Характеристика основных групп факторов развития личности, их влияние на становление человека
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика основных групп факторов развития личности, их влияние на становление человека





Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию. 3 фактора – природно-биологический, социокультурный и фактор собственной активности. Человек = био + социо + дух (2 и 3 являются продолжением первого. Не может быть перестановки слагаемых).

· Природно-биологический. – Что влияет? Состояние здоровья, наследственность (задатки и способности), природно-географическая среда. Как влияет на обучение и воспитание? Принципы наглядности. Природосообразности от простого к сложному, доступности уровней знаний, систематичности и последовательности, прочности. Зона ближайшего развития, учёт сенситивных (чувств. к развитию) периодов развития, учёт возрастных особенностей. Формирует личную ответственность за развитие ноосферы (биосфера с человеческим разумом), вопросы: «Что я за гражданин Вселенной?»

· Социокультурный – Что влияет? Социальные условия жизни человека, специальные органы педагог, родители, процессы: обучение, воспитание, стихийные (друзей, врагов, фильмы и книги). Как влияет? Принцип трудосообразности (основывается на общечеловеческих ценностях культуры + особенности нац. культуры и окружения – принцип научности. Воспитывающий характер обучения, связь теории с практикой, воспитывать для места и времени.

· Фактор собственной активности – Что влияет? Саморазвитие, выбор, характер (стремления, желания, мотивация, ВОЛЯ – свойство сознательно управлять собой, поступками, своим поведением), рефлексия (осмысление и осознание себя, своей деятельности, поступков и тд) Как влияет? Принцип самодеятельности: знание не следует сообщать учащемуся, но его нужно привести к тому, чтобы он сам их находил и самостоятельно ими овладевал. Метод обучения – наилучший и самый сложный и редкий. А. Дистервег: «Самодеятельность, активность, инициативность – важнейшая черта личности». Принцип сознательности и активности, развивающий характер обучения



· На этих факторах строится педагогический процесс!

Для общего развития - наследственность; - среда; - воспитание; - деятельность.

Наследственность – это те особенности, которые передаются от родителей к детям, что заложено в генах, идёт от рождения (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).

Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие. Среда бывает 3 видов:

- биологическая (климат); - социальная (общество);

-педагогическая (учителя, семья, коллектив).

Среда как фактор развития личности предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству, характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых оградить от социальной среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов познания и др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.

Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.

Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Особенности воспитания как фактора развития личности:

- в отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Воспитание осуществляется по специальным научно обоснованным программам.

- оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия;

- воспитательный процесс строится по определенной системе. Единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.

Наследственность, среда, воспитание все же не обеспечивают полноценного развития ребенка, т. к все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он никак не влияет на то, что будет заложено в его генах, не может изменить среду, не определяет цели и задачи собственного воспитания.

Но человек обладает удивительной особенностью - активностью. Активность проявляется в познании мира. Именно активность позволяет малышу овладевать способами действия с предметами. Таким образом, активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.

У человека активность облекается в социальные формы – разные виды деятельности: игру, труд, учение. Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра - на удовлетворение потребности проявить активность в той сфере, в которой невозможно реальное действие; труд- на удовлетворение потребности в получении реального результата, в самоутверждении, учение - на удовлетворение потребности в познании и т.д.

В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности

• генотип человека;

• социальная среда;

• активность в деятельности и общении;

• жизненный опыт; природные факторы;

• уникальный индивидуальный опыт.

Остановимся более подробно на их характеристике.

-Генетические факторы формирования личности. Они являются основными на начальных этапах развития ребенка, поскольку получены еще при рождении. Дело в том, что наследственные особенности – это база для формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах индивида, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и способ его функционирования в окружающем мире. Генетическая наследственность будет во многом объяснять индивидуальность, отличие от других, поскольку не существует одинаковых субъектов с позиции наследственности.

- Культурные факторы формирования личности. Любое цивилизованное общество обладает конкретным набором социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех членов данной культуры. Поэтому постепенно формируется модельная личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно привить каждому своему члену. Следовательно, в любом социуме при помощи культуры будет формироваться человек, который легко идет на контакты и сотрудничество. Если же будут отсутствовать такие эталоны, то это поставит субъекта в ситуацию культурной неопределенности. Как холодная вода влияет на здоровье? Куда уходит сексуальное желание с возрастом? Что будет, если на месяц отказаться от спиртного и сладкого.

-Природные факторы формирования личности оказывают влияние на развитие человека. Является очевидным, что климатические условия воздействуют постоянно на поведение, участвуя в его становлении. Важным в этом процессе становится многое. Так, люди, которые выросли в различном климате, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей. Окружающая природа влияет постоянно, благодаря чему изменяется личностная структура.

-Самую большую группу составляют социальные факторы формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится человеком. Социальное окружение влияет на процесс социализации, благодаря которой индивид усваивает нормы группы и происходит формирование своего "Я". В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в процессе социализации имеет несколько различных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее. Она может быть как первичной, протекающей в семье, так и вторичной, реализующейся в социальных институтах (дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, ВУЗах и трудовых организациях). При наличии неудачной социализации индивида к имеющимся культурным законам и нормам, у последнего могут развиться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.

-Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие опыта человека. Сущность их воздействия заключается в следующем: каждый может попасть в разнообразные ситуации, в ходе которых он будет испытывать внешнее влияние. Последовательность подобных моментов уникальна для любого. Но в результате прохождения этих ситуаций каждый человек потом будет предвосхищать любые события, исходя из отрицательного или положительного опыта. Поэтому, если рассматривать основные факторы формирования личности, то основополагающим станет именно уникальный индивидуальный опыт.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.