Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Энергосбережение и энергоэффективность





Раздел 1. Утвержденные и перспективные меры государственной политики в области энергосбережения и соответствующие им инструменты, их целевое назначение, практика применения, критерии и условия эффективности

Базовые понятия энергосбережения и энергоэффективности

Энергосбережение – комплекс мероприятий, проводимых на различных уровнях управления и хозяйствования – на федеральном, региональном, муниципальном, а также юридическими и физическими лицами.

Энергоэффективность – это отношение экономического (социального, экологического) эффекта, полученного от внедрения энергоэффективных мероприятий к затратам ресурсов, непосредственно направленных на проведение данных мероприятий.

Оценка показателей энергосбережения ведётся в тоннах условного топлива (т.у.т.). Данный показатель характеризует

 

Тема 1.1. Основные положения государственной программы и инструменты государственной политики в области энергосбережения и энергетической эффективности

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

· основные положения государственной политики в области энергосбережения и энергетической эффективности;

· цели и задачи государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

· ключевые положения государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г. (в действующей редакции) и подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики;

· управление государственной программой на региональном и муниципальном уровне: законодательная база, подзаконные акты, мероприятия, механизмы;

· инструменты государственной политики (утвержденные и перспективные);

· новый подход к разработке и реализации региональных программ по энергоэффективности, а также подразделов (по энергосбережению и повышению энергетической эффективности) отраслевых подпрограмм;

· введение механизма единой ответственности за энергоэффективность в регионе;

· институт развития (уполномоченный орган);

· ключевые направления государственной поддержки проектов в области энергоэффективности: субсидии на реализацию проектов по энергоэффективности.

Основные положения государственной политики в области энергосбережения и энергетической эффективности

В современных условиях энергоресурсы составляют основу жизнедеятельности человека в любой сфере производства и потребления. Энергосбережение позволяет существенно снизить затраты и обеспечить эффективность и конкурентоспособность производства товаров и услуг, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В связи с повышением потребности в энергоресурсах и заметном росте цен на энергетические ресурсы (в РФ – на 8-15% в год в течение последних 8 лет) возникает необходимость проведения активной политики в области энергосбережения. Кроме того, актуальность проведения активной политики энергосбережения в России связана с тем, что энергоемкость валового внутреннего продукта страны в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% котельных, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад. В промышленности эксплуатируется 15 процентов полностью изношенных основных фондов.



Сохранение высокой энергоемкости российской экономики приведет к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только при комплексном подходе к вопросу энергосбережения.

Поэтому в последние годы, когда на федеральном уровне были приняты целый ряд нормативных документов:

§ ФЗ от 23 ноября 2009 г. № 261­‐ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

§ Энергетическая стратегия России до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства России от 13 ноября 2009 года N 1715-р

§ Госпрограмма РФ «Энергосбережение и повышение э/э на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р с измен. и дополн. от 18.08.11 и 16.02.13 г.

§ Госпрограмма РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», включающая 7 подпрограмм, в т.ч. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (Госпрограмма утверждена распоряжением Правительства РФ от 3.04.2013 г. № 512-р).

На региональном уровне, за последние 5 лет каждый регион РФ принял собственную целевую программу энергосбережения и повышения энергоэффективности, оформленную постановлениями правительств региона. Почти все крупные муниципалитеты приняли собственные программы. Всего по настоящий момент в РФ действует более 300 государственных программ энергосбережения различного уровня.

Рассмотрим основные положения государственной политики в данной области.

Тема 1.2. Результаты реализации региональных программ в области энергосбережения и энергетической эффективности и оценка их эффективности

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

· результаты реализации региональных программ энергосбережения и энергоэффективности в 2011-2012 гг.;

· проблемы, тормозящие реализацию программ энергосбережения и энергетической эффективности;

· основные индикаторы оценки энергоэффективности отраслевых мероприятий (для каждой отрасли), региона в целом (энергоёмкость ВРП региона) и их целевые показатели.

Раздел 2. Системы энергоменеджмента. Энергосервисная деятельность

Цели, задачи основные положения стандарта

Цель стандарта – интегрировать энергоэффективность в текущие управленческие практики организаций.

Задачи стандарта ISO 50001:

• нацелен на оказание практической помощи и поддержки энергоменеджерам,

• призван снабдить организации, независимо от их размера и осуществляемого ими вида деятельности, полноценной стратегией действий, как в менеджерской области, так и в технических аспектах, чтобы те моли реально повысить свою энергоэффективность (энергоперформанс, «energy performance»), увеличить использование возобновляемых источников энергии и сократить эмиссии парниковых газов.

Разработка и внедрение систем энергетического менеджмента

 

Этап 1. Осуществление энергетического обследования.

В соответствии с Федеральным Законом 261-ФЗ.

 

Организационный эффект

Ø разработка корпоративных документов, регулирующих энергоменеджмент;

Ø синергетический эффект от сбалансированного распределения функций в области энергосбережения по подразделениям;

Ø вовлечение всех категорий персонала в энергосбережение за счет мотивации и развития корпоративной культуры.

Финансовый эффект

Ø улучшение финансовых показателей компании за счет прямой экономии всех видов энергоресурсов;

Ø сокращение издержек, выявление и устранение непроизводственных расходов;

Ø повышение финансовой прозрачности компании;

Ø гарантии инвестирования в энергосберегающие проекты.

Репутационный эффект

Ø улучшение финансовых показателей компании за счет прямой экономии всех видов энергоресурсов;

Ø сокращение издержек, выявление и устранение непроизводственных расходов;

Ø повышение финансовой прозрачности компании;

Ø гарантии инвестирования в энергосберегающие проекты.

Рис. 2.1. Схема финансирования заказчика посредством ЭСКО

 

Согласно первой вышеуказанной модели, банк обеспечивает необходимое проектное финансирование через заемный контракт для ЭСКО. ЭСКО обеспечивает услуги через перформанс-контракт. Заказчик оплачивает работу ЭСКО, если проект отвечает его требованиям, а ЭСКО делает платежи банку по займу. Эта форма усиливает роль ЭСКО. Фактически, банк “смотрит на заказчика через ЭСКО”.

Рис. 2.2. Модель непосредственного финансирования банком Заказчика

Во второй схеме заказчик заключает два контракта - энергетический перформанс-контракт с ЭСКО и контракт на заем под проектное финансирование с банком. В этом случае заказчик, а не ЭСКО ответственен за платежи по займу. Заем является традиционным договором, гарантирующим платежи по займу. При этом, если проект оказывается не успешным, ЭСКО должна заплатить заказчику в соответствии с перформанс-контрактом. Именно по такой схеме работали первые ЭСКО в Северной Америке.

В случае не очень большой стоимости работ, их выполнение возможно за счет собственных средств ЭСКО или заказчика. Отмечается, что в случае очень высоких процентных ставок по кредитам (больше 20%) реализация проекта не может длиться больше двух лет. Это сильно ограничивает реальные возможности проекта. Именно такая ситуация существует в настоящее время в России, если использовать только национальные кредиты.

Рис. 2.3. Энергосервисный контракт, потребление энергии

 

На рис 4 показана схема распределения платежей при росте тарифов и осуществлении программы энергосбережения ЭСКО. Особо выделяется доля ЭСКО. Продолжительность период распределения получаемой экономии зависит от ее объема инвестиций и срока их окупаемости.

 

Рис. 2.4. Энергосервисный контракт, оплата потребления энергии

 

Собственник объекта выплачивает стоимость реализации проекта исключительно за счет средств, сэкономленных в результате внедрения проекта.

Проект может давать и иную экономию (воды, материала, рабочей силы, уменьшения отходов, штрафов за экологические загрязнения и так далее), которые также можно отмести к преимуществам проекта. В настоящее время в качестве дополнительных ресурсов можно рассматривать и суммы, которые можно получить от продажи квот на выбросы парниковых газов. Итак, все средства, сэкономленные в результате осуществления такого проекта, следует рассматривать как источник компенсации затрат инвестора.

 

Практический кейс.
Структурирование конкретного энергосберегающего проекта установки энергоэффективных лампочек на ОАО «Выксунский Металлургический Завод», реализуемого по энергосервисной схеме

Параметры сотрудничества Энергосервисной Компании с промышленными предприятиями ЗАО «Объединенная Металлургическая Компания» по выполнению энергосервисного договора сформулированы на конкретном примере – энергосберегающем мероприятии по замене лампочек (светильников) на ОАО «ВМЗ» (дочернее подразделение ОАО «ВМК») на энергоэффективные.

Наименование энергосберегающего проекта

Энергосберегающий проект предполагает установку 5350 энергосберегающих лампочек VerseBay MW Elite 315W фирмы Philips в цехах ОАО «ВМЗ» взамен сузествующих неэффективных лампочек.

Описание технических параметров энергосберегающего проекта

· Предполагается замена существующих светильников рабочего освещения с лампами ДРЛ 1000 в количестве около 10 000 шт. по принципу 2-к-1, из них в настоящий момент работоспособны порядка 50%. Текущие затраты на эксплуатацию системы рассчитываются только исходя из работоспособных светильников.

· Общее количество новых светильников, необходимых для достижения нормируемых показателей освещенности (200 лк) составляет 5 350 шт. Данное количество считается равным количеству старых работоспособных светильников при расчете экономического эффекта проекта.

· Режим работы системы освещения – 24 ч/сут.

· Объем электроэнергии, потребляемый старым оборудованием за час работы – 1,15 кВт*ч *5350 шт. = 6 152,5 кВт*ч

· Объем электроэнергии, потребляемый новым оборудованием за час работы – 0,346 кВт*ч *5350 шт. = 1 853,78 кВт*ч

· Коэффициент экономии = 3,32

Организационная схема реализации проекта

 
 

 

 


 

1. ЗАО «ОМК» заключает с Энергосервисной Компанией энергосервисный договор, включая полное обслуживание установленного оборудования. По энергосервисному договору Энергосервисная Компания проводит энергоэффективные мероприятия, оплачивает обслуживание установленного оборудования, управляет платежами по проекту, а также несет ответственность за финансирование мероприятий.

2. ЗАО «ОМК» осуществляет платежи в пользу Энергосервисной Компании, рассчитанные как разница в затратах на приобретение энергетических ресурсов и обслуживание оборудования ДО и ПОСЛЕ проведения энергоэффективных мероприятий (часть экономии (10%) остается у ЗАО «ОМК»).

3. Энергосервисная Компания заключает с Philips и Монтажной организацией договор ген. подряда, по которому компания Philips совместно с Монтажной организацией проводит реконструкцию системы освещения, световой аудит, проектирование, формирование полной стоимости всех работ, монтаж (включая всю документацию), шеф-монтаж и приемку.

4. Обслуживающая организация, в соответствии с заключенным договором обслуживания (между обслуживающей организацией и Энергосервисной Компанией), несет ответственность за обслуживание (групповая замена источников света, чистка светильников, замена светильников и ПРА) и претензии по качеству работы оборудования.

5, 6. Денежные средства на проведение энергоэффективных мероприятий Энергосервисная Компания получает у инвестора (20%) и банка (80%). Погашение кредита и начисленных процентов по кредиту будет осуществляться за счет платежей поступающих от ЗАО «ОМК».

ЗАО «ОМК» дает поручительство по кредитному договору банк - Энергосервисная Компания на сумму инвестиций в закупку и монтаж оборудования – 283,6 млн. руб.

 

Финансовая модель предлагаемого проекта представлена ниже в таблице 2.3 и включает следующие основные вводные данные и допущения:

1. Период действия договора составляет 10 лет.

2. Затраты на электроэнергию в натуральном выражении до реализации проекта составляют 53 896 тыс. кВт*ч в год, после реализации проекта – 16 239 тыс. кВт*ч в год.

3. Цена (тариф) на электроэнергию на начало реализации проекта составляет 2 руб/кВт*ч. Предполагается, что тариф на электроэнергию будет возрастать в первый год на 12%, во второй год – на 11%, в третий год – на 9,5%, в четвертый и последующие года – на 5,2%.

4. На начало реализации проекта в рамках эксплуатационных затрат ОАО «ВМК» имеют место затраты на обслуживание и ремонты оборудования. При реализации проекта, предприятие полностью освобождается от указанных затрат, поскольку данную функцию берет на себя Энергосервисная Компания.

5. Полученная от реализации энергосберегающего проекта экономия распределяется в пропорции: 90% - Энергосервисной Компании, 10% - ОАО


Таблица 2.3

Финансовая модель энергосберегающего проекта по установке энергосберегающих лампочек
применительно к ОАО «ВМЗ»

 

 

Показатели ВСЕГО 2011 (база)  
Период действия договора, мес.  
Затраты до проекта
Материальные затраты 1 723 960 112 072 125 264 138 811 151 792 159 685 167 988 176 724 185 914 195 581 205 751 216 450  
Электроэнергия 1 666 008 107 792 120 727 134 007 146 737 154 368 162 395 170 839 179 723 189 069 198 900 209 243  
Количество, тыс. кВт.ч./год 538 959 53 896 53 896 53 896 53 896 53 896 53 896 53 896 53 896 53 896 53 896 53 896  
Цена, руб. / тыс. кВт.ч. 2 000 2 240 2 486 2 723 2 864 3 013 3 170 3 335 3 508 3 690 3 882  
Индекс роста 12,0% 11,0% 9,5% 5,2% 5,2% 5,2% 5,2% 5,2% 5,2% 5,2%
Обслуживание и ремонты 57 952 4 280 4 537 4 804 5 054 5 317 5 594 5 884 6 190 6 512 6 851 7 207  
индекс роста 6,0% 5,9% 5,2% 5,2% 5,2% 5,2% 5,2% 5,2% 5,2% 5,2%
ИТОГО затраты до проекта 1 723 960 112 072 125 264 138 811 151 792 159 685 167 988 176 724 185 914 195 581 205 751 216 450  
Затраты после проекта
Материальные затраты 501 975 32 478 36 376 40 377 44 213 46 512 48 930 51 475 54 151 56 967 59 930 63 046  
Электроэнергия 501 975 32 478 36 376 40 377 44 213 46 512 48 930 51 475 54 151 56 967 59 930 63 046  
Количество, тыс. кВт.ч./год 16 239 16 239 16 239 16 239 16 239 16 239 16 239 16 239 16 239 16 239 16 239  
Цена, руб. / тыс. кВт.ч. 2 000 2 240 2 486 2 723 2 864 3 013 3 170 3 335 3 508 3 690 3 882  
ИТОГО затраты после проекта 501 975 32 478 36 376 40 377 44 213 46 512 48 930 51 475 54 151 56 967 59 930 63 046  
Экономический эффект проекта 1 221 985 79 594 88 888 98 434 107 579 113 173 119 058 125 249 131 762 138 614 145 822 153 404  
Экономия Заказчика 122 198 8 889 9 843 10 758 11 317 11 906 12 525 13 176 13 861 14 582 15 340  

 


6. «ВМК».

7. Оплата инвестиционных мероприятий осуществляется в рассрочку на 10 лет.

Исходя из представленной выше финансовой модели можно сделать следующие основные выводы:

1. Энергосервисный договор содержит в себе элементы следующих договоров:

· Договор подряда с рассрочкой платежа. Предмет договора - проведение капитального ремонта в производственных помещениях ОАО «ВМЗ» с заменой старых светильников на новые, более экономичные светильники и заменой электропроводки и щитового оборудования; Стоимость договора – 283,6 млн. руб. Оплата в рассрочку на 10 лет – 2,363 млн. руб. ежемесячно – ежемесячный инвестиционный платеж.

· Договор обслуживания системы освещения. Предмет договора – выполнение работ по групповой замене ламп 1 раз в 2 года в течение 10 лет, включая замену защитного стекла и замену ПРА согласно нормальному проценту отказов Стоимость договора – 122,4 млн. руб. Оплата по факту выполнения работ – 24,48 млн. руб. один раз каждые два года либо в виде ежемесячной платы за обслуживание в размере 1,02 млн. руб.

· Договор энергосервисных услуг. Предмет договора - выполнение работ по повышению эффективности потребления ОАО «ВМЗ» электроэнергии в результате использования им систем освещения в производственных помещениях; Стоимость договора – 90% от достигаемого экономического эффекта. Оплата ежемесячно в течение 10 лет по фактически достигнутой экономии – ежемесячный энергосервисный платеж.

Экономическая составляющая.

В отличие от традиционного подхода модернизации энергетики в данном случае существует заинтересованность самой Энергосервисной компании в максимальном увеличении сбережений посредством долгосрочного договора, в условиях ограниченных инвестиций.

План перехода на энергосервисные контракты предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы и ЖКХ

Для повышения интереса к энергосервисным схемам и перехода на энергосервисные контракты организаций целесообразным представляется по возможности:

1. Сформировать механизмы, обеспечивающие привлечение частных инвестиций в энергосбережение.

2. Реализовать проект по созданию общероссийской базы данных (реестра) энергоэффективных технологий.

3. Установить сниженные тарифы для компаний, реализующих программы по энергосбережению /повышению энергоэффективности.

4. Создать механизмы по предоставлению в доступной для руководителей (менеджмента) предприятий форме информации по технологическим возможностям энергосбережения, условиям предоставления кредитных ресурсов, а также существующим страховым продуктам;

Создать рекомендации для Министерства образования и науки РФ по включению в установленном порядке в ВУЗах факультативной подготовки по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности для инженерных специальностей.

 

Лист

1. Общие сведения об организации.

2. Общие сведения о потреблении энергоресурсов в базовом году.

3. Сведения о наличии собственного источника энергии.

4. Общие сведения об оплате за приобретенные энергоресурсы.

5. Среднесписочная численность всех сотрудников организации и посетителей.

6. Наличие утвержденной программы энергосбережения организации.

Количество зданий и сооружений, входящих в объект.

Общее количество листов Декларации.

Дата заполнения Декларации.

Должность, Ф.И.О., и контактная информация ответственного лица за обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Лист

1. Место расположения здания и сооружения.

2. Тип здания / объекта (функциональное назначение).

3. Техническое описание объекта.

4. Сведения о потреблении энергоресурсов зданием в базовом году.

5. Тарифы на оплату энергоресурсов, закупаемых у внешних организаций.

6. Сведения о годовой оплате за энергоресурсы.

7. Сведения об оснащенности приборами учета (коммерческими, техническими).

Лист

8. Сведения о системе теплопотребления.

9. Сведения о системе электропотребления.

10. Сведения об использовании вторичных энергоресурсов, альтернативных топлив и возобновляемых источников энергии.

11. Среднесписочная численность сотрудников и посетителей здания, строения.

12. Информация по внедрению энергосберегающих мероприятий в базовом году и планированию в текущем году.

Порядок заполнения Декларации

При заполнении общих сведений о потреблении энергоресурсов в базовом году (п.2), данные по объему потребления используемых энергоресурсов, воды и моторного топлива по списку всем объектом (организацией) заполняются путем сложения соответствующей информации по зданиям и сооружениям. Объем потребления энергоресурсов в тоннах условного топлива заполняется экспертом на основе данных о потреблении энергоресурсов в натуральных единицах. После сложения указывается суммарное потребление ТЭР.

При составлении технического описания объекта (п.3) в соответствующих строчках указываются значения: общей, полезной и отапливаемой площади. Этажность здания, количество лифтов. При наличии лифта указывается год его установки. Если лифт менялся, то указывается только год его замены. Год ввода здания в эксплуатацию. Фактический (физический) износ здания в процентах (по официальным данным, в т.ч. БТИ). Если в здании проводился капитальный ремонт, указывается год его проведения, суммарный объем инвестиционных средств на проведение капитального ремонта. Если проводился текущий ремонт, указывается крайний год его проведения. Класс предварительного уровня энергоэффективности здания указывается на основе данных, полученных по результатам заполнения соответствующего опросного листа. Материал наружных стен выбирается из предложенных вариантов. Аналогичным образом выбирается тип оконных блоков, входные двери, крыша, подвальные помещения. Затем выбирается нужная информация по видам подключенных сетей инженерно-технического обеспечения. Пункт 3.13 заполняется при отсутствии собственного источника тепловой энергии.

В разделе «Тарифы на оплату энергоресурсов» (п.5) указываются среднегодовые тарифы на оплату энергоресурсов и воды за базовый год, взятые из счетов-фактур, либо в вышестоящих органах, осуществляющих оплату потребленных энергоресурсов.

В разделе «Сведения об оплате за энергоресурсы» (п.6) указываются значения годовой оплаты за энергоресурсы зданием, раздельно по каждому виду. Сведения берутся из счетов-фактур, либо по данным вышестоящих органов, осуществляющих оплату.

В разделе «Сведения об оснащенности приборами учета» (п.7) указывается количество существующих вводов в здание по видам энергии и ресурсов, поставляемых от внешних организаций и какое количество из этих вводов оборудовано узлами коммерческого учета. Кроме того, указывается сколько вводов, оборудованных коммерческим учетом, охвачены автоматизированными измерительными системами. Далее указывается информация о наличии, либо отсутствии технического учета энергоресурсов. При наличии приборов технического учета указывается их количество по видам энергоресурсов и воды.

В разделе «Заполнение сведений по системе электропотребления» (п.9)указываются сведения о количестве и типах используемых ламп внутреннего и наружного освещения здания. Выбирается необходимый вариант из предлагаемых по управлению внутренним и наружным освещением, и ставится. Далее указываются запрашиваемые сведения о системе вентиляции (принудительной) и кондиционирования. Заполняются данные по числу часов работы централизованной вентиляции, году ввода ее в эксплуатацию, проведения ремонтаДля системы кондиционирования указывается наличие централизованной системы, либо сплит-систем, в т.ч. их количество. При наличии в здании кухонного оборудования (в буфетах, столовых, кафе и т.д.), выбирается из предложенных вариантов вид используемого оборудования для приготовления (подогрева) пищи. При наличии в здании насосного оборудования (для системы ГВС, холодного водоснабжения, системы отопления) указывается информация о типе привода: регулируемый или нерегулируемый. В разделе «офисная и бытовая техника…» указывается классы энергоэффективности эксплуатируемой техники. Кроме того, указывается наличие, либо отсутствие электрических чайников и обогревателей, и предоставляются сведения о их количестве.

При заполнении сведений об использовании вторичных энергетических ресурсов, альтернативных топлив и возобновляемых источников энергии (п.10) предоставляется информация о наличии, либо отсутствии запрашиваемых сведений и ставится «v» напротив выбранного варианта.

Сведения по средней численности всех сотрудников и посетителей здания (п.11), заполняются по данным за базовый год.

При заполнении сведений по внедрению мероприятий программы энергосбережения (п.12)выбирается необходимый ответ на вопрос: «Были ли внедрены мероприятия из существующей программы энергосбережения организации в отчетном году?». А также планируется ли внедрение мероприятий в текущем году.

 


 

План мероприятий по привлечению частных инвестиций в ЖКХ

Наибольший эффект в реализации программ (проектов) энергосбережения может быть получен при условии принятия принципиально новой концепции их финансирования. Суть этой концепции заключается в формировании системы взаимоотношений, которая функционирует за счет привлечения внебюджетных средств на осуществление энергосберегающих проектов. Одной из особенностей такой системы взаимоотношений является то, что полученная экономия от реализации энергосберегающего проекта может быть использована для покрытия расходов и получение прибыли инвестором.

В первую очередь следует позаботиться о формировании механизмов, обеспечивающих привлечение частных инвестиций в экономически эффективные меры энергосбережения. Здесь необходимо обеспечить эффективную нормативно-правовую базу, защищающую частного инвестора. Одновременно следует позаботиться о создании соответствующей среды для функционирования Энергосервисных Компаний, а для этого необходимы организационная, информационно-консультационная и образовательная поддержка внедрения энергосервисных контрактов.

Итак, решение основных задач улучшения инвестиционного климата в энергосбережении должно быть направлено на формирование механизмов, обеспечивающих привлечение частных инвестиций в данный сектор. Такие методы оплаты расходов на весь срок действия договора очень хорошо разработаны за рубежом. С точки зрения энергосбережения они известны под названием Energy Perfomance Contracting (EPC). Это, так называемые, энергетические перфоманс-контракты (ЭПК) или исполнительные энергосервисные контракты, которые заключаются между энергосервисными компаниями (ЭСКО) и заказчиками энергосберегающих мероприятий. Для этого со стороны государства требуется разработка эффективной нормативно-правовой базы по внедрению энергосервисных контрактов.

Модель управления энергоэффективностью на примере ЖКХ

Модель управления энергоэффективностью в г. Москва

Государственная энергосберегающая политика проводится в городе Москве через реализацию программ энергосбережения, осуществление экономических, научно-исследовательских, информационных, образовательных и других мероприятий.

В целях ускорения перевода экономики города на энергосберегающий путь развития, содействия превращению энергосбережения в один из решающих факторов улучшения социальных условий жизни населения Правительство Москвы утвердило Городскую программу по энергосбережению до 2020 года[23].

Необходимость Программы обусловлена и ближайшей перспективой перехода к системе 100%-й оплаты населением энергоресурсов. Программа должна опередить введение порядка полной оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Целью Программы является:

· существенное снижение объема потребляемых городом топливно-энергетических ресурсов,

· сокращение объема субсидий населению за потребленную тепловую энергию,

· снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами бюджетной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.)

В рамках данной Программы планируется решить задачу привлечения к работе по энергосбережению как потребителей энергии, так и ее поставщиков, а также городских структур, отвечающих за финансовое сопровождение программы.

В Программу включены научно-технические, технические и организационно-технические мероприятия.

Основными показателями Программы выступают: стоимость (затраты на проведение) энергосберегающих мероприятий и ожидаемый от них эффект (экономия в натуральных и стоимостных показателях).

Прогноз ожидаемых социально-экономических, экологических результатов выполнения Программы:

Суммарный экономический эффект (нарастающим итогом за 2011-2020 годы) составит 818 тыс. т.у.т. Это только прямой эффект, без учета косвенного эффекта, в частности экологического и др.

Одним из основных социальных последствий реализации Программы выступает смягчение негативного восприятия перехода к 100%-й системе оплаты счетов за потребленные энергоресурсы.

Сберегающие мероприятия у производителя энергоресурсов, проводимые за счет их собственных средств, обеспечивают некоторое снижение себестоимости выработки электрической и тепловой энергии. По системе ОАО «Мосэнерго», в ближайшие годы снижение себестоимости выработки электрической и тепловой энергии должно составить 0.11-0.13% (оценка). Незначительность снижения себестоимости производства энергии в компании объясняется действием удорожающих факторов, в частности, включением в структуру себестоимости затрат на обязательные энергетические обследования. Соответственно в краткосрочной перспективе энергосбережение у производителя не повлияет существенно на уровень тарифов. Тенденция к снижению себестоимости и тарифов на энергию (примерно на 5-7%) проявится, например у ОАО «Мосэнерго», только за временным горизонтом данной программы.

Разделы Программы «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Социальная сфера» являются, по существу, подпрограммами энергосбережения у потребителя. Потенциал экономии энергетических и водных ресурсов здесь оценивается примерно в 30%. Уменьшение спроса со стороны данных секторов хозяйства позволит «перебросить», предложить дополнительные объемы энергии и воды выходящему из кризисного состояния промышленному сектору г. Москвы. В итоге, в условиях нормальной общехозяйственной ситуации городские ресурсоснабжающие предприятия смогут сохранить или даже нарастить объемы реализации своей продукции.

Реализация Программы потребует затрат бюджетных средств в объеме 1.3 млрд. рублей. Интеллектуальными, трудовыми, материальными ресурсами Программа обеспечена полностью.

Принятие и успешная реализация Программы в значительной степени упростит и ускорит подключение Москвы к выполнению Федеральных программ в области энергосбережения.

Экономия топливно-энергетических ресурсов в объеме 818 тыс. т.у.т. эквивалентна 400 млн. рублей (в расчет принималась текущая цена тонны условного топлива, рассчитанная планово-экономическими службами ОАО «Мосэнерго» и составляющая 482 руб/т.у.т.). Таким образом, бюджетные затраты на выполнение Программы окупятся по расчетам за 3 года.

Программа не предусматривает привлечения каких-либо внебюджетных средств, составляющих долговые обязательства Москвы перед внешними заемщиками. Внебюджетные средства, вовлекаемые в данную программу, представлены:

· собственными средствами предприятий (фонд капитального ремонта),

· средствами предприятий и организаций, предоставляющих услуги энергосервиса, в первую очередь, услуги по установке и обслуживанию узлов учета потребления тепла и воды.

Отдельные позиции Программы, начиная с года, могут быть профинансированы по линии программы экологических льготных займов для Восточной Европы, подготовленной Экспортным кредитным фондом Дании и Датским агентством охраны окружающей среды.

Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы имеет опыт эффективного сотрудничества с Данией в области энергосбережения. Например, в 2000 году Датское агентство по энергосбережению предоставило грант (безвозмездное финансирование) на реконструкцию энергетического хозяйства Городской клинической больницы № 4 Комитета здравоохранения Москвы. Завершение проекта обеспечило экономию бюджетных средств на оплату услуг теплоснабжения в объеме 35 %.

Государственным заказчиком Программы и координатором работ по ее выполнению выступает Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы.

 

Разработка проектов федеральных нормативно-правовых актов, проектов модельных нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований, направленных на формирование механизмов, обеспечивающих привлечение внебюджет









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.