Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Для заочной (очно-заочной) формы обучения





№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость (часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
  Введение. Основные понятия курса анатомии центральной нервной системы (цели, задачи, объекты и методы исследования)         Контрольные вопросы
  Исторические этапы развития анатомии нервной системы. Выдающиеся анатомы мира.         Контрольные вопросы
  Микроструктура и свойства нервной ткани (строение микро - и макроглии).         Таблица: по строению нервной ткани
  Онтогенез центральной нервной системы. Онтогенетическая дифференциация в процессе роста и развития основных структур спинного и головного мозга.         Схемы и таблицы по теме
  Строение центральной нервной системы. Общая схема.         Контрольные вопросы
  Морфология спинного мозга.         Раздаточный материал – рисунки спинного мозга
  Проводящие пути центральной нервной системы Морфология головного мозга.         Тест по теме
  Вегетативная нервная система. Строение периферической нервной системы.         таблицы, схемы, рисунки по строению ВНС
  итого         Зачет

4.2.1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) для очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
  Раздел 1 Введение. Основные понятия курса анатомии центральной нервной системы (цели, задачи, объекты и методы исследования)
Содержание лекционного курса
1.1. Введение. Основные понятия Анатомия как самостоятельная наука, объекты и методы исследования. Значение знаний по анатомии нервной системы для профессии психолога. Основные понятия анатомии человека: сагиттальный, фронтальный, вентральный, горизонтальный, латеральный, медиальный, краниальный, каудальный, дорсальный, дистальный, проксимальный.
  Темы практических/семинарских занятий
1.3. Плоскости тела человека. Методы исследования тела человека. Знакомство с методиками исследования тела человека. Знакомство с оборудованием предмета. Плоскости, которые проводят через тело человека
  Раздел 2 Исторические этапы развития анатомии нервной системы. Выдающиеся анатомы мира.
  Содержание лекционного курса
2.1. Исторические этапы развития дисциплины. Перспективы развития. Этапы развития: античность, средневековье, эпоха возрождения, 17-19 века, новое время. Перспективы развития.
3. Раздел 3 Микроструктура и свойства нервной ткани (строение микро - и макроглии).
  Содержание лекционного курса
3.1. Микроструктура нервной ткани Гистогенез нервной ткани. Трубчатая нервная система. Строение нервной ткани. Особенности формирования и закладки нейробластов. Структура и значение микроглии. Значение фагоцитов. Структура и функциональное значение макроглии: эпендимоглия, астроглия, олигодендроглия. Ультраструктура клеток нейроглии. Вспомогательные вещества глии.Функции нервной ткани, основанные на специфике ее строения. Свойства нервной ткани, связанные на специфике ее строения.  
  Темы практических/семинарских занятий
3.3. Нейрон. Цитохимия нервной ткани. Основная структурная и функциональная единица нервной ткани – нейрон, его цитологическое строение. Нейрофибриллы, тигройдное вещество, митохондрии. Основные классификации нейронов: Функции и значение нейронов.
4. Раздел 4 Онтогенез центральной нервной системы. Онтогенетическая дифференциация в процессе роста и развития основных структур спинного и головного мозга.
  Содержание лекционного курса
4.1. Синапсы. Медиаторы – химические посредники Морфология специфических межнейронных контактов – синапсов, их роль и принцип деятельности. Синаптическая щель тканевая жидкость. Пресинаптическая и постсинаптическая части. Везикулы, их принцип деятельности. Чувствительные рецепторы. Основные классификации синапсов: по месту расположения, по функциям, по принципу контакта и т.д. Химические вещества – высокоактивные и специфические. Виды медиаторов: возбуждающие и тормозные. Правило Дейла. Принцип Шеррингтона. О. Леви – основные медиаторы ЦНС, ПНС, симпатического и парасимпатического отделов нервной системы.
  Темы практических/семинарских занятий
4.2. Онтогенетическая дифференциация нервной системы Формирование серого и белого вещества мозга..Этапы формирования нервной трубки..Оценка индивидуального уровня развития нервной системы.
4.3. Закладка и эмбриональное развитие нервной системы человека Периоды формирования отделов нервной системы. Дифференциация нервной ткани в первые недели беременности. Влияние терратогенных факторов на эмбриональною дифференциацию головного мозга. Критические периоды закладки отделов центральной нервной системы.
4.4. Постэмбриональное развитие нервной системы. Критические возрастные периоды развития нервной регуляции у человека Этапы постэмбрионального развития нервной системы ребенка. Первые дни жизни младенца, критические возраста. Классификация постэмбрионального развития ребенка по Бунаку. Гетерохронность развития систем органов. Этапы.
5. Раздел 5 Строение центральной нервной системы. Общая схема.
  Содержание лекционного курса
5.1. Строение центральной нервной системы. Строение периферической нервной системы. Отделы: центральная нервная система и периферическая. Отделы головного мозга: продолговатый, передний, промежуточный, средний, варолиев мост, мозжечок. Структуры головного мозга: ретикулярная формация (сетчатое вещество), лимбическая система, базальные ганглии. Отделы ПНС. Соматическая и вегетативная (автономная) системы. Оболочки центральной нервной системы. Ликвор. Желудочки головного мозга
  Темы практических/семинарских занятий
5.2 Морфология головного мозга. Головной мозг, передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека. 2.Расположение, меры защищенности. Череп..Головной мозг – материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.
5.3. Общая характеристика анатомии головного мозга Конечный мозг. Объем мозга в различные возрастные периоды. Основные функции отделов головного мозга.
5.4. Стволовая часть головного мозга. Продолговатый мозг – непосредственное продолжение спинного мозга. Функции ствола мозга. Ствол мозга и группы специфических афферентных нервных клеток (ядра), воспринимающих информацию от кожных и мышечных рецепторов и органов чувств (слух, равновесие, вкус). Ретикулярная формация ствола мозга.
5.5 Морфология мозжечка и промежуточного мозга. Месторасположение и общая характеристика мозжечка. Месторасположение и общая характеристика промежуточного мозга. Морфологическая общность отделов головного мозга.
5.6. Анатомия больших полушарий головного мозга. Морфология переднего отдела головного мозга. Неокортекс. Слои коры, их морфоструктура и функции
5.7. Морфология ретикулярной фармации, лимбической системы и базальных ганглиев Морфофункциональные особенности структур головного мозга, их классификация и функции. Морфология лимбической системы, основные ядра. Структуры обонятельного мозга. 4.Морфология сетчатого вещества. Нарушение деятельности структур головного мозга.
  Раздел 6 Морфология спинного мозга.
  Содержание лекционного курса
6.1. Строение спинного мозга. Сегменты. Общая схема строения нервной системы человека. Отделы спинного мозга: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Основные изгибы позвоночного столба: лордоз, кифоз.. Спинномозговой канал. Утолщения спинного мозга. Отделы и их особенности. Серое и белое вещество спинного мозга. Значение спинного мозга.
  Темы практических/семинарских занятий
6.2. Строение и классификация спиномозговых нервов. Проводящие пути спинного мозга. Спинномозговые нервы, их классификация и функции. Нарушения деятельности серого и белого вещества. Способы коррекции и восстановления деятельности спинного мозга.
  Раздел 7 Проводящие пути центральной нервной системы Морфология головного мозга.
  Содержание лекционного курса
7.1. Строение и функции нервных волокон. Нервы. Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна. Мезаксон. Перехват Ранвье. Межузловой сегмент. Функции олигодендроцитов, строение шванновских клеток. Толстые и тонкие волокна, их сходство и отличие, скорость проведения нервного импульса (быстрая и медленная иннервация функций). Нервы, их характеристика и функции. Афферентные и эфферентные нервы. Смешанные нервы. Отличительные особенности их строения. Эпиневральная оболочка нерва, периневральная оболочка нервных пучков, эндоневральная оболочка нервных волокон.
7.2. Проводящие пути центральной нервной системы и черепные нервы Классификация нервных путей. Восходящие проводящие пучки: Голля, Бурдаха (тонкий и клиновидный пучки). Нисходящие нервные пучки: вентральный канатик спинного мозга, красноядерно-спинномозговой путь, кортико-спинномозговой путь, пирамидный путь, таламо-спинномозговой путь и т.д.). Смешанные проводящие волокна – боковой канатик спинного мозга. Классификация черепномозговых нервов. Функции нервов. Место выхода, области иннервации, проводящие пути.
  Темы практических/семинарских занятий
7.3. Цитоархетектоника и миелоархетектоника коры больших полушарий переднего мозга. Особенности цитоархетектоники коры больших полушарий головного мозга. Поля Бродмона. Миелоархетектоника коры больших полушарий головного мозга. Мозолистое тело, его значение и месторасположение.
7.4. Морфологическое строение коры больших полушарий головного мозга. Рисунок коры мозга. Основные борозды и извилины. Доли, ассоциативные зоны переднего отдела головного мозга.
7.5. Структура и классификация черепномозговых нервов Черепномозговые нервы, их функции. Сравнение со спинномозговыми нервами, их функциями
7.6. Итоговое занятие по темам 6-15 «Морфологические особенности центральной нервной системы». Проверочная работа по вопросам практических занятий раздела 7, тем 6-15  
  Раздел 8 Вегетативная нервная система. Строение периферической нервной системы.
  Содержание лекционного курса
8.1. Вегетативная нервная система Строение периферической нервной системы. Вегетативная нервная система, часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и тем самым функциональное состояние всех тканей организма позвоночных животных и человека. Термин «Вегетативная нервная система» введён французским биологом М. Биша (1800). Анимальная (соматическая), регулирующая функции скелетной мускулатуры. Вегетативная, регулирующая основные жизненные процессы. Дж. Ленгли – автономная нервная система.
  Темы практических/семинарских занятий
8.2. Анатомия периферической нервной системы Морфология соматической и вегетативной нервной системы. Анатомические особенности симпатической и парасимпатической нервной системы.
8.3. Морфологические особенности эндокринных желёз, гормоны которых являются неотъемлемой частью нервно-гормональной регуляции Морфология эндокринных желез. Гормональная регуляция организма: классификация гормонов и их основные функции
         

4.2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) для заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
  Раздел 5 Строение центральной нервной системы. Общая схема.
Содержание лекционного курса
5.1. Строение центральной нервной системы.   Общая схема строения нервной системы человека. Отделы: центральная нервная система и периферическая. Отделы ПНС. Соматическая и вегетативная (автономная) системы. Отделы головного мозга: продолговатый, передний, промежуточный, средний, варолиев мост, мозжечок. Структуры головного мозга: ретикулярная формация (сетчатое вещество), лимбическая система, базальные ганглии. Отделы спинного мозга: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Основные изгибы позвоночного столба: лордоз, кифоз. Оболочки центральной нервной системы. Ликвор. Желудочки головного мозга. Спинномозговой канал.
  Раздел 6 Морфология спинного мозга.
  Темы практических/семинарских занятий
6.1. Строение и классификация спиномозговых нервов. 1.Проводящие пути спинного мозга. 2.Спинномозговые нервы, их классификация и функции. 3.Нарушения деятельности серого и белого вещества. 4.Способы коррекции и восстановления деятельности спинного мозга
8. Раздел 8 Вегетативная нервная система. Строение периферической нервной системы.
  Темы практических/семинарских занятий
8.1. Морфологические особенности эндокринных желёз, гормоны которых являются неотъемлемой частью нервно-гормональной регуляции Морфология эндокринных желез. Гормональная регуляция организма: классификация гормонов и их основные функции

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Студентам предоставляются планы семинарских занятий, включающие перечень вопросов и заданий, методические рекомендации по подготовке и список литературы и источников. Там же размещаются вопросы и задания для промежуточного контроля. Во внутренней сети вуза для свободного доступа студентов размещаются конспекты лекций и слайд-презентации лекций по курсу. Материалы для подготовки к практическим (семинарским) занятиям предоставляются студентам в начале семестра в электронном виде и размещаются во внутренней сети вуза. Режим доступа: Проскурякова/ГФ/кафедра общей и прикладной психологии/ Анатомия центральной нервной системы.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 

  1. www.nlr.ru / – Российская национальная библиотека.

2. www.nns.ru / – Национальная электронная библиотека.

3. www.rsl.ru / – Российская государственная библиотека.

4. www.,biznes-karta.ru/ – Агентство деловой информации «Бизнес-карта».

5. www.,rbs.ru/ – Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг»

6. www.aport.ru / – Поисковая система.

7. www.rambler.ru / – Поисковая система.

8. www.yandex.ru / – Поисковая система.

9. www.busineslearning.ru / – Система дистанционного бизнес образования.

10. www.test.specialist.ru / – Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э Баумана.

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

В соответствии с ООП бакалавра по направлению подготовки 37.03.01. Психология изучение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» направлено на формирование следующих компетенций:

– ОК 9 – Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

 

6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию наименование оценочного средства
1. 1 Введение. Основные понятия курса анатомии центральной нервной системы (цели, задачи, объекты и методы исследования) ОК - 9 выполнение обобщающего задания
2. Исторические этапы развития анатомии нервной системы. Выдающиеся анатомы мира. ОК - 9 устные выступления на практических занятиях; письменные работы на практическом занятии (сравнительная таблица)
3. Микроструктура и свойства нервной ткани (строение микро - и макроглии). ОК - 9 устные выступления на практических занятиях; письменная работа на практическом занятии
4. Онтогенез центральной нервной системы. Онтогенетическая дифференциация в процессе роста и развития основных структур спинного и головного мозга. ОК - 9 тестовые и устные опросы по блокам тем;
5. Строение центральной нервной системы. Общая схема. ОК - 9 контрольный срез;
6. Морфология спинного мозга. ОК - 9 тестирование по теме
7. Проводящие пути центральной нервной системы Морфология головного мозга. ОК - 9 коллоквиум по разделу
8. Вегетативная нервная система. Строение периферической нервной системы. ОК - 9 практические задание, рисунки в тетрадях

 

6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы

Экзамен / зачет

В качестве формы промежуточного контроля знаний по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» предусмотрен зачет. Допускается устная и письменная (в форме теста) сдача зачета.

Вопросы к зачету

1. Анатомия как самостоятельная наука, объекты и методы исследования. Значение знаний по анатомии нервной системы для профессии психолога

2. Исторические этапы развития анатомии нервной системы. Выдающиеся анатомы мира.

3. Организм человека – как биологическая система. Основные принципы существования живой системы.

4. Строение нервной ткани. Структура и значение микроглии и макроглии.

5. Основная структурная и функциональная единица нервной ткани – нейрон.

6. Характеристика нервных волокон и их окончаний.

7. Нервы, их виды и функции.

8. Основные свойства возбудимых тканей: возбудимость, проводимость, лабильность.

9. История открытия биологического электричества. Опыты Гальвани. Опыт Маттеучи.

10. Гетерохронность развития нервной системы у человека. Возрастные периоды.

11. Биоэлектрические явления в нервной ткани: токи покоя, токи действия.

12. Морфология специфических межнейронных контактов – синапсов, их роль и принцип деятельности.

13. Химические посредники передачи возбуждения – медиаторы, их химический состав, механизм действия, значение.

14. Закладка и эмбриональное развитие нервной системы человека.

15. Постэмбриональное развитие нервной системы. Критические возрастные периоды развития нервной системы у человека.

16. Общая схема строения нервной системы человека.

17. Морфологическая характеристика отделов спинного мозга.

18. Общая морфология спинного мозга.

19. Общая характеристика анатомии головного мозга.

20. Оболочки мозга.

21. Стволовая часть головного мозга.

22. Характеристика мозговых полостей.

23. Морфология продолговатого мозга, его функциональное значение.

24. Морфология моста и среднего мозга.

25. Морфология мозжечка, его функциональное значение.

26. Морфология промежуточного мозга.

27. Анатомия больших полушарий головного мозга.

28. Морфологическое строение коры больших полушарий головного мозга.

29. Морфология ретикулярной фармации, лимбической системы и базальных ганглиев.

30. Кровоснабжение головного мозга.

31. Ликвор, гематоэнцефалический барьер.

32. Современные представления об ультраструктуре коры больших полушарий головного мозга

33. Нарушение целостности структур ЦНС, патологии

34. Проводящие пути центральной нервной системы.

35. Структура и классификация черепномозговых нервов.

36. Анатомия периферической нервной системы (соматической и вегетативной).

37. Анатомические особенности симпатической и парасимпатической нервной системы.

38. Морфологические особенности эндокринных желёз, гормоны которых являются неотъемлемой частью нервно-гормональной регуляции.

39. Морфологическая характеристика рефлекторной дуги.

40. Структура и классификация спиномозговых нервов. Профилактика нарушений проводниковой функции нервной системы, способы коррекции

6.2.2 Наименование оценочного средства* (в соответствии с таблицей 6.1)

 

а) критерии оценивания компетенций (результатов)

 

Тестовые задания

Ответить на вопросы теста. Правильный ответ только один, его подчеркнуть.

 

1. К крыше черепа относят:

а/ теменную кость

б/ лобную кость

в/ височную кость

г/ решетчатую кость

 

2. К основанию черепа относят:

а/ теменную кость

б/ лобную кость

в/ носовую кость

г/ решетчатую кость

 

3. К лицевому черепу относят:

а/ теменную кость

б/ лобную кость

в/ носовую кость

г/ височную кость

 

4. Нижнечелюстная кость соединяется с костью черепа

а/ затылочной;

б/ теменной;

в/ височной;

г/ скуловой;

д/ лобной

 

5. Теменные кости черепа соединены между собой с помощью:

а\ венечного шва;

б\ стреловидного шва;

в\ лямбдовидного шва;

г\ теменного шва.

 

6. Лобная кость черепа соединена с теменными костями с помощью:

а\ венечного шва;

б\ стреловидного шва;

в\ лямбдовидного шва;

г\ теменного шва.

 

7. К непарным костям черепа относят

а/ височную;

б/ теменную;

в/ носовую;

г/ клиновидную

 

8. Серое вещество мозга состоит из:

а\ тел нейронов и их немиелинизированных отростков;

б\ только тел нейронов;

в\ аксонов;

г\ дендритов.

 

9. Центральный отдел нервной системы – это

а/ головной мозг и нервные узлы;

б/ спинной и головной мозг;

в/ нервные узлы, спинной и головной мозг;

г/ нервные узлы и спинной мозг

 

10. Симпатический и парасимпатический отделы принадлежат к:

а). Центральной нервной системе

б). Вегетативной нервной системе

в). Соматической нервной системе

 

11. Черепно-мозговых нервов

а\ 9 пар;

б\ 11 пар;

в\ 12 пар;

г\ 13 пар.

 

12. Спино-мозговых нервов

а/ 11 пар

б/ 21 пара

в/ 31 пара

г/ 41 пара

 

13. Передние рога спинного мозга образованы

а/вставочными нейронами;

б/ чувствительными нейронами;

в/ двигательными нейронами;

г/ все ответы верные

 

14. Задние рога спинного мозга образованы

а) аксонами двигательных нейронов;

б) дендритами чувствительных нейронов;

в) телами и дендритами чувствительных нейронов;

г) телами и аксонами вставочных нейронов

 

15. Подъязычный нерв является

а). Чувствительным нервом

б). Двигательным нервом

в). Смешанным нервом

 

16. Блуждающий нерв является

а). Чувствительным нервом

б). Двигательным нервом

в). Смешанным нервом

 

17. Тройничный нерв является

а). Чувствительным нервом

б). Двигательным нервом

в). Смешанным нервом

 

18. Обонятельный нерв является:

а). Чувствительным нервом

б). Двигательным нервом

в). Смешанным нервом

 

19. Зрительный нерв является

а). Чувствительным нервом

б). Двигательным нервом

в). Смешанным нервом

 

20. Лицевой нерв является

а). Чувствительным нервом

б). Двигательным нервом

в). Смешанным нервом

 

21. Спиномозговые нервы являются

а). Чувствительными нервами

б). Двигательными нервами

в). Смешанными нервами

 

22. Одна из самых глубоких борозд (извилин) коры больших полушарий:

а). Отделяет лобную долю от теменной

б). Отделяет теменную долю от затылочной







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.