Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика рейтинговой оценки предприятий





 

Заключительным этапом оценки итогов хозяйственной и финансовой деятельности предприятий является рейтинг предприятия. Под рейтингом предприятия экономисты понимают отнесение его к какому-либо разряду, классу или категории и определение места предприятия в составе группы партнеров, конкурентов, в отрасли, регионе и т.д. Однако, такой формулировки недостаточно, чтобы отразить сущность рейтинга. Представляется необходимым отразить в ней цель отнесения предприятия к той или иной группе по установленной классификации.

Рейтинговую оценку финансового состояния предприятия можно дать с целью определения наличия факторов несостоятельности (банкротства), изменений в эффективности бизнеса и т.д. Таким образом, набор оценочных показателей, а также выбор методов рейтинговой оценки будет зависеть от цели рейтинга.

Рейтинговая оценка включает несколько этапов:

1) подбор системы показателей для установления рейтинга предприятия в зависимости от цели,

2) выбор методов рейтинговой оценки,

3) сбор, корректировка и обработка информации по показателям рейтинга,

4) расчеты показателей для рейтинговой оценки,

5) ранжирование исследуемых предприятий по их местам в рейтинге.

В экономической литературе нет однозначного подхода к определению системы показателей для проведения рейтинговой оценки, а также определению количества групп (классов) и количества баллов при обобщении итогов рейтинга. Чаще всего рейтинговая оценка предприятий делается по показателям финансового состояния и деловой активности по данным сводной отчетности. При этом используются Методические рекомендации по разработке финансов предприятия, утвержденные Приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 года № 118, в которых предлагается все исследуемые показатели разделить на два уровня.

Первый уровень включает те показатели, по которым имеются нормативные значения: коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и др. Во второй уровень показателей включаются те из них, для оценки которых требуется соблюдение ряда условий: сопоставимость в пространстве и времени, способность достаточно объективно отразить те или иные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

В целях повышения объективности рейтинга по каждому уровню показателей вводят оценку их значимости по сумме баллов или значениям коэффициентов. Однако, количество баллов и размеры коэффициентов значимости показателей рейтинга носят условный характер и зависят от мнения эксперта.

В методических разработках рейтинговой оценки А.Д. Шеремета, Р.С., Баканова М.И., Сайфулина и других авторов выделяется четыре группы показателей:

1) показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности

2) показатели оценки эффективности управления,

3) показатели оценки деловой активности

4) показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости.

Достоинством данной системы показателей является их доступность, т.к. их можно рассчитать по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей публикации в соответствии с законодательством. Вместе с тем состав показателей в каждой из групп требует уточнения. В частности, нет необходимости выделять первые две группы, поскольку они включают систему показателей рентабельности и могут представлять единую группу.

Отдельные авторы, в частности, Савицкая Г.В., предлагают девять групп показателей, наиболее полно и всесторонне отражающих итоги деятельности хозяйствующих субъектов по: структуре источников, структуре активов, состоянию активов, прибыли и рентабельности, производству и реализации продукции, соотношению между активами и источниками, ликвидности имущества, рискам и инвестиционной привлекательности. Однако излишняя детализация групп показателей делает их громоздкими и не всегда результативными в рейтинговой оценке.

В конечном итоге следует учитывать, что этап выбора системы показателей для рейтинга предприятия является важнейшим, т.к. от этого зависит объективность выводов по рейтинговой оценке. Наряду с этим важно учесть эффективность методик рейтинга, которые могут основываться на системе балльной оценки, определении удаленности от точки (предприятия) эталона и других. Использование балльной оценки показателей, основанной на экспертных заключениях, представляется менее эффективным в сравнении с математическими расчетами матриц или расстояний до точки эталона, предложенными Бакановым М.И. и Шереметом А.Д.

 
 

При этом расчет показателей для установления рейтинга предприятия осуществляется по формуле:

(2)
 
 

Rj – рейтинговая оценка для j-го предприятия;

x1j, x2j,….,xnj – стандартизованные показатели j-го анализируемого предприятия.

В качестве эталона могут быть приняты показатели, имеющие нормативы, показатели предприятия-эталона, имеющего наилучшие результаты работы среди конкурентов и т.д. При этом важно учесть, что показатели подбираются с одинаковой направленностью, т.е. положительно оценивается либо их рост, либо снижение.

В приведенном примере (Таблица 13.2) использована система показателей, рост которых оценивается положительно. Рассчитав относительные значения показателей по каждому из предприятий к эталонному и подставив их в приведенную формулу (13.1) получим значения рейтинга. Наивысший рейтинг имеет предприятие, у которого получилось наименьшее отклонение от показателей предприятия-эталона. Следовательно, в приведенном примере наивысший рейтинг принадлежит предприятию «Г» т.к. его показатель составил 0,20.

Таблица 13.2 – Исходные данные для рейтинговой оценки предприятий-конкурентов

Показатели рейтинга Значения показателей Относительные значения показателей по отношению к эталону
Предприятие-эталон А   Б   В   Г   А   Б   В   Г
Рентабельность продаж 12,0     10,5 1,00 0,67 0,50 0,87
Коэффициент оборачиваемости капитала 4,0 1,5 3,5 3,6 1,00 0,38 0,88 0,90
Коэффициент текущей ликвидности 2,0 1,7 1,9 1,8 1,00 0,85 0,95 0,90
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами   0,4   0,3   0,4   0,38   1,00   0,75   1,0   0,95
Рейтинговые значения показателей         1,00 0,69 0,51 0,20

 

Таким образом, в условиях рыночных отношений руководство каждого предприятия стремится к тому, чтобы реально оценивать свое положение среди конкурентов. Оно должно знать свои недостатки и принимать эффективные меры по устранению негативных факторов, своевременно корректировать стратегию и тактику своего поведения на рынке на ближайшую и отдаленную перспективы.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.