Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Элементы и звенья финансовой системы





 

Финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактовки финансовой системы положен принцип наличия различных функциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов.

Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования, а следовательно, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, финансы организаций в основном обслуживают материальное производство и услуги, создание ВВП в бюджет и в внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, министерствами, службами, агентствами, социальными группами населения.

В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов. В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они в свою очередь делятся на звенья (рис. 1.1).

Государственные и муниципальные финансы:

· бюджетная система;

· внебюджетные фонды;

· государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов:

· коммерческих предприятий и организаций;

· финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

· некоммерческих организаций.

В настоящее время государственная бюджетная система России представлена следующими звеньями:

· федеральный бюджет;

· территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

 

 

 

 


Рис. 1.1. Подсистемы и звенья финансовой системы

Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.

Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.



Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присуще специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Наиболее широко деятельность государства проявляется как заемщика средств. Его операции в качестве кредитора, предоставляющего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительней уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существенное развитие.

Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, государство направляется на финансирование как текущих, так и инвестиционной деятельности предприятий, в соответствии с действующим законодательством.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношениякаждого из этих звеньев имеет специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

 

Все элементы и звенья финансов находятся во взаимосвязи, которая может быть одно- и двусторонней.

Односторонними являются такие связи между звеньями финансовой системы, в процессе которых существуют финансовые отношения только по получению средств или по их предоставлению (кооператив платит налоги в бюджет).

Двухсторонние финансовые связи появляются тогда, когда существуют финансовые отношения между звеньями финансовой системы, как по получению, так и по предоставлению денежных средств (государственное предприятие платит налоги в бюджет, в то же время оно может получить бюджетные ассигнования; местные бюджеты получают дотации из вышестоящего бюджета).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.