Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Причины латентности преступлений.





В криминологии латентной преступности в качестве одной из серьезных проблем рассматривается проблема причин латентности преступлений. Под причинами или факторами латентности преступлений следует понимать совокупность обстоятельств социального, правового, личностного и иного характера, препятствующих выявлению (установлению), регистрации и учету преступлений, а также их раскрытию, в том числе обеспечению полноты раскрытия преступлений. В данном случае понятие «совокупность обстоятельств социального характера» охватывает и определенные издержки в деятельности правоохранительных, судебных, надзорных и контрольных органов. Именно к их полномочиям относится установление преступлений, выявление лиц, их совершивших, осуществление регистрации и учета преступлений, отправление правосудия.

При рассмотрении вопроса о понятии латентной преступности было подчеркнуто, что она имеет двоякую природу. С одной стороны, латентная преступность имеет место там, где о её обнаружении и уголовном преследовании не проявляют заботу причастные к ней лица – потерпевшие, виновные либо прикосновенные лица, то есть те, кто непосредственно вовлечен в сферу уголовно-правовых отношений либо располагает информацией о совершенном преступлении. С другой стороны, информация о преступлении обнародуется, становится достоянием органов уголовного преследования и правосудия, но последние либо не придают ей должного значения, либо им не удается раскрыть преступление и изобличить виновных. Поэтому и факторы, способствующие латентности преступлений, следует искать в этих двух плоскостях.

Разнообразие проявлений и множественность факторов латентности преступлений вызывает необходимость их классификации. Основой для этого, на наш взгляд, могло бы служить изучение поведения субъектов уголовно-правовых отношений. Как известно, основными участниками уголовно-правовых отношений являются субъект преступления (личность преступника), потерпевший, прикосновенные лица и государство в лице органов уголовного преследования и правосудия. От их поведения в конкретных обстоятельствах совершения преступления в значительной мере зависит исход дела: удастся ли выявить (установить) преступление и преступника, будет ли привлечен он к ответственности, понесет ли заслуженное наказание либо преступление останется неизвестным, а значит и латентным.

Факторы естественной латентности преступлений, связанные с поведением преступника, весьма обширны и разноплановы. Закономерности их проявления обусловлены рядом объективных и субъективных факторов. При этом следует обратить внимание на характер противоправной деятельности преступника, его специализация на преступном поприще и уровень профессионализма, авторитет в преступной среде и положение, которое он занимает в иерархии преступного формирования. Не менее важны личностные качества: наличие опыта преступной деятельности, в том числе и навыки по ее конспирации, психологическая устойчивость и физическое состояние, решительность, коммуникабельность и предприимчивость, умение быстро ориентироваться и приспосабливаться к новым для себя условиям, принимать правильное решение в экстремальной ситуации, обширность криминальных связей, авторитет и влияние как в преступной среде, так и среди коррумпированной части высокопоставленных должностных лиц, материальные возможности, мобильность, техническая оснащенность, вооруженность и прочее. Изощренность и оперативность проведения преступных акций, а порой и сама их возможность, в последние годы все чаще связаны с применением новейших технических средств. Преступники проявляют завидную оперативность и изобретательность в этой области, включая в свой «производственный цикл» все новые и новые достижения научно-технической мысли. Не только среди криминологов, но и политиков растет озабоченность нарастающим процессом «технологизации» преступности, что позволяет изощреннее, без видимых следов совершать тяжкие преступления. Сегодня это в первую очередь относится к технологиям, связанным с обработкой информации. Именно в связи с этим фактором существенно возросла уязвимость банковских и кредитно-финансовых учреждений, где в последние годы резко увеличилось использование компьютерной техники. Обрабатывающие данные системы в настоящее время играют доминирующую роль в обработке и осуществлении всех типов финансовых операций как внутри страны, так и вне ее пределов. Поэтому преступления, связанные с использованием компьютеров, являются подлинным отражением современной модернизации экономики и одновременно возросшей ее уязвимости, возникшей в результате все более широкого использования систем электронной связи, которые, как убеждает судебно-следственная практика, не могут быть абсолютно надежны.

Профессионализм преступников, действующих в кредитно-банковской сфере, сопровождается порой не только невмешательством, но и прямым или косвенным попустительством со стороны коррумпированных лиц в государственном, управленческом и контрольно-ревизионном аппаратах.

Разного рода психическое воздействие, оказываемое на потерпевших со стороны виновных лиц, также заметно влияет на латентность ряда преступлений. Формами такого давления, как правило, являются уговоры, подкуп, шантаж, а то и физическое воздействие, направленное на устрашение потерпевшего, с тем, чтобы воспрепятствовать разглашению совершенного преступления. В республиках Северного Кавказа для этого довольно часто прибегают к услугам авторитетных родственников, кунаков, используя традиционное почитание родственных, кунакских связей в общественной психологии кавказцев. Представители виновника преступления находят среди родственников потерпевшей стороны лиц, пользующихся большим уважением и авторитетом, к тому же нередко занимающим ответственное должностное положение, уговорам которых «подписать мировую» не смогли бы противиться потерпевшие. Им поручается роль посредников в примирении сторон. В основном подобные «миротворческие» миссии приводят к достижению поставленной цели. Уважительность, сохранившееся почитание кровно-родственных и кунакских отношений способствуют достижению мировых соглашений между сторонами преступного конфликта. Преступник же остается безнаказанным, ограничившись компенсацией причиненного материального, а порой, и морального вреда.

Одним из распространенных факторов латентности преступлений, традиционно характерным для Северо-Кавказского региона и получившим в последние годы широкое и повсеместное распространение, является компенсационное соглашение между преступником и потерпевшим. Достижение консенсуса между сторонами обычно связано с тем, что уличенный в совершении преступления лицо компенсирует причиненный потерпевшему материальный и моральный ущерб при условии, что последний не заявит о случившемся в правоохранительные органы. Основой взаимоотношений в подобных ситуациях является принцип возмездности. В современной жизни можно встретить множество конкретных форм проявлений указанного принципа. Это – компенсация врачебному персоналу за оказанную медицинскую помощь, компенсация за протекцию, за причиненный вред здоровью и даже за изнасилование и причинение смерти.

Распространенность компенсационной системы в известной мере связано с возрождением соответствующих адатов (норм обычного права) в новых исторических условиях. Причем, следует подчеркнуть, что современное материальное и духовное состояние общества, трансформируемое в рыночные условия жизнедеятельности, оказывают заметное стимулирующее воздействие на этот процесс. К тому же этому активно содействуют и некоторые новеллы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, допускающие подобного рода компенсационные сделки в уголовном судопроизводстве.

Эффективность борьбы с латентной преступностью во многом определяется активностью населения, его нетерпимостью к лицам, нарушающим закон. Увеличение штатов сотрудников правоохранительных органов имеет свои пределы. Даже при полной их укомплектованности, вполне очевидно, что они не в силах устанавливать (выявлять) каждый факт совершенного преступления. Особенно это относится к распространенным правонарушениям. Успех борьбы с такого рода деяниями в первую очередь определяется отношением окружающих виновного лица к его поступку, принципиальностью их позиций.

Изучение положения дел в этой области свидетельствует о многочисленных фактах инертности, благодушия и преступного попустительства со стороны свидетелей и прикосновенных к преступлению лиц. В известной мере это связано и с отсутствием процессуального механизма обеспечения безопасности лиц, содействующих правосудию. Совершенствование лишь уголовно-правовых гарантий безопасности, хотя и имеет положительные последствия, но оказывается явно недостаточным и не может решить в целом проблему безопасности указанных лиц. Незащищенность лиц, способных содействовать правосудию, от противоправного воздействия, включающего подкуп, уговоры, временную изоляцию, шантаж и даже физическое устранение, побуждает их уклоняться от выполнения своего гражданского долга.

Среди факторов, способствующих искусственной латентности преступлений, следует особо обратить внимание на издержки и недостатки, связанные с регистрацией и учетом преступлений.

Исследования свидетельствуют о том, что разного рода манипуляции при регистрации и учета преступлений, направленные на сокращение реальных сведений о преступности, стали повсеместными и типичными явлениями. О том, что указанная практика широко распространена и к тому же имеет тенденцию к росту, свидетельствуют следующие данные. Так, если количество официально установленных случаев укрытия преступлений от учета работниками внутренних дел в 1996 году по Республике Дагестан составило 134 преступления, то в 2000 г. эта цифра возросла до 257 случаев или 1,6 % от общего количества зарегистрированных преступлений. В целом же по стране только за 2000 г. число укрытых сотрудниками милиции так называемых «неочевидных преступлений», восстановленных на учет работниками прокуратуры, составило более 104 тысяч (См. Прокурор – не лакировщик действительности…// Росс. газ. 2001. 18 мая.).

Возложение ответственности за состояние преступности только на правоохранительные органы, которые одновременно решают задачу уголовного преследования и привлечения виновных лиц к ответственности, часто приводит к постановке нереальных целей. Недостаток профессионализма и ресурсного обеспечения не позволяет им объективно достичь высокого показателя процента раскрываемости, «сократить» количество преступлений. Поэтому в погоне за процентами некоторые сотрудники вынуждены подгонять реальные показатели под требуемые. Если принять во внимание, что учет и регистрация преступлений в основном возложены на сами правоохранительные органы, то становится понятным, каким образом можно достичь высокого процента раскрываемости преступлений, сократить количество преступлений. Механизм подгонки показателей под требуемые не сложен. Существуют почти два десятка их конкретных разновидностей, которые, в конечном счете, ведут к искажению отчетных данных о преступности.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.