Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История пластиковых карточек в России





Аннотация

 

Данный документ предназначен для проведения лекционных занятий по теоретическому курсу «Основы бухгалтерского учета операций с пластиковыми картами (технология, бухгалтерский учет)» (1 часть).

 

Требования к знаниям слушателей:

· Общие знания основ банковской технологии и банковской системы в рамках темы 1 «Основы банковского дела» (Вводный курс);

· Знание основ бухгалтерского учета системы в рамках темы 2 "Основы бухгалтерского учета" (Вводный курс).

· Знание основ РКО в рамках темы 3 "Основы расчетно – кассового обслуживания (РКО)";

· Знание основ внебалансового учета в рамках темы 4 "Внебалансовый учет».

 

По итогам обучения, слушатели должны освоить следующие вопросы, рассматриваемые в данной теме:

 

· Ознакомиться с основными понятиями использования пластиковых карт;

· Ознакомиться с существующими нормативными документами по этим банковским услугам;

· Получить представление о структуре карточной платежной системы, и ее участниках;

· Ознакомиться с внутрибанковскими правилами ведения таких операций.

 

Теоретический курс рассчитан на сотрудников компании.

Программой курса предусматривается обязательное итоговое тестирование.

Курс состоит из 2 частей, продолжительность первой части:

· Лекции – 2 часа;

· Самостоятельная работа и ответы на тесты 2 часа.


«Основы бухгалтерского учета операций с пластиковыми картами (технология, бухгалтерский учет)»

(1 часть)

1. Основные понятия использования пластиковых карт......................................................... 4

1.1. История пластиковых карточек в России.............................................................................. 5

1.2. Карточные платежные системы.............................................................................................. 6

1.3. Направления использования карточных платежных систем............................................... 7

1.4. Пластиковая карта как платежный инструмент................................................................... 7

1.5. Персонализация пластиковых карт......................................................................................... 8

1.6. Классификация пластиковых карт.......................................................................................... 9

2. Нормативные документы.......................................................................................................... 11

3. Карточная платежная система и ее участники..................................................................... 12

3.1. Держатели пластиковой карты............................................................................................... 13

3.1.1. Операции, совершаемые с использованием платежных карт Банка клиентами – физическими лицами........................................................................................................................................................ 13

3.1.2. Операции, совершаемые с использованием платежных карт Банка клиентами – юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями......................................................................... 14

3.1.3. Операции, совершаемые с использованием расчетных карт Банка, связанные с собственной хозяйственной деятельностью Банка............................................................................................ 14

3.2. Банк-эмитент............................................................................................................................. 14

3.2.1 Эмиссия банковских карт..................................................................................................... 14

3.2.2. Распространение платежных карт...................................................................................... 15

3.2.3. Порядок расчетов Банка с клиентами при эмиссии банковских карт............................... 16

3.2.4. Порядок ведения счетов клиентов при эмиссии банковских карт.................................... 16

3.3. Банк-эквайер............................................................................................................................. 17

3.3.1. Эквайринг платежных карт................................................................................................. 17

3.3.2. Расчеты по операциям с использованием платежных карт............................................... 17

3.4. Расчетный банк......................................................................................................................... 18

3.5. Процессинговый центр и коммуникации............................................................................. 19

3.6. Предприятие торговли и другие точки обслуживания........................................................ 20

3.6.1. Процедура авторизации в точках обслуживания............................................................... 21

3.7. Технические средства............................................................................................................... 21

3.7.1. POS-терминал...................................................................................................................... 21

3.7.2. Импринтер........................................................................................................................... 22

3.7.3. Банкомат.............................................................................................................................. 22

3.8. Процесс проведения операций с использованием платежных карт.................................. 23

4. Отчетность и налогообложение по операциям с платежными картами.......................... 26

4.1. Сведения о деятельности кредитных организаций (их филиалов) в части расчетов с использованием платежных карт............................................................................................................................... 26

4.2. Сведения кредитных организаций о начале (завершении) эмиссии и (или) эквайринга платежных карт.................................................................................................................................................... 26

4.3. Налогообложение операций с платежными картами.......................................................... 27

4.3.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)........................................................................... 27

4.3.2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)....................................................................... 27

Список источников......................................................................................................................... 28

Список учебных пособий.............................................................................................................. 28

Нормативные документы.............................................................................................................. 28

Ресурсы Internet............................................................................................................................. 28

 


Основные понятия использования пластиковых карт

История развития хозяйственных систем представляет собой бесконечную цепь попыток упростить, облегчить и ускорить платежи и расчеты между участниками экономического оборота.

Под расчетами в данном случае понимается обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также между финансовыми посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств. Что касается платежа, то это безотзывная и безусловная передача денег плательщиком получателю, завершающая процесс расчетов.

Кроме налично-денежного обращения с появлением и развитием банков начала складываться система безналичных расчетов. Банки принимали депозиты и открывали счета фирмам и частным лицам. Это позволило осуществлять платежи не только путем передачи наличных денег, но и посредством перевода средств с одного счета на другой.

В настоящее время в хозяйственном обороте РФ находятся монеты и денежные купюры достоинством от 10 до 5000 рублей, на которых указано «Билет Банка России». Все остальные средства расчетов - безналичные. Одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов в сфере денежного обращения и является пластиковая банковская карта.

 

Примечание. Под безналичными расчетами понимают платежи, осуществляемые путем документооборота, как в виде материального обращения письменных документов, так и в электронном виде.

Пластиковая банковская карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются в предприятиях торговли/сервиса и банках, входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки

Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек следующие:

 

Для банков, инициаторов внедрения кредитных и других видов карточек, эти операции:

· Открывают новые перспек­тивы финансового обслуживания клиентов;

· Увеличивают количество привлеченных ресурсов (деньги на счетах, страхо­вые депозиты);

· Дают возможность перекрестной продажи дополнительных продуктов и услуг владельцам;

· Расши­ряют возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам;

· Увеличивают численность клиентской базы за счет предоставления услуг нового типа;

· Снижают расходы на обслуживание наличного оборота и т.д.

· Увеличивают количество потребительских ссуд;

· Снижают объем используемой в расчетах наличности и, следовательно, снижают стоимость операций;

· Позволяют разгрузить центрального офиса банка от наплыва клиентов.

 

Но чтобы карточные проекты были эффективны, банки идут на определенные, немалые расходы, такие как:

· Плата за вступление и членство в платежных системах;

· Затраты на организацию собственного процессингового центра;

· Затраты на создание инфраструктуры для обслуживания карт.

Но основные затраты для банков приходятся на оплату участников карточной системы.

 

Для клиентов - это возможность:

· Удобство пользования - владельцу карты не нужно иметь при себе крупные денежные суммы при посещении магазинов и предприятий сервиса, что снижает риск потери или хищения наличных денег, и в любой момент он может сделать крупную покупку, о кото­рой заранее не известно, где она может произойти;

· Для кредитных карт - возмож­ность получения кредита и в момент покупки использовать кредитную линию (согласие банка предоставлять заемщику ссуды в пределах заранее оговоренного лимита - причем лимит ее восстанавливается по мере погашения долга); Возможность проведения безналичных платежей;

· Снятий наличных;

· Упрощения процесса конвертирования валюты;

· Отсутствия необходимости декларировать при пересечении границы денежные средства, находящиеся на карточном счете;

· Получения пользователем информации от банка в форме выписки со счета, что позволяет проверить каждую операцию и предъявить претензии в случае не­правильного оформления сделок;

· Наличия различных льгот:

o При приобретении товаров;

o Восстановление потерянных или украденных карточек и т.д.

 

К недостаткам расчетов по карточкам можно отнести:

· Плата за получение карты;

· Оплата обслуживание карточного счета;

· Снятие банком комиссионных за обналичивание денежных средств, конвертацию валюты;

· Ограничений сети приема карт и др.

 

Для предприятий торговли и сервиса:

· Уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств;

· Возможность снижения цен при продаже «валютных» товаров;

· Уп­рощение расчетов с покупателем (отсутствие сдачи и подсчета денег по­купателем и кассиром);

· Реклама предприятия и т. д.

 

Пользуясь преимуществами карточной системы, магазины идут и на дополнительные расходы:

· Затраты на приобретение или аренду необходимого оборудования;

· Оплата комиссионных, которые удерживаются банками при перечислении суммы средств на расчетный счет магазинов.

 

Для организаций и пред­приятий внедрение пластиковых карт для выдачи зарплаты своим сотрудникам позволяет сократить расходы:

o На кассовые операции и обналичивание средств;

o Инкассаторскую доставку денег на предприятие и т.д.

 

Для государства преимущества внедрения расчетов по пластиковым кар­там следующие:

· «Прозрачность» денежных потоков

· Снижение колоссальных затрат на инкасса­цию денежных средств по регионам;

· Снижение расходов на эмиссию и регенерацию банкнот и монет;

· Упрощение учета движения денег и взимание налогов;

· Снижение криминогенной обстановки вокруг предприятий и лиц, работающих с налич­ностью и т.д.

 

Карточные платежные системы

Банковские процедуры и системы межбанковского перевода средств в процессе своего развития видоизменяются и совершенствуются. Одной из основных задач по-прежнему остается стремление упростить движение денежных средств.

К наиболее распространенным карточным платежным системам можно отнести следующие:

Примечание. Карточная платежная система - совокупность экономических субъектов и отношений между ними, возникающих при совершении операций с использованием платежных карт и проведении расчетов по этим операциям.

· Diners Club International. Предприятие Diners Club, созданное в 1950 году, считается отправной точкой в истории развития карточной индустрии. Сегодня сервисная сеть международного элитного клуба Diners Club International (DCI) охватывает более чем 200 стран;

· Банкоматы с логотипом платежной системы Cirrus, которых по всему миру более 1 миллиона, и из них более 25 тысяч находятся в России.

· VISA International - это электронная платежная система, которая, являясь некоммерческой ассоциацией, объединяет более 22,000 банков-членов по всему миру. Visa выполняет посредническую роль между банками и занимается организацией расчетов и обеспечивает техническое взаимодействие между участниками системы.

 

· Карта Visa имеет несколько разновидностей:

§ Visa Electron - самая известная в России. Все торговые операции по этой карте проходят предварительную авторизацию банка, который подтверждает наличие достаточных денежных средств на счету держателя карты. Это означают, что карты Visa Electron могут выдаваться клиентам с ограниченной или нулевой банковской историей, а также клиентам, не имеющим опыта использования карт;

§ Visa Classic - стандартная карта этой группы;

§ Visa Gold - это разновидность карты Visa Classic с дополнительными возможностями. Обычно такие карты предлагаются постоянным клиентам банка с длинной банковской историей. По картам Visa Gold можно получить скидки и выгодные предложения по международной программе специальных предложений Visa;

§ Visa Platinum - еще более престижный продукт. Ее основные особенности с минимальным лимитом расходования средств несколько тысяч долларов или эквивалент суммы в национальной валюте;

§ Visa Infinite занимает самое высокое положение в иерархической структуре карт Visa. Она предоставляет своему владельцу набор эксклюзивных услуг, среди которых круглосуточная поддержка персонального менеджера для обеспечения деловых и личных потребностей. Расходный лимит по карте Visa Infinite составляет от $20 тыс. Карта также может быть безлимитной, что остается на усмотрение банка.

 

 

История Visa в России насчитывает более 18 лет. Первым российским финансовым институтом Visa в 1988 г. стало АО «Интурист». В марте 1988 года в рамках «Интуриста» была организована компания Интуркредиткард специально для работы с программой Visa. Первые пластиковые карты Visa были выданы АО «Интурист» советской олимпийской сборной, направлявшейся на Олимпийские игры в Сеул в сентябре 1988 года.

В 1989 году Сбербанк России стал первым банком-членом Visa. Число банков-членов Visa с тех пор неуклонно растёт.

Первый банкомат, в котором принимались карты Visa, был установлен в Москве в 1992 году Мосбизнесбанком.

Россия является приоритетным рынком для Visa. В сентябре 2000 г. в Москве было открыто представительство Visa, основной задачей которого является осуществление разносторонней поддержки банкам-членам, включая операционную поддержку, образовательные семинары, предоставление маркетинговых программ, а также управление рисками, предотвращение и борьба с мошенническими операциями.

С 2000 г. роль представительства расширилась, и теперь московский офис отвечает за развитие бизнеса и поддержку более чем 600 банков-членов Visa в России и СНГ. В основные задачи московского представительства Visa также входит:

помощь банкам-членам Visa в укреплении их финансовой безопасности и повышении рентабельности;

помощь банкам в управлении их карточными портфелями, расширении ассортимента и увеличении объемов безналичных розничных платежей;

выведение на рынок новых платежных продуктов и услуг;

налаживание отношений с местными поставщиками для индустрии карточных платежей;

финансовая поддержка местных дарований в культурной, художественной и спортивной сферах;

сотрудничество с правоохранительными органами в целях укрепления правовых барьеров на пути карточного мошенничества, а также предотвращения и/или расследования преступлений в карточной сфере.

Одним из приоритетных направлений своей деятельности Visa видит расширение географического присутствия в промышленных регионах России, таких как Урал, Поволжье, Северо-Западный регион и Западная Сибирь.

 

· MasterCard International -на сегодня это одна из самых широко известных платежных систем в мире. Сеть банкоматов MasterCard/Cirrus одна из самых больших сетей в мире с более чем 900 000 мест обслуживания на всех семи континентах. Иерархия этих карт аналогична картам Visa;

MasterCard Worldwide (NYSE: MA) — международная платёжная система, объединяющая 22 тысячи финансовых учреждений в 210 странах мира.

Основана в 1966 в результате соглашения между несколькими американскими банками об образовании ассоциации под названием Interbank Card Association. В 1968 было заключено первое международное соглашение с мексиканским банком Banko Nacional. В том же году было подписано соглашение и с европейской системой Eurocard, положившее начало стратегическому партнёрству между ассоциациями MasterCard International и Europay International. Современное название платёжной системы принято в 1979. Участники платёжной системы MasterCard International предлагают широкий выбор карточных финансовых продуктов для физических и юридических лиц.

Ассоциация MasterCard International управляется её участниками. В целях координации и управления глобальным бизнесом, обеспечения продвижения на рынках брэндов платёжной системы, разработки и внедрения новых технологий и стандартов была основана бесприбыльная (некоммерческая) неакционерная корпорация MasterCard International Incorporated.

Бизнес-интересы платёжной системы MasterCard International подразделяются на 5 регионов:

  • Азиатско-Тихоокеанский регион;
  • Североамериканский регион;
  • Европейский, Ближневосточный и Африканский регион;
  • Латиноамериканский регион;
  • Регион Карибского бассейна.

MasterCard International Corporation владеет 100 % активов компании Cirrus Systems Incorporated, 51 % акций компании Mondex International, а также 50 % активов в Maestro International (совместном предприятии с Europay International S.A.)

Корпорация MasterCard International Incorporated и участники платёжной системы MasterCard International активно участвуют в разработке и внедрении технологий и стандартов микропроцессорных карточек, а также в продвижении карточек в качестве инструмента безопасных платежей на рынке электронной коммерции. В этих целях платёжная система участвует в работе нескольких международных консорциумов и форумом, работающих над внедрением стандартов мультифункциональных микропроцессорных карточек. В настоящее время участники платёжной системы приступили к реализации программ перевода карточных портфелей на чиповые технологии.

MasterCard является основным конкурентом системы VISA.

[править] Типы выпускаемых банковских карт

Cirrus

Maestro

MasterCard Unembossed

Неперсонифицированная карта, аналог Standard

Mastercard Mass (Standard)

Наиболее популярная[ источник? ] пластиковая карта платёжной системы Europay/Mastercard. Карта эмбоссированная (хотя бывают и исключения) что позволяет проводить операции с помощью импринтера, имеет магнитную полосу и/или чип для проведения операций в предприятиях торговли и сервиса, оборудованных электронными терминалами, также возможна оплата картой по телефону и сети Internet.

Mastercard Gold

Mastercard Platinum

MasterCard Virtual

специальная карта, позволяющая своему владельцу совершать покупки в интернете. MasterCard Virtual не предназначена для оплаты покупок в обычных магазинах, снятия наличных в банкоматах и оплаты через интернет таких услуг, как бронирование билетов, отелей, автомобилей и т. п. Это несколько ограничивает сферу применения виртуальной карты, но зато исключает риск того, что вашей картой воспользуются злоумышленники. Виртуальная карта незаменима, если вы хотите отделить платежи в интернете от всех остальных расходов. В этом случае для расчетов в сети вы сможете использовать карту MasterCard Virtual, а для оплаты обычных расходов — другую пластиковую карту.

 

 

Примечание. VISA и MasterCard — это международные платежные системы (МПС), обеспечивающие оплату с использованием пластиковых карт, эмитируемых разными банками. Разница между ними несущественна для рядового пользователя. Но есть и отличие: внутренняя расчетная валюта VISA — только доллары США (соответственно, валюта покупки конвертируется сначала в доллары, затем получившаяся сумма — в валюту счета пользователя). MasterCard внутри зоны ЕВРО расчеты ведет в ЕВРО, вне этой зоны — в долларах.

 

· American Express. Американская диверсифицированная корпорация, оперирующая на рынках международного делового и частного туризма, финансовых услуг и электронной коммерции. Оказывает услуги физическим и юридическим лицам. Одна из первых компаний, создавших платежную систему на основе пластиковых карточек; первая в мире компания - эмитент дорожных чеков. Наряду с банками различных стран, и банки России занимаются распространением этих карт;

 

· JCB International - эта крупнейшая в Японии и одна из ведущих платежных систем мира. Несмотря на поздний старт индустрии карт, Япония обошла к 1980 все европейские страны и вышла на второе место после США по количеству карт;

 

 

· СБЕРКАРТ - крупнейшая российская платежная система. Микропроцессорная карта Сбербанка России СБЕРКАРТ используется для совершения безналичных расчетов на территории России, а также для получения наличных денежных средств в филиалах и банкоматах Сбербанка России.

 

· По данным на 1 марта 2009 г. объем эмиссии карт в системе превышает 4,8 млн. штук.

· Операции по обслуживанию карт СБЕРКАРТ проводятся в более чем 8.9 тыс. пунктах выдачи наличных, 8,5 тыс. банкоматах, оплата товаров и услуг осуществляется в 15,8 тыс. предприятиях торговли и сферы обслуживания во всех регионах РФ.

· По данным на 1 июля 2008 г. объем эмиссии карт в системе превышает 3,15 млн. штук.

Нормативные документы

При осуществлении операций с платежными картами используется целый ряд нормативных документов:

· Федеральные законы (ссылки на них приводятся в преамбуле Положения ЦБ РФ № 266-П):

o «О Центральном Банке РФ»;

o «О банках и банковской деятельности»;

o «О валютном регулировании и валютном контроле».

· Гражданский кодекс РФ (определяет, в частности, понятие договора банковского счета);

· Налоговый кодекс, часть вторая ( определяет особенности налогообложения операций с использованием банковских карт);

· Документы Банка России, непосредственно связанные с порядком осуществления операций с платежными картами:

o Положение ЦБ № 266-П;

o Письмо № 85-Т от 10 июня 2005 г. О ПРИМЕНЕНИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ;

o Письмо № 86-Т от 10 июня 2005 г О СОСТАВЛЕНИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ;

· Положение ЦБ № 302-П;

· (в части операций с наличностью);

· Положение ЦБ № 54-П (в части представления кредитных услуг и осуществления операций с использованием расчетных и кредитных карт);

· Положение № 318-П ЦБ РФ об операциях с наличными денежными средствами, в том числе с иностранной валютой (в части п. 3.8. Положения № 266-П):

· УКАЗАНИЕ № 1688-У в части отмены ОБ ОТМЕНЕ требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций;

· Положение ЦБ № 39-П (определяет порядок привлечения и размещения средств банками по операциям с использованием банковских карт, начислением, выплатой и получением процентов);

· Положение ЦБ № 242-П (в части определения порядка управления рисками в банковской деятельности, в том числе кредитного);

· Порядок противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 1.14. Положения ЦБ № 266-П) установлен в таких нормативных документах, как:

o Федеральный законом № 115-ФЗ;

o Положение ЦБ № 262-П.

· Положение ЦБ РФ, определяет способы оценки риска:

o Положение ЦБ № 283-П;

o Положение ЦБ №254-П.

 

Полностью перечень нормативных документов и других источников по данной теме приводится в разделе «Список источников» данного документа.


Рис.1. Общая схема взаимодействия участников карточной платежной системы.

 

Операции в карточной платежной системе можно в условно представить в виде связей на рис.1

1. Банк – эмитент – Держатель карты ( оформление и выдача карты, проведение расчетов)

 

2. Держатель карты - Предприятие торговли, услуги (предъявление карты для оплаты покупки, получение товара или услуги);

3. Предприятие торговли, услуги – Процессинговый центр (обмен информацией по авторизации);

4. Предприятие торговли, услуги – Банк Эквайер (расчеты банка-эквайера с предприятием торговли);

5. Банк Эквайер – Платежная система [Расчетный Банк] – Эмитент (расчеты между банками по операциям в Платежной системе через Расчетный банк или напрямую);

6. Процессинговый центр Банк – эмитент (обмен информацией по расчетам и остаткам на счете).

 

Держатели пластиковой карты

Держатели пластиковой карты – это физические лица, в том числе уполномоченные юридическими лицами, совершающие операции с использованием банковских карт в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом. (Положение ЦБ № 266, пункт 1.4.)

Клиент – физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившее с Банком договор (банковского счета, банковского вклада, кредитный договор и пр.) предусматривающий совершение операций с использованием банковских карт.

Клиентом в данном случае может быть и сам банк, совершающий карточные операции, связанные с собственной хозяйственной деятельностью (осуществляется на основании распоряжения руководства Правления банка);

 

Внимание. Клиент и Держатель – не обязательно одно и то же лицо. Клиентом может быть юридическое лицо, а Держатель карты в этом случае – уполномоченное Клиентом физическое лицо, совершающее операции с использованием карты.

Владелец или Собственник карты - в Положении ЦБ № 266-П этот термин вообще не определяется, в ряде других источниках появляется в двух совершенно разных значениях:

1) Владелец карточки (Card owner) – организация – эмитент банковской карточки (информация, нанесенная на оборотную сторону карты).

2) Держатель банковской платежной карты – лицо, информация о котором нанесена на карту (имя, фамилия, образец подписи), которое уполномочено распоряжаться карточным счетом.

 

Банк после проверки финансового положения и кредитоспособности своего клиента принимает решение о выдаче ему карточки. Учет операций проводимых с помощью пластиковой карты осуществляется на специальном счете. Отношения между банком и владельцем карточки оформляются договором, в котором обуславливается порядок взимания комиссии, получения и оплаты процентов.

Основные операции с карточкой ее держатель совершает в магазинах (торговых предприятиях) и других пунктах, предоставляющих различные виды услуг. При этом данные торговые предприятия должны входить в платежную систему, поддерживающую расчеты с помощью такой карточки. Они должны иметь возможность получить на свои счета в банках суммы за предоставленный товар и услуги владельцам карточки. Обслуживание таких торговых предприятий осуществляют банки-эквайеры ( см. п.3.2). В частном случае это может быть тот же банк-эмитент, выдавший пластиковую карту. Возможно существование в системе и третьего - расчетного банка (см. п.3.4). Он позволяет проводить расчеты между банком-эмитентом (см. п. 3.3) и банком-эквайером, но наличие в системе этого банка тоже не обязательно.

 

Банк-эмитент

 

Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте с возможным внесением клиентом некоторых средств на этот счет или без такового. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.

При выдаче карточки осуществляется ее персонализация.

Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему:

· Эмиссия (выпуск) банковских карт;

· Работа с клиентами;

· Авторизация;

· Расчеты по операциям с использованием платежных карт;

· Получение комиссии за обмен информацией;

· Подготовка и высылка владельцу карточки выписки по счету с указанием сумм и сроков погашения задолженности;

· Взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита;

· Маркетинг и т.д.

 

Банк-эмитент выдает карты клиенту лично. Вместе с картой клиент получает конверт с PIN-кодом.

Банк-эмитент периодически посылает клиенту выписку с его счета, с отображением движения средств. В настоящее время такая услуга многими банками предоставляется через Интернет, а по отдельным запросам клиент может получить заверенную банком выписку в виде бумажного документа.

 

Эмиссия банковских карт

 

Эмиссия банковских карт – выдача на территории РФ банковских карт (Положение ЦБ № 266, общая часть). Деятельность по выпуску банковских карт, открытию счетов и расчетно-кассовому обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им банковских карт.

Банк осуществляет выпуск - эмиссию банковских карт, как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения их держателями операций с денежными средствами, находящимися у Банка, в соответствии с законодательством РФ и договором с Банком.

В рамках эмиссии Банк осуществляет следующие функции:

 

· Выпуск карточек:

o Кодирование и запись персональных данных владельца карточки;

o Эмбоссирование;

o Высылка карточки клиенту;

o Возобновление карточки, в случае ее утраты.

· Заключение договоров банковского счета:

o кредитных договоров,

o договоров, предусматривающих совершение операций с использованием предоплаченных карт;

· Анализ кредитоспособности (для кредитных карт):

o Оценка финансового положения заявителя;

o Определение кредитного лимита.

· Открытие и ведение банковских счетов клиентов для осуществления операций с использованием банковских карт;

· Прием денежных средств от клиентов и зачисление на банковский счет для осуществления операций с использованием банковских карт;

· Выдача кредитов по кредитным картам;

· Авторизация (см. более подробно п.3.7.1.):

o Ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки в автоматическом режиме или по телефону;

· Получение и оплату комиссий за совершение операций, обмен информацией;

· Подготовка и высылка владельцу карточки выписки по счету с указанием сумм и сроков погашения задолженности;

· Бухгалтерский учет операций по карточному счету;

· Контроль превышения кредитного лимита, взыскание просроченной задолженности;

· Работа с клиентами

o ответы на запросы;

o рассмотрение жалоб;

· Обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством:

o Подготовка отчетов по украденным и подделанным карточкам;

o Блокирование счетов;

· Маркетинг:

o поиск новых клиентов;

o реклама;

o программы активизации операций по карточным счетам.

Банк - эмитент осуществляет эмиссию банковских карт следующих видов:

· Дебетовых (расчетных) карт, предназначенных для совершения операций ее держателем в пределах установленного Банком расходного лимита, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого Банком клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт);

· Кредитных карт, предназначенных для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных Банком клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора;

· Предоплаченных карт, предназначенных для совершения ее держателем – физическим лицом, операций, расчеты по которым осуществляются Банком от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к Банку по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств.

 

Банк-эквайер

 

В Положении ЦБ № 266 п. 1.9. дается следующее определение: «На территории Российской Федерации кредитные организации (далее - кредитные организации - эквайеры) осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (далее - эквайринг)»

Банк – эквайер - как посредник, помогает продавцу принимать платежи по платежным картам и/или обеспечивать выдачу наличных по картам других банков-эмитентов.

 

 

Эквайринг платежных карт

Эквайринг платежных карт, как определено в Положении ЦБ № 266, это:

· Расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт;

· Выдача наличных денежных средств держателям платежных карт других эмитентов.

 

В рамках эквайринга банки-эквайеры осуществляют весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания платежных карт:

· Обработку запросов на авторизацию;

· Процессинг торговых счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с карточками;

· Перечисление средств на расчетные счета точек за товары и услуги, предоставленные по карточкам;

· Распространение стоп-листов;

· Рассмотрение заявок торговых организаций на присоединение к системе расчетов, анализ кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверку торговцев, подозревающихся в мошенничестве;

· Маркетинг, помощь торговым предприятиям в приобретении оборудования для обслуживания пластиковых карт;

· Выдачу наличных по карточкам, как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы и т.д.

 

Примечание.

Процессинг -(англ. processing) - обработка операций, в результате которых осуществляются дебетование счетов держателей карт банками-эмитентами и перевод средств на счета точек приема карт банками - эквайрерами. Информа<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.