Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика факторного анализа.





Если предмет науки раскрывает, «что» познается, то метод - «как» познается. Слово «метод» (от греческого methodos - путь к какой-либо цели) означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни.

Методологической основой экономического анализа является диалектический метод познания. Диалектика исходит из того, что изучаемые явления берутся в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии; при этом развитие понимается как борьба противоположностей, отражающая объективные законы самой действительности.

Метод реализуется через конкретные методики в зависимости от особенностей целей, задач, объектов, способов и технических средств исследования.

 

Методика — это совокупность правил, способов и приемов для выполнения исследований или какой-либо работы. Она всегда конкретна и включает в себя следующие элементы:

• задачи исследования;

• объект исследования;

• содержание программы и методы исследования;

• в вид экономического анализа;

• сроки проведения исследования;

• отчет об исследовании.

Различают общую и частные методики анализа.

Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении разных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно определенных отраслей экономики, типов производства, объектов исследования, видов анализа. Любая методика анализа будет представлять собой указания или методологические советы по исполнению аналитического исследования.

 

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие — косвенно. Например, на величину прибыли от основной деятельности предприятия непосредственное влияние оказывают такие факторы, как объем и структура продаж, отпускные цены и себестоимость продукции. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно.

Каждое явление можно рассматривать и как причину, и как результат. Например, производительность труда можно рассматривать, с одной стороны, как причину изменения объема производства, уровня ее себестоимости, а с другой — как результат изменения степени механизации и автоматизации производства, усовершенствования организации труда и т.д. Если тот или иной показатель рассматривается как следствие, как результат действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей его называют результативным показателем. Показате-ли, определяющие поведение результативного признака, называются факторными.

 

С помощью детерминированных факторных моделей исследуется функциональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами).

При создании детерминированных факторных моделей необходимо выполнять ряд требований:

1) факторы, включаемые в модель, должны реально существовать, а не быть надуманными абстрактными величинами или явлениями;

2) факторы, входящие в модель, должны находиться в причинно-следственной связи с изучаемым показателем.

3) все показатели факторной модели должны быть количественно измеримыми, т.е. иметь единицу измерения и необходимую информационную базу;

4) факторная модель должна обеспечивать возможность измерения влияния отдельных факторов, т.е. в ней должна учитываться соразмерность изменений результативного и факторных показателей, а сумма влияния отдельных факторов должна равняться общему приросту результативного показателя.

В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей.

1. Аддитивные модели:

Y = ∑ xi =х1+х2+... + хп

Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

2. Мультипликативные модели:

Y =Пxi = x1*x2*x3…..xn

Этот тип моделей применяется в том случае, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторных показателей.

3. Кратные модели:

Y=X1/X2

Они применяются в том случае, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого.

4. Смешанные (комбинированные) модели — сочетание в раз

личных комбинациях предыдущих моделей:

Y =(a+b)/c, Y = a/(d+c), Y = a*b/c, Y = (a + b)c и т.д.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Метод экономического анализа.

2. Методика экономического анализа

3. Способы экономического анализа

• Логические способы обработки информации

• Способы детерминированного факторного анализа

• Способы стохастического факторного анализа

• Методы оптимизационного решения экономических задач

 

Список основных и дополнительных источников литературы

а) основная литература

  1. Гальчина, О.Н. Теория экономического анализа [Текст]: учебное пособие / О. Н. Гальчина, Т. А. Пожидаева. – М.: Дашков и К, 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-394-01532-8
  2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК [Текст]: учебник / Г. В. Савицкая. – 8-е изд., испр. – М.: Инфра-М, 2012. – 654 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-004341-8

 

б) дополнительная литература:

  1. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие.– 5-е изд., перераб.и доп. М.: ИНФРА –М, 2009.

 


Тема 32. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Способ сравнения в анализе

Использование абсолютных, относительных величин в анализе

Использование средних величин в анализе

Способы группировки информации в анализе

Балансовый способ в экономическом анализе

Способы табличного отражения аналитических данных

Способы графического отражения аналитических данных

Приведение показателей в сопоставимый вид.

Эвристические методы

Способ сравнения – это совокупность приемов сопоставления аналогичных показателей исследуемого объекта, для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне ис­следуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их раз­вития. [Подчеркивая его важность, можно сослаться на поговорку «Все познается в сравнении».]

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:

горизонтальный сравнительный анализ – используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня и т.д.)

вертикальный сравнительный анализ изучает структуру экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в его общей сумме), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, ос­новного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их вели­чины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базис­ного года, т.е. при исследовании основной тенденции динами­ки показателей.

Динамические (временные) сравнения используют для изучения изменения исследуемых показателей во времени, а статические (пространственные) сравнения — для оценки уровня показателей одного периода по различным хозяйствующим субъектам.

При одномерном сравнительном анализе делаются сопоставле­ния по одному или нескольким показателям одного объекта или сопоставление нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа сопоставля­ются результаты деятельности нескольких предприятий (подраз­делений) по широкому спектру показателей (подробнее он рас­смотрен в дальнейшем).

 

Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсо­лютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели показывают количественные размеры яв­ления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д. Абсолютная величина – это разность между фактическим и базовым значением показателя. Она может быть отрицательной величиной.

Относительные показатели вычисляются как отношение фактического значения показателей к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на другую. Относительные величины отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в фор­ме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

 

В практике экономической работы наряду с абсолютными и от­носительными показателями очень часто применяются средние ве­личины. Они используются в анализе для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объек­тов. Например, средняя заработная плата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например районы по уровню уро­жайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.

В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин (простые и взвешенные среднеарифметические, среднегармонические, среднегеометрические, среднеквадратические и др.). [методика расчета которых деталь­но рассматривается в общей теории статистики.]

Наиболее часто в расчетах используется средняя арифметическая, а также среднегеометрическая.

Средняя арифметическая взвешенная:

 

X =∑ xf / ∑ f

Где ∑xf - сумма произведений величины признаков на их частоты (веса)

∑f - общая численность единиц совокупности.

Если частоты (веса) представлены не абсолютными величинами, а относительными, например, в долях единицы, в коэффициентах, то формула примет следующий вид:

 

X =∑ xd, где d – частотность.

Средняя геометрическая:

X =n√ x1x2x3x…..xn =n√ Пxi,

Где xi - варианты признака x,

n – число вариантов,

П – знак произведения.

Средняя геометрическая широко применяется для исчисления средних темпов измерения показателей в рядах динамики. Для использования средних величин в экономическом анализе формируют исходные группировки на качественно однородные группы в зависимости от того или иного признака.

 

Широкое применение находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам при­роста производства продукции, состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как они позволяют выявить пере­довые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изуча­емыми показателями. По характеру признаков, на которых основы­вается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количе­ственной.

По сложности построения различают два типа группировок: про­стые и комбинированные. С помощью простых группировок изучает­ся взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изу­чаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они по­зволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи.

 

Термин «баланс» используется для обозначения системы интерваль­ных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период (ин­тервал).

Баланс — система показателей, характеризующих какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон.

В бухгалтерском балансе, например, отражаются средства по соста­ву (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, касса и т.д.) и одновременно — по источникам формирования (устав­ный капитал, кредиты банка, задолженность поставщикам и т.д.).

Балансовый метод как способ представления данных широко ис­пользуется в планировании, учете и экономическом анализе. Кроме привычного бухгалтерского баланса в анализе используются трудовые, товарные, денежные балансы. Они могут быть плановыми и фактиче­скими (отчетными). При помощи этих балансов планируются образо­вание и распределение отдельных видов материалов, продукции, де­нежных средств, трудовых ресурсов.

Балансы используются для проведения факторного анализа при изучении детерминированных зависимостей. Например, при сравне­нии планового и отчетного товарных балансов выявляется влияние на изменение объема реализации товаров таких факторов, как запасы на начало и конец анализируемого периода, поступление товаров, вели­чина недокументируемого расхода. В подобных балансах может и не быть равенства итогов, поэтому могут быть балансы активные (напри­мер, превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с переве­сом ввоза над вывозом).

 

Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словес­ного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением и познавательный эффект достигается зна­чительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таб­лиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.

Составление аналитических таблиц — важный элемент в методи­ке экономического анализа. Этот процесс требует знания сущности изучаемых явлений, методики их анализа, правил оформления таблиц. Существуют три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные.

 

Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необхо­димость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку срав­нивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурны­ми изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными пе­риодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели при­водятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем сто­имостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопо­ставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периоде выражают в ценах базисного периода.

Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще все­го объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример — изменение жирности молока.

Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структу­ре, необходимо фактический объем производства продукции пере­считать на структуру базисного периода.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достиг­нута, если вместо абсолютных величин применить средние или относи­тельные величины. Нельзя, например, сравнивать без учета производ­ственной базы предприятия такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д. Но если вместо абсо­лютных показателей взять относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то их можно сравнивать. В некоторых случаях для обеспечения сопо­ставимости показателей используются поправочные коэффициенты.

 

 

Эвристические методы — это неформальные методы решения эко­номических задач, связанных со сложившейся хозяйственной ситуа­цией, на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и других методов. Они включают в себя набор неформаль­ных приемов и способов, позволяющих руководству предприятия решать поставленные задачи. К наиболее применяемым на практике можно отнести следующие методы:

■ метод мозгового штурма, представляющий собой опрос специа­листов о предлагаемом решении какой-либо задачи. В поиске реше­ния может участвовать группа или даже большой коллектив специа­листов. Создается атмосфера, когда каждый участник предлагает свое решение поставленной задачи. В результате организатором этого опро­са выбирается лучшее решение;

■ метод экспертных оценок заключается в том, что каждый спе­циалист-эксперт оценивает предлагаемые ему решения. Эти решения могут быть оценены в баллах по десятибалльной или по какой-либо другой системе. Участвует в этом эксперименте группа специалистов. Им предлагаются проекты вариантов возможных решений. В конеч­ном итоге выбирается вариант решения по среднему взвешенному показателю.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Способ сравнения в анализе

2. Использование абсолютных, относительных величин в анализе

3. Использование средних величин в анализе

4. Способы группировки информации в анализе

5. Балансовый способ в экономическом анализе

6. Способы табличного отражения аналитических данных

7. Способы графического отражения аналитических данных

8. Приведение показателей в сопоставимый вид.

9. Эвристические методы

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.