Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура личности и преступника.





Понятие «структура» личности не употребляется в последних учебниках по криминологии. В одном оно заменено понятием «отличительные черты личности преступника», в другом просто «характеристика личности преступника», в третьем «основные свойсвта личности преступника, составляющие ее криминологическую характеристику».

Думается, нет необходимости отказываться от понятия «структура личности преступника», поскольку оно охватывает все отмеченные формулировки и означает расчлененную характеристику криминогенных качеств и черт, которые свойственны для типичной личности преступника.

Следует иметь в виду, что структурная канва, которая берется в основу структурной характеристики личности преступника, для всех людей одинакова. Поэтому методически оправдано пройтись по составным частям структуры личности вообще и отмечать, что в них может проявляться криминогенного.

Первую группу признаков личности образуют биологически исходные антропологические качества: пол, возраст, состояние здоровья и физического развития, раса, национальность. Статистика преступности свидетельствует, что по полу мужчины более криминогенны, чем женщины; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, т.е. уголовно ответственные, более криминогенны чем взрослые; лица с психическими патологией и аномалиями более криминогенны, чем здоровые. Физически развитые, пожалуй, более криминогенны, чем слабо развитые. Очевидно, есть разница в криминогенности по признакам расы и национальности. Но таких статистических данных нет, поэтому делать сравнение по этим признакам трудно и, пожалуй, не нужно по политически и этически деликатным соображениям.

Вторая группа признаков образуют социально-значимые психические компоненты личности, ее духовно-сознательная внутренняя жизнь, которая определяет внешнюю жизнедеятельность.

Как известно, сознание складывается из трех компонентов – интеллекта, воли и эмоций. Для разных категорий преступников они могут проявляться в разном соотношении в зависимости от совершаемого преступления. Если, например, насильственные преступления против личности и общественного порядка и не тяжкие преступления против собственности совершают лица с низким уровнем интеллекта, но в волевом и эмоциональном плане ущербные, то совершение более тяжких преступлений, а также преступлений в сфере экономической деятельности может быть связано с проявлением более высокого интеллекта и волевых усилий при умеренном эмоциональном настрое.

В криминологической литературе обращается внимание на влияние на криминогенность личности такого психического компонента, как темперамент, определяющий характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Строятся суждения вокруг четырех основных типов темперамента – сангвиника, холерика, меланхолика, флегматика – кто из них более или менее поддается влиянию негативных факторов, соответственно, оказывается криминогенным. Но выясняется, и это подтверждается специальными исследованиями, что предопределять криминогенность по тому или иному типу темперамента односторонне нельзя, ибо многое зависит от сложного сочетания влияния различных социальных условий, обстоятельств и факторов, а также конкретных жизненных ситуаций, в которых оказывается лицо с тем или иным типом темперамента.

Однако, думается нельзя исключит и того, что человек в зависимости от своего темперамента может по своему воспринимать влияние реальных условий, в которых он обитает, негативных обстоятельств и факторов, и соответственно вырабатывать в себе адекватные качества, наклонности и жизненные установки.

Воспроизведем для ориентира особенности указанных типов темперамента:

Сангвиник – характеризуется живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций;

Холерик – характеризуется быстротою, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко выражающиеся в речи, жестах, мимике;

Меланхолик – характеризуется повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств;

Флегматик – характеризуется медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств во вне.

Темперамент, очевидно, накладывает свой отпечаток на иных психических качествах, имеющих прямой выход к деятельной жизни и поведению личности – к характеру, интересам, потребностям, направленности и установкам, наконец, к мотивации поведения и поступков индивида.

Таким образом, формирование личности преступника – это сложный процесс взаимодействия индивидуально-психологических качеств и социально-статусных условий жизнедеятельности индивидов.

Четвертую группу признаков личности преступника образуют реальные социальные условия, в которых он обитает, социальные роли, которые он официально выполняет, социальная среда, которому он принадлежит, т.е. в каком социальном статусе он находится, и какие социально значимые функции выполняет.

Прежде всего здесь надо выделить лиц, не нашедших себя в позитивной социальной среде, не выполняющих социально полезные роли и функции и не определившиеся социально приемлемом статусе, хотя у этих людей своеобразный статус имеется, поскольку речь идет не о одиночках, а целом слое населения, приобретшем свое социальное лицо.

Эти – лица без определенного места жительства, без семьи, без определенного места работы (так наз. бомжи), криминогенность которых очень высока, о чем нами уже отмечалось. Интенсивность преступности у них в 5-6 раза выше, чем у других категорий населения. Это – одна крайность криминогенности целого слоя населения. Есть и другая крайность, когда обнаруживается высокая степень криминогенности у самих власть придержащих, госслужащих, коррумпированность которых связана с крупными злоупотреблениями, хищениями, взяточничеством и мошенничеством. Хотя статистически эта категория преступников слабо выражена, но здесь верх берет коэффициент латентности, которую сами же они создают.

Между этими крайностями есть разные прослойки людей с производственно-трудовой или коммерческо-предпринимательской занятостью, среди которых есть и криминальные личности индивидуального или группового действия, имеющие свои цели и намерения, некий свой социальный мирок.

Пятая группа признаков в структуре личности преступников занимают компоненты, определяющие его целенаправленность и мотивацию действий, поступков, т.е. криминальное поведение. Это может выразиться, во-первых, в идейно-мировоззренческом уровне, либо в виде безыдейности (что в нынешних условиях характерно не только для личности преступников).

Неспроста в последнее время говорят о выработке своеобразной криминальной идеологии среди определенной категории населения.

Во-вторых, многое зависит от степени нравственной устойчивости либо нравственной деградации, т.е. от уровня нравственного сознания, имея в виду, конечно, в качестве ориентира общепризнанные нравственные ценности.

В-третьих, определяющую роль в поведении и поступках личности выполняет ее направленность к определенным интересам и потребностям, установки на конкретного характера поступки для достижения определенных целей. При этом важное значение имеет мотивация этих поступков.

По определению известного русского ученого-психолога С.Л. Рубинштейна (см. «Основы общей психологии». М. 1946. с. 564) «мотив как осознанное побуждение для определенного действия, соответственно и формируется по мере того, как человек учитывает, взвешивает обстоятельства, в которых находится, и осознает цель, которая перед ним встает. Из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. Мотив – как побуждение – это источник действия, его порождающий: но чтобы стать таковым он должен сам сформироваться». Это и происходит под влиянием выработанных заблаговременно в личности интересов и потребностей, а также склонностей и установок к их удовлетворению.

В криминологической литературе давно обсуждается вопрос об установках личности преступников как главном стимуле для мотивации совершения ими определенного рода или вида преступления. Впервые в период возрождения криминологии в советский период концепция об антиобщественной установке личности была выдвинута А.Б. Сахаровым в книге «О личности преступника и причинах преступности в СССР» (М.1961). Академик В.Н. Кудрявцев предпочел вместо этого оперировать понятием «антиобщественная направленность, предрасположенность личности».

Мы в своих лекциях пользуемся понятием криминогенная установка личности, с помощью которого можно дифференцированно представить уровень кримногенности разных категорий преступников и конкретных криминогенных лиц. Например, установка низкой степени выраженности, средней степени выраженности, высокой степени выраженности, которым соответствуют разные уровни криминогенности и опасности личности преступников.

Порождение криминогенной установки зависит, как отмечалось от социально-психологических свойств личности и влияния социальной среды, в которой продиктовываются определенные правила поведения, социальные нормы самого широкого профиля.

Наибольший интерес здесь представляют нравственно-этические правила и правовые нормы, которые определяют уровень социального сознания личности. Пренебрежение нравственными ценностями и нормами порождает в личности эгоистические и низменные побуждения, что и характерно для значительной части преступников. А правовая неосведомленность и низкое либо ущербное правосознание вырабатывают в личности чувство пренебрежения к закону, к его предписаниям.

 

Классификация преступников

Классификация преступников – это распределение преступников на основе определенных критериев. В отличие от понятия «типология преступников», к которому мы вернемся чуть позже, это понятие имеет более широкий диапазон, поскольку классификацию можно проводить по всем социально-демографическим показателям и по многим структурным признакам, о которых говорилось выше. Можно представить примерно следующую картину классификаций.

1) возрастной критерий. По этому критерию группировка происходит в зависимости от степени криминогенности с учетом статистических данных:

а) дети до 14 летнего возраста образуют три группы: дети дошкольного возраста; дети школьного возраста 7-10 лет; дети подросткового возраста 11-13 лет; которые заметно стали проявлять свою криминогенность;

б) дети подросткового возраста 14-15 лет – уголовно-ответственные и криминогенность которых возрастает динамично; несовершеннолетние юношеского возраста 16-17 лет с высоким уровнем криминогенности;

в) юноши совершеннолетние – 18-24 года и 25-29 лет – обе группы с высоким уровнем криминогенности; лица зрелого возраста – старше 30 лет и до 40 лет с относительно высоким уровнем криминогенности и так далее разбивка остальных людей с интервалом в 10 лет, криминогенность которых на низком, убывающем уровне.

2) По критерию пола: мужчины и женщины, соотношение криминогенности которых очень заметна разница, хотя коэффициент интенсивности преступности среди женщин растет опереживающими темпами. Процесс феминизации женщин, характерный для нашего времени, соответственно «тянет» за собой ускорение темпов их криминализации. Соотношение 1:10 между женщинами и мужчинами, что было в советский период в коэффициенте преступности, сегодня выглядит уже как 2:10, т.е. 20% составляют женщины.

3) Представляется необходимым статистически учитывать и группировать преступников по критериям национальности, расы и конфессиональной принадлежности. Мы уже говорили, такого рода обобщенных статистических показателей нет. Как и любая группировка, эта могло бы быть учитываемо не только по теоретически познавательным соображением, но и практически для предупредительно-профилактической деятельности.

4) К предыдущей группировке примыкает разбивка преступников по критериям гражданства, государственной подданности, а у нас в России – и по принадлежности к тем или иным субъектам Российской Федерации; здесь можно вычленить: граждане иностранного государства, в том числе граждане стран СНГ; лица без определенного гражданства; граждане субъектов РФ; мигранты и беженцы; лица, совершающие преступления за рубежом.

5) По всем видам занятий и месту жительства: сфера промышленности, связи, транспорта, строительства, госслужащие, военнослужащие, работники правоохранительных органов и правосудия, работники сельскохозяйственного производства, учащиеся разных видов учебных заведений, отсеявшиеся из них, лица без определенного рода занятий, безработные, беспризорные и безнадзорные дети, работники финансовой системы, коммерчески-предпринимательской сфере из числа урбанизированного, городского населения и сельских жителей. По всем этим критериям (очевидно, мы их не исчерпали) можно обнаружить особенности криминогенности людей и реальных преступников.

6) По видам совершенных преступлений: по формам вины совершенных преступлений: «умышленники», «неосторожники» и лица, совершившие преступления с двойной формой вины; по тяжести (четыре категории), по рецидиву (впервые совершавшие и три вида рецидива – простой, опасный и особо опасный); здесь особо можно выделить рецидивистов, ставших криминальными профессионалами; по родовым объектам совершенных преступлений; по видам и формам соучастного совершения преступления и по степени организованности преступных групп.

7) По мотивации совершаемых преступлений – критерий, который раскрывает нравственно–психологический облик преступников. Обобщенную картину группировки преступлений (соответственно, преступников) по данному критерию мы встретили в книге «Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон» (см. изд. Криминологической Ассоциации, М. 2001. стр. 209), которую и воспроизводим.

По 1.140874 расследованных в 1999 году преступлений картина мотивации их «авторов» выглядела следующим образом:

- корыстные мотивы 557734, или 48.9%;

- ревность, ссоры и др. 170835, или 14.9%;

- хулиганские мотивы 93647, или 8.2%;

- сексуальные мотивы 10459, или 0.9%;

- ненависть, вражда, месть на националист. почве 159 или 0.16%;

- из-за раздела сфер влияний 35 или 0.03%;

- ненависть вражда на религиозной почве 22 или 0.002%;

не трудно выделить что корыстная (мы бы добавили, «наживательская») мотивация обуславливает 50% всех побуждений преступников. В этом числе, очевидно, проявляется мотив в виде зависти по отношению к тем, кто несправедливо нажил достояние, некое стремление к восстановлению «справедливости», т.е. некая робингудовская мотивация.

Мы воспроизвели аналитическую схему мотивации, представленную авторитетной криминологической организацией, но, думается, что она далеко не совершенна и проблему мотивации применительно к личности преступников надо еще подробно исследовать.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.