода учета реализации ''по отгрузке'' или ''по оплате'' реализованной может считаться отгруженная товарная продукция или оплаченная.

Анализ показателей выпуска и реализации продукции осуществляется не только в суммовом, но и в натуральном выражении, что позволяет более полно выявить не использованные резервы.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике и зависят от физических свойств продукции (кг, шт., пары, литры, метры и т.д.). Специфика отдельных видов продукции предусматривает использование условных измерителей. Чаще всего они используются для оценки качества продукции, доли выпуска отдельных видов изделий в общих объемах производства и т.д.

Например, обувь оценивается в условных парах по коэффициенту трудоемкости; условные катушки (по 200 м) используются в ниточном производстве; ТУБ (тысяча условных банок) – в консервной промышленности; зачетный вес - при оценке качества сельскохозяйственной продукции, в частности, шерсти и др.; машино-дни, машино-часы - в промышленности для оценки использования оборудования, и т.д.

При оценке производственной программы промышленного предприятия используются показатели сравнимой и несравнимой товарной продукции. К сравнимой относится та продукция, которая выпускалась и в базисном и в отчетном периодах. Следовательно, по ней имеется база для сравнения. К несравнимой продукции относится новая продукция и снятая с производства в отчетном периоде. Таким образом, у такой продукции отсутствует база для сравнения.

 

Система цен на продукцию

В условиях рынка цены являются важнейшим объектом анализа и управления. Цены определяют структуру производства, оказывают воздействие на движение денежных и материальных потоков, распределение товарной и денежной массы на финансовые результаты и финансовое состояние предприятий.

Правильная методика установления цен, оптимальная ценовая стратегия и тактика в условиях рынка и жесткой конкуренции определяют политику цен и успех предприятия на рынке. Наряду с этим правильное определение цен во внешнеторговых операциях определяет лицо компании, платежеспособность и надежность предприятия, как партнера по бизнесу.

В рыночной экономике цена может формироваться по двум критериям:

1) исходя из затрат производства (себестоимости продукции),

2) исходя из соотношения спроса и предложения.

Формирование производственной себестоимости может включать все затраты и тогда будет представлена полная себестоимость продукции. Если же управленческие расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся на счета реализации, то себестоимость будет неполной. Такой показатель себестоимости продукции с определенными условностями может использоваться в маржинальном анализе. Алгоритм себестоимости можно представить по элементам затрат следующим образом:

Себестоимость = Материалы + Амортизация + Оплата труда, включая ЕСН + Прочие расходы

Учитывать готовую продукцию предприятие может по оптовой цене без косвенных налогов, но включая плановую прибыль:

Оптовая цена = Себестоимость + Прибыль предприятия

Отпускная цена предприятия = Оптовая цена + НДС и другие косвенные налоги (налог с продаж, пошлины и т. д.)

Окончательная продажная цена для покупателя складывается из отпускных цен предприятия и посреднических надбавок.

Посредниками могут быть оптовые и розничные предприятия торговли различных форм собственности. Для них покупная цена является оптовой, а отпускная – розничной, если далее продукция идет непосредственно на потребление. Размер надбавок торговли будет зависеть от спроса и предложения, действий конкурентов, политики цен самого предприятия.

Таким образом, отпускные цены предприятий формируются как рыночные цены. Если рыночные цены выше затрат предприятия на производство конкретного вида изделий, то предприятие получит прибыль, если ниже, то производство их убыточно.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.