Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 1. Основы социального государства





Опорный конспект лекций по предмету «Основы социального государства»

Раздел 1. Основы социального государства

Тема 1.2. Основные модели социального государства

 

Понятие «социальное государство» впервые появилось в научной литературе в середине XIX века в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Один из основных разработчиков теории социального государства государствовед и экономист Лоренц фон Штейн считал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого.

Наиболее радикальную теоретическую основу интервенционистского социального государства выдвинул в 1879 году немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия (welfare state). Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф. Нойманн. В конституциях стран понятие «социальное государство» стало появляться после Второй мировой войны, в частности в Основном Законе ФРГ в 1949 году, Конституции Франции в 1958 году и в Конституции Испании в 1978 году. Государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, обеспечении социальной солидарности общества и заботы имущих и работающих о неимущих и неработающих, в осуществлении экономического и общественного прогресса всех членов государства, так как развитие одного является условием и следствием развития другого.

Позже, в начале ХХ века, применительно к вопросу о сущности государства появились и другие теории: элит, технократическая, теория плюралистической демократии, конвергенции, историкомaтepиaлиcтическая и др. После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии теории социального государства – возведение ее положений в конституционные нормы.

Многие зарубежные и отечественные исследователи наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонимов нередко употребляют также термины как «государство всеобщего благоденствия», «государство благосостояния».

Ряд авторов социальные проблемы государства рассматривают в рамках социально ориентированной экономики или социального рыночного хозяйства (зарубежные авторы – К. Ватрин, Г. Вильгеродот, Х. Ламперт и др.; отечественные ученые – Н. Волгин, Н. Гриценко, М. митриев, Е. Жильцов, С. Калашников, А. Котляр, Ю. Одегов, Б. Ракитский, А. Шулус). В теоретическом плане концепция государства всеобщего благоденствия вбирает в себя концепцию английского экономиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Приверженцы концепции государства всеобщего благоденствия связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству отводится роль нейтральной, «надклассовой» силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем установления принципа справедливого распределения и обеспечения благосостояния всех членов общества, перераспределения доходов, уничтожив таким образом неравенство. Государство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвердить возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. При этом главным средством обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами является экономический рост.

Некоторые принципы социального государства разрабатывались российскими политическими деятелями и учеными в конце XIX – в начале XX века. Профессор Московского университета Б.Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой, по его мнению, должна быть благотворительность, а только потом – государство. Эта схема может найти свое применение в экономически слабой России на начальном этапе становления социального государства.

П.И. Новогородцев считал необходимым социальное реформирование общества осуществлять путем обеспечения каждому права на достойное человеческое существование. В 1909 году он в работе «Кризис современного правосознания» писал: «Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни, но это открывает для государства такую сферу деятельности, которая по своим размерам и возможным последствиям резко отличается от политической практики еще недавнего прошлого. Задача уравнения в правах, которую ставила французская революция, будучи великой по своему принципиальному значению, представляется необычайно легкой по своей простоте сравнительно с программой социальных реформ».

При разработке самого понятия «социальное государство», вытекающего из выбранной модели ее развития, нельзя прямо переносить ни западные, ни российские модели, разработанные для другой социально-экономической реальности.

Сегодня различные авторы по разному трактуют понятие «социальное государство».

Социальное государство – это такое государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно является правовым и демократическим государством. Именно такое определение дается и в Концепции социального государства РФ, разработанного при участии авторов книги данного учебника: «социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальное государство – самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь...

Тема 1.6. Гражданское общество и его отношения с социальным государством. Экономическая демократия

Опорный конспект лекций по предмету «Основы социального государства»

Раздел 1. Основы социального государства







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.