Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6:Время петровских реформ.





Тема 6:Время петровских реформ.

 

План:

1. Борьба за власть в конце XYII века. Первые годы царствования

Петра.

2. Реформаторская деятельность Петра I.

3. «Революция сверху» в России. Значение петровских реформ.

 

Конспект лекции

В историографии традиционно существуют две точки зрения на реформы Петра I. Одни историки считали, что он нарушил естественный ход истории, другие полагали, что Россия была подготовлена к реформам всем предшествующим ходом исторического процесса. Безусловно, ответ на этот вопрос несет существенную идеологическую нагрузку: многие пытаются анализировать последующие попытки российских модернизаций сквозь призму опыта петровских преобразований.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что многие процессы (прекращение созыва Земских соборов, реорганизация приказной системы, объединение уездов в разряды, отмена местничества, начало реформы армии, упорядочивание отношений государства и церкви, разрешение обменов «вотчина–поместье» и наоборот, введение подворного обложения) свидетельствуют в пользу того, что попытки преобразований начались еще до Петра.

Реформы проводились в течение всего правления Петра I, хотя специального плана проведения реформ не существовало, что нередко приводило непоследовательности и в ряде случаев противоречивости процессов. Однако в целом преобразования были вполне адекватны тем проблемам, которые требовали разрешения и способствовали укреплению государства.

Революция сверху” в России. Значение петровских реформ.

В результате реформ Россия стала одним из сильнейших европейских государств. Победа в Северной войне сделала её полноправным участником общеевропейской политики. 20 октября 1721 г. Сенат постановил за выдающиеся заслуги перед Россией, доставившие ей почетное место среди европейских держав, поднести Петру титул “Отца Отечества» и “Императора Всероссийского”. Российский царь принял титул императора, а Россия стала империей.

Необыкновенно быстрым было экономическое развитие страны. Если к началу 18-го века насчитывалось 20 мануфактур, то к 1725 их было уже 200. В 1700 г. выплавлялось 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 – 800 тыс., а в 1750 – 2 млн. пудов, т.е. в 1,5 раза больше, чем в Англии. Россия превратилась в крупнейшего поставщика металла на Европейский рынок, также как и полотна. Россия добилась активного торгового баланса. Экспорт (вывоз) превышал импорт в 2 раза.

В области политической завершился процесс формирования абсолютной монархии. Но главное противоречие в развитии России заключалось в том, что мануфактура, начав развиваться как капиталистическая, основанная на наемном труде и средствах частного капитала, быстро повернула вспять. Развитие экономики не только не привело к ликвидации феодальной зависимости, формированию третьего сословия, но наоборот укрепило крепостничество, распространив его на мануфактуры, которые во второй половине XYII века развивались на наемном труде.

Петровские реформы часто называют «революцией сверху» Действительно, Россия из страны окраинной, малознакомой Европе превратилась в активного участника европейского мира. Изменилась Россия неузнаваемо: новая столица, новые лица, европейские платья, типографии и мануфактуры, расцвет торговли и кунсткамера, мощнейший флот и армия. Но революция, это не просто прогрессивное развитие, эта смена общественно-экономической формации, приход к власти не просто новых людей, а новых политических классов.

Произошло ли это в результате Петровских реформ, Отрицательный ответ однозначен. Россия, превратившись в империю, не только не стала страной буржуазной, а стала страной, где крепостное право год от года, в течение всего XYIII века укреплялось и расширялось. В стране крепостными становились не только все большая часть крестьян, но практически и дворяне. Любой из них в любой момент мог быть лишен имущества, сослан, разжалован, выпорот и, наконец, убит. Разбогатевший торговец и мануфактурист не становились людьми свободными и независимыми, не могли ни партий создать, ни своих представительных органов. Правда, могли получить дворянский титул и звание. Одним из парадоксов русской истории стало то, что купцами и мануфактуристами чаще становились крепостные крестьяне, а не относительно свободные государственные. При этом с большим трудом и за большие деньги, выкупавшие себе волю. Как в России до Петра третье сословие не сложилось, так и реформы петровские не привели к его развитию и становлению. Но в тоже время, с петровской эпохи в России зарождается общественно-политическая жизнь, формируется слой интеллигенции, которой суждено будет сыграть в истории России роль едва ли менее важную, чем роль третьего сословия на Западе.

Таким образом, несмотря на высочайший экономический прогресс, он был достигнут не органически, не через вызревание внутри феодализма капиталистических отношений, а путем насаждения сверху, ценой колоссальных жертв и страданий народных. Налоги за период петровских реформ возросли втрое. Население страны сократилось на одну седьмую часть. Эта цена войн и строительства флота, армии, Петербурга.Тем не менее, Петровские реформы, бесспорно, определили пути государственного развития России в целом на 150 лет.

 

Терминологический словарь:

абсолютизм, «революция сверху», бюрократия, европеизация, централизация власти, коллегия, коллегиальный принцип управления, капитализм, империя, мануфактура, меркантилизм, модернизация, протекционизм, реформа.

Материалы и документы к теме

Указ о покупке к заводам деревень. 18 января 1721 г.

Указ позволял промышленность обеспечить рабочей силой. Купленные к заводам деревни не подлежали отчуждению отдельно от предприятий. В то же время указ, нарушал дворянскую монополию на землю. Промышленники, выходцы из мещанства и крестьянства с разрешения Берг- и Мануфактур - коллегий получили право на приобретение населенных земель. Отменен Екатериной II в 1782 г.

Понеже хотя по прежним указам купецким людям деревень покупать было и запрещено (фактически, как известно, крупные купцы ("именитые люди Строгановы", "гости") владели землями, "лавочными местами" в городах, приобретали по закону "порозжие земли" (Соборное уложение 1649 г. Гл. XVII. Ст. 45), арендовали различные угодья у казны и тл„ владели также кабальными холопами.), и тогда то запрещение было того ради, что они, кроме купечества, к пользе государственной других никаких заводов не имели (В действительности многие русские и иноземные купцы уже в XVII в. владели мануфактурными и горными предприятиями.); а ныне по нашим указам, как всем видно, что многие купецкие люди компаниями, и особно многие возымели к приращению государственной пользы заводит вновь разные заводы, а именно: серебреные, медные, железные, игольные и прочив сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии, токмо под такою коцдициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того, как шляхетству, так и купечеству, тех деревень особо без заводов отнюдь никому не продавать и не закладывать, и никакими вымыслы ни за кем не крепить, и на выкуп таких деревень никому не отдавать, разве кто похочет для необходимых своих нужд те деревни и с теми заводы продать, то таким продавать с позволения Берг и Мануфактур-коллегии. А ежели кто противо сего поступит, то оного всего того лишить безповоротно.

А ежели кто будет заводы заводить токмо для лица малые, чтоб ему тем у кого деревни купить, и таковых вымышленников до той покупки отнюдь не допускать, и смотреть того накрепко в Берг- Мануфактур-коллегии; а ежели таковые явятся, и их по усмотрению штрафовать отнятием всего движимого и недвижимого имения.

Печатается по: Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3711.

ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО,

Методические рекомендации.

При подготовке ответа на первый вопрос, прежде всего, следует показать, что в XVIII веке Россия, как и другие страны Европы, встала на путь масштабной модернизации страны. Что означает это понятие, и почему реальное начало этому процессу положили реформы Петра I Великого, которые неотделимы от его личности?

Дайте характеристику личности Петра Великого. В чем проявилась противоречивость этого человека, насколько, по вашему мнению, она связана со сложностью его эпохи? По материалам лекции и рекомендуемой учебной литературы выясните, чем была вызвана борьба за престол в конце XVII века? Как и почему она закончилась воцарением Петра? Особо остановитесь на вопросе о том, в чем состояла цель поездки Великого посольства? Какое влияние она оказала на Петра, его последующую реформаторскую деятельность?

По второму вопросу разъясните, почему Северная война со Швецией явилась «толчком», важнейшим стимулом для реформ Петра Великого? Почему России был нужен выход к Балтийскому морю?

Используя лекцию и рекомендуемую обязательную литературу, подумайте над следующими вопросами:

· чем были вызваны социально-экономические реформы, каково их влияние на жизнь страны? В чем состояла политика протекционизма и меркантилизма?

· охарактеризуйте реформы государственного управления и местных органов власти. Каковы их результаты? Чем отличались Сенат от Боярской думы, коллегии от приказов? Функции Синода, фискалов и прокуроров?

· покажите как взаимосвязаны реформы государственного управления и экономические реформы;

· каково содержание, значение и последствия для государства Указа о престолонаследии (1722 г.).

· есть ли связь между вышеуказанными реформами и сословными изменениями в стране?

· как вы думаете, почему «Указ о покупке к заводам деревень от 18 января 1721г.» явился важнейшим элементом экономических реформ Петра, направленных на дальнейший рост мануфактурного производства? Чем была вызвана необходимость указа, в чем состояла его отрицательная сторона?

· почему была создана «Табель о рангах», какую роль она сыграла в успехе петровских преобразований?;

· объясните, почему «Указ о единонаследии 23 марта 1714г.» стал важным приобретением для дворянства? Что давало дворянству окончательное слияние поместий – условных владений и вотчин в одну недвижимую собственность?

· каково содержание и значение реформирования армии и флота?

· в чем состояла главная направленность реформ в области образования и просвещения? Как повлияло руководство о правилах хорошего тона – «Юности честное зерцало» на быт и нравы тогдашнего общества? Насколько приемлемо оно, на Ваш взгляд, сегодня? (Хрестоматия, с. 56-61).

При подготовке третьего вопроса дайте характеристику главных результатов и историческую оценку петровских реформ.

· Можно ли однозначно ответить на данный вопрос?

· Почему реформы привели к утверждению абсолютной монархии и стали началом становления Российской империи?

· Как изменилось место России среди европейских государств?

· Как Вы понимаете знаменитую оценку А. Герцена реформаторской деятельности Петра: «К азиатскому телу страны Петр приделал европейские руки». В чем, по вашему мнению, состоит противоречивость петровских реформ по европеизации страны?

В заключении выделите политические, экономические социальные и культурные факторы, определяющие значение реформ Петра I для развития России.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Прочитайте текст и выполните письменно следующие задания:

«…Во второй половине XVII века русский народ явно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную и почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры» (С.М. Соловьев).

«Русская земля подверглась внезапному страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и наливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать неродности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык – все было искажено, изуродовано, изувечено» (И.С. Аксаков).

«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы» (В.О. Ключевский).

· На основе предложенных текстов определите, в чем различия в оценке историками реформ и личности Петра 1.

· Какие положительные и отрицательные качества личности Петра I отмечали историки?

· Какая из позиций историков представляется вам правильной?

2. Заполните таблицу:

Петровские коллегии:

Название Компетенция
Военная коллегия  
Адмиралтейств – коллегия  
Коллегия чужестранных дел  
Берг-коллегия  
Мануфактур-коллегия  
Коммерц-коллегия  
Камер-коллегия  
Штатс-контор-коллегия  
Ревизион-коллегия  
Юстиц-коллегия  
Вотчинная коллегия  
Главный магистрат  

 

Вопросы для дискуссионного обсуждения:

1. Петр I – человек и исторический деятель: современные оценки

2. «Великое посольство» и его роль в реформаторской деятельности Петра I.

3. «Птенцы гнезда Петрова»: к вопросу о человеческом факторе в проведении реформ.

4. Петровская «революция» в области культуры и быта.

5. Цена петровской модернизации. Свет и тени петровских реформ.

 

 

Тема 6:Время петровских реформ.

 

План:

1. Борьба за власть в конце XYII века. Первые годы царствования

Петра.

2. Реформаторская деятельность Петра I.

3. «Революция сверху» в России. Значение петровских реформ.

 

Конспект лекции

В историографии традиционно существуют две точки зрения на реформы Петра I. Одни историки считали, что он нарушил естественный ход истории, другие полагали, что Россия была подготовлена к реформам всем предшествующим ходом исторического процесса. Безусловно, ответ на этот вопрос несет существенную идеологическую нагрузку: многие пытаются анализировать последующие попытки российских модернизаций сквозь призму опыта петровских преобразований.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что многие процессы (прекращение созыва Земских соборов, реорганизация приказной системы, объединение уездов в разряды, отмена местничества, начало реформы армии, упорядочивание отношений государства и церкви, разрешение обменов «вотчина–поместье» и наоборот, введение подворного обложения) свидетельствуют в пользу того, что попытки преобразований начались еще до Петра.

Реформы проводились в течение всего правления Петра I, хотя специального плана проведения реформ не существовало, что нередко приводило непоследовательности и в ряде случаев противоречивости процессов. Однако в целом преобразования были вполне адекватны тем проблемам, которые требовали разрешения и способствовали укреплению государства.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.