Объектное и предметное значение логики
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объектное и предметное значение логики





Существование, жизнь любого существа, в том числе человека, имеет место лишь в связи с существованием и жизнью мира в целом, или универсума. В контексте универсума проявляют себя бесконечные по разнообразию объекты, находящиеся в сложных взаимосвязях и обусловленностях и зачастую вовлекающиеся в предметно-практическую и познавательную жизнедеятельность. Органической частью, свидетелем и участником этого процесса является возникшее на планете Земля около сорока пяти тысяч лет назад (или — по другим данным — существенно раньше) представленное нами человечество вида Homo sapiens sapiens, понятие о котором, впрочем, как и любое понятие, сложилось не сразу и, постепенно развиваясь и совершенствуясь, продолжает уточняться по настоящее время. Так, в XVIII в., подчёркивая неотъемлемость искусственной («техничной», как неотделимой от деятельности и сознания людей) стороны в человеческой жизнедеятельности, Бéнджамин Франклин (1706-1790) предложил обозначать людей словосочетанием Homo faber (человек, создающий орудия труда). Такое обозначение наиболее соответствует линии выражения сути людей метафорой следующего рода: «В начале было дело». Однако это обозначение требовало, требует уточнения того, в чём же наиболее показательно выявляется собственно смысл человеческого, поэтому Карл Линней (1707-1778) предложил иное именование людей — Homo sapiens (человек разумный). Последнее обозначение наиболее соответствует линии другого метафорического выражения сути людей: «В начале было слово». В итоге возникло синтетическое именование — Homo sapiens faber, научно и философски продуктивно использовавшееся многими, например, Анри Бергсоном (1859-1941), Владимиром Ивановичем Вернадским (1863-1945) и др. Но в настоящее время в связи с палеоантропологическими открытиями под понятие Homo sapiens или Homo sapiens faber подпадают также и неандертальцы, т.е. Homo sapiens — это объективно родовое, а не видовое понятие. Следовательно, собственно видовое современное понятийное обозначение представленного нами человечества — именно словосочетание Homo sapiens sapiens. Мы — люди. И обладая рациональной формой получения, переработки и хранения информации, мы издревле стремимся использовать взаимосвязи и взаимообусловленности мира в целом всё более глубоко и всесторонне. Вспыхнувший когда-то в солнечной системе свет познания возрастает ударной волной интеллекта до масштабов космического явления, обеспечивая человеку как своему носителю-субъекту усиливающийся потенциал сопротивления энтропийным, разрушительным сторонам действительности. Как отмечают некоторые современные исследователи, человечеству на данный период его развития «среди всеобщей энтропийности природы» известно «единственное (разрядка Н.И. Кобозева. — А.С.) безэнтропийное, вполне упорядоченное явление — логическая продукция мозга и сознания»[3]. Источником последнего, по большому счёту, следует полагать сам универсум, т. е. то, что неразрушимо по самой сути своей. Таким образом, в логике в широком смысле сопрягается всё, что только мыслилось, мыслится и может быть мыслимо в будущем любым из разумных существ. То, что смысл разумности сопряжён с признаком «быть причастным логической деятельности» в её широком понимании, явствует уже из самого исходного, послужившего основой образования термина «логика» древнегреческого слова λόγος, введённого в качестве понятия в философское употребление Гераклитом из Эфеса (ок. 540-480 до н.э.) и значившего «речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера»[4]. Выявление закономерностей частей, сторон, факторов действительности, оснащение личности, взаимодействующей через знаковые системы с другими людьми, инструментарием правильного мышления — основная задача формальной логики. Принципиальное разграничение истины и лжи — её основной императив. Универсум выступает в отношении человека в виде упорядоченной, закономерно устроенной реальности только в том случае, если человек проявляет себя как обладающее сознанием, познающее разумное существо, потому-то основное содержание понятия «логика» сосредоточено в таких смыслах этого отношения как «закономерность» и «мышление». Для человека объектом логической проблематики является универсум в аспекте его смысловой (постигаемой разумом, мыслимой) упорядоченности. В свою очередь, объект логической проблематики в предметном раскрытии своего содержания предстаёт в трёх основных аспектах. В первом, предельно широком понимании, словом «логика» обозначают всякую необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений (условно — это «объектная логика»). В таком смысле наличие логики (логичность) констатируется применительно к любой объективной закономерности. Под данное осмысление подпадает и так называемая «диалектическая логика», сформировавшаяся в рамках классической философии благодаря деятельности многих мыслителей, в качестве наиболее значимых из которых принято называть уже упомянутого Гераклита — «великого диалектика Древней Греции» и великого диалектика XIX в. — Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).



 

v Пример

«Логика» вещей, фактов, исторического развития и т. п.: в отношении природных явлений человек осознаёт «логичность» того, что после вспышек на Солнце в ночном небе северных широт появляются «всполохи»; в отношении культуры — вслед за варварством прогрессивно развивающиеся ообщества вступают в стадию цивилизаций; в отношении параметров функционирования человеческого организма — в результате «сенсорного голода» человек лишается способности мыслить.

 

Но отнюдь не всегда при использовании термина «логика» речь идёт об объективных явлениях. Так в случае констатации логичности чьих-либо предположений мы имеем дело с процессом мышления как таковым, т. е. с необходимыми закономерностями во взаимосвязи мыслей познающего субъекта. При этом объектная закономерность выступает в качестве фундаментальной в отношении закономерности субъектной, последняя является опосредованным отражением объектной закономерности. Не искажающее закономерности объективных явлений, но следующее этим закономерностям хотя бы в интуитивном плане мышление осознаётся как объективно достоверное и субъективно правильное. В целом же при таком рассмотрении словом «логика» обозначают закономерности в связях и развитии мыслей (условно — «субъектная логика»).

 

v Пример

В отношении своих рассуждений или рассуждений других людей можно подметить такие признаки, как связанность, последовательность, полноту и т. д., что позволяет говорить о «логичности» (наличии логики) в таких рассуждениях: «Рассуждения Иванова логичны (не лишены логики)». В противном случае мы отмечаем факт нелогичности соответствующих рассуждений.

 

Пользуясь мышлением непроизвольно, столь же естественно, как дыханием или постижением окружающего мира при помощи органов чувств, мы, тем не менее, можем постигать структуру этих процессов. В этом случае применительно к процессу мышления нас будут интересовать те мыслительные процедуры и операции, выполнение которых собственно и делает наше мышление правильным. Прежде всего, заметим, что наши мысли, основываясь на полученной посредством анализаторов (органов чувств) и организованной в формах ощущений, восприятий и представлений, т. е. вырабатываемой на чувственном уровне познания, информации, сами по себе выходят за рамки связанных с чувствами пространственно-временных характеристик, относятся к области идеальной действительности. Это действительность рациональной ступени познания, где информация оказывается заключённой в отличные от свойственных чувственной ступени познания организационные формы, а именно: понятия, высказывания (суждения), умозаключения. Процедурами, постоянное исполнение которых ответственно за бытие этих форм, являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др. (о чём дополнительно и развёрнуто будет сообщено далее). Функционирование данных форм в целостном процессе абстрактного мышления имеет нормативный характер и проходит в виде стандартных логических операций, подчиняющихся общим законам и частным правилам, а именно: обобщения и ограничения, деления и классификации, определения понятий; доказательства и опровержения высказываний. В таком случае предметом «логики» становится системная совокупность форм абстрактного мышления, взятая в аспекте их нормативного правильного функционирования, и этот предмет существует исключительно в сфере научного постижения действительности. Применительно к выявленному предмету словом «логика» обозначают науку о формах, законах, операциях и методах правильного абстрактного мышления. Будем считать данное определение рабочим.

 

v Пример

Логично, что если мы знаем о наличии образования у каждого из своих знакомых, то мы знаем о том, что все знакомые нам женщины имеют образование; есть логика в рассуждениях: поскольку в нашей солнечной системе есть планетарная форма жизни, и существует множество звёздных систем, которые подобны нашей, то, вероятно, планетарная форма жизни не исчерпывается только имеющейся в нашей солнечной системе.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.